Глубинная психология
Лекции и практикум по психологии - История психологии

Вопросы для обсуждения:


1. Психология З. Фрейда - центральное психологическое течение глубиной психологии.
2. Создание психоанализа. Психоаналитическая терапия.
3.Основные положения теории З. Фрейда.
4. Сущность индивидуальной психологии А. Адлера.
5. Теоретические споры З. Фрейда и К. Юнга.
6.Основы аналитической психологии К. Юнга.


Основные понятия и термины: глубинная психология, психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, иррационалистическое сознание, бессознательное, функциональные нарушения психики, неврозы, этиология неврозов, невротические болезни, психопатология, сексуальность, топографическая концепция, структурная концепция, экономическая концепция, либидо, энергия либидо, дескриптивно бессознательные (предсознательные) процессы, динамически бессознательные процессы, принцип удовольствия, влечения и инстинкты, паттерны поведения, принцип гомеостаза, садизм - мазохизм и вуайеризм - эксгибиционизм, вытеснение, сублимация, чувство неполноценности, стремление к превосходству, компенсация дефекта, сверхкомпенсация дефекта, стиль жизни, чувство общности, схема апперцепции, невротические комплексы, невротический комплекс власти, доминирования и господства, пансексуализм,
психокоррекция, директивная психотерапия, личное бессознательное, коллективное бессознательное, архетипы, Эго, Персона, Тень, Анима (Анимус) и Самость, индивидуация, самость, интро зерт, экстраверт.


Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключаются особенности предмета и метода психоаналитического направления?
2. Основные теории глубинной психологии.
3. Какой критерий выбрал З.Фрейд для своей периодизации развития личности?
4. Основные положения учения З.Фрейда.
5. Что означает термин «бессознательное»?
6. Какова структура личности по З.Фрейду?
7. Какие психосексуальные стадии развития личности выделял З.Фрейд?
8. Какие защитные механизмы личности выделяют психоаналитики?
9. Что такое архетипы и какова их роль в развитии личности?
10. В чем состоят основные принципы типологии К.Юнга?
11. Что означает термин «коллективное бессознательное»?
12. Суть теоретического спора З.Фрейда и К.Юнга.
13. На каких основаниях строится типология А.Адлера?
14. Как формируется индивидуальный стиль жизни, по мнению А.Адлера?
15. Диагностические и психотерапевтические методы психоанализа.


Информационный материал


1. Психология З. Фрейда - центральное психлогическое течение глубиной психологии.

Глубинная психология выдвинула идею о независимости психики от сознания и пыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики. Центральное психологическое течение глубинной психологии - психоанализ
З. Фрейда. Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Глубинная психология отличается от эмпирической психологии сознания представлениями о форме существования психического: психика существует вне и независимо от сознания и именно бессознательная психика, являющаяся глубиной психики, составляет предмет и общую проблему.
Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) формировался в условиях и под воздействием политического и социального развития Австрии конца XIX - начала ХХ столетия и сопровождался следующими социально - политическими особенностями:
♦ крушение патриархальных принципов в столкновении с буржуазным укладом жизни;
♦ соперничество политических сил либералов и консерваторов и поражение либерализма;
♦ расцвет национализма и на его почве распространение антисемитских настроений.
Экономические потрясения (кризисы) порождали пессимизм, потерю веры в разумность бытия и представления об иррациональности жизни, различные формы и разновидности иррационалистического сознания. Поэтому в конце XIX века появляется интерес к бессознательному в широких сферах общественной жизни (в философии, художественном творчестве).
З. Фрейд однажды высказал предположение, что за всю свою историю человечество испытало 3 значительных удара по своему коллективному Эго. Первый удар был нанесен польским астрономом Н. Коперником, доказавшим, что Земля не является центром Вселенной. Вторым откровением стало учение
Ч. Дарвина, показавшее, что человек не является уникальным, отличным от всего живого видом и не может претендовать на какое-то особое место в мире. Третий удар нанес сам З. Фрейд, утверждая, что человек не может полностью контролировать свою жизнь при помощи своего разума. Таким образом, «Коперник переместил человечество из центра мира на его окраину, Дарвин заставил его признать свое родство с животными, а Фрейд доказал, что рассудок не является хозяином в собственном доме».
Взгляды З. Фрейда, его понимание человека, согласно которому под напором инстинктов сексуальности и в силу бессознательности психологических процессов признавалось, что «Я - не хозяин в собственном доме», были исторически обусловлены.


