Развитие психологии в XVII—XIX веках
Лекции и практикум по психологии - История психологии

Вопросы для обсуждения:
1. Эмпиризм, его сущность и условия проявления. Родоначальник эмпиризма Ф. Бэкон.
2. Эмпирическая психология Т. Гоббса.
3. Эмпирическая психология Д.Локка.
4. Полемика Г. Лейбница с Д. Локком.
5. Дж. Беркли как последователь идей Д. Локка. Развитие теории Беркли в эмпирической психологии XIX века.
6. Ассоциативная психология А. Бэна. Д. Юм и его представление о человеческом познании как ассоциаций идей.
7. Идеи Д. Гартли в развитии ассоцианизма.
8. Становление немецкой эмпирической психологии в первой половине XIX века.

Основные понятия и термины: эмпиризм, научная индукция, эпифеномен, эпифеноменализм, «ассоциация идей», перцепции, апперцепция, «творческие ассоциации», ассоциативная психология.

Задания для самоконтроля:
1. Как в учении Т. Гоббса объясняется соотношение материального и духовного в жизни человека? Что означает определение сознания как "эпифеномена"?
2. Какова, по мнению Т.Гоббса, структура психики и как соотносятся понятия "психика" и "ощущения"?
3. Какие виды способностей выделяет Т.Гоббс и какова их природа (способности являются приобретенными или врожденными)?
4. Какую роль играет, по мнению Дж. Локка, опыт в жизни человека и какие источники опыта он выделял?
5. Опишите схему формирования сложных идей, предложенную Дж.Локком, и место в ней ассоциации.
6. В отношении какой идеи Г.Лейбниц был не согласен с Дж.Локком?
7. Какое место бессознательным процессам в психике человека отводил Г.Лейбниц?
8. Какое развитие получило понимание "ассоциации идей" в трудах Джорджа Беркли (1685-1753)? Охарактеризуйте основные положения теории зрительного восприятия Дж. Беркли.
9. Как и в чем проявилось распространение Дэвидом Юмом (1711-1776) принципа ассоциации на познавательную деятельность?
10. Каковы, согласно Д. Гартли (1705-1757), создателя первой системы ассоциативной психологии, физиологические основы психических явлений?
11. Каким образом Д. Гартли использовал принцип ассоциации при объяснении психических процессов и движений?
12. Какое влияние оказала теория Д. Гартли на последующее развитие ассоциативной психологии?
13. Каковы основные положения учения И. Гербарта о сознании и о порогах сознания, какое применение это учение получило в экспериментальной психологии?
14. Какое влияние оказало понятие "апперцепция" на разработку педагогических принципов организации процесса обучения?
15. Опишите основные направления развития ассоциативной психологии в XIX веке.
16. По каким основным направлениям взгляды А. Бэна расходились с принципиальными позициями классического ассоцианизма?
17. Как ассоцианизм повлиял на формирование психологии как самостоятельной научной дисциплины?

Информационный материал

1. Эмпиризм, его сущность и условия проявления. Родоначальник эмпиризма Ф.Бэкон.
Развитие производства и науки требовало новой теории, которой стал эмпиризм. Эта теория оформляется в Англии в свпзи с ее превращением в капиталистическую страну. Эмпиризм преувеличивал роль экспериментальных психологических исследований, не опирающихся на теорию, а иногда и подчеркнуто ее игнорирующих. Родоначальником эмпирического направления является Ф. Бэкон, продолжателем - Т. Гоббс. Окончательно эмпиризм оформляется у Дж. Локка.
Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) наметил новую линию исследования души. Он отказался от изучения наиболее общих вопросов, касающихся природы души, и призвал перейти к эмпирическому описанию ее процессов (способностей). Эти два шага - отказ от изучения души как особого предмета и требование перейти к описанию ее процессов - привели к отмиранию науки о душе и вместе с тем создали предпосылки для возникновения новой науки о сознании.
В своей работе «Новый Органон или истинные указания для истолкования природы» (1620) Ф. Бэкон обосновал эмпирический метод познания: природу (и человека) можно познать, лишь подчиняясь ее собственным законам. Методом, адекватно раскрывающим природу, Ф. Бэкон считал научную индукцию. Он возвел индукцию в общую теорию, выявляющую правила перехода от частного к общему.
Учение Ф. Бэкона оказало огромное влияние на все науки и сделало его родоначальником эмпирической науки. Именно логика вместе с экспериментом выступает у Ф. Бэкона орудием, которое вооружает методом научного исследования, а человек рассматривается как часть природы и подчиняется ее законам.


