Тема семинарского занятия: Психокоррекционная работа с детьми с дисгармоническим развитием личности Вопросы для подготовки: 1. Этиология, патогенез и динамика психических расстройств в детском возрасте. 2. Психопатологические синдромы, наблюдающиеся преимущественно в детском возрасте. 3. Психопатологические синдромы, наблюдающиеся преимущественно у подростков. 4. Синдромы невротического уровня (невротические и неврозоподобные). 5. Психопатические и психопатоподобные синдромы. Психопатии, акцентуация личности. 6. Аффективные расстройства.
Студенты должны знать: - сущность понятия «дисгармоническое развитие»; - этиологию, патогенез и динамику психических расстройств в детском возрасте; - психологические особенности поведения детей с дисгармоническим развитием; - пути, методы, основные приемы и средства психокоррекционной работы с детьми с дисгармоническим развитием личности. Студенты должны уметь: - характеризовать виды дисгармонического развития; - характеризовать особенности проявления детских неврозов; - обратить внимание на причины формирования акцентуированных черт личности; - учитывать возрастные особенности в возникновении и развитии патохарактерологических черт личности; - осуществлять отбор методов и средств коррекции дисгармонического развития личности. Для подготовки к семинару необходимо: - усвоить понятия «психопатия», «акцентуация характера», «невропатия», «невроз»; - определить условия и причины формирования пато-характерологических черт личности; - характеризовать особенности проявления детских психопатий; - обратить внимание на причины нарушений темпа полового созревания; - определить основные средства психокоррекции с детьми с дисгармоническим развитием личности; - определить и усвоить сущность, задачи и содержание психокоррекционной работы с детьми с дисгармоническим развитием личности. Содержание занятия: Детские психопатии. Органические, конституциональные, приобретенные психопатии. Патохарактерологическое развитие личности. Невропатии. Нарушения темпа полового созревания: акселерация, ретардация. Детские неврозы. Психокоррекционная работа с детьми с дисгармоническим развитием личности. Темы рефератов: 1. Дети с нерезко выраженными отклонениями в развитии и трудностями школьной адаптации. 2. Профилактика невротического и патохарактерологического развития. 3. Влияние нарушений на развитие и обучение ребенка. Контрольные задания: 1. Продолжите высказывание: «Психопатия – это …». 2. Выделяют виды агрессии: a) социальную и биологическую; b) доброкачественную и злокачественную; c) личностную и ситуативную. 3. Назовите основные специфические методы психокоррекции отклонений в поведении и развитии детей и подростков.
Рекомендуемая литература: 1. Банщиков, В.М. Медицинская психология [Текст] : учеб. для мед. ин-тов / В.М. Банщиков, В.С. Гуськов, И.Ф. Мягков – М. : Медицина, 1967. – 239 с. 2. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми : монография / К. Бютнер; пер. с нем. – М. : Педагогика, 1991. – 144 с. 3. Власова, Т.А. Отбор детей во вспомогательную школу : пособие для учителя / Сост. : Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина. – М. : Просвещение, 1983. – 176 с. 4. Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А.И. Захаров. – М. : Медицина, 1982. – 216 с. 5. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова [и др.] ; под ред. Л.В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2003 – 480 с. 6. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский – М. : Академия, 2003. – 144 с. 7. Лубовский В.И. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.] ; под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2005. – 464 с. 8. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов : комплексная психологическая коррекция [Текст] : научное издание / А.С. Спиваковская. – М. : Изд-во Моск. унта, 1988. Источник: Шульга, М.Л. Специальная педагогика и специальная психология : методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям / М.Л. Шульга. – Пинск : ПолесГУ, 2014. – 106 с.
|