2 Создание психоанализа. Психоаналитическая терапия

На развитие психоаналитического движения существенное влияние оказали два основных источника: а) философские концепции бессознательных психических феноменов; б) работы в сфере психопатологии и психотерапии.
Сильное влияние испытал З. Фрейд со стороны работ Ч. Дарвина. Именно Ч. Дарвин высказал несколько идей, легших впоследствии в основу психоанализа. Это, прежде всего, представления о бессознательных психических процессах и конфликтах, о роли сновидения и скрытом символизме некоторых поведенческих симптомов, а также о значении сексуальности в человеческой жизни. Дарвин сосредотачивал свое внимание на нерациональных аспектах поведения и психики. Он написал статью о психическом развитии ребенка (эмоциональное и сексуальное развитие с младенчества до взрослого возраста) которая была внимательно прочитана З. Фрейдом. Ч. Дарвин настаивал на том, что человеческие существа подвержены воздействию биологических сил, в особенности инстинкта продолжения рода и инстинкта поиска пиши, которые, по его мнению, создают основу для любого поведения.
Психоанализ возник в начале 90-х годов в XIX веке из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. З. Фрейд после окончания медицинского факультета Венского университета (1881) работал практикующим врачом в Вене. Занимаясь неврозами, главным образом истерией, З. Фрейд изучил опыт знаменитых французских неврологов Ж. Шарко и М. Бернгейма. Использование последним гипнотического внушения с терапевтическими целями способствовали такому пониманию этиологии неврозов, которое составило ядро будущей концепции З. Фрейда. Она была изложена в книге «Исследование истерии» (1895).
В общей форме теория З. Фрейда в этот период сводилась к пониманию невротических болезней как патологического функционирования «ущемленных аффектов, сильных, но задержанных в области бессознательных переживаний». Решающим моментом в становлении оригинальной теории З. Фрейда был отход от гипноза как средства (единственного) проникновения к ущемленным и забытым болезненным переживаниям: во многих случаях он оставался бессильным и даже вредным. З. Фрейд разрабатывает свои методы: толкование сновидений; свободно всплывающих ассоциаций; малых и больших психологических симптомов (проявлений); двигательных расстройств, оговорок, забываний. Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала З. Фрейд и назвал психоанализом. Психоанализ - новая форма терапии и метод исследования. Ядро (предмет) психоанализа - учение о бессознательном.
Научная деятельность З. Фрейда охватывает несколько десятилетий. В его учении можно различать, хотя и несколько условно, три основных периода: медицинский, общепсихологический и философский.
Первый период. 1897 - 1905 (медицинский'. Психоанализ является методом лечения неврозов с отдельными попытками заключений о характере душевной жизни. Основные произведения З. Фрейда этого периода - «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905, первое и законченное изложение метода лечения).
Особое значение имеет работа «Толкование сновидений», в которой излагается первый вариант учения о глубинной психике. В ней выделяются три уровня: сознательное, предсознательное и бессознательное с цензурой между ними. В этот период учение З. Фрейда приобретает популярность. В 1902 году складывается кружок из представителей разных профессий, желающих изучить психоанализ и применить его в своей практике.
Второй период. 1906 - 1913 (общепсихологический). Фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. З. Фрейд формулирует основные принципы своей психологии. В этот период выходят «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика» (1909), «Леонардо да Винчи» (1910), «Положение о двух принципах психологической деятельности» (1911), «Тотем и табу» (1912) - работы, в которых З. Фрейд распространяет психоанализ на область художественного творчества и проблемы человеческой истории.
Психоанализ возбуждает интерес во многих странах. В 1909 году З. Фрейд по приглашению С. Холла читает лекции в Кларковском университете (1909), что способствует распространению психоанализа в Америке. Значительным событием в развитии психоанализа в этот период был отход от З. Фрейда его первых сотрудников А. Адлера (1911) и К. Юнга (1912).
Третий период: 1913 - 1939 (философский). Концепция З. Фрейда претерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение. Под влиянием событий первой мировой войны изменяется учение о влечениях («По ту сторону принципа удовольствия», 1920). К 1920 году число наименований книг по психоанализу превысило 200 экземпляров. Публикации в популярных журналах рассказывают публике о психоанализе. В крупных университетах Европы и Америки начинают читать для студентов соответствующие специальные курсы. Психоанализ завоевывает академические круги, как еще раньше он захватил сознание широкой общественности и массовую культуру. Его влияние в этих сферах будет ярко ощущаться практически до конца века (в психологии - школы-«антагонисты» психоанализа, психоаналитические идеи в социальной, политической, этнической психологии, в рекламном бизнесе; фрейдистские сюжеты в кинокартинах Луиса Бунюэля, А. Бергмана, В. Вендерса и др.).
В этот период З. Фрейд разрабатывает учение о трех инстанциях личности - «Я», «Оно», «Идеала-Я» («Я и Оно», 1923). В ряде работ З. Фрейд распространяет свою теорию на понимание культуры и разных сторон общественной жизни: религию - «Будущность одной иллюзии» (1927), антропологию, социальную психологию - «Психология масс и анализ человечного Я» (1921); «Моисей и единобожие» (1939). Психоанализ становится философской системой и смыкается с другими течениями современной философии.