2. Эмпирическая психология Т. Гоббса
Томас Гоббс (1588 - 1679) выступил против учения Р. Декарта о двух субстанциях. Субстанция и тело означают одно и то же, поэтому «бестелесная субстанция» суть слова, которые при соединении взаимно уничтожают друг друга. Под телесным бытием подразумевается существование, определяемое в отношении пространства, времени, числа и движения. Чувственные качества являются лишь разнообразными движениями материи. В таком контексте человек
- это тело в ряду бесчисленного множества природных тел, его движения - это реальность. Сознание - параллельно возникающие проявления этих движений. Как именно телесные движения порождают сознание, Т. Гоббс объяснить не смог: «...самое удивительное обстоятельство то, что нечто вообще может стать явлением, феноменом сознания».
Таким образом, психика - эта тень реальных материальных процессов, она
- эпифеномен. От эпифеноменализма Т. Гоббса начинается бессубъектная психология, в которой сознание рассматривается как картина механического сплетения его содержания. Понятие «личность» не имеет психологического содержания и вводится для решения вопроса о вменяемости человека при совершении каких-либо действий. По мнению Т. Гоббса, личностью является тот, чьи слова или действия рассматриваются как его собственные.
Таким образом, Т. Гоббс пошел дальше Р. Декарта, распространив принцип механистического детерминизма на всю психическую жизнь человека, которая в его теории рассматривается как эпифеномен материа льного мира.


3. Эмпирическая психология Д.Локка.
Джон Локк (1632 - 1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель. В 1690 году вышло его основное философское сочинение «Опыт о человеческом разуме».
Целью научной деятельности Дж. Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Ученый начал с критики теории врожденных идей. Источником знаний, по Дж. Локку, является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Дж. Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни, истоки которого в детстве: «Следите за ребенком с его рождения, наблюдайте за производимыми временем изменениями, и вы увидите, как благодаря чувствам, душа все более и более обогащается идеями, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления».
Идеи, согласно Дж. Локку, бывают простые и сложные. Сложные идеи - это сочетание простых, соединение их вместе под одним общим именем. Сложные идеи образуются умом произвольно в результате следующих действий: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение, обобщение через предшествующую абстракцию.
Одним из механизмов образования сложных идей Дж. Локк назвал ассоциацию. Он впервые ввел термин «ассоциация идей». По Дж. Локку, ассоциация - это неверное, то есть не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда «идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея». Примерами являются наши симпатии и антипатии.
Несмотря на то, что Дж. Локк ввел понятия ассоциаций ограниченно, после него этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развивалась ассоциативная психология.
Учение Дж. Локка завоевало огромную популярность, но и возбудило споры. Большой интерес представляет полемика Дж. Локка с немецким философом- рационалистом, ученым Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646 - 1716).


4. Полемика Г. Лейбница с Д. Локком.


Основные направления спора, который возник между Г. Лейбницем и Дж. Локком, следующие:


1. Действительно ли душа сама по себе совершенно чиста, подобно доске (tabula rasa), и все то, что на ней начертано, происходит исключительно из чувств и опыта или же душа содержит изначально принципы различных понятий и теорий.


2. Г. Лейбниц признает врожденные интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения, указывая на невозможность объяснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых понятий, как считал Дж. Локк. Однако собственное объяснение Г. Лейбница посредством апелляции к врожденным идеям не раскрывает действительных источников этих понятий.


3. По Дж. Локку, в познании простых идей разум пассивен и целиком определяется предметным миром. По Г. Лейбницу, в ощущениях и восприятии проявляется а гти:ность человеческого разума. Это - апперцепция, особая сила духа, которая вместе с воздействиями извне определяет наше познание и поведение. Введенное Г. Лейбницем понятие апперцепции имело продолжение в немецкой философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт).


4. Различие перцепции и апперцепции связано еще с одним понятием, которое вводит Г. Лейбниц, - «бессознательное». Г. Лейбниц выступил против локковско-картезианской идеи об отождествлении всей психики с сознанием и впервые в истории произвел различие между бессознательным и сознательным состояниями духа.
По мнению Г. Лейбница, наряду с ясно осознаваемыми восприятиями в душе есть бесчисленные малозаметные восприятия, «которые недостаточно выделяются, чтобы их можно было осознать или вспомнить, но они познаются по вытекающим из них определенным следствиям ... мы мыслим одновременно о множестве вещей, но обращаем внимание на наиболее выделяющиеся мысли».
Таким образом, полемика между Г. Лейбницем и Дж. Локком углубляет решение вопросов, касающихся природы человеческого сознания.


