На главную Лекции и практикум по психологии История психологии История психологии в Республике Беларусь
История психологии в Республике Беларусь
Лекции и практикум по психологии - История психологии

Вопросы для обсуждения:
I. Развитие психологической науки в Республике Беларусь в 20-30-е гг. XX века:
1. Общие тенденции развития психологии в Республике Беларусь в 20-30-е гг. XX века.
2. Жизнь и деятельность Л.С. Выготского в Белоруссии.
3. Развитие психотехники в Республике Беларусь.


II. Общие тенденции развития психологической мысли в Республике Беларусь в 30-50-е гг. XX века.
III. Развитие психологической науки в Республике Беларусь в 50 - 60-е гг. XX века.
1. Общие тенденции развития.
2. Вклад Е.П. Ересь в развитие белорусской психологии.
3. Организация работы кафедр психологии.
IV. Психологическая наука Республики Беларусь в 70-80-е гг. XX века.
V. Развитие психологической мысли в Республике Беларусь в 90 гг. XX века и до
настоящего времени.
Основные понятия и термины: педология, педологические извращения, кафедра психологии, научно-теоретические исследования, экспериментальные работы, психотехника.


Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы этапы развития психологической науки в Республике Беларусь?
2. Какие исторические условия определяли динамику развития психологии в Республике Беларусь?
3. Жизнь и деятельность Л.С. Выготского в Белоруссии.
4. Развитие психотехники в Беларуси.
5. Кто рассматривал теоретические и методологические проблемы психологии в Беларуси?
6. Кто из психологов Беларуси внес значительный вклад в развитие социальной психологии?
7. Какие проблемы педагогической и возрастной психологии изучаются учеными психологической школы Республики Беларусь?


Информационный материал


I. Развитие психологической науки в Республике Белорусь 20-30-е гг. XX века.
Совокупность социально-экономических и культурных факторов развития белорусского народа обусловили своеобразие генезиса психологической науки Республики Беларусь и позволили в рамках данного этапа условно выделить несколько направлений:
1. Общие тенденции развития психологии в Республике Белоруссии в 20-30е гг. XX века.
До революции 1917 года психология была представлена лишь в учебных заведениях России, Украины и Эстонии. В начале 20-х годов появляются первые высшие учебные заведения в послереволюционной Белоруссии. В январе 1921 года Центральный исполнительский комитет (ЦИК) Белоруссии обращается к научным сотрудникам страны Советов с призывом принять участие в создании университета в Минске с перспективой дальнейшей работы в нем. Первое высшее заведение - БГУ - было создано в 1921 году, философские кафедры этого вуза (1922) и Инбелкульта (с 1929 года - Академия наук БССР) стали центром прогрессивной общественной мысли.
В БГУ в Инбелкульте сосредоточились основные кадры обществоведов, внесших значительный вклад в становление психологии как самостоятельной научной дисциплины: С.Я. Вольфсон, В.И. Ивановский, П.Я. Панкевич, В.И. Пичета и др. Таким образом, первоначально задача подготовки кадров Белоруссии решалась путем приглашения специалистов из ведущих научных центров других республик.
Одним из первых профессоров, специализирующихся в области психологии и откликнувшимся на приы ЦИК Белоруссии, был Владимир Николаевич Ивановский.
В период работы в БГУ В.Н. Ивановский написал монографию «Методологическое введение в науку и философию» (1923), где предложил свою классификацию наук, разделив их на теоретические и практические. К практическим наукам он относил и психологию. Об этой классификации упоминает Л.С. Выготский в статье «Исторический смысл психологического кризиса», разделяя точку зрения
В.Н. Ивановского о психологии как естественной науки в широком смысле слова.
В деятельности В.Н. Ивановского в БГУ примечательным является написание первой оригинальной учебной программы под названием «Программа по психологии, фундаментальной логике, истории научного мировоззрения и истории Белоруссии» на 1923/24 учебный год.
В период работы Павла Яковлевича Панкевича (белорусского ученого- педагога, доктора педагогических наук, профессора, действительного члена АН БССР) в БГУ проводятся психологические исследования, имевшие прикладное значение для улучшения работы самого университета. В 1927 году под руководством П.Я. Панкевича проведены выборочные исследования образа жизни, состояния нравственного сознания и быта 1600 студентов БГУ. В 1928 году по результатам исследований им была опубликована статья «Какой же наш белорусский студент?».
