На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Основы профессионального самоопределения
Основы профессионального самоопределения
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Современный мир профессий и рынок труда

В условиях рыночной экономики возрастают требования к качеству подготовки специалистов, напрямую зависящие от успешного профессионального самоопределения не только выпускников высшего и среднего профессионального образования, но и учащихся общеобразовательных школ.

Прогнозирование перспектив развития рынка труда и востребованности профессий играет важную роль в профориентационной деятельности специалистов, оказывающих профориентационные услуги населению, и в выборе профессии непосредственно молодыми людьми.

В связи с этим рассмотрим более подробно понятие рынка труда.

Е .Е. Шваков и О. Н. Швакова определяют рынок труда как «динамическую систему, включающую в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы)» [24, с. 43].

Н. В. Гаврилова рассматривает рынок труда как «подвижную систему психолого-социально-экономических отношений между соискателями и работодателями, являющуюся индикатором экономической стабильности общества» [25].

Ю. Б. Винслав и А. Н. Лунькин определяют рынок труда как «совокупность социально-экономических отношений между его субъектами по поводу удовлетворения спроса на рабочую силу в необходимых объемах и качестве» [26, с. 134].

На основании представленных определений можно сделать вывод, что рынок труда чутко реагирует на политические, экономические и социальные изменения.

Главными элементами рынка труда считаются «совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу из числа экономически активного населения, и совокупный спрос, отражающий общую потребность экономики в наемной рабочей силе» [24, с. 43].

Ю. Б. Винслав и А. Н. Лунькин акцентируют внимание на двух группах субъектов рынка труда [26, с. 134 - 135]:

• основные субъекты, к которым относятся предприятия-работодатели и организации профессионального образования;

• инфраструктурные субъекты: организации, которые способствуют развитию отношений в контексте «спрос - предложение» рабочей силы (биржи труда, рекрутинговые компании, профильные консалтинговые структуры, ассоциации предпринимателей).

Е. Е. Шваков и О. Н. Швакова выделяют следующие компоненты рынка труда [24, с. 45].

• субъекты рынка труда (наемные работники, работодатели, государство);

• экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами (законодательные акты, нормы, правила, регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка);

• рыночный механизм (спрос, предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

• безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

• инфраструктура рынка труда: биржи труда, отделы по персоналу, служба занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д.

На рынке труда, как и в большинстве экономических отраслей, основным рыночным механизмом является конкуренция, предполагающая борьбу как работника за искомую должность, так и использование разных способов привлечения потенциальных сотрудников работодателями.

Конкурентоспособность рабочей силы выступает как абстрактная категория, описывающая потенциальные способности человека к труду [10]:

1) совокупность качеств, характеризующих способности к труду в целом;

2) умение человека найти подходящую вакансию и убедить потенциального работодателя в своем преимуществе перед другими соискателями, в том числе в ситуации прохождения собеседований, выполнения тестовых заданий и т. д.

В то же время, по мнению И. В. Вириной, лидерские качества молодых специалистов (как с опытом работы, так и без него) интересуют работодателя значительно меньше, чем трудолюбие и обязательность [25].

В условиях мирового рынка труда прослеживается тенденция развития среднего профессионального образования, что подтверждается следующими характеристиками образовательной составляющей [27, с. 73 - 76]:

1. Активное внедрение профильного обучения, приходящееся в основном на средние и старшие классы общеобразовательных школ и проявляющееся через возможность выбора и прохождения элективных курсов, применение модульного принципа при составлении программ.

2. Индивидуализация содержания образования через разработку адаптированных образовательных программ, подготовку портфолио и т. п.

3. Увеличение доли практико-ориентированной составляющей в форме проектной, исследовательской, волонтерской деятельности.

4. Формирование и развитие универсальных компетенций (умения и навыки, необходимые в любой практической деятельности).

5. Расширение средств и мероприятий профессиональной ориентации, т. е. оказание учащимся психолого-педагогической помощи в выборе профиля обучения и профессии (например, курсы «Основы выбора профессии», посещение отделов профессиональной карьеры в психологических центрах, участие в профориентационных мероприятиях на базах вузов).