5. Дж Беркли как последователь идей Д Локка. Развитие теории Беркли в эмпирической психологии ХХ века
Джордж Беркли (1685 - 1753) - непосредственный последователь Дж. Локка. Для психологии представляет интерес его теория зрительного восприятия пространства («Опыт новой теории зрения», 1709). До исследований Дж. Беркли считалось, что зрение дает идеи света, цветов, пространства, фигуры, движения. Однако согласно Дж. Беркли, человеку лишь кажется, будто он непосредственно видит протяженные тела в пространстве, в трех его измерениях. На самом деле расстояние, то есть удаленность предмета от нас, и сам факт, что они находятся вне нас, величина предметов, положения предметов в пространстве относительно друг друга, глазом не воспринимаются. Пространственные характеристики вещей даются человеку посредством мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц. В опыте зрение всегда сопровождается двигательными, мускульными ощущениями, которые Дж. Беркли называет осязанием. Зрение и осязание вступает в связь. Ассоциация между ними становится привычной в силу частого повторения. Таким образом, то, что называется зрительными ощущениями, есть комбинация собственно зрительных и осязательных ощущений. Видимое восприятие пространства трактуется как знаки ранее приобретенных через осязание идей.
Связь между зрением и осязанием посредством ассоциаций образуется в опыте, она обеспечивает правильное поведение. В этом заключается ее биологическая полезность. Сформулированная Дж. Беркли теория была развита в эмпирической психологии XIX в., особенно А. Бэном, который подчеркивал роль мышечных ощущений в образовании зрительных представлений пространства.


6. Ассоциативная психология А Бэна. Д. Юм и его представление о человеческом познании как ассоциаций идей.
Александр Бэн (1818 - 1903) - автор двух обширных томов «Чувство и интеллект» (1855) и «Эмоции и воля» (1859), использовал достижения физиологии нервной системы и органов чувств, а также биологии и стремился связать психические процессы с телесной организацией. Он отступает от свойственного ассоцианизму механизма в трактовке психической жизни. Вводит представление о спонтанной активности нервной системы: когда какое-либо движение более одного раза совпадает с состоянием удовольствия, то между ними устанавливается ассоциация. Отсюда вычленяются реакции, приводящие к целесообразным движениям (цель - удовольствие, целесообразное движение - навыки). Если бы сочетание движений с ощущениями происходило на основе одних временных отношений (Дж. Гартли), то и реакции, приводящие к удовлетворению, и бесполезные реакции усваивались бы с одинаковой необходимостью, что противоречит реальности. Эти взгляды А. Бэна получили развитие в последующем учении о формировании навыков путем проб и ошибок и оказали влияние на содержание научных исследований Ч. Дарвина, Г. Спенсера.
В учении о видах ассоциации А. Бэн вводит понятие «творческие ассоциации», отличные от каких-либо добытых опытом. Он трактует открытия в науках, художественное творчество как ассоциативные процессы, что противоречит пониманию ассоциации как комбинации прежних впечатлений.
Представления о человеческом познании как ассоциации идей активно развивались последователем Дж. Беркли Давидом Юмом (1711-1776). В «Трактате о человеческой природе» (1739) и в труде «Исследование о человеческом познании» (1748) Д. Юм развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей. Идеи могут быть простыми и сложными. Сложные идеи образуются путем ассоциаций. Вместо действий ума по образованию сложных идей, как этому учил Д. Локк, Д. Юм объясняет всю работу познания механизмом ассоциаций. Он дает следующую их классификацию:
1. Ассоциации случайные и неправильные - ассоциации по закону смежности в пространстве или во времени.
2. Ассоциации естественные и правильные - ассоциации по закону сходства и причинности.
Все эти ассоциации встречаются в повседневной жизни. Они же лежат в основе научного мышления. Всю душевную жизнь Д. Юм сводил к восприятиям, чувствованиям и ассоциациям между ними. Основываясь на собственном опыте внутреннего созерцания, Д. Юм утверждал, что личность «суть не что иное, как связка или пучок ... различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении»


