На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Психологические особенности развития ребёнка в младшем школьном возрасте (Практикум)
Психологические особенности развития ребёнка в младшем школьном возрасте (Практикум)
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

Психологические особенности развития ребёнка в младшем школьном возрасте (4 часа)
Вопросы для обсуждения

  1. Готовность к школьному обучению. Виды готовности.
  2. Диагностика уровня готовности ребёнка к школе.
  3. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.
  4. Кризис семи лет.
  5. Адаптация ребёнка в школе.
  6. Развитие личности младшего школьника (эмоционально-потребностная сфера, мотивационная сфера, самосознание).
  7. Мотивация учебной деятельности младшего школьника: специфика, виды и развитие.
  8. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.
  9. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.
  10. Структура учебной деятельности.

Задания для самостоятельной работы

1. Какова роль учителя в становлении самооценки и уровня притязаний младшего школьника?
2. Как происходит усвоение норм и форм поведения в младшем школьном возрасте?
3. Заполните таблицу


Познавательный процесс

Особенности развития в течение периода

Уровень развития к концу периода

Ощущение

 

 

Восприятие

 

 

Внимание

 

 

Память

 

 

Воображение

 

 

Мышление

 

 

Речь

 

 

Психолого-педагогические практические задачи

1. Учительница первого класса старалась активизировать учебную деятельность учащихся на уроке. Она стремилась, чтобы ее уроки проходили живо и эмоционально. Когда кто-то из учащихся тянул время с ответом, она нетерпеливо прерывала его и спрашивала других. Постепенно класс разделился на очень активных, быстрых учеников и пассивных, медлительных. Среди пассивных оказался Петя, который нередко заикался во время ответа. Учительница сразу делала выводы: «Садись, не выучил».
Проанализируйте данную ситуацию. Дайте оценку взаимоотношений учителя и учеников.
2. Серёжа был достаточно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, считать, знал много стихов. Несмотря на то, что Серёжа пошёл в школу с большой радостью, с первых дней учёбы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. Мальчик стал получать плохие отметки.
Проанализируйте данную ситуацию. Что послужило причиной неуспехов Серёжи в школе?
3. Родители решили подготовить Иру к школе. Иногда отец просил рассказать стихотворенье, решить несложные, на его взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, а отец сердился на неё: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!» С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. Результаты сказались быстро. Через неделю Ира отказалась идти в школу.
Проанализируйте психическое состояние девочки и причины её неуспеха.
................................................................................................................
................................................................................................................
................................................................................................................
................................................................................................................
................................................................................................................
................................................................................................................

4. Алёна училась в первом классе с большим удовольствием и когда приходила домой, то рассказывала почти всё то новое, что услышала от учительницы. Как-то Бабушка Алёны возразила ей, сказав, что учительница неправильно объяснила им на природоведении причину появления тумана. Алёна прокричала, что бабушка ничего не понимает и не знает, и заплакала. Бабушка пожаловалась родителям на невоспитанность девочки. Чем вызвана столь бурная реакция девочки и права ли бабушка? …………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………

Учительница в первом классе не ставила детям отметки, а рисовала в тетрадках грустные или весёлые смайлики. Дети были довольны, но мама одного из учеников возмутилась и потребовала ставить её сыну в журнал бальные отметки. Она считала, что учитель балует детей и не даёт выделиться лучшим ученикам. Права ли мама ученика? Аргументируйте ответ.

.................................................................................................................
.................................................................................................................
.................................................................................................................
.................................................................................................................
.................................................................................................................
................................................................................................................

