На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Психология детей младшего школьного возраста как отдельная отрасль психологической науки
Психология детей младшего школьного возраста как отдельная отрасль психологической науки
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

Слово «психология» в переводе с древнегреческого означает «наука о душе» (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке [5, с. 23]. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических явлений. Позднее в XVII– XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые психические явления. Таким образом, предметом психологии становится психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах (психические свойства, психические процессы, психические состояния).

Современная психология имеет несколько научных отраслей, которые представляют собой самостоятельно развивающиеся направления научных психологических исследований. По мнению А.Г. Маклакова, возникновение новых отраслей психологии обусловлено широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности и появлением новых психологических знаний [там же].
В конце XIX–нач. XX в. сложились предпосылки для выделения психологии детей младшего школьного возраста в отдельный раздел психологической науки.
Психология детей младшего школьного возраста – это раздел возрастной психологии, изучающий условия, движущие силы, возрастные особенности и закономерности психического развития детей младшего школьного возраста.
Предмет психологии детей младшего школьного возраста – это факторы, закономерности и особенности психического развития младших школьников.

Задачи психологии детей младшего школьного возраста:

1. Раскрыть факторы, условия, закономерности, движущие силы и индивидуальные особенности психического развития детей младшего школьного возраста.
2. Изучить возрастные особенности и закономерности протекания психических процессов у младших школьников.
3. Раскрыть особенности ведущей деятельности в младшем школьном возрасте.
4. Определить методы и методики изучения психического развития и личности младшего школьника.
5. Определить основные направления деятельности педагогов и психологов по развитию личности младшего школьника и формированию их учебной деятельности.
Ключевым понятием психологии детей младшего школьного возраста является понятие «развитие».
Развитие – это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему [12, с. 18]. Развитие психики является закономерным изменением психических процессов во времени, которое выражается в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Развитие представляет собой качественные изменения – появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Для них характерны следующие закономерности:
– поступательный характер, когда пройденные уже ступени как бы повторяют известные черты и свойства низших, но на более высоком уровне;
– необратимость, т.е. движение на новом уровне, где реализуются результаты предыдущего развития;
– единство борющихся противоположностей, которые являются движущей силой процесса развития.
Поскольку психология детей младшего школьного возраста изучает психические явления (психические процессы, психические состояния и психические свойства), то и они являются не менее важными ее понятиями.
Психические процессы – процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.
В психических процессах выделяются познавательные процессы, эмоциональные и волевые. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, речь, с помощью которых младшие школьники познают самих себя и окружающий мир. К эмоциональным процессам относятся чувства и эмоции, которые отражают переживание младшими школьниками своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для них, для их жизни, т.е. устанавливают личностную значимость того или иного события. Воля и произвольность, как волевые процессы, обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать согласно поставленной цели.
Психические состояния – относительно устойчивые психические явления [7, с. 11]. К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Психические состояния человека отражают реальную жизненную и трудовую ситуацию и отношение субъекта, а также вовлекают в процесс разрешения проблемной жизненной (или трудовой) ситуации психические процессы и личностные свойства (мотивационную и эмоционально-волевую сферу, характерологические черты).
Психические свойства – наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других [там же]. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности.
Психические процессы, психические состояния и психические свойства взаимодействуют друг с другом и могут переходить друг в друга.
Единство психических явлений служит основанием для проявления активности детей младшего школьного возраста.
Активность – это общее свойство живых организмов, основное условие их существования [7, с. 12]. Она проявляется в способности человека производить общественно значимые преобразования окружающего мира, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, в творчестве. Именно активность является основой для развития и саморазвития младших школьников. Она обеспечивает поведение человека, его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями.

Важнейшей формой человеческой активности является деятельность.

