На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Фонд оценочных средств по дисциплине «Психология детей младшего школьного возраста»
Фонд оценочных средств по дисциплине «Психология детей младшего школьного возраста»
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

Материалы для текущего контроля

Примерные задания, направленные на изучение уровня сформированности знаний



Задание 1. Подготовиться к устному опросу.
Вопросы, по которым осуществляется устный опрос
Предмет, задачи и методы психологии детей младшего школьного возраста.
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.
Ведущая деятельность младших школьников.
Психологическая готовность к обучению в школе.
Адаптация детей к обучению в школе.
Психологическая характеристика кризиса 7 лет.
Интеллектуальное развитие младших школьников.
Развитие личности младших школьников.
Специфика общения младших школьников со взрослыми и сверстниками.

Задание 2. Подготовиться к письменному опросу (тестированию). Демоверсия письменного опроса
1. Выберите структурные компоненты учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову):
1) учебная задача, учебные действия, действия контроля, действия оценки, мотивация учения;
2) учебная задача, учебные действия, мотивы учения, рефлексия;
3) учебная задача, учебные действия, мотивы учения, самооценка.
2. Выберите психические новообразования младших школьников:
1) произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия;
2) произвольность психических явлений, внутренний план действий, самоконтроль;
3) произвольность психических явлений, внутренний план действий, самооценка.
3. Определите биологические границы младшего школьного возраста:
1) 6 (7) лет – 10 (12) лет;
2) 6 (7) лет – 11 (12) лет;
3) 6 (7) лет – 10 (11) лет.
4. Определите последовательность этапов внутреннего плана действий (по П.Я. Гальперину):
1) переход к действию в уме;
2) проговаривание вслух порядка выполненных действий
(речевое действие);
3) проговаривание про себя порядка выполнения действий (овладение умственными действиями);
4) выполнение учащимися действий (внешнее действие);
5) объяснение учителя;
6) мотивация.
5. На развитие какой памяти направлена методика А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов»:
1) смысловой памяти;
2) механической памяти;
3) слуховой памяти.
6. Определите особенности объема внимания младшего школьника:
1) 2–3 объекта;
2) 3–4 объекта;
3) 5–6 объектов.
7. Формирование самооценки младшего школьника происходит в учебной деятельности:
1) при оценивании знаний учителем;
2) при оценивании личности;
3) при социальном статусе.
8. Определите признаки благоприятного положения младшего школьника в классе:
1) с желанием ходит в школу, проявляет активность в учебной деятельности, положительно относится к одноклассникам;
2) с желанием ходит в школу, проявляет активность вне
школы, положительно относится к одноклассникам;
3) с желанием ходит в школу, демонстрирует свою независимость, положительно относится к одноклассникам.
9. Верно ли следующее утверждение: «результаты учения обязательно нужно оценивать отметкой»:
1) да;
2) нет.
10. Мотивами учения младшего школьника являются:
1) получение похвалы, желание быть кем-то, познавательный мотив, интерес к знаниям;
2) самоутверждение, желание быть кем-то, познавательный мотив, интерес к знаниям;
3) самообразование, желание быть кем-то, познавательный мотив, интерес к знаниям;
4) получение похвалы, самоутверждение, познавательный мотив, интерес к знаниям.

 