3. Основные положения теории З. Фрейда.
Психика рассматривается в психоанализе как процесс, а не как статичный предмет, несмотря на обыкновение Фрейда относить психические явления к психическому аппарату. В психоанализе принято считать, что психика находится в тесной связи с телом (телесными процессами). Несмотря на языковые традиции, которые заставляют говорить о теле и психике как о вещах различных, хотя и взаимодействующих, психоанализ содержит ряд понятий, которые связывают психологию с физиологией и биологией.
Психический аппарат - основное понятие фрейдистской метатеории. «Мы полагаем, что психическая жизнь есть функция аппарата, которому мы приписываем протяженность в пространстве, и который состоит из нескольких частей». Концепции, касающиеся локализации психической деятельности в какой- либо части психического аппарата, называются топографическим; те, которые касаются изменения ее формы и взаимодействия частей, - структурными; те, которые постулируют движение в ней энергии, - экономическими.
Согласно психоаналитической теории, возможно два способа психической деятельности: сознательное и бессознательное, где первый способ имеет дело с «непосредственной данностью», которую невозможно объяснить более полно с помощью каких-либо описательных методов, а второй способ - с той психической реальностью, которая не дана нам непосредственно и должна быть выявлена.
Сознательная психическая деятельность подчиняется «грамматике» вторичных психических процессов: действует на основе правил формальной логики, использует связанную энергию либидо и управляется принципом реальности (получение удовольствия достигается с учетом ситуации, существующей вокруг индивида). Сознательная деятельность протекает в рамках сознания.
Бессознательная психическая деятельность не осознается субъектом. З. Фрейд предполагал, что сознательные процессы не образуют непрерывного ряда. «Разрывы» в этом ряду являются проявлениями бессознательной части психики субъекта. З. Фрейд предполагал, что существуют два вида бессознательных процессов: те, которые легко могут быть осознаны, и те, которые осознаются крайне трудно. Первые процессы называют дескриптивно бессознательными (предсознательными). К ним относятся воспоминания, информация, умения, и т.п., которые не находятся в сознании в данный момент, но могут быть легко воспроизведены при необходимости. Вторая группа бессознательных процессов называется динамически бессознательными. К ним относятся воспоминания, фантазии, желания и т.п., о существовании которых можно только догадываться, или те, которые становятся осознанными только после устранения определенного сопротивления. Динамически бессознательные процессы подчиняются «грамматике» первичных психических процессов: присутствующие в них образы могут «сливаться» и легко замещают и символизируют друг друга; процессы используют подвижную энергию либидо, игнорируют категории пространства и времени и управляются принципом удовольствия (стремление получить удовольствие здесь и сейчас, невзирая на ситуацию; возможно галлюцинаторное удовлетворение желаний).
Все психические процессы и структуры обладают, согласно теории З. Фрейда, особой формой психической энергии, которая определяет их деятельность, ее интенсивность и принимаемые формы. В качестве такой энергии Фрейд рассматривает энергию либидо.
Либидо в точном значении этого слова может быть определено как сама сексуальная энергия. С помощью этого термина сам Фрейд обозначал энергию стремлений, относящихся к тому, что определяется термином «любовь». В ранних работах Фрейда либидо как сексуальной энергии противопоставляется энергия, свойственная влечению самосохранения, названному им «интересом». В более поздних работах Фрейда эротическая энергия либидо противопоставляется разрушительному влечению к смерти.
Не обошел своим вниманием З. Фрейд влечения и инстинкты. Хотя термин «инстинкт» и получил распространение в английском и русском переводах психоаналитических текстов, это не совсем то, что имел в виду З. Фрейд. Он никогда не использовал немецкий термин «Instinkt» по отношению к человеку, употребляя его только для описания влечений животных. Для характеристики человеческого поведения З. Фрейд пользовался термином «Trieb», который можно перевести как «влечение», «побуждающая сила» («drive» в английском языке).
