Внимание (семинар)
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Цели занятия:
1. Раскрыть сущность внимания, описать его физиологическую основу.
2. Рассмотреть функции и виды внимания.
3. Рассмотреть свойства внимания.
4. Проанализировать психологические теории внимания
5. Описать нарушения внимания.


Учебные вопросы:
1. Понятие внимания и его физиологическая основа.
2. Теоретические подходы к пониманию природы внимания.
3. Функции и виды внимания.
4. Свойства внимания.
5. Психологические теории внимания.
6. Нарушения внимания.


Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел.
Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов.
Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы.


Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки:


При подготовке к первому учебному вопросу следует учесть, что с помощью внимания осуществляется упорядочивание поступающей через органы чувств сенсорной информации в соответствии с приоритетом стоящих перед человеком задач. Таким образом, внимание как функция сознания заключается в расчленении внешних впечатлений, выделении наиболее значимых в данный момент раздражителей, сосредоточении на них наибольших аналитико-синтетических усилий. Благодаря этой функции сознания достигается наибольшая ясность и отчетливость впечатлений.
Внимание — это познавательный психический процесс, который заключается в избирательной направленности и сосредоточенности сознания человека на определенные предметы или явления, имеющие для него устойчивую или ситуативную значимость.
Физиологическую основу внимания представляют центральные и периферические механизмы. Центральные механизмы связаны с возбуждением одних нервных центров в коре головного мозга и торможением других. Периферические механизмы предполагают настройку органов чувств, которую в некоторых случаях можно обнаружить в поведении человека (например, прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону вероятного нахождения источника звука; прищуривает глаза для лучшего восприятия зрительной информации и др.).
При подготовке ко второму учебному вопросу важно обратить внимание на то, что все теории и концепции внимания можно объединить в следующие группы: внимание как результат двигательного приспособления; внимание как результат ограниченности объема сознания; внимание как результат эмоции; внимание как результат апперцепции; внимание как результат нервного подавления. Выделение данных групп позволяет систематизировать теории и концепции, раскрывающие природу внимания на основе выделения главных их положений.
При изучении третьего учебного вопроса важно учесть, что внимание выполняет ряд важных функций, среди которых следует выделить отбор значимых внешних раздражителей, соответствующих потребностям и целям деятельности; игнорирование несущественных внешних раздражителей и торможение побочной, отвлекающей активности; поддержание необходимого уровня активации до момента окончания выполнения деятельности; осуществление контроля за выполняемой деятельностью.
В зависимости от направленности и сосредоточения внимания выделяют следующие его виды: непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное), послепроизвольное. Поддержание данных видов внимания требует от человека приложения различных волевых усилий.
При подготовке к четвертому учебному вопросу следует рассмотреть следующие свойства внимания: избирательность, концентрация, сосредоточенность, распределение, переключаемость, объем, устойчивость, флуктуация, отвлекаемость, интенсивность.
Особенности всех свойств внимания определяются различными причинами: индивидуальными физиологическими особенностями организма; психическим состоянием; мотивацией; внешними обстоятельствами при осуществлении деятельности (тишиной, большим количеством отвлекающих факторов, наличием постоянного внешнего контроля и т. д.).
При подготовке к пятому учебному вопросу следует рассмотреть такие теории внимания, как теория Т. Рибо, Д. Н. Узнадзе, П. Я. Гальперина, Д. Бродбента, Д. Нормана, Д. Канемана. При рассмотрении данных теорий необходимо провести их сравнительный анализ, выделить общие положения и отличительные особенности. Важно ответить на вопрос о причинах разнообразия данных теорий.
При изучении шестого учебного вопроса важно учесть, что нарушения внимания в разной мере наблюдаются при утомлении и при органических поражениях головного мозга. Выделяют следующие виды нарушения внимания: синдром нарушения внимания с гиперактивностью, рассеянность. Нарушения внимания влекут за собой неадекватные изменения направленности личности, нарушения избирательности деятельности и координации отдельных действий.


Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений:
1. Джеймс У. Внимание.
2. Рубинштейн С.Л. Основные свойства внимания.
3. Вудвортс Р. Внимание.
4. Рибо Т. Психология внимания.
5. Ланге Н. Н. Биологическое определение и разновидности внимания.
6. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте.
7. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания.
8. Гальперин П. Я. К проблеме внимания.
9. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Внимание и отбор.
10. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Внимание и ресурсы.
11. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Внимание и действие.


Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте толкование понятию «внимание».
2. Раскройте физиологическую основу внимания.
3. Перечислите теоретические подходы к пониманию природы внимания.
4. Охарактеризуйте функции внимания.
5. Назовите виды внимания и дайте им краткую характеристику.
6. Перечислите свойства внимания и дайте им краткую характеристику.
7. Перечислите известные теории внимания и назовите их отличительные концептуальные положения.
8. Перечислите виды нарушения внимания и их симптомы.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ


Цели занятия:
1. Расширить знания обучающихся в области научного исследования внимания.
2. Научить обучающихся анализировать практические ситуации, связанные с проявлением свойств внимания.
3. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся.
4. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления.
5. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.


Учебные вопросы:
1. Понятие внимания и его физиологическая основа.
2. Теоретические подходы к пониманию природы внимания.
3. Функции и виды внимания.
4. Свойства внимания.
5. Психологические теории внимания.
6. Нарушения внимания.


Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме.
Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 3 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессы выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов.
Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.
Практический материал для занятия:
Задание 6.1. Приведите по два примера проявления каждого из свойств внимания.
Задание 6.2. Опишите особенности проявления отдельных свойств внимания в учебной деятельности.
Задание 6.3. Составьте сравнительную таблицу теорий внимания, укажите авторов, соотнесите между собой их основные положения, объясните причину их разнообразия.
Задание 6.4. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие — непроизвольного внимания:
а) постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени;
б) особенности воздействующих раздражителей; их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях;
в) осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета;
г) наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности;
д) использование определенных потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал;
е) использование определенных установок и психических состояний;
ж) постановка значимых целей и задач деятельности.
Задание 6.5. Решите ситуационные задачи:
1. Сотрудник полиции Абрамов в ходе служебной проверки пояснил, что, наблюдая за лицами, выходящими из метро, обращал внимание на брюки и туфли людей, считая их важной признаками, описанными в ориентировке на преступника, и, может быть, поэтому не заметил преступника.
Какое свойство внимания помешало Абрамову задержать преступника?
2. Дежурный по органу внутренних дел Синицын рассказал начальнику органа внутренних дел в доверительной беседе о том, что его ошибки в служебной деятельности связаны с невнимательностью, которая вызвана тем, что практически одновременно необходимо выполнять несколько разнородных действий (отвечать по телефону, смотреть на монитор, открывать дверь посетителям).
Слабое развитие какого свойства внимания не позволяет Синицыну не допускать ошибки в служебной деятельности?
3. Оперуполномоченный Сахаров, рассказывая коллегам о проделанной работе, указал на то, что найти нужного человека по учетам было сложно, так как учетных карточек большое количество и в момент просматривания сосредоточенность внимания периодически пропадает, сопровождаясь некоторым автоматизмом действий.
Слабое развитие какого свойства внимания затрудняло Сахарову поиск данных о человеке по учетам?
4. В характеристике на оперуполномоченного Алымова было указано, что он очень быстро способен сменить активный физический вид деятельности на интеллектуальный и продолжать выполнять кропотливую работу безошибочно.
Какое свойство внимания описано в характеристике на Алымова?
5. По факту кражи из квартиры малолетний Дмитрий (4 года) был единственным очевидцем совершенного преступления. Отвечая на вопросы педагога, который участвовал в опросе ребенка, Дмитрий постоянно отвлекался на игру с машинками и звонки телефона в кабинете оперативного работника.
Какой вид внимания в большей степени доминирует у Дмитрия и затрудняет процесс опроса?
Источник: Душкин А. С., Рожков А. А. Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.