Примерные задания, направленные на изучение уровня сформированности умений

Задание 1. Охарактеризуйте методы изучения личности младшего школьника.
Задание 2. Проанализируйте ситуации и ответьте на поставленные вопросы:
Ситуация 1.
Мать пишет: «В последнее время моя Лена, ученица 3-го класса, стала приходить из школы в плохом настроении. Вчера ее прорвало, она весь вечер рыдала, а наутро отказалась идти в школу. Сказала, что учительница ненавидит ее, специально унижает ее перед классом. Лена всегда была очень ответственной».
Почему Лена уверена, что учительница ее ненавидит? Каким должно быть поведение матери? Ситуация 2.
Миша (10 лет) – мальчик старательный, но учеба ему не дается. Он знает о добрых намерениях матери. Рад бы соответствовать ее (и учителя) ожиданиям. Делал даже попытки учиться лучше, но неудачно.
Достаточно ли одного желания хорошо учиться? Обоснуйте свой ответ. Ситуация 3.
Ваня, ученик 1-го класса, придя домой, рассказывает маме, что было интересно. Он с радостью говорит маме, что узнал, понял, чему научился.
О развитии какой мотивации учения Вани можно предположить? Ситуация 4.
Таня, ученица 1-го класса, приходя домой, с радостью рассказывала о том, как она выписывала слова. В предыдущий раз рассказывала о том, как копировали написанное учителем на доске, как она точно выполняла все ее указания.
О развитии какой мотивации учения Тани можно предположить? Ситуация 5.
К Ване пришел Миша и позвал его гулять. А Ваня отвечает, что не сделал еще уроки. На что Миша возразил: «Потом доделаешь!». «Но я должен сделать сейчас», – ответил Ваня, иначе меня будет ругать учительница, да и мама мной будет недовольна, запретит смотреть телевизор».
О какой мотивации учения Вани идет речь?
Ситуация 6.
Мама говорит, что ее сын к 4-му классу как-то изменился. Стал испытывать какое-то замешательство. Он растерян и не знает, что делать. Сидит и бессмысленно перелистывает страницы учебника. Перекладывает предметы с места на место, не зная с чего начать.
С чем могут быть связаны такие изменения у школьника к 4-му классу?
Ситуация 7.
Ученик сидит на уроке и смотрит в окно. Учитель это видит и призывает: «Петя, прекрати смотреть в окно. Слушай внимательно».
Эффективны ли такие призывы учителя?
Ситуация 8.
Витя (7 лет), мальчик старательный и аккуратный, придя в школу, слушал учителя внимательно. Он хорошо переписывал упражнения с доски. И все, что нужно скопировать, он выполнял хорошо. А там, где требуются умственные усилия, он испытывал затруднения. Вместо того, чтобы понять текст, дословно его заучивал. Вместо решения задачи ждал, когда можно было просто списать ее решение.
С чем может быть связана такая интеллектуальная пассивность?
Ситуация 9.
На этапе начального обучения ученик приобретает навыки взаимодействия со сверстниками, заводит друзей. Однако не всем это удается. Так, у Миши (10 лет) нет друзей в классе.
Должен ли учитель обратить внимание на то, что у Миши в 10 лет нет друзей?
Ситуация 10.
Мама Мити (6 лет) познакомила сына с соседским мальчиком Петей (8 лет) в надежде помочь развить общительность сына.
Почему для развития общительности ребенка ему лучше контактировать с ребенком старше его?
Ситуация 11.
Вернувшись после летнего отдыха из деревни Костя и Миша стали строить колодец. Они сложили из брусков сруб и стали прилаживать ворот, на который в настоящем колодце наматывается веревка, когда ведро с водой вытаскивают наверх. Однако круглый брус, который должен был играть роль ворота, никак не лежал на срубе, он поворачивался, соскальзывал, падал. Колодец не получался. Дети вскоре перестали его строить.
Какие особенности воли и других психических процессов проявились у мальчиков? Укажите, для какого периода в развитии ребенка они характерны.
Ситуация 12.
После посещения балета «Щелкунчик» брат и сестра в течение целого месяца разыгрывали бой Щелкунчика с Крысиным королем. И каждый раз сестренка бросала во врага Щелкунчика свою туфлю. Этот момент был детям совершенно необходим в воспроизведении спектакля. Почему-то их старший брат, ученик четвертого класса, тоже смотревший балет, не принимал участия в этой игре. Он сердился, закрывал уши и сидел неподвижно, часто глядя в одну точку.
Какие особенности воображения и памяти проявляются у детей в описанных фактах? Для какого возраста характерно такое поведение? Можно ли считать, что балет произвел на младших детей более сильное впечатление, чем на их старшего брата?
Ситуация 13.
Если ребенка 4–5 лет упрекнуть в том, что он что-то сделал плохое, например, испортил тетрадь для рисования, громко разговаривал на занятиях физкультурой, он часто заявляет: «А Сережа тоже напачкал» или «Валя тоже болтала».
Почему ребенок этого возраста так говорит? Каковы мотивы таких рассуждений? Сохраняются ли эти мотивы у детей 8– 9-летнего возраста? В каких формах эти мотивы обнаруживаются к концу младшего школьного возраста?
Ситуация 14.
Некоторые дети, рассказывая о виденном или услышанном, часто прибавляют то, чего не было в действительности. Они выдумывают новые подробности, уверяя собеседника в том, что все так действительно и было.
В чем причина таких рассказов детей? Можно ли назвать такие выдумки ложью? Для какого возраста такие факты наиболее характерны?
Ситуация 15.
Первокласснику предложили к каждому написанному слову подобрать слово, противоположное по смыслу. Ответы ученика: 1) добро – зло; 2) мороз – жара; 3) крепкий – ватный; 4) смелость – трусиха; 5) слепое – зеленое.
Какие ошибки совершил первоклассник? Какими особенностями детского мышления их можно объяснить?
Задание 3. Определите, какие особенности психического развития детей младшего школьного возраста проявляются в ниже приведенных отрывках из художественных произведений: Отрывок из произведения А.Н. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино»