З. Фрейд определил инстинкт следующим образом: его происхождение связано с источником возбуждения внутри организма, а проявляется он в качестве постоянной силы. Для З. Фрейда инстинкт - это не врожденные паттерны поведения в обычном понимании этого термина, а, скорее, часть стимуляции, которая исходит от тела. Согласно классической теории психоанализа, инстинкт имеет: а) биологический источник; б) импульс; в) цель; д) объект.
З. Фрейд предполагал, что источник инстинкта - строго соматический, но - его не удается найти в теле. Впоследствии Фрейд говорил, что поиск источника инстинкта не является «строго необходимым». Целью инстинкта является удовлетворение. Удовлетворение рассматривается как уменьшение напряжения, созданного возросшей энергией либидо, и отвечает состоянию “не-напряженности” (принцип гомеостаза).
В своем стихийном поиске удовлетворения инстинкт встречает препятствия, испытывает давление, приводящие его к различным исходам, которые З. Фрейд перечислил в следующем порядке: 1) обращение инстинкта в свою
противоположность; 2) переориентация на самого субъекта; 3) вытеснение; 4) сублимация.
Первые два процесса часто смешиваются, поскольку обращение в свою противоположность может приводить к переориентации инстинкта на самого субъекта. Наиболее типичные такие превращения - трансформация активной позиции субъекта в пассивную, например, наличие антагонистических и взаимодополняющих друг друга пар: садизм - мазохизм и вуайеризм - эксгибиционизм.
Термин «вытеснение» является фундаментальным для фрейдистской теории бессознательного. В своем поиске объекта и удовлетворения инстинкт сталкивается с препятствиями различной природы, внешними и внутренними; когда нельзя избежать внутреннего барьера, субъект вынужден «отодвинуть» на задний план требования влечения или убрать его из области сознательного - вытеснить его. «Суть вытеснения, - пишет Фрейд, - заключается именно в этом: отодвинуть и держать на расстоянии». Вытеснение действует как на непосредственно инстинкт («первичное вытеснение»), так и на различные ассоциирующиеся с ним элементы, образы. Будучи вытесненным, инстинкт не теряет своего динамизма, скорее наоборот.
З. Фрейд писал, что « наша цивилизация построена на подавлении инстинктов». Сексуальный инстинкт предоставил в распоряжение культуры огромное количество сил, и это происходит, несомненно, вследствие его ярко выраженной способности перемещать свою цель, не теряя при этом в интенсивности. Эту способность заменять цель сексуальной природы на другую, не сексуальную, но психически ей родственную, называют сублимацией. При сублимации инстинкта часто главную роль играют социальные факторы: мощная энергия инстинкта направляется в социально-приемлемое и полезное русло.
Несмотря на существенную модернизацию многих положений З. Фрейда его последователями, основные подходы к психическому развитию, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся прежде всего следующие положения:
1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;
2) представление о развитии как адаптации к среде; хотя среда и не является всегда и полностью враждебной, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;
3) представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных;
4) идея о том, что основные механизмы развития, также врожденные, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенного изменения эта структура в дальнейшем уже не претерпевает.
Психоанализ никогда не был психологической школой в точном понимании этого слова. Точнее, не был школой, сопоставимой, с другими школами. Психоанализ с самого начала выбивался из основного русла психологической мысли по своим целям, интересам и методам. Его предметом было аномальное поведение, что сравнительно мало интересовало другие школы; исходным методом - клиническое наблюдение, а не контролируемый лабораторный эксперимент. И, кроме того, психоанализ преимущественно интересовался бессознательным - темой, которая практически игнорировалась в других школах. Но не смотря на это, психоанализ является революционным направлением для своего времени - и по целям, и по методам, и по предмету и объекту своего исследования.
В наше время термин «психоанализ» известен практически всем, как и имя его основателя Зигмунда Фрейда. З. Фрейд снискал популярность среди самых широких слоев читающей публики. Журнал «Ньюсуик» отмечал в 1981 году (через 40 лет после смерти Фрейда), что «идеи Фрейда так глубоко проникли в наше сознание, что уже трудно представить себе XX век без него». Он принадлежал к числу тех немногочисленных мыслителей, которые смогли коренным образом изменить наши представления о себе.