6. Привлечение к решению проблем образования широкого круга социальных партнеров - представителей различных профессий с целью создания более разнообразной образовательно-информационной среды (создание адаптационных рабочих мест, мастерских на производстве, «инкубаторов»; полевые практики; участие школьников совместно со специалистами в выполнении социальных заказов и проектов).

К основным факторам, затрудняющим поиск работы и трудоустройство, можно отнести общую социально-экономическую ситуацию и спад производства, несоответствие содержания и уровня профессионального образования требованиям рынка труда, неправильную оценку реальной ситуации на рынке труда, ошибочный выбор профессии, а также отсутствие владения правилами и методами самостоятельного поиска работы, ведения деловых бесед и самопрезентации [25].

Т. А. Кирикович и Н. В. Гаврилова выделяют ряд тенденций, повлекших за собой изменение мира профессионального рынка труда, а именно [28]:

1) снижение численности промышленных рабочих, в том числе вследствие структурного перекоса в сторону сырьевых отраслей, рабочие места в которых преимущественно не требуют особой квалификации, что приводит к падению спроса на высококвалифицированных рабочих, инженеров, техников и т. д. [29, с. 52];

2) снижение числа менеджеров среднего звена (работодатели отдают предпочтение соискателям, имеющим высшее образование, а не людям со средним специальным или неоконченным высшим образованием);

3) тенденция перехода в сетевой и дистанционный формат работы современных организаций требует отбора сотрудников, обладающих такими профессиональными качествами, как самоорганизация, саморазвитие, стрессоустойчивость, умение работать в команде и т. д.;

4) несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, связанное с нехваткой специалистов тех профессий, которые в большей степени представлены на современном российском рынке труда, с одной стороны, и невостребованностью ввиду перенасыщения специалистов других профессий - с другой;

5) большая востребованность специалистов мужского пола в силу социально-экономических причин (у специалистов женского пола - вероятность ухода в отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком, возможность использования ненормированного рабочего дня) и социально-психологических причин (меньшая ориентированность на внутриколлективные отношения при большей вовлеченности в интересы дела).

Резюмируя вышеизложенные тенденции, можно сделать вывод, что в наше время, чтобы оставаться востребованным специалистом, работнику следует постоянно обновлять свои знания, углубляясь в особенности других профессий, иначе возникает риск не справиться с должностным функционалом профессии. Со временем такой человек превратится в универсального профессионала, что приведет к возникновению целого класса профессий на стыке разных специальностей, например для разработки искусственного интеллекта мало быть высококлассным программистом, необходимы еще и достаточно глубокие психологические знания.

Ключевыми характеристиками профессионалов нового поколения могут стать системы более общих знаний: знание мировых тенденций (политика, экономика), обязательная грамотность в сфере информационно-коммуникационных технологий, владение несколькими иностранными языками и т. п. Если в советское время отечественные ученые могли вообще не знать английский язык и быть при этом успешными исследователями, то сейчас для популяризации и публикации своих идей ученые всего мира должны владеть иностранным языком на высоком уровне.

С каждым годом на рынке труда появляется все больше новых профессий, требующих знаний и навыков из разных профессиональных сфер, например: бренд-менеджер (специалист по разработке и продвижению образа компании или даже региона), фандрайзер (специалист по привлечению ресурсов для реализации проектов и поддержания существования организации), тьютор (педагог, сопровождающий обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования), медиатор (посредник при решении конфликтных ситуаций).

Сотрудники центра образовательных технологий Московской школы управления «Сколково» в своем «Атласе новых профессий» [30] называют такие профессии, как ИТ-проповедник («специалист по коммуникации с конечными пользователями ИТ-продуктов, продвижению новых решений в группы, консервативно настроенные по отношению к передовым технологиям, осуществляющий обучение людей новым программам и сервисам для сокращения цифрового разрыва среди населения» [30, с. 107]), тайм-брокер («специалист, «продающий» рабочее время специалистов, находящихся в режиме свободной занятости, то есть управляющий чужой занятостью на открытом рынке» [30, с. 122]), проектировщик индивидуальной финансовой траектории («специалист, рассчитывающий модель личных инвестиций, опираясь на планируемые доходы - расходы, дает рекомендации по планированию семейного и личного бюджета, развитию карьеры и др.» [30, с. 125]), специалист по краудсорсингу общественных проблем (отвечает за сбор информации о проблемах семей, домов, районов и других общественных пространств, передачу запросов по этим проблемам в государственные или некоммерческие организации и отслеживает решения по ним).

