Развитие и социализация личности |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология |
Развитие личности является ключевым понятием в педагогике. Данная проблема освещается не только в педагогической науке, но и в других, однако педагогика выявляет и изучает наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. В этой связи сложилось несколько подходов к проблеме развития личности в обучении: биологический, социологический и биосоциальный. Представители биологической теории считают, что личность — это природное существо и вся его жизнь определяется врожденными инстинктами. Представители второго подхода считают, что человек рожден как биологическое существо, но на его дальнейшее развитие оказывает большое влияние социум. Чем выше уровень развития личности, тем ярче проявляется процесс социологический и меньше биологический. Представители биосоциальной точки зрения считают, что современная наука рассматривает личность как систему, в которой биология неотделима от социума. По мнению Платона и других исследователей, существует четыре подструктуры личности: биопсихическая (темперамент, половые особенности); психические свойства (внимание, память, мышление); опыт (знания, умения, навыки); направленность (интерес, стремление). Личность — это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основная функция — освоение общечеловеческого опыта. Все стороны и проявления личности обнаруживаются в общении и деятельности. Движущими силами процесса развития личности являются противоречия. В.А. Крутецкий выделяет следующие: противоречия, возникающие между новыми потребностями и возможностью их реализации, между новыми духовными ценностями, между завышенными требованиями к детям со стороны общества, семьи, школы. Данные противоречия характерны для всех возрастов, но проявляют свою специфику особо остро в переходные периоды. Разрешение возникающих противоречий позволяет переходить ребенку на более высокий уровень своего развития. Взаимодействие человека с обществом называется социализацией. Это слово латинского происхождения, обозначающее «общественный». В педагогике социализация понимается как развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества. Можно выделить два подхода к определению этого понятия. Структурнофункциональная трактовка определяет социализацию как полную интеграцию личности, то есть ее адаптацию к условиям социальной среды. Гуманистическая трактовка связана с именами таких ученых, как А. Маслоу и К. Роджерс, которые определили социализацию как процесс самореализации личностью своих способностей, возможностей, интересов, процесс преодоления влияния среды, который мешает развитию личности. Такие подходы определяют двухсторонний смысл социализации. Можно выделить следующие ее стадии развития, которые решают свои задачи: дотрудовая (ранняя, юношеская), ее продолжительность от рождения до окончания обучения; трудовая стадия и послетрудовая. Социализация осуществляется в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно их совокупное влияние требует от человека определенного поведения и активности. Факторами социализации называются обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию. А.В. Муд- рик предложил следующую классификацию факторов социализации, объединив их в три группы: макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или больших групп людей, живущих в определенных странах (планета, страна, общество, государство); мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации; микрофакторы — социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, сверстники, микросоциум и др.). Рассмотрим ряд механизмов, которые способствуют социализации ребенка, усвоению им социальных норм. Одним из значимых механизмов социализации выступает механизм подавления, способствующий исключению из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих стыд, чувство вины или душевную боль. Этот механизм объясняет многие случаи забывания человеком выполнения каких-либо обязанностей, которые по разным причинам оказываются для них неприятными (З. Фрейд). Следующий механизм напрямую связан с первым. Это вытеснение, то есть произвольное подавление. Механизм изоляции связан с тем, что человек вытесняет эмоциональные компоненты каких-то неприятных, травмирующих впечатлений. Он наблюдается при разрешении людьми ролевых конфликтов. Такой конфликт возникает тогда, когда в одной и той же ситуации человек вынужден играть две несовместимые роли. Для его разрешения на психологическом уровне как раз и используется механизм изоляции. Важную роль в процессе социализации играет механизм самоограничения. Если человеку кажется, что его достижения менее значительны, чем достижения других людей, то он начинает страдать, его самоуважение понижается. Приписывание собственных нежелательных черт другим составляет сущность механизма проекции, который защищает человека от осознания этих черт в себе. Отрицательные эмоции, которые были направлены против себя, обращены на других. Так человек сохраняет самоуважение. В целом ряде случаев человек отождествляет себя с другим субъектом, группой, образцом. Этот процесс получил название механизма идентификации и является одним из главных механизмов социализации. Следующий механизм социализации — эмпатия, то есть сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, проникновение в его переживание. В ситуациях, когда человек переживает страх и тревогу, «включается» механизм интеллектуализации. Вместо реальных действий по разрешению ситуации человек начинает абстрактно рассуждать о ней. Этот механизм обычно включается в тех случаях, когда человек сталкивается с жизненно важными проблемами (болезнь, отсутствие работы и др.). Одним из самых распространенных механизмов социализации является рационализация. Человек изобретает на первый взгляд логичные суждения и умозаключения для ложного объяснения своих фрустраций (психических состояний, характеризующихся наличием потребности, не нашедшей своего удовлетворения). Такое состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Для предотвращения или ослабления какой-либо неприемлемой мысли, чувства, действия используется механизм аннулирования действия. Обычно это повторяющиеся и ритуальные приемы, совершаемые в связи с верой в сверхъестественное и имеющие свои корни в детском возрасте. Например, ребенок просит прощения и принимает наказание. Это означает, что его поступок как бы аннулируется, и он может продолжать действовать с чистой совестью. Механизм сублимации впервые был описан З. Фрейдом. Под сублимацией понимают перевод любого инстинктивного влечения, а также потребности и мотива, удовлетворение которого блокировано условиями ситуации, в возвышенное стремление и социально приемлемую деятельность. Сублимационные формы деятельности, как правило, являются творческими (научными, художественными и др.), лежащими в основе инновационных достижений [13]. Вопросы для самопроверки: 1. Раскройте сущность подходов к проблеме развития личности в обучении. 2. Определите движущие силы развития личности. 3. Раскройте сущность понятия «социализация». 4. Сформулируйте определение факторов социализации. 5. Охарактеризуйте классификацию факторов социализации А.В. Мудрика. 6. Раскройте сущность следующих механизмов социализации: подавление, вытеснение, изоляция. 7. Раскройте сущность следующих механизмов социализации: самоограничение, проекция. 8. Раскройте сущность следующих механизмов социализации: идентификация, эмпатия. 9. Раскройте сущность следующих механизмов социализации: интеллектуализация, рационализация. 10. Раскройте сущность следующих механизмов социализации: аннулирование действия, сублимация. Источник: Иванушкина, Наталья Викторовна Психология и педагогика. Курс лекций: учебное пособие / Н.В. Иванушкина. - Самара: Издательство Самарского университета, 2020. - 148 с. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |