На главную Лекции и практикум по психологии Специальная психология Депривационные феномены и особенности личности детей и подростков с отклонениями в развитии
Депривационные феномены и особенности личности детей и подростков с отклонениями в развитии
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология

План:

1. Депривация, депривационные феномены, виды депривации

2. Депривация как причина и как следствие нарушенного развития

3. Влияние депривации на процесс формирования личности

4. Влияние первичного нарушения на ход формирования личности

5. Характерологическая специфичность разных форм дизонтогенеза

 

Депривация, депривационные феномены, виды депривации

Термин «депривация», активно вошедший в психологический словарь в середине 80-хгодов XX столетия, в буквальном смысле означает «лишение». По своей сути

• депривационные феномены представляют собой

о многообразные измененные состояния сознания и о различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития, вследствие более или менее длительного блокирования значимых психофизиологических потребностей.

В настоящее время не существует ни единой теории депривационных явлений, ни общей их классификации.Наиболее распространенная эмпирическая классификация базируется на выделении нескольких ее видов в зависимости от характера блокируемой потребности. Так, принято говорить о депривации: о сенсорно-перцептивной, о коммуникативной, о кинестетической, о эмоциональной.

Хорошо известно, что разные люди весьма индивидуально реагируют на депривационные ситуации.Человек может находиться достаточно долго в ситуации депривации, но при этом не проявлять никаких выраженных признаков депривационных феноменов, и наоборот.

Для профессионалов в области специальной психологии особый интерес представляют такие формы депривации, как:
о коммуникативная
о эмоциональная.

Депривация как причина и как следствие нарушенного развития

Недостаточность общения и эмоционального тепла, особенно в первые годы жизни, может весьма пагубно сказаться на психическом развитии ребенка. Указанные обстоятельства говорят о том, что депривационные ситуации могут стать серьезной причиной выраженных отклонений в развитии ребенка.

Некоторые варианты нарушенного развития сами являются причиной возникновения депривационных явлений, что дополнительно отягощает процесс развития.

Сказанное позволяет утверждать, что  депривация может выступать одновременно о и как причина нарушенного развития, о и как следствие нарушенного развития.

Помимо этого,для большинства детей с проблемами в развитии, особенно в дошкольном возрасте,характерна ситуация коммуникативной депривации.

Влияние депривации на процесс формирования личности

Все вышеизложенное делает проблему профилактики депривационных ситуаций в развитии проблемных детей чрезвычайно актуальной, как в практическом, так и в теоретическом отношении.Наиболее деформирующее влияние депривация оказывает на процесс формирования личности.

С точки зрения современного системного подхода личность чаще всего рассматривается не как отдельный компонент психики, а как особое свойство психики, способ организации и саморегулирования.

А. Н. Леонтьев характеризовал личность, как системное и сверхчувственное качество, указывая при этом на то, что носителем этого качества является телесный, чувственный индивид с присущими ему врожденными и приобретенными свойствами. Последние представляют собой лишь условия и предпосылки формирования личности человека, всецело не предопределяя ее сущности.

Влияние первичного нарушения на ход формирования личности

В специальной психологии долгое время основное внимание уделялось изучению преимущественно познавательных процессов. Но по мере возрастающего осознания значимости проблем трудовой адаптации и социальной интеграции инвалидов все больше актуализировался интерес к вопросам своеобразия формирования личности при различных отклонениях в развитии.

Одновременно с этим развернулась весьма бурная дискуссия по вопросам о том — может или не может оказывать негативное влияние первичное нарушение на ход формирования личности. Высказывалось несколько точек зрения.

1. Первая состояла в отрицании какого бы то ни было негативного влияния первичного нарушения на процесс формирования личности особого ребенка.

2. Сторонники второго подхода отстаивали идею о дифференцированном влиянии основного патогенного фактора.

3. Представители третьего направления постулировали идею,согласно которой развитие личности в целом должно с неизбежностью испытывать на себе негативное влияние основного нарушения.

Упомянутая нами дискуссия остается актуальной и в настоящее время.

Сегодня вряд ли может вызывать сомнения идея о негативном влиянии основного нарушения на процесс формирования личности особого ребенка.Системный характер строения человеческого сознания предполагает, что нарушения одного компонента или процесса его развития на определенном этапе с неизбежностью должно сказаться на прочих составляющих.

Характерологическая специфичность разных форм дизонтогенеза

Весьма важным и не до конца решенным является вопрос о характерологической специфичности разных форм дизонтогенеза. Проще говоря, вопрос о том, существуют ли типичные черты личности, свойственные только, скажем, для незрячих, неслышащих и т. д.? Выделяемые в современных исследованиях характерологические профили весьма многообразны, но пока не существует веских оснований считать их узко специфичными, т. е. характерными для конкретной формы дизонтогенеза. Следует также особо подчеркнуть и то, что приводимый список негативных личностных характеристик может быть свойственен не только лицам с самыми разными формами нарушенного развития, но и лицам без таковых. Тем не менее, сказанное означает, что совершенно разные причины способны приводить к весьма сходному результату, т. е. к общему набору отрицательных характерологических свойств, что вероятнее всего свидетельствует о непрямом, а опосредованном влиянии изначально разных причин. Это дает основание отнести отрицательные свойства личности к разряду модально неспецифических закономерностей нарушенного развития, да и то как факультативных, т. е. необязательных, имеющих место быть далеко не всегда и не у всех.

Личностные изменения возникают не прямо под влиянием нарушения какой-то конкретной функции, ибо сами функции безличны. Личность характеризуется внечувственностью, несводимостью к своим природным предпосылкам, в том числе и к отдельным функциям.Личность формируется в процессе включения человека в систему общественных отношений. Та или иная патология, прежде всего, затрудняет процесс врастания в эту систему, изменяет характер самих этих отношений как избирательных связей человека с миром и, прежде всего, с миром культуры. И только через нарушение этих связей, т. е. опосредованно, недостатки отдельной функции способны повлиять на процесс формирования личности.

Источник: Казакова О. В. Специальная психология: учебно-методическое пособие / О.В. Казакова. - Костанай: КГПУ, 2020. - 104 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.