Каковы же шансы нынешнего студента, а в будущем молодого специалиста трудоустроиться?

Практика показывает, что молодому человеку не только сложнее устроиться на работу, но и легче ее потерять (при сокращении штатов данная штатная единица обладает меньшей ценностью).

В то же время существует несоответствие между имеющимися профессиями и профессиями, по которым хотят работать соискатели. Они не склонны к представленным наиболее востребованным профессиям на рынке труда, не имеют развитых профессиональных компетенций, названных работодателями, следовательно, работодатели не могут найти специалистов для предлагаемых профессий. Соискатели пытаются найти специальности в зависимости от своих склонностей и интересов, которые на сегодняшний момент не востребованы [31].

В то же время Н. В. Гаврилова называет следующие причины, по которым работодатели готовы брать молодых специалистов на работу [25]:

• их высокая мобильность (исследование А. Е. Авраменко и В. А. Капустиной подтвердило, что большинство студентов имеют положительное или нейтральное отношение к миграции [32]);

• отсутствие у молодежи внутренних психологических барьеров, которые могли бы мешать смене занятий, благодаря чему они легче соглашаются на новые условия работы или изменение содержания труда;

• высокая готовность к обучению разного уровня (как внутреннее обучение, так и переподготовка или повышение квалификации);

• энергичность и быстрое приспособление к новым условиям работы.

В то же время к основным препятствиям для успешных действий молодых людей на рынке труда можно отнести проблемы адаптации, которые могут быть классифицированы по следующим признакам [33]:

1. Проблемы, не зависящие от сотрудника, к которым относятся проблемы, связанные с особенностями профессии, с условиями, предоставляемыми компанией или руководителями (условия труда, наличие или отсутствие необходимого инвентаря, особенности климата или времени суток работы). Возникновение данных проблем практически не зависит от сотрудника.

2. Проблемы взаимодействия - проблемы, возникающие в ходе взаимодействия с коллегами, руководством, т. е. людьми, которые имеют отношение к работе.

Указанные проблемы можно отнести к «внешним», поскольку они могут быть решены организацией как при тщательной подготовке к появлению нового сотрудника и его адаптации, так и непосредственно во время его адаптации.

Следующую группу проблем можно отнести к «внутренним», поскольку их появление и решение зависит в большей мере от сотрудника, особенностей его личности, интеллекта, психики [33]:

1. Проблемы, возникшие по причине некомпетентности сотрудника; обычно связаны с отсутствием опыта, необходимых знаний, а также с неосведомленностью нового сотрудника.

2. Личностные проблемы: зависимость от мнения других, неуверенность в собственных силах, различия между знаниями, умениями, ценностными ориентациями, убеждениями, нерешительность, страх обратиться за помощью к коллегам.

Таким образом, в настоящее время наблюдаются сложности при поиске работы и низкая вероятность трудоустройства по специальности.

Однако независимо от времени, состояния экономики, условий подбора персонала и особенностей поиска работы вне конкуренции на рынке труда всегда будут оставаться уровень образования, профессиональный опыт, карьерные планы, мотивация, активность, трудолюбие, а также пол, возраст и семейное положение. Поэтому крайне важным остается развитие субъекта труда, т. е. «развитие способности самостоятельно осмысливать свою деятельность, искать пути ее совершенствования, постепенное расширение своих возможностей для самоопределения, поиск личностного смысла в трудовой деятельности» [25].

Контрольные вопросы

1. Опишите понятие «рынок труда», его структуру.

2. Охарактеризуйте влияние экономических и социальных факторов на развитие рынка труда.

3. Оцените ситуацию на рынке труда сегодня.

