Введение в психологическую науку
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Психология как научная дисциплина. Факторы становления психологической науки.
2. Соотношение научной и житейской форм психологического знания.
3. Предмет психологии. Классификация психических явлений. Специфика психических явлений.
4. Историческое развитие психологии периоды, этапы, понятие о психике, эволюция предмета психологии.


Основные понятия
Донаучная психология, психология как наука, гуманитарные дисциплины, душа, психическая реальность, психические явления, психические процессы, психические свойства, психические состояния, психологическое знание, научные психологические знания, житейские психологические знания, познавательные психические процессы, эмоциональные психические процессы, волевые психические процессы, идеалистическое направление, материалистическое направление, сознание, рефлекс, ассоциативное направление, поведение, бихевиоризм.


1. Психология как научная дисциплина. Факторы становления психологической науки


Психология (от греч. Psyche - душа, logos - учение, наука) - наука о психике человека и животных, основных закономерностях ее формирования, развития и функционирования.
В настоящее время вместо понятия «душа» часто используется понятие «психика», и наоборот. С лингвистической точки зрения, «душа» и «психика» - одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.
Своим названием психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую девушку Психею. Афродита была очень недовольна тем, что ее сын хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Любовь Психеи и ее стремление быть с Эротом произвели глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту, в свою очередь, удалось убедить Зевса (верховное божество греков) превратить Психею в богиню, тем самым сделав ее бессмертной. Таким образом, для греков этот миф был классическим образцом высшей реализации человеческой души. В свою очередь Психея — смертная, обретшая бессмертие, стала символом души, ищущей свой идеал.
При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые - общество, культуру и историю, третьи связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Человек и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.


1.1 Предпосылки становления психологии как науки


Как любая другая наука, психология должна отвечать следующим основным требованиям:
Во-первых, иметь свой предмет изучения, определенную область научных интересов, которая отличала бы данную науку от ряда других научных дисциплин.
Во-вторых, использовать методы исследования, в частности методы наблюдения и эксперимента, для изучения той области, которая интересует данную науку.
В-третьих, использовать математический анализ при обработке полученных результатов.
В-четвертых, применять полученные результаты на практике.
Таким образом, теория, эксперимент, практика должны обеспечить самостоятельность и независимость психологии как определенной области научного знания.
Предметом той или иной науки является реальность, которую эта наука изучает. Предметом психологии является психика человека и животных, основные закономерности ее формирования, развития и функционирования.
Психика существует объективно, т.е. обладает свойствами и собственными законами, определяющими ее формирование и функционирование.
Главной особенностью психологии является то, что изучаемая этой наукой реальность стала предметом познания задолго до ее оформления как самостоятельной науки. Традиционно эта реальность именовалась как дух, душа и являлась прерогативой философских и религиозных рефлексий, т.е. изучение психической реальности находилось под руководством философии, следовательно, и сама психология как научная дисциплина долгое время развивалась в русле философских течений.
Выделение психологии в самостоятельную науку осложнялось также тем, что, несмотря на то, что психическая реальность все время обнаруживает свое присутствие и влияние на жизнь и поведение людей, она долгое время не становилась предметом научного познания. Дело в том, что психика не имеет материальных, то есть доступных чувственному восприятию свойств. Ее нельзя потрогать, увидеть, а значит нельзя наблюдать, экспериментировать и измерять ее.
Таким образом, критерии научности по отношению к психологии долгое время были невыполнимы: изучение психической реальности в рамках философской науки, отсутствие единого предмета изучения, сложность предмета психологии в его познании.
Возникает вопрос, какие же события поспособствовали становлению психологии как самостоятельной науки.
Ситуация изменилась в сер. Х1Х в., когда О. Конт предложил новую классификацию наук. Вместо социальной философии он предложил создать социологию (науку об обществе), вместо философии истории - историческую науку, а вместо философской антропологии - психологию (науку о душе). Следует отметить, что сам термин «психология» был введен в употребление немецким философом Христианом Вольфом в своих книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», которые были опубликованы еще в 1732-1734 гг. Таким образом, благодаря работам О. Конта и Х. Вольфа, психология начинает выделяться в самостоятельную научную дисциплину.
1878-1879 гг. Немецкий ученый Вильгельм Вундт основал в г. Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, в конце 80-х гг. преобразованную в Институт экспериментальной психологии. 1878 г. считается годом рождения психологии как самостоятельной научной дисциплины. Лаборатория предоставила возможность экспериментального исследования психологических явлений. В 1861 г. В. Вундт изобретает первый элементарный прибор специально для целей экспериментального психологического исследования.
Экспериментальные работы В. Вундта и многочисленных учеников были посвящены психофизиологии ощущений, скорости простых двигательных реакций, т.е. сосредоточены на элементарных психофизиологических процессах. Они целиком еще относились к тому, что сам В. Вундт называл физиологической психологией.
Проникновение эксперимента в психологию привело к тому, что он шаг за шагом стал внедряться в изучение центральных психологических проблем. Вслед за созданием лаборатории экспериментальной психологии в Лейпциге они стали создаваться во всех странах мира: США - Б. Титченер, Россия - И.М. Сеченов.
Таким образом, благодаря стараниям В. Вундта и его учеников, в психологической науке стало выполнимо второе требование - «использование методов исследования», в частности методов наблюдения и эксперимента.
Перевод результатов исследований на язык психологии стал возможен с созданием бельгийским математиком Адольфом Кетле статистики, которая стала математическим аппаратом психологии.
Окончательное становление психологии как науки завершило создание в г. Лондоне Френсисом Гальтоном лаборатории дифференциальной психологии, что обеспечило прикладной аспект психологической науки.