«…– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, – сказала девочка и взяла кусочек мела. – Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
– Врете, ни одного...
– Я говорю, – терпеливо повторила девочка, – предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
– Два.
– Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился – так здорово подумал.
– Два...
– Почему?
– Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
– У вас нет никаких способностей к математике, – с огорчением сказала девочка…». Отрывок из русской народной сказки «Гуси-лебеди»
«Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.
– Дочка, дочка! – говорила мать. – Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.
Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.
Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда – нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, – братец не откликнулся!...». Отрывок из стихотворения А. Барто «Игра в стадо»
«Мы вчера играли в стадо,
И рычать нам было надо.
Мы рычали и мычали,
По-собачьи лаяли,
Не слыхали замечаний Анны Николаевны.
А она сказала строго:
– Что за шум такой у вас?
Я детей видала много –
Таких я вижу в первый раз.
Мы сказали ей в ответ:
– Никаких детей тут нет!
Мы не Пети и не Вовы –
Мы собаки и коровы.
И всегда собаки лают,
Ваших слов не понимают.
И всегда мычат коровы,
Отгоняя мух.
А она в ответ:
– Да что вы?
Ладно, если вы коровы,
Я тогда – пастух.
Я прошу иметь в виду:
Я коров домой веду». Отрывок из стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой»
– Мне не хватает теплоты, –
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
– Мерзнешь ты
И в летние денечки?
– Ты не поймешь, еще мала, –
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:
– Я поняла! –
И тащит одеяло. Отрывок из стихотворения А. Барто «Я выросла»
Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой –
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком...
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса...
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю. Отрывок из рассказа Н. Носова «Фантазеры»
«Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
– Сколько тебе лет? – спрашивает Мишутка.
– Девяносто пять. А тебе?
– А мне сто сорок. Знаешь, – говорит Мишутка, – раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
– А я, – говорит Стасик, – сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
– А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, – говорит Мишутка.
– У! А я море мог переплыть!
– Подумаешь – море! Я океан переплывал!
– А я раньше летать умел!
– А ну, полети!
– Сейчас не могу: разучился…». Отрывок из рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
«Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось – упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу – и вдруг как закричит:
– Ай-ай-ай! – и бегом в сторону.
– Чего ты? – спрашивает Вадик.
– Она жи-жи-живая!
– Кто живая?
– Шля-шля-шля-па.
– Что ты! Разве шляпы бывают живые?
– По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
– Ай! – и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
– Ай! Ой! – закричали ребята.
Соскочили с дивана – и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
– Я у-у-хо-хо-жу! – говорит Вовка.
– Куда?
– Пойду к себе домой.
– Почему?
– Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила…».
Отрывок из рассказа В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано...»
«…Я побежал в класс. Там сидел Мишка и смотрел в окно.
Я сказал:
– Ну, сегодня выступаем!
А Мишка вдруг промямлил:
– Неохота мне выступать...
Я прямо оторопел. Как – неохота? Вот так раз! Ведь мы же репетировали? А как же Люся и Борис Сергеевич? Андрюшка? А все ребята, ведь они читали афишу и прибегут как один? Я сказал:
– Ты что, с ума сошел, что ли? Людей подводить?
А Мишка так жалобно:
– У меня, кажется, живот болит.
Я говорю:
– Это со страху. У меня тоже болит, но я ведь не отказываюсь!
Но Мишка все равно был какой-то задумчивый. На большой перемене все ребята кинулись в малый зал, а мы с Мишкой еле плелись позади, потому что у меня тоже совершенно пропало настроение выступать. Но в это время нам навстречу выбежала Люся, она крепко схватила нас за руки и поволокла за собой, но у меня ноги были мягкие, как у куклы, и заплетались. Это я, наверно, от Мишки заразился.
В зале было огорожено место около рояля, а вокруг столпились ребята из всех классов, и няни, и учительницы.
Мы с Мишкой встали около рояля.
Борис Сергеевич был уже на месте, и Люся объявила дикторским голосом:
– Начинаем выступление «Пионерского Сатирикона» на злободневные темы. Текст Андрея Шестакова, исполняют всемирно известные сатирики Миша и Денис! Попросим!
И мы с Мишкой вышли немножко вперед. Мишка был белый, как стена. А я ничего, только во рту было сухо и шершаво, как будто там лежал наждак.
Борис Сергеевич заиграл. Начинать нужно было Мишке, потому что он пел первые две строчки, а я должен был петь вторые две строчки. Вот Борис Сергеевич заиграл, а Мишка выкинул в сторону левую руку, как его научила Люся, и хотел было запеть, но опоздал, и, пока он собирался, наступила уже моя очередь, так выходило по музыке. Но я не стал петь, раз Мишка опоздал. С какой стати!
Мишка тогда опустил руку на место. А Борис Сергеевич громко и раздельно начал снова.
Он ударил, как и следовало, по клавишам три раза, а на четвертый Мишка опять откинул левую руку и наконец запел:
Папа у Васи силен в математике,
Учится папа за Васю весь год.
Я сразу подхватил и прокричал:
Где это видано, где это слыхано, –
Папа решает, а Вася сдает?!
Все, кто был в зале, рассмеялись, и у меня от этого стало легче на душе. А Борис Сергеевич поехал дальше. Он снова три раза ударил по клавишам, а на четвертый Мишка аккуратно выкинул левую руку в сторону и ни с того ни с сего запел сначала:
Папа у Васи силен в математике,
Учится папа за Васю весь год.
