Гештальтпсихология
Лекции и практикум по психологии - История психологии

Вопросы для обсуждения:
1. Причины появления гештальтпсихологии. Исследования Х. Эренфельса в контексте развития гештальтпсихологии.
2. Основоположники гештальтпсихологии М. Вертгеймер, В. Келер, К. Кофка и их основные опыты.
3. Теория поля К. Левина.
4. Исследования восприятия, представления, мышления в гештальтпсихологии.


Основные понятия и термины: гештальпсихология, гештальт, прегнантность, фифеномен, константность восприятия, принцип изоморфизма, теория поля, квазипотребность, «динамическая теория личности», топология, «жизненное пространство», интрапсихические проблемы, интерперсональные отношения, феноменологический метод, закон фигуры и фона, амплификация, инсайт.


Вопросы для самоконтроля:
1. Э.Кант и Э. Мах как исторические предшественники гештальтпсихологии.
2. Что означают основные принципы гештальтпсихологии?
3. Исследования Х. Эренцельса в контексте развития гештальтпсихологии.
4. Содержание экспериментальных исследований восприятия М. Вертгеймером.
5. Что показывают иллюзии восприятия?
6. Как объяснял результаты экспериментов с человекообразными обезьянами В.Келлер?
7. Чем отличается подход к изучению интеллекта животных В.Келлера и Э.Торндайка?
8. Что такое «инсайт»?
9. Как взаимодействуют элементы фигуры и фона, согласно «теории поля» К.Левина?
10. Что такое «поле», «области поля», «границы поля»?
11. Что характеризует субъекта в «теории поля» К.Левина?
12. Какие виды конфликтов выделил К.Левин?
13. Содержание экспериментальных исследований представлений, мышления в гештальтпсихологии.


Информационный материал


1. Причины появления гештальтпсихологии. Исследования Х Эренфельса в контексте развития гештальтпсихологии.
В то время как формирование и развитие бихевиоризма происходило, главным образом в США, в Германии возникло новое направление в психологии - гештальтпсихология, имевшее поистине революционное значение для развития этой науки.
Гештальтпсихология (от нем. Gestalt - образ, с'руктура) - одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса. Гештальтпсихология стала наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкой и австрийской психологии, а также философии конца XIX - начала XX веков.
Сторонники гештальтпсихологии рассматривали подход В. Вундта как психологию «кирпичей и раствора», подразумевая, что в этой теории элементы сознания («кирпичи») «скрепляются» между собой процессом ассоциаций («раствором»). Гештальтисты стремились опровергнуть взгляды В. Вундта на сознание как сумму частей. О сновополагающим понятием в их концепциях стало понятие целого, не сводимо 'о к сумме своих частей.
Представители гештальтпсихологии оперировали понятием «гештальт». Гештальт - целостные (несводимые к сумме своих частей) структуры сознания, например кажущееся движение, инсайт, восприятие мелодии, несводимое к сумме ощущений звуков этой мелодии. Термин «гештальт» первоначально применялся к описанию психики, но позже распространился на область физических, физиологических, социальных и др. явлений. Были установлены следующие законы «гештальта»: 1) тяготение частей к образованию симметричного целого; 2) группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия; 3) прегнантность - тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую и завершенную форму.
Гештальтпсихология базируется на идеи целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. Согласно взглядам гештальпсихологов, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются органами чувств не в виде отдельных объектов. Мир состоит из организованных форм, и восприятие мира тоже организованно: воспринимается некое организованное целое, а не просто сумма его частей. Понятия фигуры и фона - важнейшие в гештальпсихологии.
Как и у каждого научного направления, у гештальтпсихологии были свои исторические предшественники. Отражение ее главного принципа, основанного на целостности восприятия, можно найти в работах немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804). Согласно И. Канту, восприятие - это не пассивное впечатление и не комбинация чувственных элементов (как предполагали эмпирики и ассоцианисты), а активная организация элементов в связный и согласованный опыт. Именно разум придает определенную форму результатам восприятия.
Венский психолог Эрнст Мах (1838-1916) оказал непосредственное влияние на возникновение гештальтпсихологии. В своих работах Э. Мах рассматривал проблемы восприятия пространственных объектов и временных процессов. Восприятие этих объектов и процессов оказалось совершенно независимым от их отдельных элементов, таких как цвет, пространственное протяжение и временная форма.
Идеи Э. Маха получили свое развитие в работах Кристиана фон Эренфельса (1859-1932). К. Эренфельс предполагал, что в восприятии существуют качества, которые не могут быть объяснены простым
комбинированием элементарных ощущений. О: назвал их качествами формы (gestalt qualitaten). Для К. Эренфельса форма сама по себе воспринималась как новый элемент, создаваемый нашим разумом. Он считал, что разум придает форму нашим элементарным ощущениям.
Понятие «гештальт» было введено Х. Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 году при исследовании восприятия. Он выделил специфический признак гештальта - свойство транспозиции (переноса): мелодия остается той же самой при переводе ее из одной тональности в другую; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски, составляющих его элементов. Однако Х. Эренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма.
Научные труды В. Джеймса также легли в основу создания гештальтпсихологии. В. Джеймс выступал против атомизма в анализе сознания и рассматривал элементы сознания лишь в качестве отвлеченных понятий. Он подчеркивал, что мы воспринимаем объекты как единое целое, а не как набор ощущений.