Деятельность – сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека [там же]. Основные виды деятельности младшего школьника – это игра, учение, труд, творчество. Именно в этих видах деятельности у него формируются основные свойства личности, развиваются определенные способности.
Выделившись в отдельную область научных знаний, психология детей младшего школьного возраста имеет прочные связи с другими науками. Так, она во многом опирается на понятия и методологию общей психологии. Появление таких понятий в психологии детей младшего школьника, как деятельность, психические процессы, развитие личности стало возможным благодаря тому, что они были прежде описаны в общей психологии. В свою очередь, данные психологии детей младшего школьного возраста имеют важное значение для общей психологии, поскольку они позволяют раскрыть законы психических процессов и свойств личности младшего школьника.
Отмечается связь психологии детей младшего школьного возраста с педагогической психологией. Предметом педагогической психологии являются разработка и обоснование методов обучения и воспитания детей разного возраста, что невозможно без знания особенностей психики детей младшего школьного возраста. Вместе с тем педагогическая психология позволяет понять влияние различных технологий воспитания и обучения младших школьников на их психическое развитие.
Психология детей младшего школьного возраста тесно связана с педагогикой, поскольку знание психических явлений и закономерностей детей младшего школьного возраста позволяет выбрать адекватные методы обучения и воспитания.
Отмечается связь психологии детей младшего школьного возраста с философией, поскольку она опирается на определенную философскую базу, на общие законы развития природы, общества и человека. С другой стороны, вопросы, связанные с происхождением сознания, деятельности, личности человека, которые являются центральными для философов, детально разрабатываются в психологии детей младшего школьного возраста.
Психология детей младшего школьного возраста опирается на достижения возрастной анатомии и физиологии, особенно на основные положения развития нервной системы и высшей нервной деятельности ребенка.
Психологию детей младшего школьного возраста сближает с гуманитарными науками изучение взаимодействия личности и ее ближайшего окружения, интерес к особенностям психического склада человека в различные исторические эпохи, роль языка в культурном и психическом развитии человека.
Многообразны связи психологии детей младшего школьного возраста с медициной, которые проявляются в изучении причин нарушения психической деятельности, диагностике и лечении различных психических заболеваний.
Психология детей младшего школьного возраста тесно связана с возрастной психологией, поскольку опирается на представления о психике человека на разных возрастных этапах развития, описанных в возрастной психологии, и использует систему ее основных понятий и методов изучения личности ребенка.

Владение методами изучения личности младшего школьника является необходимой компетенцией в профессиональной деятельности педагога-психолога.

Метод (от греч. methodos – путь к чему-либо) – это общий подход, способ исследования [9, с. 19].
Основными методами исследования в психологии детей младшего школьного возраста являются:
1) наблюдение;
2) опрос;
3) тестирование;
4) эксперимент.

