На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Методология исследования и система методов в психологии
Методология исследования и система методов в психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

План
1. Понятия о методологии и методе научного исследования.
2. Классификации методов психологии. Специфика выбора и применения различных методов.

1. Понятия о методологии и методе научного исследования


Методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Метод исследования - способ научного познания предмета науки, способ накопления о нём фактов (факты - это «воздух» для любого исследователя).
Методологические принципы психологии: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития и принцип личностного подхода.
Принцип детерминизма - психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий (причинная обусловленность).
Принцип сознания и деятельности - сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют непрерывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности.
Принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития, и в процессе этого развития.
Принцип личностного подхода ориентирует исследователей всех индивидуально- и социально-психологических особенностей человека на то, чтобы осмысливать их как особые качества, присущие каждому конкретному индивиду в отличие от других людей.
Этапы научного исследования: формулировка проблемы; выдвижение гипотезы; осуществление проверки гипотезы; интерпретация полученных результатов (Б.Г. Ананьев).
Метод психологии - способ познания психики, способ накопления о ней фактов.


2. Классификации методов психологии


Специфика выбора и применения различных методов
Классификация методов психологии по Б.Г. Ананьеву: организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный); эмпирические (наблюдение, эксеримент, самонаблюдение, анализ продуктов деятельности, моделирование, биографический); методы обработки данных (метод количественного анализа, метод качественного анализа); интерпретационные (генетический, структурный метод).
Методы психологии: субъективные и объективные (С.Л. Рубинштейн).
Субъективные методы - методы основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации.
Наблюдение, самонаблюдение, опрос, анализ продуктов творческой деятельности человека.
Научное наблюдение - метод психологии, заключается в фиксации проявлений поведении я и получении суждений о субъективных психических явлениях. Характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Научное наблюдение требует специальной подготовки, в ходе которой приобретаются специальные знания и содействующие объективности психологической интерпретации качества.
Виды наблюдения: сплошное («Дневник матери» В.С. Мухина) и выборочное (наблюдение Ж. Пиаже за проявлением мышления у детей); включённое и стороннее; свободное и стандартное.
Самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого субъекта.
Метод опроса. Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Есть несколько вариантов проведения опроса. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.
Виды опроса: устный (беседа), письменный (анкета); свободный опрос и стандартизированный.
Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки у исследователя, поскольку степень объективности ответов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса - анкета - перечень вопросов, которые даются для письменного ответа. Но ее недостатком является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых на ее вопросы и изменить в ходе исследования ее содержание.
Свободный опрос - разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется.
Эксперимент - основной метод психологии, опирающийся на точный учёт изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. В ходе эксперимента психолог вам создаёт необходимые условия, чтобы вызвать изучаемое явление.
Виды эксперимента: естественный и лабораторный (по форме организации); констатирующий и формирующий (по цели проведения).
Лабораторный эксперимент - проводится в специально организованных условиях, требует специальное оснащение, технику, испытуемый не знает о цели эксперимента.
Естественный эксперимент - проводится в естественных условиях, сочетает положительные стороны наблюдения и эксперимента.
Констатирующий эксперимент - это психологический метод, который устанавливает наличие определённого явления или факта. Констатирующий эксперимент имеет следующее назначение: измерения имеющегося уровня развития, а также получение начального материала для организации дальнейшего исследования, формирующего эксперимента.
Формирующий эксперимент обычно используют при изучении определённых путей развития личности. Целью формирующего эксперимента является: обучение знаниям и умениям, развитие навыков и определённых качеств личности.
Тест - (англ. «проба», «испытание») стандартизированное, часто ограниченное во времени, испытание, предназначенное для измерения индивидуально-психологических особенностей человека.
Вида тестов: устные и письменные; индивидуальные и групповые; тесты опросники и тесты задания; тесты личности и тесты интеллекта.
Требования к психометрическим тестам (Л.Ф. Бурлачу, С.М. Морозову):
1. Требование стандартизации - (от англ. standart) унификация, регламентация, приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста. Соблюдение одних и тех же условий при проведении теста с разными испытуемыми (стандартизация на этапе проведения теста и на этапе разработки теста). Выборка стандартизации. Статистические нормы.
2. Требование валидности теста. Валидность - это ценность, пригодность теста для измерения именно того, на что направлен тест. Это «... понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» (А. Анастази).
3. Требование надёжности теста. Характеристика теста, отражающая точность диагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Надёжность - это повторяемость результатов теста у одних и тех же испытуемых через определённый промежуток времени.
4. Требование адаптации теста. Очень многие тесты разработаны на западе и используются в России. Адаптация теста - (от англ. приспособление) - комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях его применения. Этапы адаптации теста: анализ исходных теоретических положений автора теста; Перевод теста и инструкции на язык пользователя; Проверка валидности и надёжности теста; Стандартизация теста на соответствующих выборках и получение новых статистических норм.
Одну из самых первых попыток разработать тесты сделал Ф. Гальтон (1822-1911 гг.). На Международной выставке в Лондоне в 1884 г. Гальтон организовал антропометрическую лабораторию (в дальнейшем переведенную в Южно-Кенсингтонский музей в Лондоне). Через нее прошло свыше девяти тысяч испытуемых, у которых измерялись наряду с ростом, весом и т.д. различные виды чувствительности, время реакции и другие сенсомоторные качества. Тесты и статистические методы, предложенные Гальтоном, в дальнейшем получили широкое применение для решения практических вопросов жизни. Это было началом создания прикладной психологии, получившей название «психотехника».
Этот термин вошел в лексикон ученых после публикации статьи Д. Кеттелла (1860-1944 гг.) «Умственные тесты и измерения» в 1890 г. в журнале Mind с послесловием Гальтона.
В 1905 г. французский психолог А. Бине создал один из первых психологических тестов - тест для оценки интеллекта детей.
В это же время разработка тестов как психологического метода осуществлялась и в России. Развитие данного направления в отечественной психологии того времени связано с именами А.Ф. Лазур- ского (1874-1917 гг.), Г.И. Россолимо (1860-1928 гг.), В.М. Бехтерева (1857-1927 гг.) и П.Ф. Лесгафта (1837-1909 гг.).