Я сразу понял, что он сбился! Но раз такое дело, я решил допеть до конца, а там видно будет. Взял и допел:
Где это видано, где это слыхано, –
Папа решает, а Вася сдает?!
Слава богу, в зале было тихо – все, видно, тоже поняли, что Мишка сбился, и подумали: «Ну что ж, бывает, пусть дальше поет».
А музыка в это время бежала все дальше и дальше. Но Мишка был какой-то зеленоватый.
И когда музыка дошла до места, он снова вымахнул левую руку и, как пластинка, которую «заело», завел в третий раз:
Папа у Васи силен в математике,
Учится папа за Васю весь год.
Мне ужасно захотелось стукнуть его по затылку чем-нибудь тяжелым, и я заорал со страшной злостью:
Где это видано, где это слыхано, –
Папа решает, а Вася сдает?!
Мишка, ты, видно, совсем рехнулся! Ты что в третий раз одно и то же затягиваешь? Давай про девчонок!
А Мишка так нахально:
– Без тебя знаю! – И вежливо говорит Борису Сергеевичу: – Пожалуйста, Борис Сергеевич, дальше!
Борис Сергеевич заиграл, а Мишка вдруг осмелел, опять выставил свою левую руку и на четвертом ударе заголосил как ни в чем не бывало:
Папа у Васи силен в математике,
Учится папа за Васю весь год.
Тут все в зале прямо завизжали от смеха, и я увидел в толпе, какое несчастное лицо у Андрюшки, и еще увидел, что Люся, вся красная и растрепанная, пробивается к нам сквозь толпу. А Мишка стоит с открытым ртом, как будто сам на себя удивляется. Ну а я, пока суд да дело, докрикиваю:
Где это видано, где это слыхано, –
Папа решает, а Вася сдает?!
Тут уж началось что-то ужасное. Все хохотали как зарезанные, а Мишка из зеленого стал фиолетовым. Наша Люся схватила его за руку и утащила к себе. Она кричала:
– Дениска, пой один! Не подводи!.. Музыка! И!..
А я стоял у рояля и решил не подвести. Я почувствовал, что мне стало все равно, и, когда дошла музыка, я почему-то вдруг тоже выкинул в сторону левую руку и совершенно неожиданно завопил:
Папа у Васи силен в математике,
Учится папа за Васю весь год...
Я даже плохо помню, что было дальше. Было похоже на землетрясение. И я думал, что вот сейчас провалюсь совсем под землю, а вокруг все просто падали от смеха – и няни, и учителя, все, все...
Задание 4. Ознакомьтесь с содержанием конспекта урока и определите, на развитие каких психических процессов он направлен.
Конспект урока по математике для учащихся первого класса.
Автор: М.В. Ипатова, МБОУ СОШ № 21, г. Северодвинск
Цель урока – закрепить навыки счета в пределах 20.
Оборудование: лента цифр, рисунки домиков для логической задачи, шапочки героев сказки «Колобок», индивидуальные карточки с цифрами у каждого ребенка.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Снова прозвенел звонок, начинается урок! Прежде, чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Посмотрим друг на друга и улыбнемся.
2. Постановка задач урока.
Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в сказку, угадайте, какую? Узнали героя сказки? (Учитель показывает шапочку Колобка). Почему сказка называется русской народной? Вспомните начало сказки «Колобок» (Учащиеся отвечают). Молодцы! Испекла бабка Колобок и положила на окно студиться. Колобок, на удивление, получился необычный. Мало того, что непоседа, еще и любознательный (желающему ученику одевается шапочка Колобка). Спрыгнул он с окна и покатился по дорожке.
3. Актуализация опорных знаний:
Учитель: Навстречу ему Заяц. Кто хочет сыграть роль Зайчика? (Выбирается ученик).
Ученик-Зайчик: Колобок, Колобок! Я тебя съем!
Ученик-Колобок: Выполни сначала мои задания: сосчитай от 6 до 11; назови последующее число 8; назови предыдущее число 6; назови «соседей» числа 13.
4. Минутка чистописания.
5. Повторение состава числа 10.
Учитель: Побежал Колобок дальше. Кто встретился Колобку после зайца? Кто хочет быть Волком? (Надевается шапочка Волка ученику). Навстречу ему Волк.
Ученик-Волк: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Учитель: Отвечает Колобок.
Ученик-Колобок: Выполни мое задание (ученики записывают в тетрадь примеры):
1+9= 2+8= 3+7= 4+6=
10-1 = 10-2= 10-3= 10-4=
10-9= 10-8= 10-7= 10-6=
6. Математический диктант.
Учитель: Катится Колобок, катится, а навстречу ему Медведь.
Ученик-Медведь: Какой ты аппетитный, Колобок! Пожалуй, я тебя съем!
Ученик-Колобок: Нет, Михайло Потапыч, сначала реши мою задачу!
(Ученик-Медведь решает задачу):
Зайка бегал на базар –
Нужен был ему товар.
Чтоб довольны были детки,
Он купил четыре репки.
Семь морковок взял с витрины
Малышу на именины.
Себя полакомить решил –
Вилок капусты закупил.
Овощи быстрей считай,
Правильный ответ давай.
(Ученики записывают решение задачи в тетрадь).
Учитель: Молодцы! Помогли Колобку, не съел его Медведь. Покатился Колобок дальше. Устал наш Колобок и решил он отдохнуть. Давайте и мы отдохнем.
7. Физкультминутка. Топай мишка, хлопай мишка. Приседай со мной, братишка. Руки вверх, вперед и вниз. Улыбайся и садись.
8. Задание на логику.
Учитель: Катится наш Колобок по дорожке, а навстречу ему Лиса.
Ученик-Лиса: Колобочек, Колобочек, пухленький бочочек, я тебя съем!
Ученик-Колобок: Нет, Лисонька! Ничего у тебя не получится. Знаю я много сказок о твоих коварствах. Дам тебе такое задание, которое ты не сможешь выполнить. В трех домиках живут три поросенка. Нуф-Нуф и Ниф-Ниф живут в домиках с большим окном. Ниф-Ниф и Наф-Наф живут в домиках с высокой крышей. Определи, кто из поросят в каком домике живет?
Учитель: Молодцы, ребята! Помогли Колобку уцелеть и убежать от коварной Лисы. Он вас благодарит за помощь.
9. Обобщение, подведение итогов.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Давайте вспомним, где и как мы помогли Колобку перехитрить коварных героев сказки? С каким настроением вы заканчиваете этот урок?
Кто играл роли героев сказки, выйдите, пожалуйста, к доске. Давайте, ребята похлопаем Колобку, Зайцу, Медведю, Волку и Лисе, которые помогали нам урок сделать интересным.

