На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Основные требования к написанию и оформлению курсовой работы по психологии
Основные требования к написанию и оформлению курсовой работы по психологии
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

1. Структура курсовой работы. Требования к структурным частям

Курсовая работа по дисциплине «Возрастная психология» является одной из форм учебной работы и выполняется студентом в соответствии с учебным планом. Ее выполнение требует от студента не только знаний общей и специальной литературы по теме, но и умения разрабатывать и проводить экспериментальное исследование, связывать вопросы теории с практическими данными, проводить анализ данных, делать обобщения и выводы, а также предлагать рекомендации на основании теоретического и практического исследования обозначенной проблемы.
Курсовая работа должна быть написана грамотно, соответствовать нормам литературного и профессионального языка и научного стиля. На стилистику важно обратить особое внимание при использовании материала учебников, научно-популярных книг и статей, которые обычно пишутся в ином стиле.

Для того чтобы освоить стилистику научной речи, студенту необходимо при чтении научных работ обращать внимание на язык, которым они пишутся. Следует иметь в виду, что в научном тексте, в отличие от публицистического и художественно-литературного, обычно преобладают устойчивые структуры и обороты, используется много штампов. Именно они позволяют сосредотачиваться на значимой для исследования информации — суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. Это обеспечивает научным исследованиям конкретность, точность и доказательность в аспекте темы и цели.
Текст курсовой работы должен быть написан и оформлен в соответствии с требованиями, указанными в Положении о курсовой работе (курсовом проекте) Тольяттинского государственного университета, утвержденном 27.06.2019.
Структура курсовой работы включает следующие элементы:
1. Титульный лист.
2. Задание на выполнение курсовой работы.
3. Содержание.
4. Введение (не менее 0,5 страницы).
5. Основная часть (главы, разделы работы).
6. Заключение (не менее 0,5 страницы).
7. Список используемой литературы (до 20 литературных источников, в том числе не менее 2 источников на английском языке).
8. Приложения (при необходимости).
Титульный лист курсовой работы должен содержать название учебного заведения, название кафедры, тему работы, фамилию и инициалы студента, номер группы; фамилию, инициалы и ученые академические звания научного руководителя; название города, в котором находится учебное заведение, а также год написания работы. Образец титульного листа курсовой работы приведен в прил. Б.
Задание на выполнение курсовой работы заполняется научным руководителем и выдается на начальном этапе работы студента после согласования и утверждения темы исследования. Задание оформляется на стандартном бланке, форма которого разработана учебно-методическим управлением ТГУ (прил. В).
В содержании приводятся все структурные части курсовой работы (которая состоит из введения, основной части и заключения) с указанием соответствующих им страниц. Основная часть, как правило, разбивается на разделы и подразделы, которые также отражаются в содержании. Текст работы должен соответствовать оглавлению.
Во введении обосновывается актуальность работы, обозначаются ее цель, задачи, новизна, объект и предмет исследования, перечисляются используемые методы и дается краткий обзор всех структурных частей работы: содержание каждого раздела, включая список литературы и приложения. Рекомендуемый общий объем введения — не более 3 страниц (и не менее 0,5 стр.). Каждый из перечисленных пунктов описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия.
Основные понятия научного аппарата — «актуальность работы», «цель», «объект и предмет исследования», «гипотеза», «задачи исследования», «методы исследования» и др. — выделять полужирным шрифтом или курсивом не рекомендуется. Кавычки для выделения понятий научного аппарата не используются.
После введения следует основная часть работы, она может иметь несколько разделов в зависимости от своего объема. Основная часть курсовой работы состоит из двух частей: теоретической и практической.
Названия типа «Основная часть», «Литературный обзор», «Практическая часть» и т. п. не используются. Наиболее крупные разделы курсовой работы могут быть названы главами. Например, «Глава 1 Проблема агрессии в подростковом возрасте». Рефераты и курсовые работы, которые имеют небольшой объем, на главы не делятся. В них выделяются разделы: 1, 2, 3... и подразделы: 1.1, 1.2, 1.3... и т. п. В целом, современная издательская тенденция состоит в том, что в тех случаях, когда главы и разделы книги нумеруются, слова «глава» и «раздел» все чаще опускаются, хотя это и не является обязательным правилом.
Символ «параграф» (§) считается устаревшим и вышел из употребления. Заголовок каждого раздела, обозначенного в содержании, в тексте работы печатается прописными буквами или жирным шрифтом, нумеруется соответствующим образом, располагается в середине строки и отделяется от предшествующего и последующего текста интервалом. Точка в конце заголовка не ставится. Кавычки для выделения заголовков не используются. Переносы слов в заголовках не допускаются. Введение, каждую новую главу, заключение, список литературы, приложения целесообразно начинать с новой страницы. Более мелкие подразделы начинать с новой страницы не рекомендуется.