2 Основоположники гештальтпсихологии М. Вертгеймер, В. Келер, К. Кофка и их основные опыты.

Основоположники гештальтпсихологии - Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967) и Курт Коффка (1886-1941). Они встретились в 1910 году во Франкфурте-на-Майне в Психологическом институте, где М. Вертгеймер искал экспериментально ответ на вопрос о том, как строится образ восприятия видимых движений, а В. Келер и К. Коффка были не только испытуемыми, но и участниками обсуждения результатов опытов. В этих дискуссиях зарождались идеи нового направления психологических исследований.
История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. Было установлено, что последовательное смещение объекта может вызвать восприятие непрерывного движения.
Формально гештальтпсихология возникла после того, как в 1912 году Макс Вертгеймер опубликовал результаты своих исследований восприятия. В его экспериментах изучалось восприятие кажущегося движения (фи-феномен - иллюзия движения, возникающая при поочередном включении двух источников света). Вертхеймер показал, что восприятие движения не может быть разбито на более простые составляющие; целое (каждое движение) оказалось большим, чем сумма составляющих (неподвижные световые источники).
В дальнейшем М. Вертгеймер, К. Коффка и В. Келер занялись изучением другого перцептивного явления, названного ими константностью восприятия. Они показали, что наше восприятие объекта остается постоянным, даже, несмотря на то, что сенсорные данные, воспринимаемые органами чувств, изменяются. Таким образом, существует различие между характером действительного восприятия и характером сенсорной стимуляции. Поэтому перцепция не может быть объяснена как простой набор сенсорных элементов или как сумма составляющих ее частей. Перцепция представляет собой целостный акт - гештальт, и каждая попытка разложения ее на отдельные составляющие приводит к ее нарушению.
Восприятие слова «гештальт,.вызывало определенные трудности, так как оно ясно не указывало, какое движение символизирует. В своей книге «Гештальтпсихология» В. Келер отмечал, что в немецком языке слово «гештальт» используется в двух случаях.
а) для обозначения формы или очертания предметов;
б) для обозначения целостности объекта.
Таким образом, понятие «гештальт» можно использовать для ссылки как на предмет, так и на его специфическую форму. Применение этого термина не ограничивается визуальным или даже общим сенсорным полем. В него также включаются процессы научения и памяти, а также стремления, эмоциональные отношения, действия и др. В этом общем смысле гештальт-подход давал возможность нового объяснения самых различных областей психологического знания.
В. Келлер в книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии» (1920) проводит мысль о том, что физический мир, так же как и психологический, подчинен принципу гештальта. Он вводит принцип изоморфизма. как выражение структурного единства мира - физического, физиологического и психологического. Последний есть точная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов. Вводится предположение о существовании электромагнитных полей в мозгу, которые возникнув под влиянием стимула, изоморфны структуре образа.
Принципиальное значение имело введение В. Келером принципа структурности: элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен (элемент не часть целого, а целое не сумма частей). В 1921 году К. Коффка сделал попытку применить принцип структурности к фактам психического развития. Был сделан вывод, что уже мир младенца в какой- то мере гештальтирован. Однако структуры младенца не связаны друг с другом.
Важное значение имели обобщающие статьи М. Вертгеймера «К учению о гештальте» (1921), «О гештальттеории» (1925).
Плодотворные исследования продолжились до 30-х годов XX века. Когда в Германии к власти пришли фашисты, М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Левин эмигрировали в Америку.


