На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Психофизиология коллективной деятельности
Психофизиология коллективной деятельности
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология

1.1.Взаимодействие в группе

Первые в мире исследования в области закономерностей, действующих в группах, были проведены русским психоневрологом В. М. Бехтеревым. Результаты своих исследований и наблюдений он опубликовал в книге «Коллективная рефлексология», которая вышла в свет в 1921 году. Проблеме групповой деятельности в современной профессиональной психофизиологии уделяется огромное внимание. И связано это прежде всего с постоянным усложнением современных автоматизированных систем. Особую актуальность проблема взаимодействия в группе имеет в операторских профессиях, так как они связаны с повышенным риском и часто сопряжены с экстремальными условиями.

Сегодня одиночный оператор - это, скорее, исключение из правил, чем реальный факт. Иногда оператор остаётся один на один с пультом управления, но такие периоды очень непродолжительны. Многие операторы трудятся в больших залах и кабинах экипажами, командами и сменами. Современные технические системы управляются большим количеством людей, и в этой связи возникает проблема изучения не только взаимодействия в системе «человек-машина», но и взаимодействия между операторами (или группами операторов).
Надёжность и эффективность функционирования сложных систем зависит от согласованности действия работающих, т. е. от совместной групповой деятельности.
Совместная деятельность - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры.
Отличительными признаками совместной деятельности являются:
1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции (переработки принятой информации);
2) наличие единой цели - предполагаемого результата совместной деятельности, отвечающего общим интересам;
3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями;
4) разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное целью, составом и уровнем квалификации исполнителей;
5) межличностные отношения, которые становятся постепенно самостоятельными и начинают оказывать влияние на всю совместную деятельность.
При этом важно учитывать, что совместная деятельность - это не простая сумма действий, выполняемых независимо друг от друга. Её существенным моментом является взаимосвязь и взаимодействие работающих.
В психологии взаимодействие - это одна из трёх координат общения ( другие координаты: коммуникация, т. е обмен информацией, и межличностное восприятие, т. е. познание людьми друг друга).
Взаимодействие - определённая форма организации совместной деятельности, когда члены группы ясно представляют общую цель, чётко распределяют функции и вырабатывают адекватные способы достижения цели.
В профессиональной психофизиологии и психологии безопасности труда большое внимание уделяется изучению процессов взаимодействия в малых группах.
Малая группа - совокупность людей, объединённых в пространстве и времени, совместно решающих ту или иную задачу и имеющих непосредственные контакты.
Примером малых групп могут быть экипаж самолёта, смена машинистов, производственная бригада. Малая группа включает в себя от 2 (по мнению некоторых психологов от 3) до 30 человек.
Обычно в психологии труда группа работающих, выполняющих общую задачу по управлению производственным процессом, рассматривается как система. Поэтому при изучении групповой деятельности применяются основные принципы системного подхода:
1) изучаемый объект (группа операторов) рассматривается как целостная система, состоящая из множества независимых элементов;
2) свойства системы не равны простой сумме свойств её элементов, а это значит, что групповая совместная деятельность сложнее и многограннее, чем просто сумма деятельностей отдельных членов группы;
3) системе в целом и каждому её элементу свойственна специфичность функционирования;

