А.И.Захаров НЕВРОЗЫ КАК СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (А.И.Захаров. Неврозы у детей и подростков. СПб., Союз, 1998. С. 87 - 90.)
Взгляд на неврозы как нервно-психическое заболевание, неминуемо ведущее к деморализации личности, атавизму и регрессу, до сих пор имеет хождение среди ортодоксально настроенных психиатров, психоаналитиков и психотерапевтов. Однако уже в определении В.Н.Мясищевым неврозов как психогенных заболеваний личности подчеркнут их психотравмирующий генез, принципиальная функциональность и обратимость. Наш опыт психотерапии неврозов с начала 60-х годов подтвердил это положение, и постепенно мы пришли к убеждению, что невроз играет не только отрицательную, но и конструктивную роль в становлении личности как в детском, так и взрослом возрасте.
Безусловно, позитивная роль неврозов не является аксиомой, и мы видим достаточно многочисленные случаи последующего развития неврозов характера и дезадаптивного поведения. Тем не менее, три независимых фактора могут переменить это положение: 1) эффективная психотерапия с проработкой-осознанием внутриличностных и межличностных проблем; 2) благоприятное стечение жизненных обстоятельств (в отличие от ранее неблагоприятных); 3) самостоятельное извлечение уроков из невротического опыта под влиянием социума и непосредственного окружения. Следует учесть еще три переменные, осложняющие или облегчающие выход из драматической жизненной ситуации и индивидуально взаимодействующие с вышеприведенными факторами. Это: 1) роль нарушенных или измененных прародительских отношений, оказывающих неблагоприятное влияние на формирование личности будущих супругов и родителей; 2) конституционально-генетические предпосылки появления эмоционально неустойчивых, интровертированных и тревожно-мнительных черт характера; 3) травмирующий опыт детства, искажающий нормальный, естественный ход формирования личности. Другими словами, чем более нарушены отношения в прародительской семье (конфликты, неполная семья), характерологически изменены родители и психологически осложнено развитие личности — тем труднее самостоятельный выход из невроза и приобретение позитивного опыта самореализации. Тем не менее, исключительная роль принадлежит активности и социальности личности, ее нравственно-этической направленности, стремлению жить с людьми в мире и согласии вместе с установкой на преодоление не разрешимых раньше и ведущих проблем при неврозах в области самореализации, личной безопасности и общения. Последнее подразумевает своевременное обращение за психологической и психотерапевтической помощью, установление контакта со специалистом, терпение и последовательность в реализации психологических программ адекватной саморегуляции, психической защиты и адаптивного взаимодействия с людьми. Несмотря на вероятность развития невроза без каких-либо заметных изменений характера, на что указывал и В.Н.Мясищев, мы можем отметить определенное своеобразие характера и личности, облегчающее появление невроза под влиянием психотравмирующих жизненных обстоятельств. Поэтому ниже мы отметим это исходное своеобразие, а также типичные психологические изменения при неврозах и пути последующей конструктивной самореализации личности.
№
|
До невроза
|
При неврозе
|
После невроза
|
1
|
Повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, наивность, спонтанность и внушаемость (правопо-лушарность)
|
Заостренная сензи-тивность, ранимость и импульсивность
|
Увеличение рациональности в восприятии и мышлении, большая критичность (левополушарность)
|
2
|
Эмоциональная лабильность, эмотивность
|
Преобладание подсознательных, иррациональных мотиваций поведения, аффективность, неустойчивость настроения
|
Большая уравновешенность эмоций, лучший контроль чувств и желаний
|
3
|
Импрессивность (склонность к задержке эмоциональных ответов и накопление отрицательных эмоций)
|
Депрессивность мироощущения, нигилизм, уход в себя, в свои чувства и переживания
|
Нарастание экспрессивности и непосредственности в выражении чувств, более взвешенный и менее пессимистический взгляд на жизнь
|
4
|
Склонность к беспокойству
|
Большое количество страхов, опасений. Тревожность
|
Осторожность
|
5
|
Повышенная потребность в привязанности
|
Невротическая привязанность, зависимость и несамостоятельность
|
Большая самостоятельность
|
6
|
Отсутствие агрессивности
|
Беззащитность
|
Лучшая психологическая защита
|
7
|
Неопределенность "я", отсутствие внутренней опоры и единства
|
Неуверенность в себе. Нерешительность, мнительность
|
Большее принятие себя и возрастающая стабильность "я"
|
Перенесенный невроз не создает иммунитет к его повторению в сложных, драматических жизненных обстоятельствах, если не была проведена направленная психологическая работа по перестройке неадекватно сложившихся отношений и не были достигнуты достаточно устойчивые психотерапевтические результаты. Чем в более раннем возрасте оказывается психологическая помощь, тем лучшую отдачу мы видим во взрослом состоянии. Поэтому мы практически не имеем развернутых картин невроза и дезадаптивных реакций у тех взрослых, которые приобрели (совместно с родителями) психотерапевтический опыт решения психологических проблем развития в детском возрасте.
Контрольные вопросы
- Перечислите факторы, способствующие формированию неврозов у детей.
- Охарактеризуйте роль и психологическое содержание "травмирующего опыта детства".
- В чем состоят основные особенности психологического реагирования, предшествующие и сопутствующие невротическому расстройству личности?
|