При написании работы ее необходимо рационально структурировать. Основная часть обычно состоит из двух глав: одна посвящена анализу литературы по проблеме, а другая — описанию эмпирического исследования. Обзор заголовков глав и разделов должен характеризовать определенную логику, использованную в работе. Главное требование к научному тексту — последовательность и логичность изложения материала. При этом следует помнить, что слишком большие подразделы (более 7 страниц) затрудняют понимание читателем логики изложения.
Общий вид содержания (структуры) исследования может выглядеть примерно следующим образом:
Введение Глава 1 ...
1.1 ...
1.2
1.3
Выводы по первой главе Глава 2 .
2.1 .
2.2
2.3
Выводы по второй главе Заключение
Список используемой литературы Приложение А Приложение Б
Важный способ структурирования содержательного материала работы — выделение в тексте абзацев. Начало нового абзаца обычно соответствует началу новой мысли или нового фрагмента информации и помогает логичному восприятию материала читателем.
В теоретической части работы необходимо рассмотреть все проблемы, непосредственно связанные с изучаемой темой.
Например, если тема работы «Влияние успехов в учебной деятельности на формирование самооценки младших школьников», следует в таком случае раскрыть вопросы психологии младшего школьника, особенности его учебной деятельности, проблему самооценки, ее специфику в младшем школьном возрасте и попытаться найти в литературе некоторые данные о влиянии успехов в учебной деятельности на самооценку младшего школьника. При этом предполагается, что данный вопрос полностью не исследован. В противном случае проводимая научная работа оказывается неактуальной.
Вторая, практическая, часть должна содержать описание организации исследования, объект и предмет исследования, цель и задачи, рабочую гипотезу, выдвинутую на практическое подтверждение, описание методов и методик практического исследования по теме, описание и анализ его результатов. В этой части работы обычно приводится большое количество фактического и цифрового материала. Наглядность ему придает использование таблиц, схем, диаграмм, графиков, моделей и пр.
Таблицы представляют собой упорядоченные по горизонтали и вертикали наборы количественных и качественных данных. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Номер следует размещать в левом верхнем углу после слова «Таблица» (например, Таблица 1). Допускается нумерация таблиц как сквозная — по всей работе, так и в пределах раздела. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют.
Каждая таблица должна иметь заголовок, который пишется после слова «Таблица» и ее порядкового номера через тире. Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной (большой) буквы, точка в конце заголовка не ставится. Кавычки для выделения слова «Таблица» или названия таблицы не используются.
Стандартный вид таблиц для оформления первичных результатов представляет собой строки и столбцы с полученной эмпирической информацией: в строках приводятся испытуемые, в столбцах — значения измеренных параметров.
В таблицах также целесообразно размещать сводные итоги статистической обработки данных и другие типы систематизированных данных. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк; если они выражены в одной единице измерения, то ее обозначение указывается в пояснительном тексте заголовка таблицы; если показатели, приведенные в какой-либо графе, выражены в одних и тех же единицах измерения, то их обозначение помещается в скобках после заголовка графы. Замена кавычками повторяющихся в таблице элементов — цифр, знаков и пр. — не допускается. При наличии в тексте неболь-
шого по объему цифрового материала рекомендуется представлять его в виде текста, располагая цифровые данные в колонки (нецелесообразно оформлять в целую таблицу).
Для представления эмпирических данных полезно использовать такие графические формы, как диаграммы, гистограммы, а также различные графики.
Графики могут наглядно отражать зависимости между изучаемыми параметрами. На осях графика откладываются значения изучаемых количественных показателей: так, при использовании двумерного графика на оси абсцисс размещают независимую переменную, на оси ординат — зависимую.
Диаграммы используются главным образом для изображения соотношения между величинами. Графическое изображение величин осуществляется при помощи фигур (секторов, столбцов и т. п.), площади которых пропорциональны величинам.
Гистограмма (разновидность диаграммы) — это столбчатая диаграмма, состоящая из вертикальных прямоугольников, расположенных основаниями на одной прямой (например, на оси абсцисс).
Все иллюстрации, графики, диаграммы в работе обозначаются как рисунки: Рисунок 1, Рисунок 2 и т. д. Они должны иметь названия, помещенные после обозначения. Подписи размещаются под рисунком по центру.
На все таблицы, диаграммы, схемы делаются ссылки в тексте.
Важной частью описания эмпирического исследования является интерпретация полученных результатов. Поэтому после приведения в тексте количественных и качественных данных необходимо их сопоставить, аналитически описать, обобщить, дать им психологическое объяснение, исходя из опыта предшествующих исследований других авторов, логики научного анализа, а также собственного понимания психологических механизмов изучаемых явлений.
