Человек постоянно проявляет активность — внешнюю (движения) или внутреннюю (размышление, психическая активность). Без деятельности невозможна человеческая жизнь. Деятельность — это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Значение деятельности: — создание предметов материальной и духовной культуры; — способ познания окружающего мира; — преобразование себя и окружающего мира. Деятельность человека отличается от активности животных.
Р.С. Немов сводит главные отличия к следующему (таблица 2). Таблица 2 Особенности деятельности человека и активности животных
Деятельность человека
|
Деятельность животных
|
Носит продуктивный, творческий созидательный характер
|
Имеет потребительскую основу (в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает)
|
Связана с предметами материальной и духовной культуры (которые используются в качестве инструментов или предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития)
|
Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют
|
Преобразует самого человека, его способности, потребности, условия жизни
|
Практически не меняет ничего ни в животных, ни во внешних условиях жизни
|
Продукт истории (в ее разнообразных формах и средствах реализации)
|
Выступает как результат биологической эволюции животных
|
«Задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов(предметная деятельность людей с рождения им не дана). Формируется и развивается в обучении и воспитании
|
Изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма
|
Основные характеристики деятельности человека: 1. Мотив — то, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется (мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния и т.д.). 2. В качестве цели деятельности выступает ее продукт (может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком; определенные знания, умения, навыки; творческий результат: мысль, идея и т.д.). 3. Предмет деятельности — то, с чем деятельность непосредственно имеет дело (например, предмет познавательной деятельности — всякого рода информация, предмет учебной деятельности — знания, умения и навыки и т.д.). 4. В структуре деятельности обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. 5. В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.
Деятельность имеет сложную структуру, поэтому необходимо подробнее рассмотреть ее составляющие: действия, операции, психофизиологические функции. Действия — это процесс, направленный на реализацию цели. Особенности действий: в качестве необходимого компонента они включают акт сознания (имеют вполне самостоятельную, осознанную человеком цель); акт поведения; действия могут быть внешние и внутренние. Операция — способ осуществления действия. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало сознаются или совсем не осознаются. Психофизиологические функции — физиологическое обеспечение процесса деятельности. Всякая человеческая деятельность имеет внешние (разнообразные движения) и внутренние (анатомо-физиологические структуры и процессы, психологические процессы и состояния) компоненты. Компоненты деятельности: Умения — это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Навыки — это полностью автоматизированные, инстинктивно-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. В формировании всех типов умений и навыков большое значение имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Привычки — это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Представляют собой непродуктивный элемент деятельности. Основные виды деятельности человека: общение, игра, учение, труд. Общение рассматривается как вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми. Игра — своеобразное отражение действительности, средство познания окружающего мира. Учение — это деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков. Труд — деятельность, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.
Вопросы для контроля: 1. Раскройте значение деятельности в жизни человека. 2. Перечислите главные отличия деятельности человека от активности животных. 3. Перечислите основные характеристики деятельности человека. 4. Дайте характеристику структуры деятельности. 5. Перечислите компоненты деятельности.
Тест для самоконтроля: Инструкция: выберите из приведенных признаков те, которые характеризуют: 1. Всякую деятельность. 2. Только игру. 3. Только учение. 4. Только труд. A) Способ отношения к условиям своей жизни, как деяние, как совокупность результатов и процесс самоизменения субъекта. Б) Внешняя и внутренняя активность, управляемая сознательно поставленной целью. B) Активность субъекта, направленная на усвоение способов выполнения действий. Г) Активность, направленная на усвоение и применение понятий. Д) Активность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения. Е) Активность, направленная на получение результатов, удовлетворяющих материальные и духовные потребности людей. Задания для самостоятельной работы: 1. Проанализируйте свою деятельность и приведите примеры своих умений, навыков и привычек. 2. Перечислите условия формирования привычек. На их основе разработайте рекомендации на тему «Как бороться с вредными привычками?».
Источник: Надточий, Юлия Борисовна. Психология и педагогика : учебное пособие / Ю. Б. Надточий. — Казань : Бук, 2019. — 210 с. |