Родительское собрание «Развитие младшего школьника в условиях информационной среды».
Авторы: Ю.В. Арсеньева, Т.В. Гаврилова, А.В. Игнатенко
Подготовительные мероприятия:
1. Подготовка материала по теме собрания.
2. Анкетирование учащихся.
3. Предоставление творческих работ учащихся для школьной выставки по теме «Компьютер в моей жизни: польза или вред?».
4. Создание электронной презентации.
5. Подбор видеоролика для просмотра.
6. Создание буклетов для родителей «Основные правила при работе за компьютером».
Форма проведения: интерактивная беседа с элементами лекции.
Ход родительского собрания
1. Знакомство с темой собрания.
Учитель:
«Чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера».
2. Сообщение учителя:
«Потребность в общении появилась у людей еще в глубокой древности. Это было обусловлено необходимостью передавать информацию. В дальнейшем непосредственное общение людей друг с другом становилось все более частым и информационно насыщенным. А затем появились разнообразные способы общения, самым распространенным из которых являлось использование письменности. Мы вступили в Информационный век развития человечества, когда одной из значимых ценностей является информация. Владение ею часто является гарантом успешности. От гусиных перьев и чернильниц, шариковых авторучек и печатных машинок человечество шагнуло к новым средствам передачи информации. Наиболее актуальным в данный момент является использование для этих целей компьютера. Так ли необходимо в доме и школе это чудо научно-технического прогресса? Будучи дошкольником, ребенок зачастую получает возможность доступа к компьютеру. Информационная активность детей младшего школьного возраста растет. Это и не удивительно, ведь для ребенка компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учебы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений.
Учителя начальных классов формируют у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивают умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В нашей школе есть кабинеты, которые хорошо оборудованы, и имеют не только компьютеры, ноутбуки, но и интерактивные доски, видеосистемы, проекторы. Уже с первых дней обучения ребятам показывают разного рода презентации, которые значительно оживляют уроки и стимулируют учащихся к грамотному пользованию информационными системами.
Многие учащиеся нашей школы принимают участие в интерактивных информационных мероприятиях. В течение учебного года эрудированные ребята успевают поучаствовать сразу в нескольких интерактивных конкурсах, олимпиадах, викторинах и даже стать победителями и призерами некоторых из них. Систематически организуется участие младших школьников в городских и областных мероприятиях. Конкурсные работы часто приходится отсылать по электронной почте, и ребята с удовольствием осваивают это непростое умение.
Интернетом, как информационным ресурсом, пользуются практически в каждой семье. И в школе, и дома младшие школьники могут добывать необходимые знания, пользуясь компьютером, но, конечно, под контролем взрослых.
Относительно всего вышесказанного необходимо сделать важное замечание: прививать компьютерную грамотность учащимся следует только вместе с воспитанием информационной культуры. Это должна быть планомерная, тщательно продуманная и регулярная работа. Многие ребята, владеющие достаточной компьютерной грамотностью, создают себе страницы в социальных сетях и общаются друг с другом, зачастую обмениваясь фотографиями и видеороликами, просмотр которых должен быть строго лимитирован. Реклама и разного рода предложения, размещаемые в Сети, могут оказывать негативное влияние на формирование личностных качеств и психики ребенка. Кроме того, многие школьники, проводя слишком много времени за компьютером, жертвуют прогулками на свежем воздухе и непосредственным общением со сверстниками».
3. Инсценированные ситуаций, анализ, обсуждение проблемы.
Родителям предлагается обсудить следующие ситуации.
Ситуация 1.
В центре комнаты стоит компьютер, за которым увлеченно играет мальчик Саша. Слышны звуки компьютерных игр. В комнату входит мама: «Саша, обед готов, идем кушать!».
Саша (раздраженно): «Мама, мне некогда, я скоро перейду на второй уровень».
Мама (уходя): «Что случилось с ребенком? Раньше был прекрасный аппетит!».
Папа: «Саша, ты все уроки сделал?».
Саша: «Пап, нет. Доиграю, сделаю».
В комнату входит бабушка: «Внучок, сходи, милый, в магазин за хлебом».
Саша: «Бабушка, не отвлекай меня, я должен закончить миссию в игре».
Бабушка: «Какой был безотказный, во всем помогал. Придется идти самой. Ох, беда, беда компьютерная!».
Ситуация 2.
После школы к Артему подходят одноклассники:
– Артем, пойдешь гулять во двор, в снежки играть?
– Не пойду! Мне это не надо. Я на компьютере играть буду!
– Артем, а вечером пойдешь в спортзал? Сегодня тренировка. Спартакиада скоро.
– Нет! Вот пристали! Надоел мне спорт!
– А ведь был лучшим спортсменом среди нас.
К Артему подходит Стас:
– Давай поиграем вместе!
Артем (отталкивая друга):
– Еще чего! Мне и одному неплохо!
Стас (обиженно):
– Но мы же с тобой друзья.
– Сейчас мой друг – Супермен.
– Променял друга на компьютерную игру?!
Стас уходит.
Вопросы для обсуждения: Знакомы ли Вам такие ситуации? Компьютерные игры – бесполезное, вредное занятие или совсем наоборот? Как сделать общение ребенка с компьютером безопасным и полезным? Какие Вы можете дать советы?
4. Ознакомление с результатами анкетирования.
Учитель:
«Среди учащихся 3–4 классов нашей школы, у которых есть компьютер, было проведено анкетирование. Результаты показали, что среди учащихся младших классов любят играть на компьютере – 83%, смотреть фильмы (мультфильмы) – 70%, общаться с друзьями – 85%, выполнять разные задания – 67%, читать книги, рисовать, слушать музыку и др. – 53%. Пользуются компьютером каждый день – 37%, при этом проводят за компьютером более 30 минут в день – 68% детей. Делают гимнастику для глаз при работе за компьютером – 28%, выполняют физкультминутки в перерывах при работе за компьютером – 38%, могут, заигравшись, забыть поесть, почистить зубы и т.д. – 30% опрошенных.
Даже не очень продолжительная работа за компьютером вызывает у детей общее и зрительное утомление. Увлекшись, школьники не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше, не в силах оторваться от компьютера. В результате дети к вечеру возбуждены, раздражены, неуправляемы».
5. Сообщение учителя о вредных факторах при работе за
компьютером.
Учитель:
«Такая ситуация складывается из-за влияния ряда вредных факторов, возникающих при работе за компьютером.
Нагрузка на зрение. По этой причине через непродолжительное время у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения (это зависит от качества монитора, содержания изображения и времени работы за монитором). При грамотном использовании компьютера нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.
Стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре (мыши, джойстике). Это вынуждает его тело принять статичное положение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения: заболевания суставов кистей рук, затрудненное дыхание, остеохондроз.
Психическая нагрузка и стресс при потере информации. Компьютер требует сосредоточенности. И все же психическую нагрузку можно уменьшить. В работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной игр. Настоящие вредители – игры, содержащие мелькающее на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Бывает, что при сбоях программ теряется важная и полезная информация. Это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна.
Излучение. То, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. Но на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создается между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. Необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А ребенка, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой».
6. Рекомендации родителям.
Родителям необходимо контролировать не только качество информации, получаемое их детьми посредством компьютера, но и количество времени, которое школьники за компьютером проводят. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а длительное – ухудшает. При разумном подходе не следует слишком опасаться отрицательного влияния компьютера на ребенка. Технический прогресс остановить невозможно. Пусть «умная машина» станет для подрастающего поколения другом, а не врагом! В организации работы ребенка за компьютером могут помочь советы специалистов, которые содержатся в предлагаемом Вам буклете.
(Вручение буклетов «Основные правила при работе за компьютером» родителям).
7. Посещение школьной выставки творческих работ уча
щихся.
8. Подведение итогов и рефлексия.
Интерес детей к компьютеру огромен, и наша задача –
направить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей. Ни в коем случае не следует наказывать ребенка запретом на пользование компьютером. Современный компьютер должен стать для вашего ребенка надежным помощником. Компьютер играет все большую роль в досуге и учебе наших детей, положительно влияя на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть юному пользователю мир огромных возможностей.