Интерпретация результатов всегда в той или иной мере предположительна и субъективна. Поэтому стиль ее изложения часто включает такие выражения, как «Это может объясняться тем, что...», «По нашему мнению, ...», «С нашей точки зрения, данный факт может быть интерпретирован как.» и пр.
После интерпретации следуют выводы. Четко и ясно сформулированные выводы являются важной частью текста курсовой работы при завершении описания любого ее фрагмента. При изложении результатов эмпирического исследования этому должно придаваться особое значение.
Заключение включает итоговые выводы по курсовой работе. Следует отразить то, как были достигнуты поставленные цели, какие получены результаты, была ли подтверждена гипотеза исследования, и привести систему аргументов. Рекомендуемый объем заключения — не менее 0,5 и не более 3 страниц. Желательно, чтобы в заключении было не более 5—7 выводов общего и конкретного плана, которые позволят показать главные достижения работы, проведенной студентом. Количество выводов, как правило, совпадает с количеством задач, указанных во введении.
Обязательным условием для выполнения курсовой работы является логическая связь между частями и последовательное развитие основной идеи темы на протяжении всей работы.
Оформление списка используемой литературы показывает степень изученности темы студентом.
Когда возникает необходимость в приведении некоторых детальных или дополнительных материалов, полученных в ходе исследования, используется еще один раздел — приложение. Если приложений несколько, то они нумеруются буквами русского алфавита (за исключением Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ) без знака «№» (например, Приложение А, Приложение Б и т. д.). Латинский алфавит (кроме букв I, O) можно использовать в случае, если буквы русского алфавита полностью использованы. Если же полностью использованы буквы и русского, и латинского алфавита, разрешается использовать числовую нумерацию арабскими цифрами.
Приложения не входят в общий объем работы, поэтому их размеры никак не регламентируются. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием вверху в центре слова «Приложение» и его обозначения (Приложение А). На следующей строке по центру необходимо написать заголовок приложения. В приложении помещается вспомогательный материал, который в основной части загромождает текст курсовой работы или делает его избыточным и затрудняет его восприятие. К вспомогательным материалам относятся:
— результаты первичной обработки данных эмпирического исследования или практической психологической работы, проделанной студентом;
— таблицы с некоторыми эмпирическими данными, полученными в исследовании;
— подробное описание развивающих программ, методик диагностики, использованных студентом в работе.
Следует помнить, что суть всех этапов исследования должна быть понятна из основного текста (без обращения к приложению).


2. Рекомендации по написанию содержательных частей курсовой работы


Теперь остановимся более подробно на характеристике каждой части курсовой работы.
В разделе «Введение» кратко описывается научная разработанность исследуемой проблемы. Информацию об этом студент получает в процессе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования. Проведенный анализ позволяет студенту увидеть малоизученные аспекты либо вопросы, которые будут исследованы в рамках курсовой работы.
Во введении отражается актуальность проблемы исследования. Она может быть обусловлена или недостаточной теоретической разработанностью проблемы, или ее практической значимостью, или изменившимися конкретными социальными условиями.
Как известно, в науке крайне редко имеется единое мнение относительно какой-либо проблемы или какого-то вопроса. В большинстве случаев в психолого-педагогической науке прослеживается несколько точек зрения на предмет исследования, одни из которых могут быть противоположны другим. Наличие различных взглядов на конкретную проблему дает возможность считать ее актуальной для исследования.
Приведем несколько примеров обоснования актуальности исследования, обусловленной недостаточной теоретической разработанностью конкретной проблемы.
1. Тема исследования — субъективные представления о чувстве сорадости у современных подростков
«Проблема морального развития всегда стояла в центре внимания научных исследований. Ею занимались такие ученые, как В.В. Зеньковский, Т.П. Гаврилова, Ж. Пиаже, Е.В. Субботский, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, С.Г. Якобсон, П.М. Якобсон и др. Ими изучались моральные представления, моральное поведение, моральные чувства.
В некоторых работах подчеркивается, что одним из центральных моральных чувств является эмпатия. Чувство сорадости, так же как и чувство сострадания, относится к эмпатийным чувствам. В ряде исследований отмечены возрастные границы проявления сочувствия в виде сострадания и сорадости. Так, по мнению А.В. Петровского, чувство сострадания характерно для детей младшего школьного возраста, а чувство сорадости — для подростков. Также автор отмечает и возрастную динамику развития данных чувств, утверждая, что чувство сострадания с возрастом уменьшается, а чувство сорадости — увеличивается. Подобный факт, указывающий на снижение с возрастом чувства сострадания, отмечает и В.В. Зеньковский.
В свою очередь В.В. Абраменкова в своих исследованиях указывает на несколько другую тенденцию в проявлении сопереживания. Она считает, что сорадование наблюдается у детей достаточно рано в силу того, что оно является генетически более ранним по сравнению с состраданием. Также автор утверждает, что с возрастом способность к сорадованию утрачивается, а к состраданию, напротив, увеличивается.