4. Опишите профессии, которые востребованы и не востребованы в наше время. Подумайте, почему?

5. Опишите современные тенденции развития рынка труда.

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте рынок труда (на примере любого сайта вакансий). В анализе должны быть представлены данные о наиболее востребованных профессиях, наиболее высокооплачиваемых профессиях, о среднем уровне заработной платы в регионе, о возможных вариантах применения получаемого образования с учетом актуальной ситуации на рынке труда

2. Понятие и развитие профессионального самосознания

Многообразие точек зрения на сущность, определение, структуру и развитие самосознания личности обусловило разные подходы к пониманию сущности, структуры и динамики профессионального самосознания. Данный феномен рассматривается как осознание человеком своей принадлежности к профессиональной группе (Б. Д. Парыгин), как процесс анализа человеком самого себя в рамках профессиональной деятельности (М. И. Кряхтунов), как деятельность личности по осознанию своего собственного соответствия избранной профессии (М. С. Гуткина), как избирательная деятельность самосознания, направленная на собственное профессиональное самоопределение (А. П. Шавир) [34, с. 127].

Профессиональное самосознание (С. В. Кошелева) - это «осознание и целостная оценка специалистом себя, процесса и результата своей профессиональной деятельности» [34, с. 127].

Т. Л. Миронова определяет профессиональное самосознание как «разновидность социально-специфического самосознания, которая представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности» [35, с. 12].

Профессиональное самосознание, с точки зрения А. К. Марковой, - это «комплекс представлений человека о себе как о профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу» [34, с. 128].

Структура профессионального самосознания, по мнению А. К. Марковой, состоит из следующих элементов:

1) «осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств. Здесь закладываются основы профессионального мировоззрения, позднее - личного профессионального кредо, личной концепции профессионального труда, из которой будет исходить специалист при выполнении своей профессиональной деятельности;

2) осознание профессиональных качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой; учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; самооценивание человеком своих отдельных сторон;

3) понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку; положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной «Я-концеп- ции» [34, с. 128].

Е. А. Климов в структуре профессионального самосознания выделяет такие элементы, как [34, с. 128]:

1) сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности (например, отождествление себя с профессиональным сообществом психологов);

2) знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам, своего места в системе профессиональных ролей; знание человека о степени признания в профессиональной группе (например, представление о себе как о молодом неопытном специалисте, которому на первых этапах освоения профессиональной деятельности необходима супервизия);

3) знание своих сильных и слабых сторон, путей самосовершенствования, вероятных зон успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия; представление о себе и своей работе в будущем (например, представление «Сейчас я школьный психолог, но в будущем - известный ученый в области психологии»).

Большинство отечественных исследователей (Е. М. Васильева, В. Н. Козиев, Л. М. Митина) и некоторые зарубежные психологи (Т. Мак- клапаред, М. Кун) предполагают, что профессиональное самосознание - это установка на себя в профессионально-трудовой сфере [34, с. 128], что обусловливает и соответствующий подход к структуре профессионального самосознания, а именно включение в нее когнитивной, аффективной и поведенческой подструктур (Я-понимание, Я-отношение, Я-поведение).

Когнитивный компонент - это знания о себе как профессионале; эмоционально-ценностный - отношение к себе как профессионалу и оценка профессионального «Я»; регулятивный - тенденции действовать по отношению к себе как профессионалу, а также реальные действия профессионала, направленные на регуляцию своего поведения и профессиональной деятельности, профессиональное самосовершенствование и саморазвитие. Когнитивные компоненты профессионального самосознания будут иметь специфическое содержание в зависимости от профессиональной принадлежности, а также этапа профессионального развития субъекта [35, с. 17].