Вопросы для обсуждения и размышления


1. Как соотносятся между собой: метод, методология, методика исследования?
2. Естественные науки изучают явления природы с помощью объективных методов. Возможно ли объективное познание психических явлений?
3. Почему метод интроспекции был подвергнут жесткой критике?
4. Сравните достоинства и недостатки наблюдения и эксперимента как основных исследовательских методов психологии.
5. В чем преимущество формирующего эксперимента по сравнению с констатирующим?
6. На какие характеристики следует обращать внимание при выборе диагностических методик?
7. В чем заключается принципиальное отличие проективных тестов?
8. Какие психические явления возможно познать путем анализа продуктов деятельности человека?
9. Сформулируйте основные требования к проведению метода беседы и анкетирования, которых необходимо придерживаться, чтобы обеспечить объективность и надежность результатов исследования?
10. Интерпретация результатов психологического исследования во многом зависит от личности исследователя. Определите, с помощью каких факторов можно добиться предельно объективных результатов.


Задание 1. Какие методы психологии применены в следующих примерах?


1. Человек помещается в изолированную кабину, в специальном шлеме укрепляются приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под действием различных раздражителей или состояний организма (бодрствование, сон). Испытуемый перед проведением опыта получает соответствующую инструкцию. Все получаемые показатели фиксируются точной аппаратурой.
2. На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия детьми предметов; тщательно анализируя письменные работы школьников и сопоставляя данные с результатами других экспериментов, исследователь делает выводы об особенностях индивидуального стиля старшеклассников.
3. Для изучения эмоционального состояния испытуемому предъявляют «страшные» картинки и регистрируют при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.
4. Изучаются индивидуальные особенности ритмических движений детей. Проводится весёлая игра - «Танец кукол». Всё идёт хорошо, пока группа участвует в общем танце. Дети уверенно двигаются по кругу, делают незамысловатые па. Но вот руководительница предлагает Ларисе выйти на середину круга и танцевать там. Девочка отказывается. Таня, хотя и не отказывается от предложения руководительницы, но, выйдя на середину круга, стоит, растерянно смотрит по сторонам и начинает танцевать лишь с помощью воспитательницы. Только Галя (самая бойкая девочка в группе) начинает танцевать сразу, но её движения неуверенные, 6 чувствуется скованность.
5. Для изучения индивидуальных особенностей памяти испытуемые заучивают 10 иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый испытуемый после каждого повторения и сколько требуется повторений, чтобы запомнить все десять слов (По В.С. Мерлину).


Задание 2. Определите метод исследования.


В возрасте шести с половиной лет Сана Н. уже хорошо справляется с задачей, в которой требуется сопоставить два предмета, указать как «одинаковое» (общее), так и «разное». При этом, проявляя уже известную способность к наблюдению за собственными мыслительными операциями, Сана делает любопытное замечание: «Мама, а разное мне легче увидеть, чем одинаковое. Это я давно умею. А находить одинаковое интересно: оно одинаково, но не совсем» (по С.Л. Рубинштейну).


Задание 3. Ниже приведено описание сопряженной моторной методики А.Р. Лурии, легшей в основу разработки известного прибора, вызывающего трепет у каждого, кто его видел или читал о нем. Что регистрирует методика А.Р. Лурии? Как называется этот прибор? Не ошибается ли он, можно ли ему доверять? Можно ли «обмануть» этот прибор и если да, то как?
В методике А.Р. Лурии словесный ответ на предъявляемое слово сопрягался с моторной ручной реакцией. Если предлагаемое слово было нейтральным, то через положенное время, в среднем спустя 2-3 с, следовал ответ (например, дом-окно, стол-стул) и запись моторной реакции имела острый пик, который означал уверенное нажатие на датчик.
Если предлагалось эмоционально окрашенное слово, то время речевой реакции увеличивалось до 10-25 и более секунд, но это было известно и раньше. Что касается моторного ответа, то он задерживался, но, что особенно важно, до явного нажатия в руке разыгрывалась своего рода «тоническая буря»: на записи можно было видеть подъемы и спады, снова подъемы, дрожь и т.д.


Задание 4. Оцените с точки зрения методических требований к анкете следующие две группы вопросов.


1. Легко ли вам просидеть час не разговаривая? Охотно ли вы одалживаете свои вещи? Любите ли вы похвастаться перед экзаменом, что хорошо подготовились?
2. Есть ли у вас чувство юмора? Заносчивы ли вы? Является ли точность чертой вашего характера?
На какие вопросы ответы будут более достоверными? Почему?


Задание 5. Оцените вопросы исследователя с точки зрения требований, предъявляемых к методу беседы. В чем недостаток первого вопроса по сравнению с последующим?


Для выявления мотивов, побуждающих ученика 1 класса старательно учиться, с ним провели беседу. В ходе ее мальчик сказал, что он обязательно хочет кончить десять классов.
- А почему ты хочешь кончить десять классов? - спросил экспериментатор.
- Потому что, если учиться не будешь, вырастешь и мало будешь зарабатывать.
- А если тебя сейчас на работу устроить и хорошие деньги платить, то бросишь школу?
- Нет, сейчас работать неохота. Сиди там семь часов, а в школу пришел - четыре часа просидел и все.
- А если бы тебе сейчас не учиться и не работать, а деньги тебе все равно платили бы?
- Нет, все равно неохота школу бросать. Я еще маленький, должен учиться. Что же тогда целый день делать? Все учатся, а ты один учиться не будешь!

Общая психология и психология личности : учебное пособие / авт.-сост. : Е.Л. Бокуть, Е.В. Губина, О.Н. Комарова, А.Л. Рассказова ; Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт. - М. : МИТУ- МАСИ, 2020. - 760 с. - Текст : электронный.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.