Примерные задания, направленные на изучение уровня сформированности владений

Задание 1. Оцените эффективность применения развивающих заданий и игр по подготовке детей к обучению в школе: Задание на развитие воображения
Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением хорошо известных ему действий. Например, на одной картинке может быть изображено, как мальчик просыпается, на другой картинке он умывается, на третьей – завтракает, а на четвертой картинке показано, как мальчик идет в школу. Картинки располагаются в произвольном порядке, а ребенку предлагают расположить их в том порядке, в котором происходит действие. Затем ребенок должен обосновать, почему он расположил иллюстрации так, а не иначе. Последний этап упражнения включает в себя составление связного рассказа по серии картинок. Задание «Преврати слово в гусеницу!»
Взрослый говорит: «Сегодня мы научимся превращениям. Для этого мы будем записывать слова особенным образом: не буквами, а кружочками. Каждая буква – кружочек. Например, слово рак – три кружочка, так как три буквы. У нас получилась короткая цепочка из кружочков. Она похожа на маленькую гусеницу. Попробуем превратить в гусениц слова: ум, сок, звезда, сосна, дорожка. Игра «Раз, два, три – говори!»
Взрослый предлагает играющим поиграть с картинками: «Я буду показывать картинки по одной, а вы будете называть, что на них изображено. Называйте после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, что нарисовано, и вспомните, как это называется. Но ничего не говорите, пока я не скажу: «Раз, два, три – говори!». Кто первый назовет картинку после моего сигнала, тот ее и получит. Давайте попробуем». В качестве игрового материала используются картинки, отражающие предметное окружение ребенка (вещи, животные, одежда, деревья). Перед последним словом (говори) выдерживается небольшая пауза. Тот, кто первый называет картинку, получает ее. Необходимо иметь дубликаты картинок на тот случай, если сразу несколько играющих дадут правильный ответ. Игра «Прятки с игрушками»
Взрослый ставит на стол несколько новых игрушек, подзывает к себе троих играющих и предлагает им по очереди выбрать игрушку, которая больше всего им нравится. Они должны внимательно рассмотреть свои игрушки. Затем они встают лицом к стене и закрывают глаза. Пока играющие стоят с закрытыми глазами, взрослый прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов (кукла среди кукол, машина среди машинок). Остальным играющим сообщается, что они не должны раскрывать секрета, где прячутся игрушки. Каждый водящий должен сам найти свою игрушку. «Пора», – говорят хором взрослый и играющие, и водящие начинают искать. Когда они возвратятся с игрушками, взрослый спрашивает остальных детей: «Кто первый нашел игрушку? Он свою игрушку нашел?». Победитель получает приз. Игра повторяется сначала, причем теперь игрушки прячут сами играющие дети.

Задание 2. Подготовьте реферат на предложенную тему.
Темы рефератов
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.
Ведущая деятельность младших школьников.
Психологическая готовность к обучению в школе.
Адаптация детей к обучению в школе.
Психологическая характеристика кризиса 7 лет.
Развитие личности младших школьников.
Развитие познавательных процессов младших школьников.