1.2 Задачи психологии как научной дисциплины


•  Уяснить природу «психического».
•  Познать «психическое» посредством раскрытия объективных связей, которыми оно объективно определяется.
•  Изучить основные закономерности формирования, развития и функционирования психики человека и животных.
•  Изучить и объяснить психические явления (психические процессы, свойства и состояния), то есть раскрыть основные психические закономерности, которые лежат в основе их возникновения, формирования, развития и функционирования. Например, каким образом происходит отражение объективного мира человеком, как человек познает окружающий его объективный мир, зависят ли психические явления от условий жизни и деятельности человека, связаны ли между собой процессы психические и физиологические и т.д.
Задачи психологии как практической дисциплины связаны с развитием отраслей психологического знания, содержательное
оформление которых представлено в теме 2 «Структура, задачи и методы современной психологии».


2. Соотношение научной и житейской форм психологического знания


Термин «психология» употребляется в двух контекстах - в научном и в бытовом. В первом случае, когда речь идет о «психологии» как науке, которая имеет свой предмет и методы его изучения. Во втором, когда люди прибегают к психологическим категориям для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц, групп людей с которыми имеют отношения в своей жизни.
Многие из нас знакомы с психологией без ее целенаправленного изучения, у каждого из нас есть определенный запас житейских психологических знаний.
В чем же состоит различие житейского и научного психологического знания?


Таблица 1 - Сравнительный анализ житейских и научных психологических знаний

Житейские психологические знания (ЖПЗ)

Научные психологические знания (НПЗ)

Природа знания (особенности)

ЖПЗ конкретны, связаны с конкретными ситуациями, конкретными людьми, конкретными задачами. ЖПЗ - конкретноситуативное личностноориентированное знание. В связи с чем отмечается ограниченность данного знания ситуацией,

НПЗ стремятся к обобщению изучаемых явлений. НПЗ выражаются в общих понятиях.
Психология располагает широким и разнообразным кругом информации, ввиду чего формируются отдельные

Житейские психологические знания (ЖПЗ)

Научные психологические знания (НПЗ)

личностными особенностями, задачами, условиями. Следовательно, ЖПЗ выражается частными, единичными понятиями.