П.Я. Панкевич был первым директором научно-исследовательского института педагогики и педологии, в создании которого он принимал непосредственное участие. Институт был открыт в октябре 1929 году в Минске. Ныне Национальный институт образования является ведущим научно-исследовательским учреждением Республики Беларусь в области психологических, педагогических и социально-экономических наук.
Большой вклад в развитие психологии в Белоруссии внес Вольфсон Семен Яковлевич - философ, академик Академии наук БССР с 1928 года.
Основные труды С.Я. Вольфсона: «Плеханов», «Интеллигенция как социальноэкономическая категория», «Социология брака и семьи», «Семья и брак в их историческом развитии». Две последних книги раскрывают социологическую специфику такого социального института как семья и содержат элементы психологических знаний.
2. Жизнь и деятельность Л.С. Выготского в Белоруссии. Первый этап развития психологических знаний в Республике Беларусь связан с активной деятельностью Льва Семеновича Выготского (1896 - 1934), который получил признание как один из крупнейших психологов первой половины XX века. Вместе с повышенным интересом к работам Л.С. Выгонкою, следует отметить, что его труды (более 200) долгое время не издавались. Закрытость наследия Л.С. Выготского и сведений о его жизни вызвала возникновение мифов вокруг его личности.
Лев Семенович Выготский родился в г. Орше Витебской области 5 ноября 1896 году по старому стилю. Первоначальное образование Л.С. Выготский получил дома. Сдав экстерном экзамены за 5 классов, он поступил в 6-й класс частной мужской гимназии в г. Гомеле. Гимназию Л.С. Выготский заканчивает с золотой медалью и уезжает в Москву поступать на медицинский факультет Московского Императорского университета, но медицина его не увлекла, и через месяц он переводится на юридический факультет. Однако интерес к философии и литературе был так велик, что Л.С. Выготский одновременно в 1914 году поступает на историко-философский факультет народного университета им. А.Л. Шанявского. Психологию и педагогику в университете преподавал Павел Петрович Блонский (1884-1941).
Успешно окончив оба университета, в декабре 1917 года Л.С. Выготский возвратился к семье в Гомель. В начале января 1919 года Л.С. Выготский отдает себя практической работе в области культуры и народного образования. Педагогическую деятельность он начинает с преподавания литературы в только что открывшейся трудовой школе г. Гомеля. В дальнейшем Л.С. Выготский начал преподавать психологию. Он ведет курсы общей, экспериментальной, детской и педагогической психологии в ряде Гомельских учебных заведений: школах, педтехникуме, на учительских курсах.
Становление и развитие собственно психологических исследований на территории Беларуси историки психологии датируют 1923 годом, когда в Гомеле Л.С. Выготский создал исследовательский кабинет, где разрабатывались проблемы психологии искусства, детской и социальной психологии.
Результаты своих экспериментальных исследований Л.С.Выготский оформил в виде пяти научных работ. С тремя из них Л.С. Выготский выступил на II Всероссийском съезде по психоневрологии, который проходил в Петрограде в январе 1924 года. Будучи делегатом от Гомельского ГубОНО, Л.С. Выготский выступил с докладами: «Методика рефлексологического и психологического исследования», «Как надо сейчас преподавать психологию», «Результаты анкеты о настроениях учащихся в учебных классах Гомельских школ в 1923 году». Доклад Л.С. Выготского произвел столь значительное впечатление на А.Р. Луриа, ученого секретаря института экспериментальной психологии, что он убедил директора института К.Н. Корнилова пригласить Л.С. Выготского на работу.
Таким образом, проведенные Л.С. Выготским в 1919 - 1924 годах исследования в области педагогической психологии, разработка им проблем психологии искусства, экспериментальные работы в психологическом кабинете при Гомельском педагогическом техникуме дали возможность подготовить ряд статей и первые крупные произведения «Педагогическую психологию» и «Психологию искусства». В гомельский период жизни и деятельности Л.С. Выготский сформировался как самостоятельный ученый, способный вести теоретическую и экспериментальную работу.


3. Развитие психотехники в Республике Беларусь.

Первый этап развития психологии в Республике Беларусь характеризуется тем, что психологическое познание первоначально развивалось в теснейшей взаимосвязи с мировой наукой.