Тестовые задания для самопроверки

1. Доминирующей психической функцией в младшем школьном возрасте становится:
а) мышление
б) внимание
в) память
г) восприятие
2. Самооценка младшего школьника в основном определяется:
а) отношением к нему учителя
б) успехами в учении
в) оценками, которые он получает
г) все ответы верны
3. Ведущая деятельность по Д.Б. Эльконину в младшем школьном возрасте:
а) учебная
б) общественно-полезная
в) интимно-личностные отношения
г) все ответы правильны
4. В поведении младший школьник ориентируется чаще всего на моральные суждения и оценку действий:
а) родителями
б) учителем
в) сверстниками
5. Эмоциональная стабильность младшего школьника определяется в первую очередь:
а) игровой деятельностью
б) деятельностью в сфере труда
в) учением
6. Учитель является для ребенка носителем:
а) хороших отметок
б) общественного знания
в) положительных эмоций
г) норм и правил поведения в обществе
7. Новообразованием младшего школьника является:
а) чувство взрослости
б) открытие «Я»
в) мотивы достижения успеха и самоконтроль
8. Благодаря любви и заботе, эмпатии близких людей и учителя
у младшего школьника формируется:
а) адекватная самооценка
б) чувство незащищенности
в) низкий уровень притязаний
9. Составными компонентами готовности к школе являются:
а) интеллектуальная готовность
б) личностная готовность
в) социально-психологическая готовность
г) все ответы верны
10. Кризис семи лет связан:
а) с появлением нового системного образования-«внутренней позиции»
б) с физическими изменениями в организме ребёнка
в) с негативным отношением к учению
11. В начале обучения у младшего школьника преобладает внимание:
а) произвольное
б) непроизвольное
в) послепроизвольное
12. В начале обучения у младшего школьника преобладает мышление:
а) наглядно-действенное
б) наглядно-образное
в) логическое
13. Первоклассники воспринимают учебную отметку как:
а) наглядно-действенное
б) наглядно-образное
в) логическое
14. Центральными для младшего школьника выступают отношения с:
а) родителями
б) одноклассниками
в) учителем
15. Приведите в соответствие возрастной период развития и ведущую деятельность:

1. Младенчество

а) Учебная деятельность

2. Ранний возраст

б) Эмоциональное общение со взрослыми

3. Дошкольный возраст

в) Учебно-профессиональная деятельность

4. Младший школьник

г) Эмоциональное общение со сверстниками

5. Подростковый возраст

д) Сюжетно-ролевая игра

6. Ранняя юность

е) Предметно-манипулятивная деятельность

Темы для самостоятельной исследовательской работы

  1. Индивидуальные особенности адаптации к школе.
  2. Психологические особенности шестилетних первоклассников.
  3. Психологические особенности дружбы в младшем школьном возрасте.
  4. Развитие нравственности в младшем школьном возрасте.
  5. Проблема работы с одарёнными детьми. Диагностика одарённости и индивидуальный подход.

Терминологический тезаурус
Готовность к школе, волевая готовность, интеллектуальная готовность, личностная готовность, психологическая готовность к школе, «школьная зрелость», внутренний план действий, детская непосредственность, мотивы учения, структура учебной деятельности, социальная ситуация развития, учебная деятельность, учебная задача, учебные операции, отметка, оценка, наглядно-образное мышление, интеллектуальная рефлексия, смысловая память, теоретический тип мышления, компенсаторная мотивация, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи, самооценка, самосознание, уровень притязаний, чувство компетентности.

Сформулируйте психологические рекомендации для родителей первоклассников

Источник: Возрастная психология : рабочая тетрадь / О.Б. Дарвиш, Г.Г. Эрнст. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 100 с.
Рецензент: Свиридов А.Н., кандидат педагогических наук, профессор Алтайского государственного педагогического университета

Содержание самостоятельной работы по дисциплине «Психология детей младшего школьного возраста»

Инвариантная часть

1. Составить методические рекомендации для родителей на следующие темы: «Как вести себя с ребенком при кризисе 7 лет?» и «Подготовка детей к школе».
2. Подобрать и проанализировать три методики изучения готовности детей к обучению в школе.
3. Подобрать ситуационную задачу, раскрывающую деятельность детей младшего школьного возраста и содержащую психолого-педагогическую проблему.
4. Подготовить сообщения по темам занятий.
5. Подготовиться к письменному опросу по темам занятий.
6. Подготовить реферат на предложенную тему.
7. Подобрать упражнения, направленные на развитие межличностных отношений младших школьников.
8. Проанализировать методы и методики изучения личности младшего школьника.
9. Написать контрольную работу.

Вариативная часть

1. Подобрать библиографический список по темам занятий с использованием ЭБС ЮУрГГПУ.
2. Выступить с сообщениями на занятиях.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.