отрасли психологического знания, которые и осмысливают полученную информацию. Так, социальная психология изучает круг явлений, связанных с включением человека в определенные социальные группы, в то время как психология личности изучает психические свойства личности.

Способ и метод получения знания

ЖПЗ носят интуитивный и субъективный характер, приобретаются методом проб, ошибок и случайного выбора, это своего рода субъективный анализ ситуации, личности, условий, который происходит зачастую на бессознательном уровне. Метод получения знания наблюдение.

НПЗ - рациональны и вполне осознанны, обоснованы в ходе многочисленных опытов, что придает объективный характер полученному знанию.
Метод получения знания эксперимент и научное наблюдение.

Представление знания

ЖПЗ отражаются в житейских понятиях, понятных только конкретной личности и ее ближайшему окружению, для интерпретации поведения которых они применяются.

НПЗ имеет свой категориальнопонятийный аппарат, отражаются в научных понятиях, которые отличаются своей четкостью, обоснованностью, отражают общие тенденции и закономерности описываемых явлений. НПЗ доступны и понятны всем членам научного сообщества.

Способ и возможности передачи знания

Трудность передачи ЖПЗ. Например, проблема родителей и детей, дети считают, что родители их не понимают, а родители, в свою очередь, что «перепонимают» (лучше детей понимают происходящее). Это связано с тем, что у каждого свой индивидуальный опыт, обусловленный разницей в возрасте, образованием, социальным статусом и др.

НПЗ аккумулируются, фиксируются, передаются посредством научной литературы, научных статей, журналов и т. д.


Однако не следует отрицать и определенный вклад житейских психологических знаний в развитие психологии как научной дисциплины. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в-третьих, данные научной психологии проверяются на житейском психологическом опыте.


3. Предмет психологии. Классификация психических явлений. Специфика психических явлений


Определение предмета психологии сложный методологический вопрос, в разрешении которого можно пойти двумя способами. Первый предполагает рассмотрение разных точек зрения на предмет психологии
согласно представлениям различных психологических школ.
Второй предполагает рассмотрение обобщенной и методологически выверенной точки зрения. Где предметом психологии является психика человека и животных, основные закономерности ее формирования, развития и функционирования.
Психика существует объективно, обладает своими свойствами и собственными законами, определяющими ее формирование и
функционирование.
Психика структурна, В. А. Поликарпов описывает следующим образом структурность психики.
В построении психики условно выделяют вертикальную и горизонтальную организацию. К вертикальной организации относят сознание и бессознательное (личное и коллективное бессознательное), к горизонтальной - психические явления.
Рассмотрим определения предмета психологии согласно существующим психологическим школам.
В. Вундт выделял высшие и низшие психические процессы. Высшие психические процессы - процессы, связанные с сознательной переработкой информации, предполагающей ее анализ и синтез. Метод изучения ВПП - метод интроспекции - самонаблюдение за собственным состоянием сознания. Исследователи, использовавшие данный метод, вскоре пришли к выводу, что данный метод, не позволяет получить объективные данные о наблюдаемом феномене, что наложило свой отпечаток в понимании предмета психологии. Возникновение данной проблемы и привело к возникновению в психологии разных школ, определяющих предмет психологии согласно своим теоретикометодологическим основаниям.
Бихевиоризм определил предметом психологии поведение человека и животных, опосредованное стимул-реактивными отношениями. Это направление, основанное на учении И.П. Павлова, развивается и в настоящее время. С точки зрения глубинной психологии (психоанализ З. Фрейда), предмет психологического анализа - бессознательные аспекты в жизни человека. Глубинная психология сохранила метод интроспекции, хотя и применила его к исследованию неосознаваемой психики. Рефлективная психология считает предметом своего изучения сознание, рассматривая его как отражение объективной действительности в мозгу человека. Современное направление XX в. когнитивная психология предметом психологии считает процессы переработки информации человеком и реализацию поведения на базе когнитивных процессов.