Онто- и социогенез профессионального самосознания, по мнению О. В. Москаленко, состоит из семи этапов [36, с. 98]:

1) этап неосознанности профессионального самосознания (дошкольный и младший школьный возраст) характеризуется активным использованием воображения для представления о своем профессиональном будущем, когда дети как бы пробуют разные профессии в процессе игры;

2) этап зарождения и развития профессионального самосознания (младший подростковый возраст) - серьезные размышления подростка на тему того, кем он будет по профессии; выбор увлечений и учебных занятий вне школы, которые в дальнейшем могу стать основой профессионального выбора;

3) этап профессионального самоопределения (старший подростковый - юношеский возраст) предполагает осознанный выбор нескольких профессиональных сфер, в которых подросток сможет проявить себя, и определение дальнейшего профессионального пути (поступление в вуз или среднее профессиональное образовательное учреждение, трудоустройство и др.);

4) этап профессионального обучения включает получение необходимых профессиональных компетенций в соответствующих образовательных организациях;

5) этап молодого специалиста (опыт работы по избранной специальности - 0 - 5 лет) - период приобретения азов профессионального опыта, выработки своего профессионального стиля;

6) этап становления профессионализма (опыт работы по избранной профессии - 15 - 20 лет) предполагает, что специалист уже владеет профессией на высоком уровне, воспринимает себя как часть профессиональной общности;

7) этап становления (эволюции) мастерства (опыт работы по избранной специальности - свыше 20 лет) характеризуется высоким уровнем развития профессионального самосознания; в когнитивном компоненте проявляется наличием знаний о своей профессиональной деятельности, представлений о себе в контексте данной деятельности, образ «Я-профессионал» интегрирован с «Я-концепцией». В аффективном компоненте - это положительное отношение к себе, адекватная профессиональная самооценка. Поведенческий компонент характеризуется наличием мотива к самоактуализации, стремлением к саморазвитию [34, с. 128].

Контрольные вопросы

1. Дайте определение профессионального самосознания как компонента профессионального самоопределения личности.

2. Опишите соотношение личностного и профессионального самосознания (по А. К. Марковой).

3. Охарактеризуйте онтогенез профессионального самосознания, его этапы.

Задание для самостоятельной работы

Опишите три компонента профессионального самосознания (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) для каждого этапа развития профессионального самосознания по О. В. Москаленко.

3. Возрастные особенности профессионального самоопределения

Один из ключевых элементов самоопределения и становления личности - выбор профессии и последующая профессиональная деятельность. Личность, совершая профессиональный выбор, определяет лишь путь развития, по которому будет проходить ее становление как специалиста. Основой профессионального самоопределения следует считать личностную активность и самостоятельность в выборе определенного места в обществе [37, с. 104].

Профессиональное самоопределение - это поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

По мнению Е. А. Климова, существует два уровня профессионального самоопределения [13, с. 330]: на гностическом уровне происходит перестройка сознания и самосознания, в рамках которой человек отвечает на вопрос «Кто я?» в контексте профессии; на практическом уровне осуществляются реальные изменения социального статуса человека (например, через трудоустройство по выбранной специальности).

Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения [13, с. 331]:

• информационно-справочные, просветительские, направленные на информирование о существующих профессиях, способах самоопределения; об актуальном состоянии рынка труда;

• диагностические, направленные в первую очередь на самопознание в целом, что позволяет сформировать индивидуальную профессиональную траекторию с учетом личностных качеств, способностей, компетенций и мотивации клиента;

• морально-эмоциональная поддержка клиента, цель которой - создание благоприятного стабильного эмоционального фона, в том числе через нейтрализацию страхов и негативных эмоций, связанных с профессиональной деятельностью;

• помощь в выборе и принятии решения, в рамках которой клиент осознает последствия (положительные и отрицательные) своего выбора.

Фактически основная цель профессионального самоопределения

- постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного) [13, с. 332].

Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное [13, с. 333

- 335]. Рассмотрим более подробно специфику каждого типа.

Для профессионального самоопределения характерны:

а) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, трудовой книжке, результатах труда и т. п.);

б) «подходящие», благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т. п.).

Для жизненного самоопределения характерны:

а) глобальность образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек, в настоящее время (например, в современном обществе требуется высокий уровень информационной доступности);

б) зависимость от стереотипов общественного сознания, оказывающих сильное психологическое давление на человека;

в) зависимость от экономических, социальных, экологических и других объективных факторов, определяющих жизнь социальной и профессиональной групп.

