История психологии в схемах
Лекции и практикум по психологии - История психологии

История психологии в схемах

Канд. Пс. Наук., доцент Н.В. Кухтова

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.
П. М. МАШЕРОВА»

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИИ


история психологии
история психологии1
история психологии2
история психологии3
история психологии4

ОСИ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

история психологии5

ПРИНЦИПЫ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

история психологии6

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

история психологии7

МЕТОДЫ СБОРА И ИНТЕРПРИТАЦИИ ФАКТОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

история психологии8

ПРИЗНАКИ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

история психологии9

ИСТОРИЯ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ

история психологии10

СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО
ДВИЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

история психологии11
история психологии12

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ

история психологии13

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ В УЧЕНИИ АРИСТОТЕЛЯ

история психологии14

СТРУКТУРА ДУШИ В УЧЕНИИ ПЛАТОНА

история психологии15

СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ МИРА В УЧЕНИИ СТОИКОВ

история психологии16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СИСТЕМА В ПСИХОЛОГИИ СТОИКОВ

история психологии17

ВИДЫ И ФУНКЦИИ ДУШИ В УЧЕНИИ АРИСТОТЕЛЯ

история психологии18

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА

история психологии19

ДУАЛИЗМ ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ


Господствующей идеологией стала религия; в Азии, Аравии и арабоязычных странах – Мусульманская, в Европе – христианская в двух разновиднос-тях (римский католицизм и византийс- кую православие). Утвердившиеся в Европе христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем «языческим» знаниям (1022г. – первые костры инквизиции)

Расцвет естествознания на Арабском Востоке. В период средневековья в Европе утвердилась схоластика, способствующая рациональному (логическому) обоснованию христианского вероучения. При монастырях открываются научно-образовательные центры.

Психологические знания приобретают этико-теологический мистический ха-рактер. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия.

Накапливается конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни.

Познание развивается в сфере мистики и кабалистики, алхимии и астрологии

Зарождается светская опытная наука; естествознание, астрономия, математика, медицина и д.р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

 

история психологии20

ЕДИНСТВО ЭМПИРИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В УЧЕНИИ
Ф. АКВИНСКОГО

история психологии21

ПСИХОЛОГИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

психология

ДУАЛИЗМ УЧЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ Р. БЭКОНА

психология1

ДЕТЕРМИНИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ Р ДЕКАРТА

психология2

КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ДЖ. ЛОККА

психология3

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СИСТЕМЫ Г. ГЕГЕЛЯ

психология4

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX вв.

Направление в психологии

Персоналии

Предмет и задачи психологии

Содержание психики

Метод исследования

1

2

3

4

5

6

1

Экспериментальная
психология

Вундт Вильгельм Маркс
(1832-1920) Эббингауз Герман
(1850-1909)

Элементы психики, их связи и законы, психология народа

Элементарные и сложные (высшие) познавательные процессы, сложные и простые двигательные реакции

Эксперимент, интроспекция, анализ продуктов творчества

2

Структурализм

Титченер
Эдвард Брадфорд
(1867-1927)

Изучение структуры сознания

Элементы психики

Усовершенствованная интроспекция

3

Функционализм

Брентано Франц
(1838-1917) Штумпф Карл (1848-1936) Энджелл Джеймс Роланд
(1869-1949) Джеймс Уильям (1842-1910) Гальтон Фрэнсис
(1822-1911)
Дьюи Джон
(1859-1952) Вудвортс Роберт (1869-1962) Спенсер Герберт (1820-1903)
Бинэ Альфред (1857-1911)

 

 

Исследование психических актов, направленных на какой-либо предмет или действие и выполняющих определенную функцию

Интенцио-нальные акты; поток мыслей и переживаний, в котором выделяются относящиеся к внешнему миру и себе; поток активности, объединяющей субъект и объект

 

Наблюдение (как самона-блюдение, так и объективное наблюдение со стороны), анализ продуктов деятельности

4

Вюрцбургская школа

Кюльпе Освальд
(1862-1915) Ах Нарцисс Каспар
(1871-1946)
Зельц Отто
(1881-1944)

Изучение динамики протекания познавательных процессов и факторов, на нее влияющих

Элементы психики, умственные образы и их значения, установки

Метод систематической экспериментальной интроспекции (словесного отчета)