4. Сущность индивидуальной психологии А Адлера.
После окончания Венского университета А. Адлер (1870 - 1937) начал свою практику в качестве глазного врача, но вскоре основным направлением его работы становится психиатрия. Встретившись с большими трудностями в лечении неврозов, А. Адлер обратил внимание на новый подход З. Фрейда, в частности, высоко оценил его «Толкование сновидений». Эта книга подверглась резкой критике, особенно утверждение о сексуальной этиологии неврозов. А. Адлер выступил в печати в защиту З. Фрейда. З. Фрейд заметил это выступление и предложил А. Адлеру вступить в психоаналитический кружок (1902). Однако между ними начались глубокие теоретические разногласия, главным из которых было отрицание А. Адлером сексуальной этиологии неврозов и крайней биологизации человеческой концепции. Конфликт разрешился разрывом и отходом А. Адлера (1911) от З. Фрейда. А. Адлер создает собственную концепцию.
По А. Адлеру не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект являются движущими силами развития личности. Существуют 3 группы условий, способствующих появлению чувства неполноценности в раннем детстве:
• Наличие физических недостатков, воспринимаемых как жизненные препятствия. Преодоление этих недостатков возможно. Для этого необходимо изменить отношение к дефекту и овладеть приемами, необходимыми для работы (музыкант с плохим слухом, художник с плохим зрением).
• Неправильное воспитание (гиперопека), результатом которого являются угнетенные дети, у которых не возникает чувства собственной ценности, и они встречаются с трудностями в установлении взаимопонимания с другими людьми.
• Неправильное воспитание (гипоопека) - результат: бессердечные дети, у которых в силу враждебного отношения к людям также затрудняется процесс кооперации в обществе.
Эти ошибки в воспитании порождают у ребенка чувство неполноценности. С точки зрения А. Адлера, воспитание у де ей упорства и самостоятельности, отсутствие бессмысленного унижения, насмешек, наказаний способствуют укреплению у человека веры в свои силы.
Чувство неполноценности уравновешивается стремлением к превосходству, к власти над окружающей средой, к совершенству. Вместе они приводят к образованию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта. С чувством неполноценности связана постановка цели, которая вырабатывается индивидуально и задает ту целостную индивидуальную личностную структуру, которую А. Адлер называет «стилем жизни». Он складывается уже к 4 - 5 годам. Стиль жизни - продукт творчества и отражает его уникальность и неповторимость. Формирование стиля во многом зависит от ситуации семейной жизни, особенно от матери, которая вводит ребенка в мир.
Стиль жизни, по Адлеру, - та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я. Чувство общности, или общественный интерес, является своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию стиля, определяет ее содержание и направление. Хотя это чувство и является врожденным, оно может остаться неразвитым, что становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы препятствует личностному росту, провоцирует развитие неврозов.
Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. «Творческое Я», о котором пишет А. Адлер, является своеобразным ферментом, который воздействует на факты окружающей действительности и трансформирует их в личность человека, "личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем". «Творческое Я» сообщает жизни человека смысл, оно творит как цель жизни, так и средства для ее достижения. Таким образом, для А. Адлера процессы формирования жизненной цели, стиля жизни являются актами творчества, которые придают человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управлять своей судьбой. В противовес З. Фрейду А. Адлер подчеркивал, что люди - не пешки, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.
Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства - неполноценности и стремления к превосходству - являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех - не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения А. Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом. Существенный и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, - компенсация. А. Адлер выделял четыре основных вида компенсации: неполная компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация, или уход в болезнь.
Соединение видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало возможность А. Адлеру создать одну из первых типологий личности детей. Он считал, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность ребенку создать достаточно адекватную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка, остановить его личностный рост. В случае сверхкомпенсации человек старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию. Примером такой сверхкомпенсации при социальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свой физический недуг.
При неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии личности. Неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным.
Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее взрослый человек) начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Такой вид компенсации несовершенен: он останавливает личностный рост, формируя неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.
В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе других, а о своих выгодах. При этом формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни. Эти люди подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, тиранами и агрессорами. Для А. Адлера примерами такой личности были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители, а также тираны - не обязательно в масштабах целого народа, но и в рамках своей семьи.
Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими. А. Адлер писал, что если человек умеет сотрудничать, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации является корнем всех невротических и плохо приспособленных стилей жизни.
Теория А. Адлера явилась своеобразной антитезой концепции человека, предложенной З. Фрейдом, оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.


