На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психологические механизмы деятельности
Психологические механизмы деятельности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Человек постоянно проявляет активность — внешнюю (движения) или внутреннюю (размышление, психическая активность). Без деятельности невозможна человеческая жизнь.
Деятельность — это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Значение деятельности:
— создание предметов материальной и духовной культуры;
— способ познания окружающего мира;
— преобразование себя и окружающего мира.
Деятельность человека отличается от активности животных.

 


Р.С. Немов сводит главные отличия к следующему (таблица 2).

Таблица 2
Особенности деятельности человека и активности животных

Деятельность человека

Деятельность животных

Носит продуктивный, творческий созидательный характер

Имеет потребительскую основу (в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает)

Связана с предметами материальной и духовной культуры (которые используются в качестве инструментов или предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития)

Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют

Преобразует самого человека, его способности, потребности, условия жизни

Практически не меняет ничего ни в животных, ни во внешних условиях жизни

Продукт истории (в ее разнообразных формах и средствах реализации)

Выступает как результат биологической эволюции животных

«Задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов(предметная деятельность людей с рождения им не дана). Формируется и развивается в обучении и воспитании

Изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма


Основные характеристики деятельности человека:
1. Мотив — то, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется (мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния и т.д.).
2. В качестве цели деятельности выступает ее продукт (может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком; определенные знания, умения, навыки; творческий результат: мысль, идея и т.д.).
3. Предмет деятельности — то, с чем деятельность непосредственно имеет дело (например, предмет познавательной деятельности — всякого рода информация, предмет учебной деятельности — знания, умения и навыки и т.д.).
4. В структуре деятельности обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.
5. В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.


Деятельность имеет сложную структуру, поэтому необходимо подробнее рассмотреть ее составляющие: действия, операции, психофизиологические функции.
Действия — это процесс, направленный на реализацию цели. Особенности действий: в качестве необходимого компонента они включают акт сознания (имеют вполне самостоятельную, осознанную человеком цель); акт поведения; действия могут быть внешние и внутренние.
Операция — способ осуществления действия. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало сознаются или совсем не осознаются.
Психофизиологические функции — физиологическое обеспечение процесса деятельности.
Всякая человеческая деятельность имеет внешние (разнообразные движения) и внутренние (анатомо-физиологические структуры и процессы, психологические процессы и состояния) компоненты.

Компоненты деятельности:
Умения — это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности.
Навыки — это полностью автоматизированные, инстинктивно-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. В формировании всех типов умений и навыков большое значение имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом.
Привычки — это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Представляют собой непродуктивный элемент деятельности.
Основные виды деятельности человека: общение, игра, учение, труд.
Общение рассматривается как вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми. Игра — своеобразное отражение действительности, средство познания окружающего мира. Учение — это деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков. Труд — деятельность, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.


Вопросы для контроля:
1. Раскройте значение деятельности в жизни человека.
2. Перечислите главные отличия деятельности человека от активности животных.
3. Перечислите основные характеристики деятельности человека.
4. Дайте характеристику структуры деятельности.
5. Перечислите компоненты деятельности.


Тест для самоконтроля:
Инструкция: выберите из приведенных признаков те, которые характеризуют:
1. Всякую деятельность.
2. Только игру.
3. Только учение.
4. Только труд.
A) Способ отношения к условиям своей жизни, как деяние, как совокупность результатов и процесс самоизменения субъекта.
Б) Внешняя и внутренняя активность, управляемая сознательно поставленной целью.
B) Активность субъекта, направленная на усвоение способов выполнения действий.
Г) Активность, направленная на усвоение и применение понятий.
Д) Активность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения.
Е) Активность, направленная на получение результатов, удовлетворяющих материальные и духовные потребности людей.

Задания для самостоятельной работы:
1. Проанализируйте свою деятельность и приведите примеры своих умений, навыков и привычек.
2. Перечислите условия формирования привычек. На их основе разработайте рекомендации на тему «Как бороться с вредными привычками?».

Источник: Надточий, Юлия Борисовна. Психология и педагогика : учебное пособие / Ю. Б. Надточий. — Казань : Бук, 2019. — 210 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.