3.1 Классификация психических явлений


Психические явления - факты внутреннего, субъективного опыта.
Среди психических явлений выделяют три основных класса:
• психические процессы,
• психические состояния,
• психические свойства личности.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. При помощи психических процессов человек вступает в свой первый контакт с окружающей действительностью, полученная информация в дальнейшем опосредует поведение человека. Психические процессы обладают определенными динамическими характеристиками, к числу которых относят длительность и устойчивость протекания.
Психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.
1. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с получением и последующей переработкой информации: ощущение, восприятие, представление, воображение, память, мышление, речь и внимание. Основная функция познавательных психических процессов заключается в получении количественной и качественной информации об окружающем его мире и о самом себе.
2. Эмоциональные психические процессы включают: собственно эмоции, настроение, чувство, аффекты, эмоциональный тон. Любая полученная человеком в процессе контакта с окружающей средой информация может иметь или не иметь эмоциональную окраску, если определенное событие положительно сказывается на жизни и деятельности, то человек переживает положительные эмоции, и наоборот. Эмоциональные процессы не только оказывают влияние на состояние, поведение человека, но посредством эмоций человек может выразить свое отношение к происходящему событию (значимо или не значимо), и придать ему в своей жизни определенный смысл. Таким образом, основная функция эмоциональных психических процессов - выражение в форме непосредственного переживания значимости для субъекта внешних и внутренних событий, регулирующих в соответствии с ними его деятельность и поведение.
3. Волевые психические процессы проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др. Основная функция воли заключается в сдерживании нежелательных проявлений активности и контроле за выполнением деятельности.
Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов - неосознаваемые процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.
Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.
Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, которое определяется содержанием и отношением человека к этому содержанию, это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей. Психическое состояние понимается так же как интеграция всех психических проявлений человека при взаимодействии с окружающей действительностью.
К психическим состояниям относят такие явления, как бодрствование, сон, стресс, адаптация, угнетенность, бодрость, уныние и т.д.
Выделяют следующие особенности психических состояний: 1) динамика (характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью); 2) влияние на течение и результат психических процессов (активизация или торможение психической деятельности); 3) обусловленность доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями.
Следующий класс психических явлений - психические свойства личности. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность (потребности, мотивы, желания, хотения), темперамент, характер, способности личности. Психические свойства личности характеризуются большей устойчивостью и большим постоянством. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.
Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии. Групповые психические явления разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства.
К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др.
К психическим состояниям группы относятся конфликт,
сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др.
К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.


3.2 Специфика психических явлений


1. Принадлежность индивиду их испытывающему
Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство субъективных явлений - их непосредственная представленность субъекту. Мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим; не только стремимся к выполнению деятельности и принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, решениях. Иными словами, психические явления не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются.
Психические явления выступают как процессы и как свойства конкретных индивидов, которые их переживают, испытывают.
Переживания, мысли, чувства субъекта - это его мысли, его чувства, его переживания. Они даны нам непосредственно через наши чувства, восприятия и никаким другим способом.
2. Психическое есть всегда отношение к чему-либо независимому от него.
Всякое психическое явление отличается от другого явления благодаря тому, что оно является переживанием. Внутренняя природа психического выявляется через его отношение к внешнему. Таким образом, психическое явление представляет собой реальную действительность и отражение действительности.
С этим связано двойственное, противоречивое внутреннее строение психического явления. С одной стороны, психическое явление есть продукт и зависимый компонент органической жизни индивида, с другой стороны, отражение окружающего его мира.
Психическое образование является переживанием, поскольку оно определяется контекстом жизни индивида. В сознании переживающего индивида этот контекст выступает как связь целей и мотивов, они определяют смысл пережитого как чего-то со мной происшедшего. В переживании на передний план выступает не само по себе предметное содержание того, что в нем отражается, познается, а его значение в ходе конкретной жизни человека. Переживанием становится для человека то, что оказывается личностно значимым для него.
Когда мы говорим, что какое-нибудь психическое явление было или стало переживанием человека, это означает, что оно вошло как определяющий момент в индивидуальную историю данной личности и сыграло в ней определенную роль. Переживания человека - это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности.
3. Психическое явление является единством реального и идеального.
Всякий психический факт - это реальная действительность и
отражение субъектом этой действительности.
4. Психическое имеет двоякую форму существования. Первая (первичная) - объективная форма существования выражается в жизни и деятельности. Вторая (вторичная) - субъективная форма психического: рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе. Вторичная форма существования психического генетически более поздняя и имеется только у человека.