5

Французская школа

Жане Пьер
Мари Фели
(1859-1947)
Рибо Теодюль Арман
(1839 - 1916) Дюркгейм Эмиль (1858-1917)
Леви-Брюль Люсьен
(1857-1939)
Тард Габриель (1843-1904)

Изучение фактов и закономерностей психической жизни. Главным объектом являются люди с пограничными психическими состояниями

Сознательный и бессознательный уровни психики, содержанием которых являются знания о мире и о себе, а также поступки человека

Клинический и кросс-культурный методы

6

Описательная психология

Дильтей Вильгельм
(1833-1911) Шпрангер Эдуард
(1882-1963)

Описание и анализ психических явлений как отдельных процессов жизненного целого, воплощенных в духовных, культурных ценностях

Целостные и целена-правлен-
ные душевные процессы

Постижение, основанное на анализе непосредственных переживаний «Я»

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ БИХЕВИОРИЗМА

Достоинства бихевиоризма

Недостатки бихевиоризма

Бихевиоризм обозначил историческую потребность в расширении понимания предмета изучения психологии и ввел в круг изучаемых психологией явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований и, тем самым, противопоставив сознанию

Однако при этом потребность в расширении предмета психологических исследований отразилась в бихевиоризме однобоко и неадекватно, так как при этом игнорировалось сознание как объективная сущность; сознание в бихевиоризме было полностью исключено из области изучения, так как не имело объективных наблюдаемых методов

Исторической заслугой Дж. Уотсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии

Однако при этом понимание поведения сводится лишь к внешним проявлениям, и игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психические процессы

Важнейшей для психологии как практической науки является выдвинутая Дж. Уотсоном задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами

Но из-за механической трактовки поведения человек лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее существо

Бихевиоризм укрепляет метод лабораторного эксперимента как основного в психологических исследованиях и, более того, вводит практику проведения опытов на животных, что, безусловно, позволяет решить многие практические задачи психологии

Однако результаты, полученные опытным путем на животных, переносятся без каких-либо ограничений на человека, при этом не учитывается качественная разница в поведении человека и животных

В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков

Но были проигнорированы важнейшие компоненты действия - мотивация и психический образ действия

Достижением бихевиоризма стала разработка практических методик обучения, основанных на контроле внешних воздействий, реакции организма на эти воздействия, а также получении разного рода подкрепления, обусловливающего в дальнейшем формирование той или иной реакции. Такие методики активно разрабатывались Б. Скиннером и получили название метода программированного обучения, который в короткие сроки позволяет осуществлять процесс обучения необходимым знаниям и навыкам, а также корректировать нежелательное поведение.

Однако эти методики строились на исключающем осознанность принципе подкрепления правильных актов поведения, ведущего к формированию необходимого навыка, что не могло развить внутреннюю познавательную деятельность индивида, т.е. сформировать у него навык интериоризации деятельности - ее свертывание во внутренний план. Таким образом, из специфики обучения исключается один из его важнейших компонентов - осознанность и интериоризация действия


ИССЛЕДОВАТЕЛИ В ЭПОХУ БИХЕВИОРИЗМА


Персоналии

Предмет и задачи исследования

Основные результаты

1

2

3

4

1

Павлов Иван Петрович
(1849-1936)

Автор учения о ВНД, которая сложилась под влиянием материалистических традиций русской философии и идей И.М. Сеченова. Руководящим являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс

2

Бехтерев Владимир Михайлович, (1857-1927)

Осуществил реформацию современной психологии, разработав собственное учение, которое назвал объективной психологией, затем психорефлексологией. Исследовал ряд психиатрических, неврологических, физиологических и психологических проблем. Ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека

3

Торндайк Эдвард Ли (1874-1949)

Экспериментальное исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задачи в проблемном ящике

Законы образования коннекции (связи), т. е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок

4

Уотсон Джон Бродес
(1878-1958)

Изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи S-R. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи

Доказательство прижизненное™ образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание

5

Толмен Эдуард Чейс
(1886-1959)

Изучение деятельности системы организм-среда, формирование целостного, молярного полхода к проблеме поведения

Внутренняя переменная, опосредующая связь S-R, понятие о когнитивных картах и латентном обучении

6

Халл (Hull) Кларк Леонард (1884-1952)

Формирование гипотетико-де-дуктивного подхода к изучению поведения, анализу факторов, влияющих на характер связи S-R

Понятие первичного и вторичного подкрепления, закон редукции напряжения

7

Скиннер Беррес Фредерик
(1904-1990)