На сегодняшний день особенности представления о чувстве сорадости у подростков и специфика его проявления мало изучены. В большинстве случаев подобные исследования проводились в рамках дошкольного и младшего школьного возраста. Но несмотря на проведенные ранее отдельные исследования в этой области до сих пор так и не сложилось четкого представления о чувстве сорадости у подростков...»
2. Тема исследования — особенности игровой деятельности у современных дошкольников
«Игра всегда находилась в центре внимания психологов и педагогов. В отечественной психологии игра рассматривается как важнейший источник психического развития ребенка дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).
Дошкольный возраст, по мнению психологов, является возрастом самого интенсивного психического развития ребенка, периодом начала формирования качеств личности и становления всех психических функций. Именно в детстве формируются общие знания и умения, которые становятся фундаментом для освоения новых видов деятельности, накопления потенциала для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Создание этого фундамента во многом обеспечивается игрой, которая является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
Но, как показывает анализ практики современного дошкольного воспитания, игра утрачивает свое первостепенное значение в жизни ребенка и не реализует тот потенциал, который в ней заложен. Это в свою очередь ведет к тому, что у современных дошкольников наблюдается ряд трудностей и проблем не только на данном возрастном этапе, но и на последующих стадиях развития. Это выражается, по мнению ученых, во-первых, в недостаточно сформированном уровне произвольности; во-вторых, в затруднениях в ходе процесса социализации ребенка, становлении его нравственной и коммуникативной компетентности; в-третьих, в эмоциональном перенапряжении и перегрузках, которые естественным образом снимаются в ходе игры и игровой деятельности дошкольника...»
После того как во введении обоснована актуальность исследования, следует переходить к постановке и определению цели исследования. Цель вытекает из проблемы, которую необходимо разрешить в процессе выполнения курсовой работы. Цель исследования начинается со слова «изучить». Приведем примерные формулировки целей исследования:
• изучить представления подростков о чувстве сорадости;
• изучить особенности агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста;
• изучить особенности игровой деятельности у современных дошкольников;
• изучить типичные для дошкольного детства (возраста) формы сопереживания ровеснику;
• изучить особенности развития памяти у младших школьников;
• изучить субъективные представления о будущем в юношеском возрасте.
Цель исследования позволяет определить его объект. Объект — это то, на что направлен процесс познания. Это сфера психической реальности, данная исследователю до начала работы.
Объектом исследования могут быть индивидуально-типологические свойства и состояния, познавательная сфера, личностные особенности, эмоционально-чувственная сфера, межличностные отношения, разнообразные виды деятельности, особенности поведения и пр.
Обязательным требованием является то, чтобы указанные объекты рассматривались в контексте возрастной динамики развития или конкретной возрастной стадии развития, что находит отражение в предмете исследования.
Предмет исследования, как ни парадоксально, должен быть определен прежде, чем будет выбран объект изучения. Предмет не охватывает весь объект, а наоборот, представляет лишь отдельную его сторону. Поэтому, прежде чем приступить к поиску объекта изучения, исследователь должен определиться с предметом собственного исследования. Лишь после этого следует обозначать объект, причем такой, в котором его конкретная сторона будет представлена наиболее отчетливо и «выпукло», как отмечает В.И. Тютюнник [90]. Таким образом, предмет изучения ограничивает исследователя определенными рамками, которые фиксируют его внимание на определенных сторонах изучаемого объекта.
В качестве предмета психологического исследования могут выступать:
• отдельные психические свойства и состояния, например «доминирующий тип темперамента и его проявление в младшем школьном возрасте»;
• психические процессы, например «особенности наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте», «особенности словесно-логического мышления в младшем школьном возрасте», «особенности развития памяти в зрелом возрасте»;
• конкретный вид памяти на определенном возрастном этапе развития, например «особенности развития зрительной памяти в период подросткового возраста»;
• личностные особенности, к примеру «особенности развития самооценки в дошкольном возрасте», «особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте», «сравнительный анализ развития самооценки в младшем школьном и подростковом возрасте», «особенности развития самосознания в подростковом возрасте», «особенности личностного развития в период возрастного кризиса» (могут быть выбраны возрастной кризис трех лет, кризис семи лет, кризис полового созревания, кризис ранней юности, кризис тридцати лет, кризис середины жизни и др.);
• разнообразные виды деятельности, например «особенности мотивации у дошкольников к игровой деятельности», «особенности мотивации к учебной деятельности (обучению) у младших школьников», «особенности мотивации к общению со сверстниками в подростковом возрасте», «особенности мотивации к трудовой деятельности в период зрелости», «уровень развития сюжетноролевой игры», «уровень развития учебной деятельности в младшем школьном возрасте» и т. п. (предмет исследования может рассматриваться как в контексте структурных компонентов деятельности, так и с учетом уровня развития конкретной деятельности);
• межличностные отношения, например «межличностные отношения и их возрастная динамика на протяжении дошкольного возраста», «особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте», «особенности межличностных отношений в подростковом возрасте», «особенности межличностных отношений подростка с родителями», «особенности межличностных отношений в юношеском возрасте с родителями» и т. п. (то есть особенности межличностных отношений могут рассматриваться в двух системах: «ребенок (подросток) — сверстник» и «ребенок (подросток) — родитель»).