5. Теоретические споры З. Фрейда и К. Юнга.
Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психолог, окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра П. Жане, он открывает собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами З. Фрейда, открывая для себя его теорию. Сближение с З. Фрейдом оказало решающее влияние на научные взгляды К. Юнга. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, между ними существуют и значительные разногласия, связанные, прежде всего, с разным подходом к анализу бессознательного.
К. Юнг в отличие от З. Фрейда утверждал, что "не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным". Не соглашаясь с пансексуализмом З. Фрейда, К. Юнг считал либидо обобщенной психической энергии, которая может принимать различные формы. Не менее значимыми были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. З. Фрейд считал, что символы являются заместителями других, вытесненных предметов и влечений. В противовес ему К. Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент. Поэтому К. Юнг был против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой З. Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного.
Определенные расхождения у ученых были и по вопросу психокоррекции. З. Фрейд считал, что зависимость пациента от психотерапевта постоянна и не может быть уменьшена, т.е. он придерживался концепции директивной терапии. В то же время К. Юнг полагал, что зависимость пациента от врача должна уменьшаться со временем, в последней фазе терапии, которую он называл трансформацией.


6. Основы аналитической психологии К. Юнга.
Собственную концепцию К. Юнг назвал аналитической психологией. Ее центральное содержание составляет учение о бессознательном и процесс развития личности. Сохраняя деление психики на сознательное и
бессознательное, К. Юнг развивает учение о двух системах бессознательного - личном и коллективном бессознательном.
К. Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей: коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное - своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. К. Юнг писал: «Содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное - как воздух, которым дышит все и который не принадлежит никому».
Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов, которые являются формами, организующими и канализирующими психологический опыт индивида. К. Юнг часто называл архетипы "первичными образами", так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организуют не только индивидуальную фантазию, но и коллективную. Они лежат в основе мифологии народа, его религии, определяя его самосознание.
Личное бессознательное - поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы. Оно зависит от личной истории индивида. Коллективное бессознательное - сверхличная бессознательная психика, включает инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Инстинкт и архетипы выступают результатами жизни: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетип - обусловливает конкретное формирование сознательных психических содержаний. Архетипы - это некоторые прообразы: Персона, Тень, Анима, Анимус, Мудрый Старец.
Основными архетипами индивидуального бессознательного Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму (или Анимус) и Самость. Эго и Персона находятся в основном в сознательных пластах психики индивида, в то время как другие главные архетипы располагаются в индивидуальном бессознательном.
Эго является центральным элементом личного сознания. Оно собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формирует из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.
Персона - та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежды, способы самовыражения. Персона имеет и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая Персона может подавить индивидуальность человека, развить в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона и защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в нашу душу, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.
Тень является центром личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Содержанием Тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его Персоной, с нормами общества. При этом, чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний.
Фактически расхождения между К. Юнгом и З. Фрейдом больше всего относились именно к роли Тени в структуре личности. К. Юнг считал ее одной из составляющих этой структуры, в то время как З. Фрейд ставил ее в центр личности, исследуя главным образом именно ее содержание. В то же время К. Юнг не считал возможным избавиться от Тени, не признавать ее, ибо она является законной частью личности, и человек без Тени так же неполноценен, как и без других частей души. Самое вредное, с точки зрения К.Юнга, - не замечать, игнорировать Тень, в то время как внимательное отношение к ней, то, что К. Юнг называл «техникой обращения с Тенью», помогает преодолеть ее негативное влияние.
Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) - это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать - у мальчика и отец - у девочки). Этот архетип оказывает большое влияние и на поведение, и на творчество человека, являясь источником проекций, новых образов в душе человека.