Разработка методов целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения

Законы оперантного обучения, программированное обучение, методы коррекции поведения

8

Бандура Альберт (1925-1988)

Исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения и подражания, а также способов коррекции поведения

Понятие косвенного подкрепления, раскрытие роли модели подражания, исследование самоэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения

9

Роттер Джулиан (р.1916)

Исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения посредством источников подкрепления: внутреннего и внешнего локусов контроля

Теория социального научения, ориентированная на социальные исследования значения когнитивных переменных в формировании поведения

 

 

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ

 

Персоналии

Основные исследования

1

Вертгеймер Макс (1880-1943)

Исследовал феномены психического поля и законы, по которым оно образуется и реорганизуется

2

Коффка Курт (1886-1941)

Исследовал свойства и законы восприятия, механизмы творческого мышления

3

Келер Вольфганг (1887-1967)

Исследовал законы и развитие образно-схематического мышления, изоморфности психического

4

Левин Курт (1890-1947)

Исследовал психологическое поле личности, социальное поле группы, групповую дифференциацию и виды лидерства

S

Перлз Фриц Фридрих Соломон
(1893-1970)

Разработал теорию личностного развития и терапевтического изменения, основы групповой гештальттерапии

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ТЕОРИИ З. ФРЕЙДА

психология5

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТОДА ПСИХОАНАЛИЗА

психология6

ВИДЫ ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ. З. ФРЕЙД


Виды ошибочных действий

Содержание

Определение
(по З.Фрейду)

1

2

3

4

1

Оговорки
(в т.ч. описка)

Когда, желая что-либо сказать, кто-то вместо одного слова употребляет другое

Подавление имеющихся навыков что-либо сказать

2

Действия «по ошибке»

Намерение маскируется под счастливой случайностью

В основе лежит желание, которому следовало бы отказать

3

Очитка

Замена на основе словесной аналогии

То, что занимательно и интересно, заменяет чуждое и неинтересное. Остатки (предыдущих) мыслей затрудняют новое восприятие

4

Забывание намерений

Кратковременное или длительное забывание того, о чем наверняка знаешь

Появляется тенденция противоположного характера, с которой связано нежелание выполнять действие

5

Забывание впечатлений и переживаний

Забываются слишком важные впечатления, забывание которых прерывает связь событий, хорошо сохранившихся в памяти

Забывается то, что оставил глубокое неприятное впечатление

6

Затеривание и запрятывание

Небрежное отношение к вещам

…если она испортилась, если вы намерены заменить ее лучшей, если она разонравилась, если она напоминает о чем-то неприятном

7

Забывание имен собственных и иностранных названий

Длительное или временное забывание имен

 

Ассоциативное торможение связано с принципом неудовольствия, источником которого служит память

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПСИХОАНАЛИЗА

психология7

АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ТЕОРИИ К. ЮНГА

психология8

ИЗМЕНЕНИЯ СЕКСУАЛЬНЫХ ВЛЕЧЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. З. ФРЕЙД

Стадия

Возрастной период

Зона сосредоточения либидо

Задачи и опыт соответствующие данному уровню развития

Оральная

0-18 месяцев

Рот (сосание, кусание, жевание)

Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела

Анальная

1-3 года

Анус (удержание или выталкивание фекалий)

Приучение к туалету (самоконтроль)

Фаллическая

3-6 лет

Половые органы (мастурбация)

Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания

Латентная

6-12 лет

Отсутствует (сексуальное бездействие)

Расширение социальных контактов со сверсниками

Генитальная

Пубертат (половое созревание)

Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)

Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

СТРУКТУРА ЗАЩИТНОГО МЕХАНИЗМА ПО ТЕОРИИ ПСИХОАНИЛИЗА

психология9

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

№№

Защитный механизм

Содержание защитного механизма личности

Пример защиты

Способ преодоления

1

2

3

4

5

1

Идентификация с кем-то или с чем-то

Идентификация с кем-то или с чем-то, находящимся вне психического

«Я как он, а не как я»

Протест, сопротивление, поиск себя

2

Вытеснение

Движение мотива из сознания в подсознание или от «Эго» в «Оно» под влиянием «Супер-Эго» - его контролирующей функции

Ошибочные действия, оговорки, ослышки

Осознание. Бдительность

3

Проекция

Появляется как следствие вытеснения. Вытесненное в подсознание содержание переносится на другого человека

Ревнивый человек видит в других свои вытесненные желания

Самокритика. Внутренний диалог.

