Карпенко А. Л. соискатель; Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова, кафедра социальной и педагогической психологии, г. Москва, Россия. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Формирование личности человека в соответствии с его полом происходит на протяжении всего этапа онтогенеза. Каждый этап вносит свой специфический вклад в превращение ребенка в будущего мужчину и женщину [3].
Что способствует формированию половой идентичности? Прежде всего взаимодействие с людьми - подражание родителю своего пола, имитация его поведения. Действие данного механизма можно ярко отследить, наблюдая за общением детей между собой или же поинтересоваться их любимыми занятиями. Мною проведено исследование, целью которого было изучение влияние эмоциональной связи с родителями собственного пола и противоположного пола на развитие половой идентичности у детей младшего школьного возраста. Предметом исследования являлось влияние эмоциональной связи с родителем собственного и противоположного пола на развитие половой идентичности. Гипотеза исследования включала в себя два пункта: 1) Предполагается, что эмоциональная близость с родителем собственного пола влияет на развитие половой идентичности у детей младшего школьного возраста. 2) Эмоциональная связь с родителями создает более благоприятные условия для формирования половой идентичности ребенка. Исследование с детьми проводилось на базе: Городской общеобразовательной школы № 1360, Городской общеобразовательной школы № 563, а также в детском отделении фитнес центра «Марина Клаб». Количество детей, задействованных в эксперименте: 50 человек. Все дети имеют нормальное интеллектуальное развитие, но разное социальное положение, состав семьи и условия для развития. В эксперименте участвовали дети, обучающиеся в 1 - 3 классах, возраст детей 6,5 - 9 лет. Обследование с каждым ребенком проводилось в определенной последовательности. Для исследования сформированности половой идентичности у ребенка, были выбраны следующие методики: «Несуществующее животное» и «Рисунок человека». Данные методики используются многими психологами для работы с детьми (Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика, М 2005; Психодиагностика под редакцией Бодалева А.А. и СтолинаВ.В.),так как они просты в применении и способны исследовать испытуемого сразу с нескольких сторон. Результаты исследования продемонстрировали, что в группе №1 и №2, куда входили мальчики с выраженными половыми качествами и девочки с выраженными половыми качествами, большой процент детей с хорошим эмоциональным контактом с родителем противоположного пола. А в группах № 3 и № 4, куда входили мальчики со слабо выраженными половыми качествами, девочки со слабо выраженными половыми качествами, контакт с родителем своего пола, в большинстве случаев нарушен. Этот факт дает право нам утверждать то, что уровень эмоциональной близости с родителем противоположного пола также, как и уровень близости с родителем своего пола, влияет на формирование половой идентичности у ребенка в младшем школьном возрасте. Если обратить внимание на диаграммы, которые демонстрируют результаты наличия полового контакта с обоими родителями, то мы увидим, что прослеживается тенденция нарушения данного контакта в группах детей с плохо сформированной половой идентичностью. Таким образом, становится очевидным, что плохой контакт с родителями действительно в большей мере влияет на принятие образа, который соответствует полу ребенка, на самоощущения ребенка, возможно, и на выстраивание отношений со своим и противоположным полами. Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей [4]. Тем не менее, существует и ряд объективных социальных факторов, которые, так или иначе, сказываются на каждой семе. Среди таковых можно отметить разрыв соседских, а нередко и родственных связей, все большая включенность женщины в производственную деятельность и ее двойная нагрузка – на работе и в семье, дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение, жилищные и материальные затруднения[5]. Все это в той или иной степени обусловливает трудности в осуществлении семьей ее воспитательных функций и сохранению эмоционального контакта с собственным ребенком. Однако при всей значимости перечисленных факторов не они играют решающую роль в возникновении отклонений и развитии личности ребенка. Наибольшую опасность представляют те ошибки, которые (вольно или невольно) допускают родители в построении взаимоотношений с собственными детьми. Родители забывают о том, что эти взаимоотношения всегда имеют воспитательный характер, который в свою очередь формирует внутренний мир ребенка, его взгляды на жизненные нормы и правила, а также на желание перенимать стереотипы поведения, свойственные родителю их пола.
Список литературы 1. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. – СПб., 2008. 2. Кернберг О. Отношения любви: Норма и патология. – М., 2009. 3. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979. 4. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М., 2004. 5. Dennis Coon, Psychology, University of Arizona, 2001.
Источник: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. – М.: Издательство НИИРРР, 2011. – 208 с. |