3. Теория поля К. Левина
Военную область гештальтпсихологии составили исследования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом связанные с именем Курта Левина (1890-1947). Он исходил из того, что основанием любой человеческой активности является намерение - потребность. Потребность - это некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель. Чтобы отличить свое понимание потребности от уже сложившегося в психологии, и связанного главным образом с врожденными потребностями, К. Левин вводит термин «квазипотребности». Они образуются в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями и направляет активность человека. Квазипотребность создает в личности систему напряжения. Эта система напряжения требует разрядки, в которой состоит удовлетворение потребности. Отсюда, название теории К. Левина - «динамическая теория личности».
Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации, которая получает название, «психологическое поле». К. Левин использовал топологические понятия (топология - раздел геометрии, изучающий преобразования пространства). Каждая вещь в комплексе характеризуется не какими-то физическими свойствами, а выступает в каком-то отношении к потребности субъекта. Следовательно, предметы в комплексе имеют либо положительную валентность (притягивают к себе), либо отрицательную.
Факт единства личности и среды выражается в понятии «жизненное пространство». Оно обладает свойствами - уровнем реальности, временной перспективой (то есть включает будущее, прошлое).
В 1921 году К. Левин пишет статью «Намерения и потребность» - экспериментальное исследование, посвященное изучению потребностей и волевых действий. Эта работа имеет принципиальное значение для гештальтпсихологии в ней раскрыто экспериментальное исследование таких областей психической жизни, которые трудно поддаются эксперименту.
В 30-х годах Левин начинает интересоваться вопросами социальной психологии. Он был одним из первопроходцев в этой области и достиг в ней значительных успехов. Главной особенностью социальной психологии Левина является введение понятия групповой динамики, применимое как к индивидуальному, так и к групповому поведению. Согласно его взглядам, так же как индивид и его окружение формируют психологическое поле, так и группа и ее окружение формирует социальное поле. Социальное поведение проявляется внутри группы и определяется конкурирующими подгруппами, отдельными членами, ограничениями и каналами общения. Таким образом, групповое поведение в каждый момент времени является функцией общего состояния социального поля.
В американский период К. Левин отходит от интрапсихических проблем и обращается к интерперсональным отношениям. Особенно большое внимание уделяется вопросам лидерства, их типам (демократическое, авторитическое, либералистическое), проблеме групповой атмосферы, групповое стандарта.
В 1945 году К. Левин возглавил Центр групповой динамики. Материал его исследований, особенно методики, в многочисленных модификациях продолжают использоваться и в настоящее время. В то же время подчеркивается, что в подходе К. Левина к личности недостаточно раскрывается роль интеллекта.
К. Левин высказал предположение о существовании состояния баланса между индивидом и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряжение в отношениях, которое вызывает определенные изменения, ведущие к восстановлению баланса. Согласно Левину, поведение представляет собой чередование циклов возникновения напряжения и последующих действий по его устранению. Поэтому каждый раз, когда у индивида возникает какая-либо потребность (т.е. состояние напряжения), он своими действиями старается снять это напряжение и установить внутреннее равновесие. На основании этого положения К. Левин теоретически предсказал эффект Б. Зейгарник (сохранение напряженности повышает вероятность запоминания незавершенной задачи).


4. Исследования восприятия, представления, мышления в гештальтпсихологии
Представители гештальпсихологии выступили с критикой метода аналитической инструкции. Ей был противопоставлен феноменологический метод, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем своего восприятия, своего переживания. С самого начала гештальтисты отбросили тезис о происхождении восприятия из ощущений, объявили ощущения «фикцией, созданной в психологических сочинениях и лабораториях» (принцип структурности). В отличие от инструктивной психологии от испытуемых требовалось описать предмет восприятия не таким, каким они его знают, а таким, каким они его видят, в данный момент - в таком описании нет элементов.
При экспериментальном исследовании восприятия были сформулированы некоторые положения, которые получили названия законов восприятия в гештальттеории. Важнейший из них - закон фигуры и фона, согласно которому зрительное поле делится на фигуру (она замкнута, оформлена, обладает яркостью, ближе нам в пространстве, занимает главенствующее положение в поле) и фон (аморфен, плохо локализуется в пространстве, кажется расположенным за фигурой).
Еще один закон - закон дополнения до целого (амплификации): если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое. Факты, полученные в гештальтпсихологии при изучении восприятия, обогащают представление о восприятии. На их основе были сделаны ценные практические выводы. В частности, с учетом закономерности фигуры и фона были разработаны некоторые приемы маскировки фигур, которые использовались во время войны.
В гештальтпсихологии экспериментально также исследовалось мышление (В. Келлер, М. Вертгеймер, С. Дункер, Х. Майер). По В. Келлеру, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. Структурирование поля происходит внезапно в результате усмотрения (инсайт) при условии, если все элементы, необходимые для решения находятся в поле восприятия животного. М. Вертгеймер распространяет этот принцип на решение задач человеком. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения - инсайта. Условием переструктурирования ситуации, по М. Вертгеймеру, является умение отказаться от привычных, сломившихся в прошлом, опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем. Понятие об инсайте (от англ. insight - усмотрение) стало ключевым в гештальт-психологии.
Известен также и «Зейгарник эффект» - явление зависимости эффективности запоминания материала от степени законченности действия. «Зейгарник эффект» назван по имени открывшей его ученицы К. Левина - Б.В. Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось.
Методики экспериментального исследования восприятия, мышления, личности, а также полученная в результате их применения богатая феноменология составляют важный итог деятельности гештальтистов. «Наиболее ценный эффект структурной психологии - это сделанные ею описания», - писал Л.С. Выготский. Введенный гештальтпсихологией структурный принцип в качестве нового подхода Л.С. Выготский оценивал как «великое незыблемое завоевание теоретической мысли». В этом сущность и исторический смысл гештальттеории.
Основатель общей теории систем Л. фон Берталанфи считал, что в работе «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии» В. Келлер предвосхитил отдельные положения общей теории систем. Этим определяется научный вклад гештальтпсихологии в методологию научного исследования.
Однако в теоретическом плане концепция зашла в тупик. Введенный ею структурный принцип не оправдал себя как универсальный (распространенный на детскую психологию, зоопсихологию).

Источник: Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине
«общая психология»
Составители: канд. психол. наук, доцент О.В. Леганькова; доктор психол. наук, проф. Л.А. Кандыбович; старший преподаватель О.В. Гордиюк; преподаватели Т.С. Аверьянова, А.Л. Сялицкая.
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» 2013 г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.