Общемировой интерес к повышению эффективности производственной деятельности способствовал организации и функционированию в 1925 - 1929 годах Центральной психотехнической J аборатории в Минске.
Психотехника - это практическое направление начала XX века в развитии психологии. Впервые мысль об организации в БССР психотехнической лаборатории возникла на одном из организационных собраний Всебелорусской Ассоциации научной организации труда. Предлагалось с осени 1925 года провести первые психотехнические исследования и начать работу по профотбору и профконсультации, организовать краткосрочные курсы по научной организации труда и психотехнике. Лаборатория начала работать с 1925 года под руководством профессора
С.М. Василейского и при активном участии сотрудников этой лаборатории А.А. Гайворовского и С.М. Вержбаловича.
Сирофим Михайлович Василейский - профессор кафедры психологии и педагогики Витебского педагогического института в 1924 году перешел на работу в Белорусский государственный университет. Деятельность С.М. Василейского по преподаванию психологии в БГУ сочеталась с научно-исследовательской работой. Кроме педагогики и психологии С.М. Василейский впервые стал вести занятия по психотехнике, педологии и возглавил затем Центральную психотехническую лабораторию БССР, результаты деятельности которой получили отражение в ряде печатных работ С.М. Василейского по психологии, вопросам психологии труда, профориентации и профконсультации. В 1927 году профессор С.М. Василейский в качестве члена советской делегации участвует в работе Международной психотехнической конференции в Париже.
В сферу научных интересов профессора С.М. Василейского входили и вопросы психологии детского мышления. Результаты этих исследований получили отражение в работе «Экспериментально-психологическое исследование мышления у детей».
Александр Александрович Гайворовский внес существенный вклад в развитие психологической культуры в Беларуси. Особое значение имела опубликованная под редакцией и с предисловием К.Н. Корнилова книга А.А. Гайворовского «Основы психотехники политпросветработы», которая была издана секцией научных работников БССР в 1928 году.
В 1928 году в Минске вышла книга А.А. Гайворовского «Психотехника и библиотечное дело». В ней он рассматривает вопросы психологии читателя и методы изучения его личности. А.А. Гайворовский исследовал 1а.ие проблемы, как изучение круга литературного опыта читателей, их индивидуальности и влияние этой индивидуальности на запросы и интересы людей: что читают и мнение о прочитанном, какая связь между умственной одаренностью и читаемостью.
Также А.А. Гайворовским были сформулированы общегигиенические правила организации труда, общепсихслогические и индивидуальнопсихологические правила и положения организации умственного труда.
С момента открытия в 1925 году Центральной психотехнической лаборатории постоянным ее сотрудником являлся и Сергей Михайлович Вержбалович.
В качестве основных обязанностей С.М. Вержбаловича было составление психограмм наиболее востребованных специальностей того времени: шофера, вагоновожатого, слесаря, рабочего и других, проведение консультаций по профессиональной ориентации учащейся молодежи в минских школах. В 1929 г. он выступал на белорусском радио в передачах, посвященных проблемам профконсультации, раскрывал специфику наиболее распространенных профессий, объяснял требования, предъявляемые к будущим специалистам.
С.М. Вержбалович является одним из родоначальников практической психологии в Беларуси.
Поскольку психотехническая лаборатория была тесно связана с кафедрой психологии БГУ, то С.М. Вержбалович проведил занятия по психологии на педагогическом факультете БГУ. Он принимал активное участие в работе Белорусской ассоциации научной организации труда (НОТ), вначале как член президиума и секретарь этой Ассоциации, а с мая 1927 года по октябрь 1929 года - как ответственный секретарь Белорусской ассоциации НОТ.
За время существования психотехнической лаборатории был опубликован целый ряд актуальных для того времени печатных работ. В частности, С.М. Василейским - «Введение в теорию и технику психологических, педологических и психотехнических исследований» и «Опыт психотехнической квалификации автобусных шоферов»; А.А. Гайворовским-«Очерк методологии профессиографии», «Основы психотехники политпросветработы», «Методы профотбора», «Развитие круга общежизненного и общекультурного опыта современного ребенка» и «Вопросник для психологической характеристики профессий (переработка Липмановского вопросника)» и др.. В 1929 году С.М. Василейским, А.А. Гайворовским, С.М. Вержбаловичем было издано фундаментальное исследование «Из теории и практики профориентации и профконсультации». В книге раскрываются психологические основы профориентации, профконсультации и профотбора, дается анализ теории тестирования и приемов их практического применения, детально характеризуются методика и техника выявления пригодности человека к профессии.