4

Образование симптомов

Создание страданий, так как пережитое обращается против себя

Внутренняя тревога, беспокойство, чувство напряженности; легкая возбудимость, склонность к депрессии, нет легкости…

Исследование причин, внешняя активность, самозащита, здоровая агрессивность.

5

Перенос

Освобождение от блокированных целей при помощи замещающего объекта внешнего мира, что бы сохранить цели, но в другом виде.

«Он плохой, как и его отец», «Она во всем повторяет свою мать» (замещение отношений взрослых отношением к ребенку)

Сохранение выбранной цели.

6

Позитивный перенос

Пациент видит в терапевте родителя, возникает излишняя эмоциональная близость.

«Мое самочувствие улучшилось и все благодаря вам"

Осознанность цели, альтруизм, воспитание индивидуального стержня.

7

Сублимация

Перевод напряжения в другое русло

Онанизм

Раскрепощение сексуальности и самозащиты

8

Образование реакций

Неадекватная реакция на раздражительность

Лживость и месть вместо искренних чувств

Честность и выражение правдивых чувств и мыслей

9

Уход, бегство

Создание дистанции (любыми способами) по отношению к реальности

Роль наблюдателя: «Я лучше посмотрю». Уход от неудач в другую деятельность, например, в общение, в семейную жизнь.

Принятие реальности, контакт с ней.

10

Рационализация

Доступное пониманию человека оправдание какого-то своего поступка

«Не все так плохо, зато я…»

Признание истинных мнений, желаний и чувств.

11

Оглушение

Анестезирование – при помощи алкоголя

Расслабление как смысл жизни или способ повысить самооценку, снизить чувствительность к фрустрации.

Бдительность, открытый анализ болезней и фрустрации.

12

Экранирование

Огораживание – при помощи психофармакологии

Смягчает симптомы психического напряжения – усталость, апатию и пр.

Работа с причинами. Приведение симптомов к их причинам.

13

Регресс

Отказ от сопротивления

«Тут ничего невозможного сделать»

Объяснение силой, доверие к своей силе, развитие инициативы

14

Играние ролей

Оправдание бессилия

«Я не могу иначе, я должен то, что должен»

Освобождение от ролевых стереотипов; мужество в разрушении ролевых игр.

15

Притупление чувствительности

Контроль над чувствами

«Я не могу себе этого позволить, я буду выглядеть смешно или глупо»

Доверие к чувствам, развитие их

ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕОФРЕЙДИЗМА

Персоналии

Основные исследования

1

2

3

1.

Фрейд Анна
(1895-1982)

Основатель эго-психологии. Расширила роль эго, допустив его независимое от ид функционирование. Дала четкое и ясное описание защитных механизмов личности. Разработала направление психоаналитической терапии – детский психоанализ, в котором учитывались незрелость детской психики и сравнительно низкий уровень вербализации. Разработала на основе психоанализа игровые методы терапии.

2.

Хорни Карен Клементина
(1885-1952)

Лидер неофрейдизма. Работала над проблемами женской психологии. Доказывала, что невроз – это реакция на тревожность, порождаемая в детстве отношениями ребенка с родителями. Невротическая мотивация приобретает три направления: движение к людям как потребность в любви, движение от людей как потребность во власти (порождающая ненависть, протест и агрессию)

3.

Мюррей Генри Александр
(1902-1994)

Специалист в области клинической психологии, проективных тестов, психологии личности, поведения отбора персонала. Его персонология направлена на анализ индивидуальных проявлений. Разработал ряд методик для личностных потребностей (ТАТ)

4.

Эриксон Эрик Хомбургер
(1902-1994)

Один из создателей эго-психологии и концепции идентичности эго. Наибольшее количество разработок посвящено исследованию детского возраста. Разработал концепцию эпигенетического развития личности через восемь кризисных альтернативных стадий решения возрастных «задач развития», полагая, что личность человека меняется на протяжении жизни. Признавал влияние культурных, исторических и социальных факторов на развитие личности.

5.

Салливан Гарри Стек
(1892-1949)

Автор концепции психиатрии как науки о межличностных отношениях. Создатель интерперсонального психоанализа. Разработал представление о личности как многокомпонентной системе, являющейся продуктом межличностных отношений. Выделял ряд стадий онтогенетического развития личности. В качестве элементов структуры личности выделял: 1)систему динамизмов; 2) систему персонификаций; 3) систему когнитивности.