Наблюдение

Наблюдение – это метод исследования, который позволяет, «наблюдая и фиксируя (с помощью обычной записи или любых технических средств) особенности поведения, увидеть за ними проявления той или иной психологической характеристики в реальном поведении» [7, с. 32].
Метод наблюдения характеризуется:
– целенаправленностью (осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью);
– избирательностью (наблюдаются не все, а определенные особенности поведения или деятельности);
– планомерностью (проводится на основе определенного плана);
– систематичностью (осуществляется последовательно и планомерно);
– достоверностью (позволяет собирать достоверные факты естественного поведения обследуемого);
– целостностью (предоставляет возможность увидеть обследуемого как целостную личность в связи с другими действиями, словами или поступками) [там же, с. 32].
Выделяют следующие виды наблюдения:
1) сплошное;
2) выборочное;
3) скрытое;
4) включенное;
5) разовое;
6) длительное (лонгитюдное) [9, с. 21].
Сплошное наблюдение предполагает наблюдение одновременно за многими сторонами поведения обследуемого. В этом случае фиксируется только то, что представляется наблюдателю наиболее важным и значимым, все новое, что можно заметить в момент наблюдения.
Выборочное наблюдение фиксирует какую-либо одну сторону поведения обследуемого, которая определяется заранее (выражение эмоций или действия с игрушками). При выборочном наблюдении фиксируется поведение обследуемого в каких-либо естественных ситуациях или в определенные отрезки времени (во время игры или в процессе общения со взрослыми).
При скрытом наблюдении наблюдатель должен быть не заметен и не привлекать к себе внимание. Для этого применяются специальные приборы, например, зеркало Гезелла, обладающее односторонней проницаемостью, телевизионные установки или видеокамеры.
При включенном наблюдении наблюдающий участвует в совместных действиях с обследуемым (играет, кормит, читает книжки) и включен в его деятельность. В то же время он не просто играет или кормит, но и осуществляет наблюдение (отмечает для себя его реакции, его ответные действия, эмоции и высказывания), фиксирует свои наблюдения.
С помощью разового наблюдения исследователь обычно сравнивает поведение разных детей (мальчиков и девочек, детей разного возраста, детей из разных культур) в одних и тех же ситуациях и делает выводы об особенностях их психики.
Пролонгированное (лонгитюдное) наблюдение предполагает наблюдение в течение продолжительного периода времени (нескольких лет) и ведется за одними и теми же детьми. В этом случае исследователь сравнивает не разные группы детей, а разные этапы в развитии одного обследуемого (или нескольких обследуемых).
Наряду со многими положительными чертами метод наблюдения отличается и некоторыми недостатками, ограничивающими сферу его применения:
– органическая связь наблюдаемых фактов и их слитность со множеством попутных явлений социального, психологического и физического порядка затрудняют понимание каждого явления;
– наблюдая за поведением детей, исследователь не вмешивается в изучаемый процесс, не вызывает те явления, которые хочет изучить;
– с целью уточнения и дополнения исследователь не может обеспечить повторное наблюдение одного и того же факта;
– результаты, собранные методом наблюдения, фиксируются в описательной форме, поэтому ограничивается применение статистических методов к их обработке;
– наблюдение не позволяет установить причину поведения ребенка и проявления психического явления в определенной ситуации.
Следующая ситуация, описанная психологом А.А. Люблинской, ясно иллюстрирует возникающие трудности при применении метода наблюдения в изучении личности ребенка, в частности, в определении существенных и несущественных факторов, влияющих на поведение ребенка, которые могут привести к неверному истолкованию причин неадекватного поведения: «Алла дерзко ответила бабушке, когда та пришла за ней в детский сад раньше обычного времени и невольно оторвала девочку от игры».
Наблюдая за поведением девочки в данной ситуации невозможно точно определить причину грубого поведения девочки по отношению к своей бабушке. Такое поведение девочки может быть вызвано как досадой, связанной с тем, что не была закончена интересная игра, так и отношением к бабушке, которое, может быть, сложилось в семье. Причиной грубости может быть заболевание ребенка или его перевозбуждение. Такое поведение может быть реакцией на замечание, полученное девочкой от воспитательницы. В связи с этим связь изучаемого факта с другими обстоятельствами жизни ребенка требует от исследователя большой работы по вычленению существенных сторон наблюдаемого явления. Поэтому исследователи чаще всего применяют метод наблюдения на начальном этапе сбора информации.
Достоинством метода наблюдения является то, что он позволяет увидеть психическое явление в естественных условиях, в реальном поведении наблюдаемого [7, с. 33].
Таким образом, метод наблюдения направлен на выявление главных и второстепенных сторон наблюдаемого явления, достоверные данные которого могут быть получены при соблюдении принципов последовательности и систематичности.

Опрос

Опрос – это метод исследования, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов [5, с. 29].
Выделяют следующие виды опроса:
1) устный;
2) письменный;
3) свободный.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением обследуемого. Данный вид опроса позволяет получить достоверную информацию, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций обследуемого.
Устный опрос требует больше времени для проведения и наличия специальной подготовки у исследователя.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество обследуемых за сравнительно небольшое время. В ходе проведения письменного опроса невозможно предвидеть реакцию обследуемых на вопросы и изменить их в ходе исследования. Наиболее распространенной формой данного опроса является анкета.
Свободный опрос позволяет получить разнообразную информацию, поскольку позволяет вносить изменения в содержание исследования и менять тактику его проведения [там же, с. 30]. При этом опросе перечень задаваемых вопросов заранее не определяется.