Самость, с точки зрения К. Юнга, является центральным архетипом всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части. Это «архетип порядка и целостности личности». Ее главное значение в том, что она не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную), но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность и, индивидуализируясь, становится все более свободной в своем выражении и самопознании.
Исходя из структуры души, Юнг создает и свою типологию личности, выделяя два типа: экстраверты и интроверты. Интроверты в процессе индивидуализации обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение исходя из собственных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на Персону, на внешнюю часть своей души. Они в отличие от интровертов прекрасно ориентируются во внешнем мире и в своей деятельности исходят главным образом из его норм и правил. Если интроверту угрожает полный разрыв контактов с внешним миром, то для экстравертов не меньшей опасностью является потеря себя. В своих крайних проявлениях экстраверты являются догматиками, а интроверты - фанатиками.
Однако Самость, стремление к целостности личности, как правило, не дает возможности одной из ее сторон полностью подчинить другую. Поэтому эти две части души как бы делят сферы своего влияния. Как правило, экстраверты хорошо строят отношения с большим кругом людей, учитывают их мнения и интересы; в то же время в узком кругу близких людей они открываются другой стороной своей личности, интравертной. Они могут быть деспотичны, нетерпеливы, не учитывают мнения и позиции других людей. Общение с широким кругом мало знакомых людей чрезвычайно затруднительно для интроверта, который исходит только из своих позиций и не всегда может выстроить линию поведения, понять точку зрения собеседника. Интроверт либо настаивает на своем, либо просто уходит от контакта. В то же время в общении с близкими он, наоборот, раскрывается, верх берет его экстравертная, обычно подавляемая сторона личности, и он является мягким, заботливым и теплым семьянином. Как и Фрейд, Юнг часто иллюстрировал свои выводы ссылками на ту или иную историческую личность. Так, он относил Л.Н. Толстого к типичным экстравертам, а Ф.М. Достоевского - к интровертам.
Развитие Самости связано не только с типологией личности по линии интроверсии - экстраверсии, но и с развитием четырех основных психических процессов - мышления, чувствования, интуиции и ощущения. У каждого человека, считал Юнг, доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро- или экстраверсией и индивидуализирует путь развития личности. Мышление и чувствование являются альтернативными способами принятия решения. Мышление ориентировано на логические посылки: люди с доминирующим мышлением превыше всего ценят абстрактные принципы, идеалы, порядок и системность в поведении.
Чувствующие люди, напротив, принимают решения спонтанно, ориентируясь на эмоции, предпочитая любые чувства, даже отрицательные, скуке и порядку. Если мышление и чувства характеризуют активных людей, способных принимать решения, то ощущение и интуиция характеризуют скорее способы получения информации, и люди этого типа более созерцательны. Ощущение ориентируется на прямой, непосредственный опыт, и ощущающие типы, как правило, лучше реагируют на непосредственную ситуацию, в то время как интуитивные - на прошлую и будущую. Для них то, что возможно, важнее того, что происходит в настоящем. Все эти функции присутствуют в человеке, но доминирующей является какая-то из них, которая частично дополняется второй.
Хотя главным содержанием души К. Юнг считал ее бессознательные структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и считал этот процесс одним из важнейших в личностном росте человека. Один из вариантов такого осознания себя психотерапия, и врач-психотерапевт является помощником пациента, помогая ему понять себя, вернуть себе целостность.
Идеи о необходимости сохранения целостности и индивидуализации при развитии личности К. Юнг развивал уже в 50-е годы. К этому же времени относятся его положения о роли сознания в духовном росте и организации поведения. Такая трансформация некоторых положений психоанализа, принимавшихся К. Юнгом в начале века, была для него особенно важна: К. Юнг постоянно подчеркивал открытость своей концепции для нового в отличие от ортодоксальности теории З. Фрейда.
Общее, объединявшее концепции З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга то, что все они предполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование его личности. При этом З. Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, К. Юнг - первичным типам мышления, а А. Адлер подчеркивал роль общественных интересов. В то же время А. Адлер был единственным из них, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. З. Фрейд в принципе отвергал идею уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. К. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и Самости личности, но значительно позже, в 50-х годах XX века.
Источник: Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине
«общая психология»
Составители: канд. психол. наук, доцент О.В. Леганькова; доктор психол. наук, проф. Л.А. Кандыбович; старший преподаватель О.В. Гордиюк; преподаватели Т.С. Аверьянова, А.Л. Сялицкая.
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» 2013 г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.