Предмет исследования должен быть четко обозначен, причем так, чтобы принадлежность его к объекту исследования не вызывала сомнений.
Определив предмет исследования, необходимо выдвинуть гипотезу исследования. Гипотеза — это научное предположение, некое допущение, истинное значение которого не определено. При формулировке гипотезы строится предположение, каким образом автор намеревается достичь поставленной цели. Рабочая гипотеза строится исходя из проблемы и предмета исследования.
Гипотеза исследования в курсовой работе по возрастной психологии может быть трех типов:
1) как предположение о внутреннем механизме развития (например, мыслительных процессах и их особенностях, возрастном кризисе и основных этапах взаимоперехода);
2) как предположение о воздействии и влиянии различных социально-психологических факторов на психическое развитие человека на разных этапах онтогенеза. В качестве таких факторов могут выступать:
— возрастные особенности;
— гендерные различия;
— социальные условия — особенности семьи и семейных отношений, особенности воспитания и обучения ребенка и подростка, особенности общения и ведущей деятельности.
3) как предположение об индивидуальных особенностях в сопоставлении с возрастной нормой психического развития с последующим определением конкретных причин и условий.
Приведем примеры формулировок различных типов гипотез.
Тип 1. «Мы предполагаем, что структура сопереживания у детей имеет следующий механизм развития: первоначально наблюдается способность замечать эмоциональное состояние другого, затем отзываться на него и только потом понимать переживания другого».
Тип 2. «Мы предполагаем, что субъективные представления о будущем в юношеском возрасте характеризуются такими свойствами, как реалистичность, определенность, оптимистичность, что обусловлено адекватной оценкой личностью жизненных событий как прошлого, так и настоящего».
«Одним из социально-психологических факторов, определяющих уровень развития эмпатии, могут служить гендерные различия. Мы предполагаем, что уровень развития эмпатии у девочек выше, чем у мальчиков, и данная психологическая особенность прослеживается как в младшем школьном возрасте, так и в подростковом».
«Мы предполагаем, что в субъективных представлениях юношей о собственных родителях будут прослеживаться две тенденции — принятие или непринятие собственных родителей, обусловленные стилем и способами семейного воспитания».
«Мы предполагаем, что уровень сюжетно-ролевой игры у дошкольников из детского дома значительно ниже, чем у детей, проживающих в семье. Это обусловлено рядом причин: в условиях детского дома у детей, во-первых, обеднены представления о социальной действительности; во-вторых, отсутствуют яркие эмоциональные переживания и наблюдается ограниченность внутренней жизни».
Тип 3. «Социальное поведение матери оказывает влияние на формирование типа привязанности между матерью и ребенком. Попытаемся проследить, как конкретный тип социального поведения матери формирует определенный тип привязанности к ней у ребенка».
В результате проведенных исследований гипотеза может быть подтверждена или опровергнута. Не следует бояться отрицательных результатов, которые не подтверждают гипотезу, ибо они тоже вносят свой вклад в изучение проблемы. Гипотеза может стать достоверной научной теорией лишь после должной опытно-экспериментальной проверки и подтверждения ее соответствующими фактами.
Выдвинув гипотезу исследования, необходимо определить задачи исследования. В задачах отражается последовательность выполнения исследования. Количество поставленных исследователем задач в курсовой работе должно быть не более четырех.
Количество и формулировка задач исследования зависят прежде всего от гипотезы исследования и структуры построения эмпирической (экспериментальной) части исследования.
Приведем примеры формулировок задач исследования в зависимости от конкретной темы и структуры построения эмпирической части исследования.
1. Тема исследования — субъективные представления о чувстве сорадости у современных подростков
Задачи:
— проанализировать теоретические подходы к проблеме чувства сорадости, сформулированные в психолого-педагогической литературе;
— выявить уровень представлений о чувстве сорадости у современных подростков;
— определить возможные причины (условия), характеризующие выявленный уровень представлений о чувстве сорадости;
— проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
2. Тема исследования — проблема предпосылок возникновения сюжетно-ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
— проанализировать теоретические подходы к проблеме предпосылок возникновения сюжетно-ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста;
— изучить особенности отношения к игре у младших дошкольников;
— сравнить реальное и игровое поведение у «играющих» и «неиграющих» младших дошкольников;
— изучить условия возникновения сюжетно-ролевой игры у «неиграющих» детей в младшем дошкольном возрасте.