II. Общие тенденции развития психологической мысли в Республике Беларусь в 30-50-е гг. XX века.
Развитие психологической науки в Республике Беларусь в этот период происходило в рамках педологии. В начале 1930-х годов педология должна была стать наукой о развитии человека. Педология возникла из остро осознанной потребности получить синтезированное знание о ребенке, позволяющее успешно воспитывать и образовывать его. Но кан онизация марксизма-ленинизма, обусловившая разрыв между декларируемыми теоретическими догмами и конкретной практикой, командно-административная система и бюрократические методы управления народным хозяйством способствовали началу разгрома педологии и психотехники. Необходимость в ученых-помощниках отпала, а идеологические требования к ним усилились. Социальный заказ на психологию был сведен к минимуму (в теории и практике). В 1934 году прекратил свое существование журнал «Советская психотехника».
Наиболее сокрушительный удар отечественная психология испытала в связи с Постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (04.07.1936 г.). Этим постановлением психология была фактически запрещена. Однако, несмотря на трудности, психологические исследования не прекращались. Психологическая наука продолжала развиваться, подчиняясь собственной, внутренней логике развития, в тесном взаимодействии с педагогической и отчасти медицинской практикой.
В эти годы общая и педагогическая психология (теоретическая и экспериментальная) продвинулись вперед. Организационно это было связано с созданием в университетах Москвы, Ленинграда, Тбилиси кафедр и отделений психологии. В годы Великой Отечественной войны психологи не прекращали свою теоретическую и практическую деятельность. В Белоруссии же ощущалась острая нехватка кадров, немногочисленные силы ученых были разобщены. Поэтому широких научных исследований не проводилось.


Ш. Развитие психологической науки в Республике Белоруссии в 50 - 60-е гг. XX века.
1.Общие тенденции развития. Возрождение психологических знаний происходит после 50-х гг. во второй половине XX века. Наряду с требованиями научнотехнического прогресса, реанимирование психологии связано с появлением в общемировой науке гуманистической психологии, ставящей в центр феномен человека, активного творца собственной жизни, обладающего свободой выбора.
В 1956 году было создано общество психологов СССР. Белоруссия в числе первых советских республик оформила членство в этом обществе. В Минске с 30 мая по 1июня 1960 года работал I учредительный съезд республиканского отделения общества психологов СССР, на котором выступили белорусские психологи с докладами: «Влияние трудового воспитания на формирование характера школьников в условиях семьи», « Из опыта перевоспитания упрямых детей в условиях школы- интерната», «К вопросу о соотношении элементов словарного состава и грамматического строя в развитии речи ребенка раннего возраста», «Принцип доминанты на примере изучения двигательных реакций человека». Делегатами съезда был отмечен существенный вклад белорусских психологов-ученых в решении задачи качественного улучшения педагогического процесса.
Председателем президиума Белорусского отделения общества психологов стала кандидат педагогических наук, доцент Белорусского университета Е.П.Ересь. Председателями общества избраны профессоры Б.А.Бенедиктов и Я.Л.Коломинский.


2. Вклад Е.П. Ересь в развитие белорусской психологии.
Первые попытки создания психологической службы в образовательной системе Республики Белоруссии связаны с появлением отделения логики, психологии и русского языка на филфаке БГУ (1947-1955). Одним из организаторов отделения и его заведующей стала Елена Павловна Ересь. С 1937 года В.П. Ересь работала доцентом кафедры психологии МГ ПИ им. В.И. Ленина. В годы Великой Отечественной войны, когда Минск был еще оккупирован, на подмосковной станции «Сходня» Октябрьской железной дороги возобновил свою работу БГУ (1943), куда по специальному приглашению приехала на работу Е.П. Ересь. Е.П. Ересь работала в БГУ и после освобождения Минска до 1973 года доцентом кафедры педагогики и психологии, а по совместительству - в Минском государственном педагогическом институте. ^Большой вклад внесла Е.П. Ересь в подготовку кадров белорусских психологов. У нее учились известные у нас в республике психологи Р.И. Водейко, М.С. Клевченя, А.Я. Миленький, Н.И. Мурачковский, И.М. Розет, А.Б. Широкова, Л.А. Пергаменщик, Н.А. Цыркун.