4. Историческое развитие психологии: периоды, этапы, понятие о психике, эволюция предмета психологии


А.Г. Маклаков в своей работе «Общая психология» выделяет два периода в становлении и развитии психологических знаний: донаучный (VI в. до н.э. - XVII в.н.э.) и научный (XVII в. - XXI в.).
Развитие психологии состоит в отражении того, как изменялось представление о психических явлениях, как менялся предмет исследований психологической науки.
С этой точки зрения, в истории психологии можно условно выделить четыре этапа. На первом этапе психология существовала как наука о душе, на втором - как наука о сознании, на третьем - как наука о поведении, а на четвертом - как наука о психике. Смена предмета исследования и определяет смену исторического этапа в психологии.


4.1 1-й этап: психология как наука о душе


Стремление человека разобраться в самом себе привело к образованию одной из первых наук - философии с предметом изучения «душа». Ответить на вопрос, что такое душа, оказалось не так-то просто. В зависимости от того, как философы объясняли природу души, выделилось два основных направления: идеалистическое и материалистическое.
Философы-идеалисты полагали, что идеальное (идеи, дух, сознание) первично, а материя вторична, сначала был дух, а потом материя. Наиболее яркими представителями данного направления являются философы школы Пифагора (пифагорейская школа).
Представители идеалистической философии рассматривают психику как первичную, существующую самостоятельно, независимо от материи субстанцию. Подобный идеализм зародился тогда, когда люди не имели никаких представлений о строении и функциях тела, и полагали, что психические явления представляют собой деятельность сверхъестественного существа - «души и духа». «Душа» вселялась в человека на момент рождения и покидала в момент сна и смерти.
Философы-материалисты, наоборот, говорили о том, что первична материя, а идеальное вторично. Философы материалисты: Гераклит (530470 гг. до н.э.), Демокрит (460-370 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Сократ, Аристотель (384-322 гг. до н.э.) и др.
Материалистическое понимание психики отличается от идеалистических воззрений тем, что психика - вторичное, производное от материи явление.
Гераклит говорит о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. Первое определение души, сформулированное Гераклитом, звучит скорее как вопрос. В связи с этим следует обратиться к афоризму, известному всем: «Все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку». «Тогда что же позволяет реке оставаться рекой? Русло? Но и оно тоже изменяется!». Гераклит считает, что следует искать неизменное в изменчивом, то, что придает этому изменчивому определенность. Таким образом, в каждой реальности есть совокупность свойств, которые недоступны чувственному восприятию, но которые позволяют этой реальности оставаться собой, именно они и составляют сущность этой реальности. Применительно к телу человека эту функцию выполняет душа.
Согласно Демокриту, душа - это материальное вещество, и все душевные (психические явления) могут быть объяснены физическими и механическими причинами, т.е. «психическое» носит механистический характер. Ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно исходящими от предметов.
Платон развил материалистические идеи дальше. Душа - это идея (морфэ, форма, die Gestalt) тела. Душа соединяется с материей, и таким образом возникает человек. Платон выделяет три начала души человека. Первое - «неразумное начало», им наделены человек, животные и растение, основная функция этого начала удовлетворение телесных потребностей и потребностей организма. Другое - «разумное начало», ограничивающее и контролирующее «неразумный аспект» души человека. Третье - «яростный дух», этой частью человек проявляет агрессию, отстаивает свои интересы, руководствуясь принципом справедливости. Схожие идеи в XIX в. можно обнаружить в работах основателя психоанализа З. Фрейда, который выделял в природе человека также инстинктивную часть «подструктура Оно» и социальную часть «подструктура Супер-Эго».
В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях: душа управляет телом. Однако иногда тело, раздираемое различными желаниями и страстями, берет верх над душою. В этих взглядах Платона ярко выражен его идеализм. Из своего представления о душе Платон определяет важные этические выводы. Душа - самое высокое, что есть в природе человека, поэтому он должен заботиться о ее здоровье значительно больше, чем о здоровье тела.
Первым специальным психологическим сочинением, которое в течение длительного времени оставалось главным руководством по психологии, выступает трактат Аристотеля «О душе». В связи с чем Аристотеля по праву можно считать основателем психологии в донаучный период. Душа - это целесообразно работающая органическая система. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию - «энтелехия». «Душа, - писал он, - форма естественного тела, форма - это сущность предмета. Сущность же есть энтелехия, стало быть, душа есть энтелехия такого тела». Материя, из которой формируется человек на основе формы, является субстратом - сегодня мы говорим: физиологический субстрат психического. Влияя на психику, мы можем влиять на тело, а свойства психики и законы ее функционирования не выводимы из свойств и законов функционирования тела. Душа есть сущность живого тела, которая заключается в реализации биологического существования организма.
Таким образом, Аристотель дал окончательное определение психике, существующее и сейчас, несмотря на различие терминологического аппарата: душа (психика) - это способ организации живого тела.


