На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Структура когнитивных стилей личности
Структура когнитивных стилей личности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Когнитивный стиль (лат. cognitio «знание») — термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, а также предпочтительного для них способа решения проблем.
Впервые понятие когнитивный стиль в рамках психоаналитической индивидуальной психологии использовал А.Адлер., который понимал его как своеобразие жизненного пути личности, структурированного постановкой и достижением целей.

Мы можем выделить следующие признаки когнитивного стиля:
1) когнитивный стиль - это структурная характеристика познавательной сферы, свидетельствующая об особенностях ее организации и не имеющая прямого отношения к особенностям ее содержания. То есть, это ответ на вопрос как, а не что;
2) когнитивный стиль - это индивидуально-своеобразные способы получения того или иного когнитивного продукта, т. е. инструментальная характеристика интеллектуальной деятельности, которая может быть противопоставлена ее продуктивной характеристике. Это наше умение получать информацию;
3) когнитивный стиль, в отличие от традиционных униполярных психологических измерений, - это биполярное измерение, в рамках которого
каждый когнитивный стиль описывается за счет обращения к двум крайним формам интеллектуального поведения (в виде полезависимости/ поленезависимости, импульсивности/рефлективности и т. д.);
5) когнитивный стиль - это устойчивая характеристика субъекта, стабильно проявляющаяся на разных уровнях интеллектуального функционирования и в разных ситуациях;
6) когнитивный стиль - это предпочтение определенного способа интеллектуального поведения (т. е. субъект в принципе может выбрать любой способ переработки информации, однако он непроизвольно или произвольно предпочитает какой-либо определенный способ восприятия и анализа происходящего, в наибольшей мере соответствующий его психологическим возможностям).
Таким образом когнитивным стилям не применимы оценочные суждения, так как представители того или другого полюса каждого когнитивного стиля имеют определенные преимущества в тех ситуациях, где их индивидуальные познавательные качества способствуют эффективной индивидуальной адаптации.


Выделяют 10-15 стилей, наиболее известными и разработанными являются следующие
1. Полезависимость/поленезависимость.
2. Узкий/широкий диапазон эквивалентности
(аналитичность/синтетичность).
3. Ригидный/гибкий познавательный контроль.
4. Импульсивность/рефлективность.
5. Толерантность к нереалистическому опыту.
6. Фокусирующий/сканирующий контроль.
7. Сглаживание/заострение.
9. Конкретная/абстрактная концептуализация.
10. Когнитивная простота/сложность.
11. Широта категории.
А) Полезависимость/ Поленезависимость.влияние: влияние внешнего поля на принятие человек решений : Люди с полезависимостью гораздо более социально эффективны. В отличие от них люди с поленезависимостью гораздо более эффективны интеллектуально. Поэтому полезависимые люди в процессе обучения больше зависят от отрицательного внешнего подкрепления. Люди неполезависимые больше зависят от внутренней мотивации. В целом академическая успеваемость выше у людей поленезависимых, у них сильнее выглядит тенденция выбирать наиболее рациональные стратегии запоминания и воспроизведения материала, ярче происходит генерализация и перенос знаний.
Б) Импульсивность/Рефлексивность - Данный параметр когнитивного стиля проявляется в стабильной тенденции субъекта обнаруживать в ситуациях с высокой неопределенностью медленную реакцию, развернутый детальный анализ ситуации перед принятием решения и аналитически более подготовленный ответ (рефлексивные) либо быструю реакцию при меньшей степени исследования стимульного поля, менее аналитически подготовленный ответ и, следовательно, большое число ошибок (импульсивные). Следовательно, в ситуации прохождения учебных тестов преподаватель должен контролировать скорость выполнения их импульсивными студентами.
В) Ригидность/ адаптивность. Ригидность - Затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность. Когнитивная ригидность обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации, адаптивность противоположное качество, развитие которого является основой и будущего профессионального успеха.
Г) Аналитичность/синтетичность и т.д.)
Так, полюс стиля «аналитичность» предполагает более детализированную категоризацию впечатлений, что позволяет говорить об использовании «аналитиками» точных стандартов в оценке различий объектов. Но:
■ лица с полюсом «аналитичность» показывают низкий уровень продуцирования оригинальных идей;
■ данный полюс сочетается с менее высокими показателями учебной успеваемости, темпа обучаемости, непроизвольного и произвольного запоминания;
■ «аналитики» склонны строить дробную картину мира, используя для оценки происходящего субъективные шкалы с большим количеством градаций;
■ лица с полюсом «аналитичность» более ригидны и нетолерантны к изменениям в ранее сформированных понятийных схемах, их узкие категории в большей мере закрыты для противоречивой информации;
■ «аналитики» характеризуются более высоким уровнем тревоги, что может рассматриваться как свидетельство менее сформированной системы психической саморегуляции; тревожность в первую очередь является следствием их недоверчивости, настороженности, центрированности на собственном «Я»; у аналитиков преобладают эмоции страха;
■ лица с полюсом «аналитичность» стараются хорошо выполнять социальные требования и ориентированы на социальное одобрение.
■ «аналитики», как правило, являются интровертами. Полюс стиля «синтетичность» предполагает построение целостной картины мира, происходящее оценивается с помощью субъективных крупномасштабных шкал. Также:
■ полюс «синтетичности» сочетается с более высокими показателями учебной успеваемости, темпа обучаемости, непроизвольного и произвольного запоминания;
■ «синтетика» характеризует высокая оригинальность продуцируемых идей; часто они интеллектуальные лидеры в своей учебной группе;
■ лица с полюсом «синтетичность» менее ригидны и достаточно толерантны к изменениям в ранее сформированных понятийных схемах, их большие категории в большей мере открыты для противоречивой информации;
■ «синтетики» характеризуются менее высоким уровнем тревоги, что может рассматриваться как свидетельство сформированной системы психической саморегуляции;
■ лица с полюсом «синтетичность» как правило, являются экстравертами.

 

Вопросы для самоконтроля.
1. Раскройте понятие «когнитивный стиль».
2. Выделите особенности когнитивного стиля
«полизависимость/полинезависимость».
3. Выделите особенности когнитивного стиля «ригидность/гибкость (пластичность)».
4. Выделите особенности когнитивного стиля
«рефлексивность/импульсивность».
5. Выделите особенности когнитивного стиля
«аналитичность/синтетичность».

Источник : Общая психология : учебное пособие для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «Социология» / Нар. укр. акад., [каф. социологии] ; авт.-сост. Н. П. Гога. - Харьков : Изд-во НУА, 2019. - 80 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.