Тестирование

Тестирование (метод теста) – метод исследования личности, заключающийся в диагностике личности, ее психических состояний, функций на основе выполнения какого-либо стандартизированного задания с заранее определенной надежностью и валидностью.
Тест – «это стандартизированные методы, т.е. предлагаемые в них задания, оценка, условия проведения строго регламентированы и единообразны, унифицированы» [7, с. 37].
Метод теста характеризуется следующими чертами [9, с. 24]:
– имеет четкую процедуру сбора и обработки данных, психологической интерпретации полученных результатов;
– дает возможность организовать повторное и вариативное изучение обследуемого или обследуемых в разное время и в разных условиях;
– дает возможность исследователю быстро собрать большой количественный материал;
– позволяет получить точную и качественную характеристику психологического явления;
– не требует специальной подготовки и сложного оборудования.
Выделяется несколько вариантов тестов:
1) тесты-опросники;
2) тесты-задания;
3) проективные тесты [там же, с. 33].
Тест-опросник предполагает анализ ответов на предлагаемые вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики.
Тест-задание предполагает получение информации и психологических характеристик обследуемого на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. Количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии или отсутствии, а также степени развития у обследуемого определенного психологического качества.
Проективные тесты предполагают свободную интерпретацию выполняемых обследуемым заданий. Применение проективных тестов предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы педагога-психолога.
Существуют разнообразные классификации тестов:
1) по особенностям используемых тестовых задач:
– вербальные тесты – тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен в словесной (вербальной) форме;
– тесты практические – тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен заданиями в наглядной форме (например, составление фигур, дополнение изображения, определенные действия по образцу, составление изображения из кубиков или перерисовывание).
2) по формам процедуры обследования:
– тесты групповые – тесты, предназначенные для одновременного обследования группы испытуемых;
– тесты индивидуальные – тесты, реализующие индивидуальный подход к диагностике психологических особенностей и поведения испытуемого.
3) по направленности:
– тесты интеллекта – тесты общих способностей, предназначенные для измерения уровня интеллектуального развития;
– тесты личности – группа тестов, направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений личности.
4) в зависимости от наличия или отсутствия временных
ограничений:
– тесты скорости – тип психодиагностических методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) тестовых задач;
– тесты результативности – тип методик, ориентированных на измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового задания.
5) по принципам конструирования (компьютерные тесты).
Тестирование является наиболее широко используемым
методом психологического исследования, поскольку разнообразие тестов позволяет учитывать индивидуальные особенности обследуемых и вариативно подходить к изучению их психических состояний или психических процессов.