Для личностного самоопределения характерны:

а) невозможность формализации полноценного развития личности, что проявляется в отсутствии «нормирования» жизненного пути человека;

б) актуализация личностного самоопределения наиболее ярко проходит в сложных обстоятельствах, в ситуации возникновения проблем, которые, с одной стороны, выявляют определенные личностные качества человека и, с другой стороны, способствуют развитию таких качеств.

Профессиональное самоопределение представляет собой многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать:

• как серию задач, которую ставит общество перед личностью (социологический подход);

• процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе (социально-психологический подход);

• процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность (дифференциально-психологический подход).

С позиций последнего профессиональное самоопределение личности трактуется как «Я-концепция» индивида, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные действия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях. Профессиональное самоопределение - это длительный процесс согласования внутриличностных потребностей и социально-профессиональных потребностей общества.

И. В. Дубровина главным условием успешного профессионального самоопределения называет постепенное осознание и принятие растущим человеком особенностей своего психического развития, своей личности, своей индивидуальности [38]; соответственно, чем раньше начать профориентационную работу с детьми, тем выше вероятность адекватного профессионального самоопределения у человека.

Рассмотрим основные возрастные особенности профессионального самоопределения [38].

С. Н. Чистякова, А. Н. Ходусов и другие ученые считают, что профориентационную работу можно проводить уже с детьми старшего дошкольного возраста, который характеризуется эмоционально-образным отношением к окружающему миру. В этот период у ребенка формируются положительное отношение к людям труда, их занятиям, первоначальные умения в доступных им видах деятельности.

У младших школьников важно формировать ответственное отношение к профессиональной деятельности, которое способствует пониманию влияния разных профессий на общественную жизнь, развивать интерес к профессиям родителей, других родственников, знакомых; включать детей в различные виды познавательной, игровой, трудовой деятельности, в том числе с применением компьютерных технологий.

У школьников 5 - 7-х классов интересы крайне нестабильны, поэтому основная цель этого этапа в большей степени связана с постановкой проблемы выбора и самопознания (определение своих интересов, способностей, ценностей и т. д.). На данном этапе можно использовать экскурсии на предприятия, беседы с представителями разных профессий, посещение учреждений дополнительного образования, где ребенок может оценить свои способности и сформировать навыки, полезные в профессии.

У учащихся 8 - 9-х классов идет активное самоопределение, поэтому акцент в профориентационной деятельности должен быть сделан на соотнесении их идеального представления о профессии с реальностью. В рамках профориентационных мероприятий важно помочь подросткам определить их интересы, сильные и слабые стороны как на уровне личностных качеств, так и на необходимых для освоения интересующей профессии компетенций. Помимо диагностики, следует научить школьников анализировать рынок труда, искать информацию о способах саморазвития в профессиональной сфере (например, выяснять, где они могут получить интересующую их профессию, какие для этого нужно сдавать экзамены, что можно сделать, чтобы лучше подготовиться к поступлению, и т. д.).

В 10 - 11-х классах школьники уточняют, насколько им подходит тот профессиональный путь, который они для себя наметили, поскольку в этот период многие старшеклассники учатся в профильных классах, занимаются дополнительной подготовкой для поступления в вуз, посещают дни открытых дверей в образовательных организациях следующего уровня. На этом этапе важно, чтобы школьник испытывал потребность в выборе образовательной и профессиональной сфер, умел ставить перед собой цели и понимал способы их достижения, а также необходимые для этого ресурсы; приобретал опыт создания лич- ностно значимых образовательных продуктов (макеты, профессиональные пробы, модели и др.), умел самостоятельно принимать решения, связанные с личностным и профессиональным самоопределением [38].