Е.П. Ересь внесла значительный вклад в развитие психологической науки Беларуси. Она является автором 30 крупных теоретических и практических трудов по проблемам общей, возрастной и педагогической психологии. Ею были изданы книги: «Индивидуальный подход к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы», «Способности и их развитие у детей», «Недисциплинированность школьников, ее причины и пути устранения», «Воспитание характера», «Внимание и его воспитание у детей», «Организация внимания в учебно-воспитательном процессе».
Е.П. Ересь - автор известных учебников по психологии, в частности, главы «Темперамент» в учебном пособии «Психология», вышедшим в Москве под ред. К.Н. Корнилова, Б.М. Теплова и Л.М. Шварца (1941), глав «Внимание», «Темперамент», «Способности» в учебнике психологии для студентов заочников педагогических институтов, вышедшем в Минске под общей ред. А.А. Зарудной (1970). Некоторые публикации Е.П. Ересь были переведены на иностранные языки.
С именем Е.П. Ересь связано создание в Беларуси республиканского Товарищества (Общества) психологов в 1960 году. Она была почетным членом общества психологов СССР, первым из белорусских психологов членом ученого совета по защите кандидатских диссертаций по психологии и педагогике в нашей республике при МГПИ им. М. Горького (1967).


3. Организация работы кафедр психологии. Организация первой самостоятельной кафедры психологии датируется 1950 годом. Она была сформирована на базе МГПИ им. А.М. Горького под непосредственным заведованием А.Я. Мышко. Специалисты из Москвы и Ленинграда взяли на себя научное руководство исследованиями аспирантов. Основную задачу белорусские психологи, как и российские, видели в создании системы научных знаний на основе материалистической теории отражения и учения И.П.Павлова о нервнофизиологических механизмах психической деятельности
С упразднением преподавания психологии в школах в 1955 году, отделение логики, психологии и русского языка было расформировано, а кафедра психологии трансформирована в кафедру педагогики и психологии (1956). Формирование психологически грамотного и воспитанного человека вступило в противоречие с идеологией тоталитарного государства. Лишь в 1964 году в МГПИ им. А.М. Горького создается общеинститутская кафедра психологии (заведующий В.М. Ковалгин), что было обусловлено социально-политическим периодом «хрущевской оттепели». Белорусские психологи начали серьезнее заявлять о себе в союзной и республиканской печати.
IV. Психологическая наука Республике Беларусь в 70-80-е гг. XX века.
По мнению Я.Л.Коломинского и Б.А.Бенедиктова, в истории белорусской психологии 70-80-е годы были одним из самых плодотворных.
В 1980 году Бюро Центрального комитета компартии Белоруссии приняло постановление «О мерах по улучшению психолого-педагогической подготовки кадров, повышению роли социальной психологи и педагогики в коммунистическом воспитании трудящихся республики». Важная инициатива была проявлена Б.А.Бенедиктовым, в то время председателем Белорусского отделения Общества психологов СССР, что позволило высшему руководству БССР принять исключительно перспективное, историческое решение об ускоренном развитии психологии.
Развивалось сотрудничество белорусских психологов с учеными других стран. Большая часть психологов республики сконцентрировалось в педагогических институтах и университетах, что предопределило направленность психологических исследований в БССР на решение проблем, связанных с реформой и перестройкой средней и высшей школы, например, в БГУ изучались проблемы высшей школы, а в БГПУ наряду с общеинститутской кафедрой психологии в 1978 году была создана кафедра общей и детской психологии.
Заведующим кафедрой был избран Яков Львович Коломинский, доктор психологических наук, профессор, академик Академии образования Республики Беларусь, Балтийской педагогической академии и ряда других международных академий, заслуженный деятель науки Республики Беларусь.
Экспериментальные и теоретические исследования Я.Л.Коломинского положили начало новым отраслям психологической науки - возрастной и педагогической социальной психологии. Под его руководством возникла научная школа (защищено 40 кандидатских и 5 докторских диссертаций).