3. Тема исследования — особенности развития межличностных отношений у младших школьников
Задачи:
— проанализировать теоретические положения по проблеме межличностных отношений у младших школьников из психологопедагогической литературы;
— выявить уровень развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте;
— разработать и апробировать способы и приемы, способствующие развитию межличностных отношений в младшем школьном возрасте;
— проанализировать полученные результаты и сделать выводы об особенностях развития межличностных отношений у младших школьников.
Примеры приведенных формулировок показывают, что первая задача всегда посвящена анализу теоретических положений по изучаемой проблеме, а задачи эмпирической части исследования могут иметь различную структуру построения:
1) эмпирическая часть исследования может содержать только констатирующий эксперимент, направленный на выявление конкретного уровня развития изучаемого явления; параллельно могут рассматриваться механизмы развития и вскрываться социально-психологические условия, определяющие данный уровень развития этого явления на конкретном возрастном этапе;
2) эмпирическая часть исследования может иметь классическую структуру построения и включать три этапа эксперимента:
• констатирующий — направлен на выявление (установление) фактического уровня того или иного процесса, свойства, признака, на который в последующем исследователь будет воздействовать;
• формирующий — направлен на активное формирование изучаемого свойства в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания;
• контрольный — представляет собой диагностические процедуры, в процессе проведения которых контролируется ход происходящих изменений и измеряются результаты.
Далее в разделе «Введение» указываются методы, которые будут использоваться в исследовании. Эти методы подразделяются на два типа:
1) метод теоретического анализа психолого-педагогических положений;
2) методы эмпирического исследования (приводятся с указанием конкретных методов и методик, используемых при изучении данной проблемы).
Более подробная характеристика используемых в исследовании методов представлена в первом разделе данного пособия.
Объем введения должен составлять 2—3 страницы машинописного текста (шрифт 14 кегля, полуторный интервал), но не может быть менее 0,5 страницы.
Следующим этапом выполнения курсовой работы является написание первой главы, которая посвящена анализу теоретических подходов (к решению конкретной проблемы), приведенных в психолого-педагогической литературе.
Ниже представлены примерные формулировки названий теоретических глав в зависимости от темы исследования:
• «Проблема предпосылок возникновения сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе»;
• «Теоретические подходы к проблеме морального развития детей в психолого-педагогических исследованиях»;
• «Теоретический анализ проблемы развития эмпатии в психолого-педагогической литературе»;
• «Проблема межличностных отношений и подходы к ее решению в психолого-педагогических исследованиях»;
• «Теоретический анализ возрастных закономерностей становления межличностных отношений»;
• «Теоретические подходы к проблеме проявления чувства сорадости на разных этапах онтогенеза»;
• «Теоретические подходы к проблеме исследования субъективных представлений о будущем в юношеском возрасте».
Теоретическая глава может иметь разную структуру, но, как правило, она включает три подраздела (пункта):
— в пункте 1.1 излагаются отечественные и зарубежные подходы к изучаемой проблеме с уточнением основных понятий, сущности изучаемого процесса, явления, качества, а также выделяются сходства и различия в авторских подходах и позициях;
— пункт 1.2 отражает психологическую характеристику возрастного развития на определенном этапе онтогенеза, указанном в теме исследования, или суть и механизм функционирования изучаемого явления и его специфику в определенном (изучаемом) возрасте;
— пункт 1.3 содержит анализ работ, отражающих условия, факторы, способы развития и формирования изучаемого явления.
По итогам теоретического анализа (в конце теоретической главы) обязательно должны быть сделаны выводы, позволяющие выделить значимые для исследования научные положения.
Следующим этапом выполнения курсовой работы является написание второй главы. Ее суть состоит в организации и методике проведения эмпирического исследования по конкретной проблеме изучения.
Приведем примерную формулировку названия второй главы: «Эмпирическое изучение предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста».
По своей структуре и содержанию вторая глава может быть представлена разными вариантами. В общем смысле она содержит следующие компоненты:
— пункт 2.1 — «Организация и методика проведения исследования...» (с указанием конкретной проблемы исследования). В данном подразделе подробно описывается место (или база) проведения эмпирического исследования, детально представляется выборка испытуемых, а также дается характеристика используемых методов и методик исследования;
— пункт 2.2 — «Эмпирическое изучение выраженности у испытуемых.» (далее указывается конкретное явление в соответствии с целью исследования). Здесь содержатся данные, полученные при помощи упомянутых методов и методик, их количественный анализ (констатация данных);
— пункт 2.3 — «Анализ полученных результатов». В этом пункте представляются качественный анализ и интерпретация полученных при исследовании результатов.