Задание 3. Проанализируйте предложенные ситуации и выполните задания:
Ситуация 1.
Таня (6 лет 4 мес.) учится в первом классе. Ей трудно дается учение, особенно чтение. Дома мама усаживает ее за стол и начинает спрашивать: «Как называется эта буква...?», «Что здесь написано?». Девочка молчит.
– Ну что, ничего не знаешь! На, учи сама! – И мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет.
– Сегодня гулять не пойдешь, будешь читать! Задание: Дайте психологическое обоснование характеру общения мамы с дочкой. Предложите свой вариант общения с ребенком.
Ситуация 2.
Некоторые родители считают, что в первом классе учиться трудно, поэтому следует готовить ребенка к учебе в школе, т.е. учить его читать и считать. Приведем отрывок из письма одной мамы: «Помогите мне, посоветуйте, как заставить моего сына научиться читать и считать? Что я только не делала, ничего у меня не получается. Как будто бы и начал складывать слова, но кажущийся успех оказался кратковременным. Как же мой сын будет учиться в школе?».
Задание: Обоснуйте, в чем заключается подготовка детей к обучению в школе. Разработайте рекомендации родителям по подготовке детей к школе.
Ситуация 3.
Молодые родители так представили своего сына Ваню учительнице 1-го класса: «Вот наш мальчик. Он очень способный, веселый. Он умеет петь, танцевать, знает много стихов».
Такая рекомендация насторожила опытного педагога. И не случайно. На первых же занятиях Ваня не проявил успехов в учении, хотя и старался. Мальчик загрустил и стал проситься домой. Школу он стал посещать неохотно.
Задание: Объясните, почему Ваня не проявил своих способностей в учении? Предложите варианты решения возникшей психолого-педагогической проблемы.
Ситуация 4.
Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Несмотря на то, что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.
Пока домашнее задание представляло для него какой-то интерес и новизну, он, хотя и недостаточно аккуратно, но выполнял его. Но как только Сережа стал обнаруживать трудности в обучении, преодоление которых требовало систематических занятий, волевых усилий, мальчик стал получать плохие отметки.
Задание: Подумайте, что послужило причиной неуспехов Сережи в школе? Как бы Вы помогли мальчику, чтобы он хорошо учился?
Ситуация 5.
Женя (6 лет) был активным, любознательным мальчиком. В детском саду он быстро усваивал содержание занятий, любил читать, был очень общительным, но в то же время невнимательным и неусидчивым.
В первом классе на уроке он часто отвлекался, не слушал объяснений учителя и ответов товарищей, и поэтому часто получал замечания, на что реагировал болезненно.
Задание: Подумайте, какие качества личности не были сформированы у Жени? Как помочь мальчику учиться?
Ситуация 6.
Таня в детском саду считалась умной девочкой, родители с гордостью показывали всем ее рисунки. Она рано научилась читать и писать. А в школе все стало не так. Не хвалят, часто плохие отметки.
Задание: Назовите возможные причины изменения отношения к Тане в школе. Что можно посоветовать родителям Тани? Ситуация 7.
Часто родители задают педагогу такие вопросы: Почему не все учащиеся одинаково овладевают чтением, письмом? Все ходят в детский сад, со всеми в равной мере занимаются воспитатели, в школе их учит один и тот же учитель. Что делать нам, родителям, чтобы как-то помочь своим детям?
Задание: Дайте совет родителям по оказанию помощи своим детям в адаптационный период обучения в школе.
Ситуация 8.
Иру воспитывала бабушка. Росла девочка послушной, но очень робкой, у нее не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это нравилось. Когда Ире исполнилось 6 лет, родители забрали ее у бабушки. Иногда отец просил дочку рассказать стихотворение, решить несложные, на его взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, а отец сердился на нее: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!». С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. Результаты сказались быстро. Через неделю девочка отказалась идти в школу.
Задание: Проанализируйте психическое состояние девочки. Как должны поступить педагог и родители, чтобы пробудить у девочки желание учиться?
Ситуация 9.
Надя (7 лет) что-то хочет делать вместе с мамой, но непонятно, что именно. При этом ребенок капризничает, раздражается.
Задание: Подумайте, каким должно быть поведение мамы? Предложите возможные варианты взаимодействия ребенка и мамы.
Ситуация 10.
Вика (7 лет) – девочка, склонная к демонстративности. Когда речь заходит о домашних заданиях, начинает упрямиться, вредничать, вести себя вызывающе. Угрозы и наказания эффекта не дают.
Задание: Подумайте, в чем истинная причина нежелания выполнять домашние задания? Что бы Вы посоветовали маме? Ситуация 11.
Исследователь хотел изучить возрастные особенности творческой деятельности детей 7 лет (в рисовании). Он предложил детям придумать что-нибудь интересное и нарисовать иллюстрацию к «Сказке о мертвой царевне...».
Задание: Обоснуйте, почему он не получит надежный материал для решения поставленного вопроса? Каким методом ему следует воспользоваться?
Ситуация 12.
Наташе 8 лет. Она уже второй год лежит в гипсовой кроватке из-за искривления позвоночника. Будет ли это сказываться на ее умственном развитии? В чем? Почему? Как следует организовать жизнь девочки, чтобы обеспечить ее нормальное развитие, и возможно ли оно?
Задание: Ответьте на вопросы и дайте обоснование своего ответа.
Ситуация 13.
Двое детей, 6 и 10 лет, были в планетарии, где слушали популярную беседу о движении планет по небосклону. Когда они вернулись домой, старший, посмотрев на часы, был удивлен: он не думал, что так уже поздно. Младший такого удивления не проявил: ему казалось, что они пробыли в планетарии очень долго.
Задание: Объясните наиболее вероятную причину такого разного отношения детей ко времени.
Ситуация 14.
Сережа (6 лет) делал коробочку в подарок маме. Работал увлеченно, с большим старанием, но поделка получилась не очень красивой, кривой. Когда его брат Коля (10 лет) увидел поделку, то сказал, что она очень кривая, на что Сережа возразил: «Ну и что, все равно я сделал».
Задание: Объясните, почему учащиеся более активны в оценке результатов деятельности, а не самого поведения?
Ситуация 15.
Сережа (6 лет 5 мес.) учится в 1–м классе. Он сообщает маме: «Саша теперь у нас не главный».
– А когда он был главным? – удивляется мама.
– В детском саду. Он умел хорошо бегать, прыгать, когда мы играли.
– А теперь он не умеет этого делать?
– Мама, как ты не понимаешь? Умеет, конечно, но теперь это не главное!
– А что же теперь главное?
– Теперь главное, как ты учишься!
Задание: Дайте психологическое обоснование тому, как изменилось содержание отношений детей между собой в школе по сравнению с детским садом.
Ситуация 16.
Витя (учащийся второго класса) готовил домашние уроки. Во дворе ребята играли в футбол. Витя оторвался от книги для чтения в первый раз через восемь минут после начала работы, потом еще через шесть минут. Когда же он начал готовить следующий урок то, отвлечения внимания стали все более частыми и длительными.
Задание: Приведите возможные причины, которые могли бы вызвать отвлечение внимания у Вити. Объясните, почему Витя
стал отвлекаться чаще. Разработайте рекомендации по развитию устойчивого внимания у младших школьников.
Ситуация 17.
Коля с необыкновенно развитым чувством ответственности. Очень трудолюбив. Дома он помогает маме: моет посуду, убирает в комнате, ходит в магазин. Но он не знает ни стихов, ни сказок, плохо рисует.
Миша растет слабым мальчиком. К физическим упражнениям равнодушен. Часто болеет, говорить начал поздно. Занятий с ним проводят мало, так как Миша скоро устает и отвлекается. Занятия с ним прекращают сразу, как только замечают, что он устал. Речь его недостаточно развита, к тому же он плохо выговаривает некоторые слова.
Задание: Ответьте на следующий вопрос: «Как будут учиться в школе Коля и Миша?». Дайте своему ответу психологическое обоснование.
Ситуация 18.
Детям дано задание составить рассказ по трем картинкам. Картинки надо было расположить в определенной последовательности.
Задание: Составьте краткое описание приведенного задания и укажите, какие качества психической деятельности ребенка можно выявить таким образом.
Ситуация 19.
Желая развить у учащихся первых–вторых классов выразительную и образную речь, учительница давала детям для заучивания много стихотворений. Однако это мало повлияло на ребят: их речь по-прежнему оставалась бедной и невыразительной.
Задание: Составьте практические рекомендации по развитию выразительной речи у детей первого класса.
Ситуация 20.
Первоклассники при письме часто пропускают гласные и переставляют буквы в словах.
Задание: Назовите возможные причины таких типичных ошибок у первоклассников при письме. Разработайте практические рекомендации по предупреждению типичных ошибок при письме у первоклассников.