Проблемы социальной психологии нашли отражение в ряде монографий Я.Л. Коломинского «Психология взаимоотношений в малых группах» (1976), «Учитель и детский коллектив» (1985), «Генетические проблемы социальной психологии» под ред. Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной (1986).
Развивая идеи Л.С.Выготского, Я.Л. Коломинский разработал социальнопсихологическую концепцию онтогенеза. В исследованиях Я.Л. Коломинского разработана система описательных и объяснительных понятий, характеризующих общие и возрастные закономерности динамики, структуры и содержания межличностных отношений в малых группах, новые методические приемы их обнаружения.
Я.Л. Коломинским предложены и экспериментально изучены понятия «уровень благополучия взаимоотношения в группе», «презумпция взаимности в межличностном выборе». Впервые обоснованы понятия экспериментальной процедуры для изучения социально-психологической перцепции и рефлексии. Установлена закономерность «парадокс осознания», когда члены группы с высоким статусом недооценивают, а субъекты с низким социометрическим статусом переоценивают св^с положение в группе сверстников. Сформулировано понятие и предложены методы измерения социометрических установок личности - тенденции субъекта приписывать другим членам группы определенный уровень социометрического статуса.
В работах Я.Л. Коломинского сформулирована оригинальная концепция педагогическг.о взаимодействия, разработана типология педагогического взаимодействия на основе соотношения внутренней, мотивационно - потребностной основы педагогического взаимодействия (педагогическое отношение) и внешнего поведенческого компонента (педагогическое общение).
Я.Л.Коломинским разработана концепция психологической культорологии, которая включает систему понятий, описывающих основные виды и уровни психологической культуры личности.
Результаты многолетних исследований Я.Л. Коломинского отражены в более чем 400 научных, учебных и научно-популярных, многие из которых переведены на 15 иностранных языков.
С момента основания кафедры общей и детской психологии в ее составе работает профессор Елизавета Александровна Панько. Она ведет большую научную работу, специализируется в области детской и педагогической психологии, диагностики психического развития, гуманизации системы дошкольного образования, педагогики и психологии высшей школы.
Е.А. Панько большое внимание уделяет внедрению психологической науки в педагогическую практику. С 1990 года она являлась научным руководителем государственных научно-исследовательских работ в области дошкольного образования, научным руководителем базисной программы воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях Республики Беларусь «Пралеска».
Усилиями профессора Е.А. Панько, ее учеников и последователей осуществляется процесс внедрения в жизнь новой концепции развития дошкольного образования, гуманистически ориентированных программ нового поколения («Истоки», «Пралеска», «Радуга» и др.), предполагающих психологизацию всего воспитательнообразовательного процесса в детском дошкольном учреждении.
Под руководством Е.А. Панько создан ряд научно-методических и учебнометодических видеофильмов: «Параст творчасць» (1994), «"Пралеска": уваходзiм у свет прыгожага» (1998), «Жавараначкi, спявайце!» (2000) и др.
С 1991 года на кафедре общей и детской психологии осуществлял свою деятельность профессор, доктор психологических наук, академик Академии образования Республики Беларусь, Международной академии информационных процессов, Международной психологической академии Лев Александрович
Кандыбович (1934 -2011). Начал работать Лев Александрович в области военной психологии. Он осуществил психотический анализ процесса формирования профессиональной готовности военных курсантов к службе, обосновал психологические условия его эффективности, установил степень влияния военно-профессиональной ориентации молодежи и отбора в вузы на эффективность формирования профессиональной готовности. Л.А. Кандыбович раскрыл понятие профессиональной готовности, определил её психологический механизм, структуру и этапы формирования в условиях военно-у ,ебного заведения.
После увольнения из армии Лев Александрович был избран по конкурсу профессором МГПИ им. М.Горького, а в 1995 году - профессором кафедры общей и детской психологии. В 1996 году профессором Л.А. Кандыбовичем в соавторстве с профессором из Москвы М.И. Дьяченко опубликован «Краткий психологический словарь. Личность, образование, самообразование, профессия» - первый психологический словарь для работников образования. Он был удостоен Диплома I-ой степени на конкурсе лучших учебных пособий и книг. В 1998 году вышло второе издание под названием «Психология: словарь-справочник», а в 2001 и 2005 годах - «Психологический словарь-справочник».