6.

Фромм Эрих
(1900-1980)

Автор теории аналитической социальной психологии и социальной характерологии. Разработал психотерапевтическую методику «гуманистический психоанализ», которая была призвана гармонизировать взаимоотношения между человеком, природой и обществом. Выдвинул два способа реализации внутренней свободы – способ «быть» и способ «иметь». Особое место в теории Э. Фромма занимает проблема индивидуализации, его стадии и диалектика. Считал, что особенность существования человека, его отличие от животного мира заключается в так называемом экзистенциальном противоречии, которое можно разрешить с помощью любви в самом широком понимании этого слова.

 

СТАДИИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Стадия

Возраст

Психосоциальный кризис

Причина возникновения кризиса

Сильная сторона

Установка

1

2

3

4

5

6

Орально-сенсорная

Рождение – 1 год

Базальное доверие – базальное недоверие

Ребенок перестает быть центром внимания матери в силу следующих причин: 1) она возобновляет прерванную карьеру; 2) рождение следующего ребенка в семье; 3) система ценностей находится в противоречии с общественной и др.

Надежда

Я – то, что я ощущаю и чувствую

Мышечно-анальная

1-3 года

Автономия – стыд и сомнения

Чрезмерный посторонний контроль и одновременная потеря самоконтроля

Сила воли

Я - то, что я могу

Локомоторно-генитальная

3-6 лет

Инициативность - вина

Подавление инициативы, самостоятельности в действиях и одновременная потеря ответственности за себя и за мир вокруг

Цель

Я – то, что я буду

Латентная

6-12 лет

Трудолюбие - неполноценность

Зависимость чувства компетентности от успеваемости (в основном, школьной), сомнение в своих способностях и одновременная потеря веры в свою способность эффективно функционировать в существующем мире.

Компетентность

Я – то, чему я научился

Подростковая

12-19 лет

Эго – идентичность – ролевое смещение

Интеграция многочисленных образов «Я» в личную идентичность, видение идеального образа своего будущего и как результат внутренний конфликт, поиск смысла жизни.

Верность

Я – то, что есть моя миссия

Ранняя зрелость

20-25 лет

Интимность - изоляция

Излишняя поглощенность собой (как попытка проверить свою идентичность) и как результат – социальный вакуум

Любовь

Я – то, за что несу ответственность

Средняя зрелость

26-64 года

Продуктивность - застой

Утрата продуктивности и как результат – ощущение бессмысленности жизни

Забота

Я – то, что совершенствую

Поздняя зрелость

65 - смерть

Эго – интеграция - отчаяние

Суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго

Мудрость

Я – то, что я совершил в жизни

БАЗАЛЬНАЯ ТРЕВОГА:
ЭТИОЛОГИЯ В ТЕОРИИ К. ХОРНИ

психология10

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ,
ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ЗРЕЛОСТИ,
Г.С. САЛЛИВАНА

Стадии

Новообразования

1

Младенчество

Кормление даёт ребёнку его первый межличностный опыт

2

Детство

Овладение языком и синтаксической организацией переживаний

3

Ювениальная эра

Ребёнок различает реальность и фантазии

4

Пред-юность

Дружба

5

Ранняя юность

Развитие паттерна гетеросексуальной активности

6

Поздняя юность

Оформляется полный «комплект» межличностных отношений, развивается опыт

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ТЕОРИИ
Э. ФРОММА

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Опираясь на знания в области истории, социологии, философии, педагогики и др., Э.Фромм утвердил междисциплинарный подход в изучении человека

Однако большинство его теоретических убеждений сформулированы настолько глобально, что недоступны эмпирическому контролю

Э.Фромм раскрыл ключевые противоречия, возникающие в жизни человека в результате его общения с окружающими, показав роль общества в развитии личности

Однако наблюдается некоторая трансформация неофрейдизма в «моральную проповедь»

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


Персоналии

Основные исследования

1

2

3

1.

Роджерс
Карл Рэнсом
(1902-1990)

Разработал клиент-центрированный подход, реализованный в возрастной, педагогической, социальной и политической психологии. Сформировал общую теорию межличностных взаимоотношений. Личностно-центрированная терапия характеризуется: 1)верой в конструктивную и творческую мудрость человека; 2) убеждением в социально-личностной природе средств, актуализирующих конструктивный личностный потенциал человека; 3)представлением о закономерных стадиях протекания группового процесса. Является создателем гуманистического идеала свободного и целостно функционирующего человека (характеризуется свободой, ответственностью, гармоничностью, целостностью, актуализацией и реализацией потенциальных возможностей)

2.