4.2 2-й этап: психология как наука о сознании XVII в.


Предметом психологии выступает сознание человека, т.е. психика была приравнена к сознанию.
Представители: Рене Декарт (1569-1650 гг.), Джон Локк (1632-1704 гг.), Д. Юм (1711-1776 гг.), Д. Гартли (1705-1757 гг.).
В развитии человек наполняет свое сознание различной информацией, которая может быть адекватной существующей реальности и не соответствовать ей. Прийти к истине человек может, подвергая все сомнению. Сомнение является признаком того, что мы мыслим и существуем. Данное представление Р. Декарта о природе человека было выражено им просто и лаконично: «Мыслю - следовательно, существую (Cogito ergo sum)». Следовательно, первое, что обнаруживает человек в самом себе - это его сознание.
В своих трудах Р. Декарт доказывал, что человек в своем существовании не нуждается в душе. Причина поведенческой активности человека определяется сугубо внешними факторами и сознание не принимает участия в регуляции поведения. Р. Декарт резко противопоставляет душу и тело, утверждая, что существуют две независимые друг от друга субстанции - материя и дух.
Идея Р. Декарта о том, что поведение человека определяется внешними стимулами, привело к возникновению понятия «рефлекс». Поведение человека описывается на основе механистической модели, данной моделью можно объяснить любое поведение человека, не предполагающее участие воли. Это привело к тому, что нет необходимости прибегать к категории душа в объяснении поведенческих актов человека.
Взаимодействие души и тела: с одной стороны, утверждается, что душа имеет независимую от тела природу, с другой - тесно с ним связана, так как душа помещается в маленькой железе мозга (эпифезе). Единственным средством познания души является сознание.
В истории психологии это учение получило название «дуализм» (от лат. dualis - «двойственный»).
Философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь - это проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении. Такой подход к исследованию психической жизни получил название - интроспективный. На протяжении длительного времени метод интроспекции был единственным методом психологии.
Идеологом метода интроспекции был философ Дж. Локк (16321704 гг.). Дж. Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои чувства, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство - рефлексия. С точки зрения Дж. Локка, рефлексия - наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность. Рефлексия предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души. У детей рефлексии почти нет, они заняты в основном познанием внешнего мира, рефлексия может не развиться и у взрослого, если он не проявит склонности к размышлению над собой.
Параллельно с учением Дж. Локка в науке стало развиваться ассоциативное направление. Возникновение и становление ассоциативной психологии было связано с именами Д. Юма (1711-1776 гг.) и Д. Гартли (1705-1757 гг.).
Д. Юм в качестве основополагающего принципа вводит ассоциацию. Ассоциация - установление механической связи между представлениями. Единственным способом, с помощью которого можно получить информацию о психическом мире человека, является опыт, а не рефлексия Дж. Локка. Опыт - впечатления, ощущения, эмоции и т.д. Труды Д. Юма предопределили возникновение экспериментальных методов психологии.
Широкое распространение метода интроспекции привело психологию к определенному кризису. Так как психика отождествлялась с сознанием, изучать которое можно только при самонаблюдении, а результаты самонаблюдения создавали сложность для своего обобщения ввиду субъективизма испытуемого и исследователя в одном лице, а полученные данные не находили практического применения.
Однако второй период в развитии психологии дал ощутимые результаты: возникает ряд теорий, оказавших влияние на последующее развитие психологической мысли (теория сознания В. Вундта, психология актов сознания Ф. Брентано, теория сознания У. Джемса и др.); в 1879г. В. Вундт создает первую экспериментальную психологическую лабораторию.