Структура и содержание второй главы зависят от типа исследования.
Если в рамках цели исследования требуется изучение явления в своем проявлении в аспекте чего-либо (возраста, условий, факторов и пр.), то применяется констатирующая стратегия эксперимента. При этом результаты представляются во второй главе по принципу, представленному выше.
Если целью исследования является изучение возможностей формирования явления или изучение его динамики в определенных и специально организованных условиях, то в пункте 2.2 представляются как данные выраженности явления (количественный анализ), так и его качественные характеристики (качественный анализ данных) с интерпретацией. Пункт 2.3 в этом случае должен отражать стратегию формирования заданных исследователем качеств (свойств, состояний) и содержать программу формирующего эксперимента с указанием цели и стратегии формирования. Целесообразно также включить пункт 2.4, в котором будет представлен анализ полученных изменений, произошедших у испытуемых — участников апробированной программы формирования. Это по своей сути отражение контрольного этапа экспериментального исследования, представленное в соответствии с требованиями.
Нужно отметить, что написание эмпирической части исследования (главы 2), в которой должны быть приведены, описаны и проанализированы результаты исследования, вызывает у студентов определенные трудности, что вполне объяснимо и даже закономерно.
Для облегчения этой работы приведем в качестве ориентира некоторые позиции, которые необходимо отразить во второй главе. Могут быть представлены следующие сведения:
1. Полный перечень использованных методик, их предназначение и краткое описание. Также необходимо сформулировать обоснование выбора конкретных методик и пояснить, какие именно задачи будут решены с их помощью. Если студентом используются широко известные методики, их не следует описывать подробно, достаточно указать название, цель и обоснование. Кроме того, студент должен обязательно привести ссылки на источники информации, где опубликованы данные методики.
2. Описание выборки испытуемых: количество, состав (соотношение количества мальчиков и девочек), возрастные параметры (средний возраст, возраст самого младшего, самого старшего испытуемого), социально-демографические характеристики и другие данные, если это необходимо в рамках темы исследования.
3. Описание условий и процедуры эксперимента или эмпирического исследования.
4. Сводные таблицы первичных эмпирических данных. Полные копии протоколов эксперимента не требуются, но исходные данные должны быть представлены в работе в соответствующих таблицах. Если таблицы большие по объему, их лучше разместить в приложении. Там же можно поместить и несколько наиболее интересных или типичных протоколов (или их копии), выдержки из протоколов, рисунки, сделанные испытуемыми, и т. д.
5. Первичная математическая обработка (количественный анализ данных). Можно привести только основные данные, поместив их в нижних строчках сводной таблицы данных.
6. Интерпретация полученных результатов.
Студент самостоятельно распределяет основной материал курсовой работы, выделяя главы или разделы обзора.
Порядок изложения курсовой работы должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение и является базой для последующей.
Следует сжато, логично и аргументированно излагать результаты исследований, избегать общих слов, бездоказательных утверждений и тавтологии.
В курсовой работе, как и в любой другой научной работе, не рекомендуется представлять материал от первого лица единственного числа (например, «я считаю...», «я наблюдал...», «по моему мнению...», «мне кажется.» и т. п.). Возможно использование личного местоимения множественного числа (например, «мы считаем.», «мы получили.» и т. п.) или изложение от первого лица множественного числа с исключением местоимения «мы» («на наш взгляд», «по нашему мнению, .»). Однако предпочтительно выражать мысли в безличной форме (например, «на основе проведенного анализа можно утверждать, что.», «проведенное исследование подтвердило.» и т. п.) или ссылаться на авторов: «по мнению автора данного исследования.».
В тексте курсовой работы обязательно должны быть сделаны ссылки на авторов и источники, из которых взяты цитаты, материалы и результаты тех или иных исследований. Это дает возможность разыскать источник и проверить достоверность сведений о цитировании документа, получить необходимую информацию и представление о содержании источника, языке, объеме текста. При цитировании следует обязательно использовать кавычки. Не допускается компилятивный пересказ текста и отдельных высказываний авторов, так как это негативно скажется на результатах проверки в российской системе обнаружения текстовых заимствований «Антиплагиат» и на показателе самостоятельности выполнения исследования.
Каждая глава заканчивается выводами. Их может быть несколько (обычно 3—4). В них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы, выделяется самое существенное для изучаемой темы. В выводах не используется цитирование, они не должны содержать ссылок на авторов.
Последним этапом написания курсовой работы является заключение, где подводится итог выполненной работы по теоретическому анализу и полученным эмпирическим данным. В заключении всегда отражаются одно-два фундаментальных теоретических положения, которые послужили основой для эмпирического исследования, проводимого автором работы. Также автор обобщенно представляет полученные эмпирические данные с учетом выдвинутой гипотезы исследования. С написанием различных вариантов заключений можно ознакомиться в библиотеке методического кабинета кафедры (УЛК, каб. 509).