7. Идеи Д. Гартли в развитии ассоцианизма.
Английский врач Дэвид Гартли (1705 - 1757) воспринял идеи Д. Локка об опытном происхождении душевной жизни, развил его представление об ассоциациях и дал первую законченную систему ассоциативной психологии. При ее построении он опирался также на труды И. Ньютона. В главном сочинении «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях» (1749) Д. Гартли развивает учение о психике как естественном начале. По мнению Д. Гартли, существуют три основных простейших элемента душевной жизни: ощущения (сенсации); идеации (идеи ощущений, то есть повторение ощущений без предметов); аффективный тон (аффекции) - удовольствие, неудовольствие. Из этих трех основных элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации. В основе физиологического механизма ассоциаций лежат вибрации, то есть материальные процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Вибрации различны и отличаются по степени, роду, месту и направлению. В основе этих различий находится разнообразие наших идей.
В системе Д. Гартли нет мышления как процесса. Рассматриваются истины в науках, которые пассивно отражаются сознанием на основе механизма ассоциации. Новые мысли - это только комбинации старых простых идей или разложение сложных.
Д. Гартли дал естественное объяснение происхождения психических явлений. Эмоции, воля, интеллект, восприятие, память, воображение - «все они выводятся из внешних впечатлений, произведенных на внешнее чувство, следов (или идей) этих впечатлений и их взаимных связей посредством ассоциации, взятых вместе и действующих друг на друга». Психика не является врожденной. Врожденна только способность к аффектам, а также возможность получать ощущения. Все, что есть в душе человека, является продуктом воспитания.
Теория Д. Гартли имела большое общественное значение. Он показал, что для того, чтобы сделать человека тем, что он есть, не требуется ничего, кроме ощущающего начала и влияния тех обстоятельств, в которых действительно находится человек.


8. Становление немецкой эмпирической психологии в первой половине XIX века.
В XVIII веке в Германии намечается тенденция к изучению фактов и конкретных эмпирических явлений в отношении человека и природы. В этих условиях осуществлял свою научную деятельность философ, известный педагог и психолог Иоган Фридрих Гербарт (1776 - 1841), который явился основоположником немецкой эмпирической психологии. Основные психологические сочинения И. Гербарта - «О психологии как науке, вновь опирающейся опыт, метафизику и математику» (1824 - 1825); «Учебник психологии» (1816). Он был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную, прежде всего, на опыте: ее предметом должны быть факты, явления сознания.
Факты сознания, то есть состояния сознания, выступают, по мнению И. Гербарта, исходным пунктом всякого психологического исследования. Методами, открывающими эти явления, являются самонаблюдение, наблюдение за другими людьми, анализ продуктов деятельности. Эксперимент в отношении явлений сознания, по И. Гербарту, абсолютно неприменим. Чтобы превратить психологию в науку, необходимо применить математику: только математика придает то'ность нашим определениям и делает возможной их проверку. Впервые эту задачу, поставленную И. Гербартом, осуществил Г. Фехнер.
Психология И. Гербарта складывается из двух частей: «статики духа» - предметом статики являются данные, полученные в результате измерения представлений в условиях их равновесия, то есть в период покоя; «динамики духа», которую составляет выяснение условий движения представлений в сознании. Рассматривая связи между представлениями, И. Гербарт дает их классификацию. Выделяются отношения противоположности, борьбы между представлениями: при этом одно представление вытесняет другое. Соединение представлений бывает двух типов: это «компликация», когда данные отдельных ощущений соединяются, не теряя в своем качестве, в некоторое новое целостное образование и слияние сходных представлений. Учение о связях между представлениями, по существу, развивает положения ассоциативной психологии, но И. Гербарт не пользуется ее понятиями. Введенные им понятия компликации и слияния будут использованы впоследствии, в частности В. Вундтом.
В зависимости от степени ясности представления распределяются по трем областям: ясного сознания - представления имеющие свойства ясного сознания; сознания - менее ясные представления; бессознательные - темные, подавленные другими представлениями. Здесь чувствуется влияние Г. Лейбница. Границу между ясным сознанием и сознанием он назвал порогом ясного сознания, а границу, которая отделяет область неясного сознания от бессознательного, - порогом сознания. Введенное И. Гербартом понятие порога затем использовал Г. Фехнер.
И. Гербарт создал свою научную школу. Ее самый выдающийся представитель Мориц Вильгельм Дробиш (1802 - 1896) - математик, логик, философ-идеалист и психолог - много сделал для Популяризации и распространения теории И. Гербарта. Известны и три ученика И. Гербарта: Теодор Вайтц (1821 - 1864), Мориц Лацарус (1824 - 1903) и Гейман Штейнталь (1823 - 1899).
Психологические проблемы, развиваемые в передовой науке и философии XVII - XVIII веков, дали начало материалистическим и демократическим традициям философии и психологии XIX века, ставшего веком триумфа ассоцианизма.

Источник: Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «общая психология» Составители: канд. психол. наук, доцент О.В. Леганькова; доктор психол. наук, проф. Л.А. Кандыбович; старший преподаватель О.В. Гордиюк; преподаватели Т.С. Аверьянова, А.Л. Сялицкая. Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» 2013 г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.