4.3 3-й этап: психология как наука о поведении XX в.


Психология как наука о сознании вскоре исчерпала себя и столкнулась с рядом ограничений: практические задачи, обусловленные развитием промышленного производства, общественным и экономическим развитием. Это приводит к тому, что во втором десятилетии XX в. возникает новое направление в психологии: бихевиоризм.
Основателем данного подхода является Дж. Б. Уотсон, к числу наиболее ярких представителей следует отнести Э. Ли Торндайка, Э. Чейз Толмена, Б.Ф. Скиннера и др. С новым направлением в психологии приходит и новый предмет психологической науки - поведение.
Поведение понимается как совокупность извне наблюдаемых, преимущественно двигательных реакций человека. В связи с чем это направление получило название «бихевиоризм» (от англ. behaviour - «поведение»). Его основатель Дж.Б. Уотсон в 1913 г. провозгласил, что психология получит право считаться наукой лишь после того, как она выработает объективный подход к исследуемым явлениям, выберет в качестве своего предмета изучения реальность, доступную для экспериментального изучения. Психология, с точки зрения Дж. Уотсона, должна стать естественнонаучной дисциплиной и ввести объективный научный метод.
Исходя из положения, что поведение понимается как совокупность наблюдаемых извне двигательных реакций человека, единственной единицей анализа поведения человека стала формула «S-R» (стимул - реакция).
В связи с чем, с точки зрения бихевиоризма, основные задачи психологии сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций; исследование процессов их образования; изучение законов образования сложных реакций; прогнозирование поведения человека с опорой на известный стимул; интерпретация по реакции человека вызвавших его условий. Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде.
Практические задачи стали доминировать над теоретическими.
Стремление сделать психологию объективной и естественнонаучной дисциплиной привело к бурному развитию эксперимента, основанного на отличных от интроспективной методологии принципах.
Решение ряда практических задач, обусловленных запросами развивающего общества, выбор экспериментальных методов изучения предмета психологии предопределило данное направление как одно из самых влиятельных направлений психологической науки.
Во многом учения авторов бихевиорального подхода опирались на учения известных русских физиологов И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Учение о безусловных и условных рефлексах И.П. Павлова явилось естественнонаучной базой психологических теорий бихевиорального направления.
Единственным ограничением и недостатком данного подхода является отрицание необходимости изучения ряда внутренних детерминант поведения человека, к числу которых следует отнести сознание.
Довольно скоро обнаружилась ограниченность схемы «S-R» для объяснения поведения людей. Представитель позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел существенную поправку, и схема приобрела вид: «S-V-R». Промежуточные переменные «V» - внутренние процессы (цели,
«намерения, гипотезы», познавательные карты, образы ситуаций), которые
опосредуют действие стимула.
Таким образом, третий этап развития психологии принес дух материализма, благодаря чему эта наука стала развиваться по пути естественнонаучных дисциплин; ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений, фактов, процессов; была расширена область и сфера психологических исследований: изучение поведения младенцев и животных, исследование и внедрение результатов в сферу образования и воспитания, военную, экономическую и производственную сферу, рекламу и СМИ.