В сферу научных интересов Льва Александровича входила и психология высшей школы. Л.А. Кандыбович является автором более 200 публикаций. Среди них - монографии «Психологические проблемы готовности к деятельности», «Психология высшей школы», «Психологическая подготовка к службе в армии» и др.; учебники и учебные пособия: «Военная психология и педагогика» «История психологии в Беларуси», «Профессионализм педагогического труда в вузе» и др.
У.Развитие психологической мысли в Республике Беларусь в 90 гг. XX века. и до настоящего времени.
Значительные социально-экономические изменения, которые произошли за последние 10-15 лет, коснулись и психологической науки. Это и разнообразие мнений, и открытость для сотрудничества, и расширение проблемного поля исследования, и использование компьютерных технологий и т.п. В Республике Беларусь стали в большей мере доступны исторические источники, появилась возможность заново оценить уже известные страницы истории психологии, публикуются работы, посвященные развитию белорусской психологии. Это учебное пособие «История психологии в Беларуси» Л,А, Кандыбовича, «История психологии в Беларуси: Хрестоматия» (авторы-составители - Л.А. Кандыбович и Я.Л. Коломинский), монография Н.В.Дроздовой «История становл ения и развития возрастной и педагогической социальной психологии в Республике Беларусь», методические рекомендации «Актуальные проблемы педагогической психологии в исследованиях психологов Беларуси»( составитель -Т.Я. Яценко) и др.
Для развития психологии Беларуси в 90-х гг. XX века и в настоящее время характерна тенденция международного сотрудничества.
Помимо тесных связей с Россией белорусские психологи наладили тесные связи и с дальним зарубежьем. В частности, итальянский психолог Гаэтано Барлетта разработал «Программу подготовки практических психологов», которая сначала отрабатывалась в Гомеле (октябрь 1994 - июль 1996), а затем и в других областях Беларуси.
С 1994 года кафедра психологии БГУ под руководством профессора Геннадия Михайловича Кучинского сотрудничает с вузами других стран по программе TEMPUS (Программа развития университетского образования). Это программа стран Объединенной Европы, нацеленная на совершенствование университетского образования и осуществляющаяся в виде совместных проектов вузов западноевропейских стран.
Совместный проект БГУ и вузов Англии и Франции направлен на развитие университетского образования в области подготовки специалистов для работы в системе средств массовой информации-мультимедиа.
Доктор психологических наук Владимир Александрович Янчук является координатором и руководителем с белорусской стороны совместного научноисследовательского проекта с Сассекским университетом (Великобритания).
В целом за последние 20 лет психологи Республики Беларусь с разными целями (обучение, обмен опытом, по линии Юнеско научные конференции и т.п.) посетили Англию, Германию, США, Польшу, Голландию, Афганистан, Кубу, Мексику и ряд других стран.
В 1995 году впервые за всю историю развития психологии в Беларуси появился научно-методический журнал «Пс1халопя».
Под руководством ученых-психологов в Беларуси стали открываться научноисследовательские лаборатории, социально-психологические центры. Например, доктором психологических наук Светланой Витальевной Кондратьевой в 2000 году создана научно-исследовательская лаборатория профессионального развития личности. 1 октября 2003 года был создан Социально-психологический центр БГПУ им. М. Танка. В декабре 2004 года в структуру СПЦ была включена лаборатория «Психология и психротерапия семьи».
Таким образом, проблемное поле белорусской психологии является многоаспектным. Для научного творчества белорусских психологов характерно органическое сочетание глубоких теоретических изысканий в русле социальной и общей психологии с гуманистической направленностью на решение актуальных проблем в сфере психологии образования. Психологии в Беларуси также свойственно развитие социально-психологических исследований, психологии межличностных отношений и общения, речи, высшей школы, изучение психологических проблем, связанных с Чернобылем (кризисная психология), художественной перцепции, психологии трудового воспитания, возрастной подход к развитию личности, глубокий интерес к ранним этапам онтогенеза, психология педагогического общения и педагогической деятельности и др.

Источник: Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине
«общая психология»
Составители: канд. психол. наук, доцент О.В. Леганькова; доктор психол. наук, проф. Л.А. Кандыбович; старший преподаватель О.В. Гордиюк; преподаватели Т.С. Аверьянова, А.Л. Сялицкая.
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» 2013 г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.