3. Требования к оформлению текста курсовой работы и списка используемой литературы

Текст курсовой работы оформляется с полуторным интервалом, используемый шрифт — Times New Roman, кегль — 14, выравнивание — по ширине. Нумерация страниц указывается внизу по центру, номер на первой и второй («Задание на выполнение курсовой работы») страницах не указывается. Поля документа должны быть выставлены со следующими значениями: левое — 3 см, правое — 1,5 см, верхнее и нижнее — 2 см.
Заголовки глав и параграфов помещаются по центру страницы и выделяются полужирным шрифтом. Точки в конце заголовков не ставятся. Заголовки параграфов отделяются от текста пустой строкой.
Список литературы приводится в конце текста в алфавитном порядке и располагается под заголовком «Список используемой литературы». Иностранные источники следуют в списке литературы после русскоязычных.
Ниже приведены примеры описания источников (в соответствии с ГОСТ 7.32-2017 [20]).

Книги, монографии:
— написанные одним автором:
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М. : Смысл, 2005. - 352 с.
— написанные двумя или тремя авторами:
Куницына В.М., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение : учебник для вузов. — СПб. : Питер, 2001. — 544 с.
Справочное издание
Большой психологический словарь / под общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — 4-е изд., расширенное. — М. : Прайм-Еврознак, 2009. — 816 с.
Многотомное издание в целом
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. — М. : Книга по требованию, 2012. — 612 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. — М. : Педагогика, 1982. — 2754 с.
Многотомное издание с указанием конкретного тома
Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений в шести томах. Т. 4. — М. : Педагогика, 2012. — 431 с.
Диссертации и авторефераты
Павлова В.В. Сравнительный анализ инновационных технологий обучения с позиций деятельностного подхода : автореф. ... дис. канд. психол. наук. — М. : МГУ, 2008. — 24 с.
Фатыхова Р.М. Теоретические основы формирования культуры педагогического общения : дис. ... д-ра. пед. наук. — Екатеринбург : Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2001. — 383 с.
Статья из журнала
Волосиков М.И. Интеллектуальное развитие и моральное суждение младших школьников // Вопросы психологии. — 1987. — № 2. — С. 40—47.
Статья из книги или другого разового издания
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Опросник «Анализ семейной тревоги» // Диагностика семьи. Методики и тесты : учеб. пособие по психологии семейных отношений / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара : БахраХ-М, 2004. — С. 485—486.
Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.К. Вилюнаса. — М. : Изд-во МГУ, 1984. — С. 3—28.
Электронная статья
Горбунова Г.П. Психологическое время в структуре самосознания взрослого человека [Электронный ресурс]. —
Возможен также следующий вариант оформления:
Горбунова Г.П. Психологическое время в структуре самосознания взрослого человека [Электронный ресурс].
Архиреева Т.В. Самооценка академической компетентности младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование : электронный журнал. — 2009. — № 2.
Электронный журнал
Исследовано в России [Электронный ресурс] : многопредмет. науч. журнал / МФТИ. — Электрон. журнал. — Долгопрудный : Изд-во МФТИ, 1998.

Нормативные документы
Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон № 131-ФЗ : [принят Государственной думой 16 сентября 2003 года : одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года]. — Москва : Проспект ; Санкт-Петербург : Кодекс, 2017. - 158 с.
Оформление ссылок на литературу в тексте работы
При теоретическом анализе литературы используются и обобщаются мысли различных авторов. Некорректное заимствование чужих мыслей без упоминания авторов считается плагиатом. В научных работах принято обязательно указывать авторов той или иной идеи и делать ссылки, которые в тексте оформляются либо в виде квадратных скобок с указанием номера источника по списку литературы — [32], либо в круглых скобках — (Л.С. Выготский, 2008).
При ссылке на нескольких авторов в скобках даются номера источников по списку литературы, разделенные точкой с запятой: [13; 26] или (Л.С. Выготский, 2008; А.Н. Леонтьев, 2007).
Если в тексте приводится цитата, то в скобках пишется номер источника по списку литературы с указанием страницы: [74, с. 16] или (Л.С. Выготский, 2008, с. 37). Если же текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то пишется «Цит. по:», например: [Цит. по: 132, с. 14] или [Цит. по: Асмолов, 2004, с. 39—40].

Источник: Николаева, Э.Ф. Возрастная психология. Выполнение курсовой работы : электронное учебно-методическое пособие / Э.Ф. Николаева, Л.Ф. Чекина. — Тольятти : Изд-во ТГУ, 2020.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.