С. Н. Чистякова с соавторами выявила основные ограничители свободы выбора старшеклассников в отношении профессионального самоопределения [38]:

• недостаток информации о возможных вариантах продолжения образования, потребностях рынка труда в специалистах определенной профессиональной отрасли;

• слабая успеваемость, неготовность к сдаче экзаменов;

• недостаток навыков самоорганизации, необходимых для продолжения образования (неумение слушать лекции, работать с большими объемами учебной информации, выполнять и защищать проектные работы и т. д.);

• отсутствие возможности получить качественную консультацию специалиста в области профессиональной ориентации (информационную, психологическую, диагностическую, тренинговую помощь);

• сложности обсуждения проблемы выбора профессии с референтной группой (родители, педагоги, сверстники);

• территориальная удаленность желаемого места продолжения образования;

• ослабленное здоровье или повышенные требования интересующей профессии к особенностям организма;

• особенности современного рынка труда;

• недостаточный или заведомо низкий уровень подготовки в учреждениях профессионального образования;

• невозможность оплатить обучение в желаемом учреждении профессионального образования;

• сложные жизненные обстоятельства.

Для более эффективного профессионального самоопределения рекомендуется социально-педагогическая поддержка старшеклассников в вопросах профориентации. С. Н. Чистякова называет следующие ее функции [38]:

1. Информационная - обеспечение школьников достоверной и обновляемой информацией о состоянии рынка труда и образовательных услуг; о возможных способах выявления ими информационного дефицита и использования для этих целей современных информационных технологий.

2. Психологическая - оказание помощи подросткам в актуализации проблемы переориентации их взглядов и позиций относительно готовности к профессиональному и жизненному выбору, в становлении их субъектной позиции в жизненном и профессиональном самоопределении.

3. Ориентация на успех - интерпретация результатов образовательной деятельности и жизненных выборов подростков с позиции соответствия индивидуальных особенностей школьника проектируемой профессиональной траектории; акцентирование внимания в первую очередь на возможностях школьника, а не на ограничениях, поддержка и стимулирование его поисковой активности.

4. Правовая защита - обеспечение в доступной форме организационной, юридической информацией о способах восстановления правовой защищенности в различных ситуациях, связанных с продолжением образования, получением профессии, трудоустройством и оформлением трудовых отношений.

Содержание социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения подростков предусматривает реализацию следующих основных этапов [38]:

1) изучение запроса учащихся на продолжение образования и избираемую ими профессиональную деятельность;

2) оказание психологическом, правовой, информационном консультативной помощи;

3) создание условий для реализации подростками «пробы сил» и ее рефлексивного осмысления;

4) конструирование версий продолжения образования и способов компенсации сопутствующих рисков;

5) прогнозирование возможных ограничителей свободы выбора на этапах послешкольного образования и профессионального становления.

Назовем формы и методы социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников:

1) групповые: научно-практические конференции; семинары, групповые консультации; тренинги; родительский консилиум; круглый стол; педагогическая мастерская;

2) индивидуальные: диалог; активное слушание; диагностика; терапевтическое воздействие; анализ кризисных ситуаций; логотерапия; психодрама;

3) сетевые: компьютерно-опосредованное взаимодействие подростков с потенциальными защитниками и помощниками в ситуациях профессионального самоопределения. Для этих целей необходимо создание специализированных элементов сетей образовательных учреждений (ресурсных центров), в том числе для ресурсов, ориентированных на профориентационно значимую работу.

Таким образом, для адекватного профессионального самоопределения человека необходимо своевременное наблюдение за личностными характеристиками и склонностями ребенка с последующим информированием о возможном применении имеющихся качеств в профессиональной сфере и развитие этих качеств и соответствующих им компетенций для успешного овладения профессией.

 

Контрольные вопросы

1. Опишите возрастные, психофизиологические особенности школьников разного возраста и их учет в профориентационной работе.

2. Дайте определение понятия «профессиональное самоопределение».

3. Опишите понятие, функции и формы социально-педагогической поддержки профориентации школьников.

 

Задание для самостоятельной работы

Сделайте презентацию по темам: «Профориентационная работа со старшеклассниками», «Профориентационная работа со взрослыми на этапе профессиональной переподготовки».

Источник: Винарчик, Е. А. Психология профессионального развития В48 личности : учеб. пособие / Е. А. Винарчик, В. А. Капустина ; Вла- дим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2020. - 96 с. - ISBN 978-5-9984-1278-3.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.