Материалы для промежуточного контроля I.
Контрольная работа.
Примерные задания контрольной работы,
направленные на изучение уровня сформированности знаний
1. Дайте определение понятию «психологическое про
свещение».
2. Приведите примеры мероприятий по организации психологического просвещения педагогических работников по во
просам психического развития детей младшего школьного возраста.

Примерные задания контрольной работы, направленные на изучение уровня сформированности умений
1. Проанализируйте методы психологического просвещения родителей по вопросам психического развития детей младшего школьного возраста.
2. Проанализируйте методики изучения личности младшего школьника.
Примерные задания контрольной работы, направленные на изучение уровня сформированности владений
1. Предложите свой вариант индивидуальной работы педагога-психолога по организации психологического просвещения педагогических работников по вопросам психического развития детей младшего школьного возраста.
2. Разработайте практические рекомендации по организации психологического просвещения родителей на тему «Подготовка детей к обучению в школе».
II. Вопросы к экзамену.

Примерный перечень вопросов к экзамену

Методы исследования в психологии младшего школьника.
Методы изучения личности младшего школьника.
Предмет психологии младшего школьника.
Возрастные особенности личности младшего школьника.
Социальная ситуация развития личности младшего школьника.
Учебная, трудовая и игровая деятельность младшего школьника.
Развитие психических процессов младшего школьника.
Внимание и восприятие младшего школьника.
Память младшего школьника.
Мышление младшего школьника.
Воображение младшего школьника.
Развитие речи младшего школьника.
Эмоции и чувства младшего школьника.
Особенности поведения младшего школьника.
Особенности взаимоотношений младшего школьника.
Учебная мотивация детей младшего школьного возраста.
Психологическая готовность младшего школьника к обучению в школе.
Мотивационная готовность детей к обучению в школе.
Интеллектуальная готовность детей к обучению в школе.
Эмоционально-волевая готовность детей к обучению в школе.
Социально-коммуникативная готовность детей к обучению в школе.
Методы стимулирования учебной деятельности младшего школьника.
Учебная деятельность младшего школьника.
Развитие познавательных процессов младшего школьника.
Наблюдение как метод изучения личности младшего школьника.
Диагностики изучения готовности детей к обучению к школе.
Моделирование ситуации как метод изучения личности младшего школьника.
Самооценка младшего школьника.
Роль коллектива обучающихся в формировании личности младшего школьника.
Социометрия как метод изучения межличностных отношений в коллективе младших школьников.
Влияние компьютера на развитие личности младшего школьника.
Подготовка детей к обучению в школе.
Диагностика функциональной готовности младшего школьника.
Диагностика интеллектуальной готовности младшего школьника.
Диагностика эмоционально-волевой готовности младшего школьника.
Диагностика коммуникативной готовности младшего школьника.
Метод беседы в изучении личности младшего школьника.
Методы изучения продуктов деятельности младшего школьника.
Психологическая характеристика кризиса 7 лет.
Компоненты психологической готовности к обучению в школе.
Школьная тревожность младшего школьника.
Проблема обучения детей 6–летнего возраста.
Факторы успешной адаптации ребенка к обучению в школе.
Виды деятельности младшего школьника.
Школьная дезадаптация в младшем школьном возрасте.
Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста [Текст]: учебное пособие / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. – 174 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.