Маслоу
Абрахам
Харольд
(1908-1970)

Специалист в области психологии личности, мотивации, один из лидеров трансперсональной психологии. Автор нового направления в психологии личности - психологии Бытия человека. Создатель образа самоактуализированной личности, на основе которого им была разработана теория человеческой мотивации, основанная на идеи иерархии удовлетворения потребностей в самоактуализации

3.

Олпорт
Гордон
(1897-1967)

Создатель диспозициональной концепции личности. Развивал теорию личности на основе понятий «Я» и самоактуализации, обозначающей стремление личности к достижению чего-то осмысленного и значительного в жизни. Считал, что личность в своих проявлениях в большей степени следует социальным, а не биологическим мотивам, и на этом основании подверг экспериментальному изучению иерархию культурных ценностей, на которые ориентируются различные типы людей. Выдвинул положение о том, что мотивы. Возникающие на биологической почве, в дальнейшем могут стать независимыми от нее и функционировать самостоятельно (принцип функциональной анатомии)

4.

Франкл
Виктор
Эмиль
(1905-1997)

Автор логотерапии, психолог экзистенциональной ориентации. Его теория личности состоит из трех частей: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. Считал, что причиной ноогенного невроза (утрата интереса к жизни, апатия, депрессия) является отсутствие смысла и его реализации, что вызывает состояние экзистенционального вакуума и фрустрации.

1

2

3

 

Описал смысловые универсалии – три класса ценностей: ценности творчества (в т.ч. труд), ценности переживания (в т.ч. любовь) и ценности отношений. Особое место отводил изучению проблемы ответственности

5.

Бюлер
Шарлота
(1893-1974)

Ее исследования посвящены детской и юношеской психологии. Развивала целостный подход к изучению жизненного пути личности через психолого-биографические исследования. Ей принадлежит идея о фазах развития и периодизации жизненного пути личности. Разработала тестовые методы

6.

Мэй
Ролло Риз
(1909-1994)

Теоретический, организационный и идейный лидер гуманистической психологии. Анализируя проблемы современного человека, выдвигает на передний план проблему тревоги, где гибкость личностных ценностей является, фактором, облегчающим совладение с нормальной тревогой. Источником высших человеческих свойств считал самосознание, с помощью которого человек способен управлять собственным развитием. Отсюда понятие свободы связывал с гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям. Целью психотерапии считал освобождение от симптомов, от принуждений, от неконструктивных навыков и т.д.

УЧЕНИЕ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ. В. ФРАНКЛ

психология схема

СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕИ В ТЕОРИИ В. ФРАНКЛА

психология схема1

ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОГНЕТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Персоналии

Содержание

1.

Пиаже
Жан
(1896-1980)

Автор генетической эпистемологии, специалист в области психологии развития, детской психологии, психологии образования, экспериментальной и теоретической психологии. Автор теории стадий развития интеллекта (использовал метод клинической беседы). Разработал логическую систему, позволяющую описать развитие психики ребенка. Выдвинул концепцию развития рационального знания, механизмы и последовательность которого были описаны в исследовательской программе

2.

Брунер
Джером
Сеймур
(р.1915)

Специалист в области исследования когнитивных процессов. Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий на основе кросс-культурных исследований. Дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре «усилителей» его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей. Один из первых исследовал, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия (восприятие селективно и может искажаться под действием внутренних мотивов, целей, установок и защитных механизмов). Ввел термин «социальное восприятие».

3.

Найссер
Ульрих
(1928)

Специалист в области экспериментальной, когнитивной и экологической психологии, философии психологии. Занимался экспериментальными исследованиями познавательных процессов, моделируя информационный поток, проходящий через различные ментальные стадии. Ввел термины «иконическая память», «эхоическая память», «преднастроечные процессы», «фигуративный синтез». Разработал различные теории организации и преобразоания знания – от мгновенно воспринимаемых и охраняемых чувственных образов до сложной многоуровневой семантической (смысловой) структуры человеческого сознания

ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


Персоналии

Содержание

1.