Эксперимент

Эксперимент – это метод исследования, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается [5, с. 35].
Метод эксперимента характеризуется следующими чертами:
– исследователь сам создает условия, вызывающие изучаемый психический процесс;
– исследователь может многократно повторять свои опыты, проверяя полученные результаты;
– итоги каждого отдельного показателя фиксируются в простой и краткой форме;
– анализ протокола эксперимента проще, чем при проведении наблюдения;
– данные эксперимента выражаются в числовых показателях, что позволяет применять статистические методы к их обработке.
При изучении личности младшего школьника в основном применяются следующие виды эксперимента:
1) лабораторный;
2) естественный;
3) констатирующий;
4) формирующий. Лабораторный эксперимент предполагает создание
искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Данный эксперимент проводится в специально оборудованном помещении. В лабораторном эксперименте осуществляется строгий контроль зависимых и независимых переменных. Недостатком лабораторного эксперимента является крайняя затруднительность переноса результатов на условия реальной жизни.
Естественный эксперимент проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий и фиксирует их такими, какие они есть. Однако результаты такого эксперимента не всегда бывают точными из-за отсутствия у экспериментатора возможности контролировать влияние разнообразных факторов на изучаемое свойство. В этом случае лабораторный эксперимент выигрывает в точности, но при этом уступает в степени и соответствии жизненной ситуации.
Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент направлен на выявление исходного уровня психологического явления или качества. Примером констатирующего экспериментального исследования может служить тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик.
Формирующий эксперимент направлен на искусственное воссоздание (моделирование) процесса психического развития. Целью его является изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования.
Достоинством эксперимента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение психического явления и его развитие.
Проведение эксперимента требует специальной подготовки исследователя по овладению навыков подачи инструкции, развитию умений следить за временем и особенностями реакций обследуемого, соблюдению последовательности заданий и умению осуществлять индивидуальный подход.
Помимо основных методов в изучении личности младшего школьника применяются дополнительные методы:
– анализ продуктов деятельности;
– метод беседы;
– биографический метод.
Анализ продуктов деятельности применяется для исследования психологических особенностей ребенка путем изучения продуктов его деятельности. Этот метод широко используется в детской психологии. В отличие от основных психологических методов, анализ продуктов деятельности проводится без непосредственного общения педагога-психолога и ребенка.
Данный метод предполагает изучение и анализ продуктов различных видов деятельности:
– игровой (поделки из пластилина, конструкции из разных материалов, предметы для сюжетно-ролевых игр);
– трудовой (заготовки, поделки на уроках труда);
– творческой (рисунки, стихи, песни, сочинения, аппликации);
– учебно-познавательной (контрольные работы, домашние задания).
Изучение указанных продуктов деятельности ребенка позволяет сделать вывод об уровне сформированности знаний, развития умений, наличия способностей, направленности интересов, эмоционального состоянии ребенка, его взаимоотношения с окружающими.
Метод беседы, как дополнительный метод психологического исследования, подразумевает вид опроса, который реализуется в соответствии с определенным планом. Целью данного метода является получение конкретных сведений, фактов по изучаемому, обсуждаемому вопросу. Вопросы, задаваемые в беседе, представляют собой задания, направленные на выявление своеобразия психических процессов ребенка. Метод беседы, по мнению Е.О. Смирновой, можно использовать только с теми детьми, которые уже достаточно хорошо владеют речью [9, с. 26]. Проведение беседы требует от педагога-психолога высокой квалификации и практического опыта работы.
Биографический метод является разновидностью метода изучения продуктов деятельности. Источниками биографической информации выступают обследуемый и события окружающей его среды. Основными источниками биографических данных являются:
– официальные биографические документы (характеристики, автобиографии);
– практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных заданий, портфолио);
– автобиографические данные (автобиография, биографическая анкета).
Данный метод предполагает:
– ретроспективный анализ (описание индивидуальности на основе сведений, подчеркнутых из документальных источников);
– лонгитюдные исследования (создание целостного образа жизненного пути человека на основе интеграции разнообразных экспериментальных данных);
– каузометрический анализ (установление связи между различными событиями жизни на основании событийных оценок испытуемого).
С учетом сказанного выше можно отметить, что методы психологического исследования детей младшего школьного возраста направлены на изучение особенностей их психических процессов, свойств и состояний. Каждый метод психологического исследования специфичен. Практика показывает, что результативность в изучении психического развития детей младшего школьного возраста осуществляется при комплексном применении различных методов исследования.
Таким образом, психология детей младшего школьного возраста является самостоятельной отраслью психологической науки, использующей единые подходы и методы психологического исследования детей младшего школьного возраста для решения своих специфических задач.

Вопросы для самоконтроля
1. Чем вызвана необходимость оформления психологии детей младшего школьного возраста в самостоятельный раздел психологической науки?
2. Что изучает психология детей младшего школьного возраста?
3. Что является предметом психологии детей младшего школьного возраста?
4. Какие задачи выделяются в психологии детей младшего школьного возраста?

5. Какие применяются основные и дополнительные методы исследования в психологии детей младшего школьного возраста?
Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста [Текст]: учебное пособие / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. – 174 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.