Когнитивный стиль (лат. cognitio «знание») — термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, а также предпочтительного для них способа решения проблем. Впервые понятие когнитивный стиль в рамках психоаналитической индивидуальной психологии использовал А.Адлер., который понимал его как своеобразие жизненного пути личности, структурированного постановкой и достижением целей.
Мы можем выделить следующие признаки когнитивного стиля: 1) когнитивный стиль - это структурная характеристика познавательной сферы, свидетельствующая об особенностях ее организации и не имеющая прямого отношения к особенностям ее содержания. То есть, это ответ на вопрос как, а не что; 2) когнитивный стиль - это индивидуально-своеобразные способы получения того или иного когнитивного продукта, т. е. инструментальная характеристика интеллектуальной деятельности, которая может быть противопоставлена ее продуктивной характеристике. Это наше умение получать информацию; 3) когнитивный стиль, в отличие от традиционных униполярных психологических измерений, - это биполярное измерение, в рамках которого каждый когнитивный стиль описывается за счет обращения к двум крайним формам интеллектуального поведения (в виде полезависимости/ поленезависимости, импульсивности/рефлективности и т. д.); 5) когнитивный стиль - это устойчивая характеристика субъекта, стабильно проявляющаяся на разных уровнях интеллектуального функционирования и в разных ситуациях; 6) когнитивный стиль - это предпочтение определенного способа интеллектуального поведения (т. е. субъект в принципе может выбрать любой способ переработки информации, однако он непроизвольно или произвольно предпочитает какой-либо определенный способ восприятия и анализа происходящего, в наибольшей мере соответствующий его психологическим возможностям). Таким образом когнитивным стилям не применимы оценочные суждения, так как представители того или другого полюса каждого когнитивного стиля имеют определенные преимущества в тех ситуациях, где их индивидуальные познавательные качества способствуют эффективной индивидуальной адаптации.
Выделяют 10-15 стилей, наиболее известными и разработанными являются следующие 1. Полезависимость/поленезависимость. 2. Узкий/широкий диапазон эквивалентности (аналитичность/синтетичность). 3. Ригидный/гибкий познавательный контроль. 4. Импульсивность/рефлективность. 5. Толерантность к нереалистическому опыту. 6. Фокусирующий/сканирующий контроль. 7. Сглаживание/заострение. 9. Конкретная/абстрактная концептуализация. 10. Когнитивная простота/сложность. 11. Широта категории. А) Полезависимость/ Поленезависимость.влияние: влияние внешнего поля на принятие человек решений : Люди с полезависимостью гораздо более социально эффективны. В отличие от них люди с поленезависимостью гораздо более эффективны интеллектуально. Поэтому полезависимые люди в процессе обучения больше зависят от отрицательного внешнего подкрепления. Люди неполезависимые больше зависят от внутренней мотивации. В целом академическая успеваемость выше у людей поленезависимых, у них сильнее выглядит тенденция выбирать наиболее рациональные стратегии запоминания и воспроизведения материала, ярче происходит генерализация и перенос знаний. Б) Импульсивность/Рефлексивность - Данный параметр когнитивного стиля проявляется в стабильной тенденции субъекта обнаруживать в ситуациях с высокой неопределенностью медленную реакцию, развернутый детальный анализ ситуации перед принятием решения и аналитически более подготовленный ответ (рефлексивные) либо быструю реакцию при меньшей степени исследования стимульного поля, менее аналитически подготовленный ответ и, следовательно, большое число ошибок (импульсивные). Следовательно, в ситуации прохождения учебных тестов преподаватель должен контролировать скорость выполнения их импульсивными студентами. В) Ригидность/ адаптивность. Ригидность - Затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность. Когнитивная ригидность обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации, адаптивность противоположное качество, развитие которого является основой и будущего профессионального успеха. Г) Аналитичность/синтетичность и т.д.) Так, полюс стиля «аналитичность» предполагает более детализированную категоризацию впечатлений, что позволяет говорить об использовании «аналитиками» точных стандартов в оценке различий объектов. Но: ■ лица с полюсом «аналитичность» показывают низкий уровень продуцирования оригинальных идей; ■ данный полюс сочетается с менее высокими показателями учебной успеваемости, темпа обучаемости, непроизвольного и произвольного запоминания; ■ «аналитики» склонны строить дробную картину мира, используя для оценки происходящего субъективные шкалы с большим количеством градаций; ■ лица с полюсом «аналитичность» более ригидны и нетолерантны к изменениям в ранее сформированных понятийных схемах, их узкие категории в большей мере закрыты для противоречивой информации; ■ «аналитики» характеризуются более высоким уровнем тревоги, что может рассматриваться как свидетельство менее сформированной системы психической саморегуляции; тревожность в первую очередь является следствием их недоверчивости, настороженности, центрированности на собственном «Я»; у аналитиков преобладают эмоции страха; ■ лица с полюсом «аналитичность» стараются хорошо выполнять социальные требования и ориентированы на социальное одобрение. ■ «аналитики», как правило, являются интровертами. Полюс стиля «синтетичность» предполагает построение целостной картины мира, происходящее оценивается с помощью субъективных крупномасштабных шкал. Также: ■ полюс «синтетичности» сочетается с более высокими показателями учебной успеваемости, темпа обучаемости, непроизвольного и произвольного запоминания; ■ «синтетика» характеризует высокая оригинальность продуцируемых идей; часто они интеллектуальные лидеры в своей учебной группе; ■ лица с полюсом «синтетичность» менее ригидны и достаточно толерантны к изменениям в ранее сформированных понятийных схемах, их большие категории в большей мере открыты для противоречивой информации; ■ «синтетики» характеризуются менее высоким уровнем тревоги, что может рассматриваться как свидетельство сформированной системы психической саморегуляции; ■ лица с полюсом «синтетичность» как правило, являются экстравертами.
Вопросы для самоконтроля. 1. Раскройте понятие «когнитивный стиль». 2. Выделите особенности когнитивного стиля «полизависимость/полинезависимость». 3. Выделите особенности когнитивного стиля «ригидность/гибкость (пластичность)». 4. Выделите особенности когнитивного стиля «рефлексивность/импульсивность». 5. Выделите особенности когнитивного стиля «аналитичность/синтетичность».
Источник : Общая психология : учебное пособие для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «Социология» / Нар. укр. акад., [каф. социологии] ; авт.-сост. Н. П. Гога. - Харьков : Изд-во НУА, 2019. - 80 с. |