Ананьев
Борис
Герасимович
(1907-1972)

Российский психолог, специалист в области психологии чувственного познания и речи, дифференциальной, возрастной и педагогической психологии, истории и методологии психологии. Создатель «онтопсихологии» - дисциплины, объединяющей возрастную и дифференциальную психологию и направленной на изучение целостного жизненного пути человека.

2.

Басов
Михаил
Яковлевич
(1892-1931)

Исследовал закономерности и движущие силы психического развития. Разработал схемы наблюдений, а также методику анализа эмпирических данных. Важнейшей заслугой является разработка нового подхода к взаимодействию человека со средой(активность человека проявляется не только в приспособлении, но и в изменении среды). Разработал функциональную периодизацию деятельности

3.

Бехтерев
Владимир
Михайлович (1857-1927)

Осуществил реформацию современной психологии, разработав собственное учение, которое назвал объективной психологией, затем психорефлексологией. Исследовал ряд психиатрических, неврологических, физиологических и психологических проблем. Ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека

4.

Блонский
Павел
Петрович
(1884-1941)

Выступал за перестройку психологической науки на основании марксизма. Разработал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти (моторная, аффективная, образная, вербальная) соответствуют этапам развития человека, его речи, мышления и деятельности

5.

Божович
Лидия
Ильинична
(1908-1981)

Одно из главных направлений ее работ - научно-психологическое обоснование процессе воспитания. В основание научной концепции положен целостный подход к изучению личности (психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей его действительности). Описала феномен «смыслового барьера»

6.

Выготский
Лев
Семенович
(1896-1934)

Автор культурно-исторической концепции. Сторонник естественнонаучной психологии. Сформулировал теорию детского развития, создав теорию «зоны ближайшего развития». Развивал учение об общественно-исторической природе сознания человека. Предложил экспериментальную программу изучения развития системы высших психических функций. Разработал экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка

7.

Гальперин
Петр
Яковлевич
(1902-1988)

Автор теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Выдвинул новое понимание предмета психологии как ориентировочной деятельности. Выделил эволюционные уровни активности субъекта

8.

Корнилов
Константин Николаевич
(1879-1957)

Разработал концепцию реактологии, которую в качестве марксистской психологии противопоставлял рефлексологии и идеалистической эмпирической психологии

9.

Леонтьев
Алексей
Николаевич
(1903-1979)

Разработал философско-методологические основы отечественной психологической науки, категорию деятельности, ее структуру. Описал единицы анализа деятельности и сознания. Сформулировал тезис о системном строении психики. Исследовал проблемы в области психологии личности, рассматривая ее в рамках единой системы с деятельностью и сознанием

10.

Ломов
Борис
Федорович
(1927-1989)

Большое внимание уделял разработке методолого-теоретических проблем психологической науки: анализу категориального аппарата психологии, ее законов и принципов, раскрытию системного строения психологического знания. Специалист в области общей психологии, психологии управления, один из создателей отечественной инженерной психологии

11.

Лурия
Александр
Романович
(1902-1977)

Основоположник отечественной нейропсихологии (разработал новый понятийный аппарат). Ввел новый метод изучения последствий локального поражения головного мозга. Совместно с Л.С.Выготским и А.Н.Леонтьевым создал методологические и теоретические основы общей психологии. Внес серьезный вклад в историческую (или кросс-культурную) психологию

12.

Павлов
Иван
Петрович
(1849-1936)

Автор учения о ВНД, которое сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и идей И.М.Сеченова. Руководящим являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс

13.

Рубинштейн
Сергей Леонидович
(1889-1960)

Специализировался на проблемах методологии науки, ставя вопрос о возможности перестройки психологии на основе марксистских идей. Разработал концепцию сознания, выдвигая в качестве главного объяснительного принципа – принцип единства сознания и деятельности

14.

Сеченов
Иван
Михайлович
(1829-1905)

Разработал новаторское учение о поведении живых существ, механизмов сознания и воли человека. Экспериментальное изучение головного мозга привело его к открытию центрального торможения. Подвергнув критике интроспекционизм, выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики в реальных жизненных встречах организма со средой

15.

Теплов
Борис
Михайлович
(1896-1965)

Автор психофизиологического подхода к изучению индивидуальных различий. исследовал процессы ощущений и восприятия, подчеркивая особую роль активности организма и двигательных компонентов в построении чувственных образов окружающего мира. Основные интересы сосредоточены на проблеме индивидуально-психологических различий между людьми в различных видах деятельности. Он разграничил задатки как природные предпосылки способности и сами способности как психические качества, необходимые для успешной деятельности. Подверг экспериментальному анализу музыкальную деятельность

17.