4.4 Становление отечественной психологии


И.М. Сеченов определил предмет научного познания психологии - психические процессы. Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности и оказала серьезное влияние на становление в России экспериментальной психологии. Работы И.М. Сеченова оказали влияние на исследования таких видных ученых, как В.М. Бехтерев и И.П. Павлов.
Работы И.П. Павлова имели огромное значение в целом для мировой психологической науки. Благодаря учению о безусловных рефлексах, описанию механизма образования условного рефлекса были
сформированы многие психологические концепции, в том числе бихевиоризм, виднейшее направление современной психологии.
Поздние экспериментальные исследования были продолжены такими учеными, как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, Г.И. Челпанов.
А. Ф. Лазурский занимался вопросами личности, особенно изучением характера человека. Метод исследования: эксперимент, в частности метод естественного эксперимента. С точки зрения А.Ф. Лазурского, основная задача личности: приспособление (адаптация) к окружающей
действительности (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, эстетические, религиозные ценности).
Н. Н. Ланге является одним из основателей экспериментальной психологии в России. Н.Н. Ланге создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии, где занимался изучением ощущения, восприятия, внимания.
Одновременно с экспериментальной психологией в России в конце XIX - начале XX в. развиваются и другие научные психологические направления, в том числе общая психология, психология ребенка, психология личности.
На смену основателям отечественной психологической науки пришли новые талантливые ученые. Это С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, которые не только продолжили исследования своих предшественников, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых:
Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Основные труды этой группы ученых относятся к периоду 30-60-х гг. XX в.
В этот период возникло несколько научных школ и направлений. В Грузии сформировалась известная психологическая школа Д.Н. Узнадзе, школа социальной психологии. Представители этого направления взяли на вооружение понятие «установки» и широко использовали его для анализа многих психологических явлений.
Другое научное направление связано с именем Л.С. Выготского, создателя культурно-исторической теории развития психики человека. К этому направлению в основном относились ученые, работавшие в Московском государственном университете им. Ломоносова. Сферу их научных интересов составляли вопросы общей, педагогической, специальной психологии.
Параллельно развивая свои теории С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев - оформляется еще одно направление - деятельностный подход. С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого в нашей стране фундаментального психологического труда «Основы общей психологии». Заслугой А.Н. Леонтьева явилась разработка многих проблем в области восприятия, памяти, сознания, деятельности, личности и развития психики.
А.В. Запорожец совместно с Д.Б. Элькониным заложили основы детской психологии. В сферу основных научных интересов
А.В. Запорожца - организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, входили вопросы возрастного развития и воспитания детей. Д.Б. Эльконин известен как автор учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития.
Значителен вклад в развитие педагогической психологии
П.Я. Гальперина, создателя теории планомерного (поэтапного)
формирования умственных действий.
Благодаря исследованиям А.Р. Лурии, отечественная психология существенно продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мышления. Труды А.Р. Лурии заложили научно
психологическую базу для современной медицинской психологии, результаты исследований которого до сих пор широко применяются в диагностических и терапевтических целях.
В более поздние годы сформировались основные современные психологические школы. Это школы Ленинградского (Санкт- Петербургского) государственного университета и Московского
государственного университета. Создание первой школы связано с именем Б.Г. Ананьева, который не только сформулировал принципы изучения человека, но и создал факультет психологии ЛГУ. Аналогичную организаторскую роль при создании факультета психологии в МГУ сыграл А. Н. Леонтьев, автор психологической теории деятельности.

Источник: Кузмицкая, Ю.Л.
Теоретические и методологические основы общей психологии :
учебно-методическое пособие для студентов медико-психологического факультета / Ю.Л. Кузмицкая, Е.Д. Мишина. - Гродно : ГрГМУ, 2013. - 152 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.