Узнадзе
Дмитрий
Николаевич
(1886-1950)

Автор общепсихологической теории установки, объясняющей особенности бессознательных процессов, целесообразной деятельности, а также закономерности социального поведения человека. Разработал установочную типологию личности. Экспериментальные исследования посвящены вопросам мышления, речи, внимания, воли

18.

Челпанов
Георгий
Иванович
(1862-1936)

Основные направления научных исследований касались важнейших проблем теории и методологии психологии: вопросов о сущности психики, о соотношении души и тела, биологического и социального в формировании человека. Проводил эксперименты по психологии восприятия пространства и времени. Участвовал в анализе проекта реформы школы (1918)

19.

Эльконин
Даниил
Борисович
(1904-1984)

Разработал теорию учебной деятельности, на основе культурно-исторической и деятельностной теории создал концепцию периодизации детских возрастов и теорию игры. Выдвинул гипотезу о строении ведущих деятельностей в преддошкольном, дошкольном и младшем школьном возрастах. Разработал эффективный метод обучения детей чтению, составил экспериментальные буквари

СХЕМА ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

психология схема2

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ

Стадия системы

Этап развития
системы

Этап деятельности отделения в Республике
Беларусь

Функция истории психологии

1

2

3

4

Фаза дифференциации:
Историко-психологическое исследование от общего к частному

1. Стадия зарождения

1.1. Особенности зарождения объекта исследования в метасистеме. Определение его многоуровневой структуры: метасистема – система-подсистема

Актуальность зарождения отделения в контексте развития общемировой психологической науки и психологии в РБ

Историческая

1.2 Влияние внешних факторов на зарождение подсистемы (как условие возникновения нового историко-психологического явления)

Влияние внешних факторов на развитие психологии в 40-50-х гг. ХХ столетия в РБ

Социо-культурная

1.3. Влияние внутренних факторов на зарождение подсистемы. Структуризация и конкретизация областей исследования

Междисциплинарные основания системы психологии Беларуси 40-50-х гг. ХХ столетия

Междисциплинарная

2. Стадия становления

2.1. Становление подсистемы в системе и выделение многоуровневой структуры: метасистема – система - подсистема

Освещение истории развития психологии в 40-50-х гг. в РБ с определенных классовых и философских позиций. Государственный заказ на открытие отделения логики, психологии и русского языка БГУ в 1947г.

Идеологическая

2.2. Влияние личностных факторов на становление подсистемы

Научно-педагогическая и организационная деятельность руководителя отделения логики, психологии и русского языка БГУ

Активно-информационная

2.3. Результат интеграции внешних, внутренних и личностных факторов. Прогнозирование особенностей развития подсистемы в системе

Комплекс факторов (внешних, внутренних и личностных), обусловивший развитие психологии в РБ в 40-50-х гг.

Прогностическая

Фаза интеграции:
Историко-психологическое исследование от частного к общему

3. Стадия развития

3.1. Структурообразование подсистемы в системе. Выполнение подсистемой запланированных функций.
Динамика функционирования подсистемы

Анализ структуры и исторической динамики деятельности первого психолого-образовательного подразделения в РБ

Гносеологическая

3.2. Результат функционирования подсистемы в системе

Причины закрытия в 1955 г. отделения логики, психологии и русского языка БГУ

Кумулятивная

3.3 Влияние результатов функционирования подсистемы на развитие системы

Фундаментальные и прикладные исследования сотрудников и выпускников отделения логики, психологии и русского языка БГУ

Образовательная

4. Стадия социально-философской экспансии

4.1. Применение результатов функционирования подсистемы в системе

Научно-педагогическая и организационная деятельность выпускников отделения логики, психологии и русского языка БГУ

Социальная

4.2. Влияние результатов деятельности подсистемы на развитие системы и метасистемы

Историко-психологический анализ влияния результатов деятельности сотрудников и выпускников отделения на развитие психологии в РБ

Аксиологическая

4.3. Результат функционирования системы и переходный процесс в метасистему

Периодизация истории психологии (начало – середина ХХ в), раскрывающая связи между этапами в истории развития психологии РБ, выстраивая их в единую логическую систему

Дидактическая

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.