совместная деятельность

Рис. 7.1. Схема совместной деятельности

Взаимодействие операторов в малой группе может происходить на двух уровнях: формальном (деловые взаимоотношения, закрепленные определенными требованиями, нормами, инструкциями) и неформальном (межличностные взаимоотношения, складывающиеся из симпатий и антипатий членов группы).
Формальные взаимоотношения - это, прежде всего, действенные (направленные на получение определённого результата) взаимоотношения, они определяются объективными условиями, характером решаемой задачи, должностными инструкциями и т. д. В ходе совместной деятельности внутри группы люди обнаруживают также своё субъективное отношение к другим членам группы. Эти отношения называются межличностными.
В соответствии с двумя видами взаимоотношений различают формальную и неформальную структуру группы.
4) элементы системы - это целостные единицы.
Совместную деятельность можно представить в виде схемы (рис. 7. 1).
Формальная структура - это взаимодействие операторов по деловому признаку, неформальная структура определяется взаимными симпатиями и антипатиями. Высшей формой групповой организации является коллектив, где общие ценности становятся ценностями каждого члена группы. 
Создание атмосферы взаимного уважения и доверия в группе, т. е. налаживание межличностных взаимоотношений, является основой эффективного и безопасного труда.
Для того чтобы решение групповой задачи было успешным, члены группы должны обмениваться необходимой информацией, совместно принимать решения и выполнять их. Основными формами взаимодействия при этом являются следующие: психомоторное взаимодействие (осуществление совместных действий), взаимодействие при решении мыслительных задач и коммуникативное взаимодействие.
Взаимоотношения в малой группе имеют свои особенности:
1) члены группы часто пространственно изолированные друг от друга, и это затрудняет возможность непосредственного общения и наблюдения за действиями других членов группы;
2) члены группы должны помимо всего прочего уметь прогнозировать (предвидеть) возможные действия своих партнёров, причём часто это нужно делать при отсутствии непосредственного контакта с ними;
3) результат работы зависит не только от уровня индивидуальной подготовки членов группы, но и от их способности к совместному решению задачи.
При групповом управлении рабочим процессом действия любого члена группы влекут за собой изменения в управляемом объекте, что отражается на показаниях приборов. В зависимости от поставленной задачи эти изменения сразу или через какое-то время вызывают ответные действия других членов группы. Другими словами, действия одного человека вызывают не только изменения в управляемом объекте, но и целенаправленные реакции партнёров, которые связаны с этими изменениями. При групповой деятельности совместный результат складывается не из простого суммарного вклада каждого члена группы в общую деятельность (по принципу «стекания в одну воронку»), а из совместной взаимосвязанной деятельности, напоминающей принцип «сообщающихся сосудов».
В процессе формирования любой профессиональной деятельности складывается своеобразный резерв её возможностей, или «коллективная способность». Коллективная способность подразумевает, что каждый член группы как бы вносит в этот резерв свои способности, знания, умения, навыки. В целом резерв группы больше суммы резервов входящих в неё членов. В условиях совместной деятельности возникает возможность взаимного контроля и коррекции деятельности, что способствует повышению точности и эффективности. При групповой деятельности совершенствуется процесс восприятия (повышается его объективность), улучшаются характеристики памяти, более продуктивной становится умственная деятельность. Эти психологические преимущества групповой деятельности подтверждаются специальными исследованиями. Например, доказано, что темпы овладения знаниями и навыками в группе значительно выше, чем при индивидуальной деятельности. Особенно эффективна групповая деятельность, когда приходится сталкиваться с задачами и проблемами, имеющими несколько решений. Кроме того, качество групповых решений выше по сравнению с индивидуальными. Однако групповые решения требуют больше времени, чем индивидуальные.
Все рассмотренные выше преимущества групповой деятельности характеризуют лишь её потенциальные возможности. Реализация их на практике зависит от того, как организованна группа.

1.2. Организация групповой деятельности. Психологическая совместимость в группе

Эффективность групповой деятельности зависит от ряда факторов.
1. Величина группы
Принято считать, что чем больше группа, тем эффективнее и быстрее она будет работать. Однако это не совсем так. Для любой деятельности можно определить ту численность группы, при которой достигается максимальная эффективность. Эту численность можно назвать оптимальной. Но дело даже не просто в численности группы, а в том, как она организована, т. е. как распределены функции людей, входящих в группу, как эти люди связаны между собой. На рис. 7.2 представлены различные варианты организации группы в зависимости от решаемой задачи, «цепочка», «звезда», «круг», «сеть».

организация группы

Рис. 7.2. Варианты организации группы

Ведущая роль в групповой деятельности принадлежит информационным связям, поэтому, чем больше группа, тем больше таких связей. Но если задача сравнительно проста, то большое количество информационных связей снижает скорость решения задачи и повышает возможность ошибки. Поэтому для простых задач наиболее эффективна централизованная группа типа «звезда». При решении задач, требующих переработки больших объёмов информации, более эффективны группы, организованные по типу «сеть».
2. Распределение обязанностей.
В группе у каждого человека должно быть такое положение, которое наиболее соответствует его типу коммуникативного поведения. В социальной психологии различают четыре типа коммуникативного поведения при решении групповых задач: лидер, ведомый, обособляющийся, сотрудничающий.
У лидера ярко выражена ориентировка на власть в группе. Такие люди успешно трудятся при условии подчинения себе других членов группы.
Ведомый - это человек с ярко выраженной ориентировкой на подчинение. Такие операторы наиболее успешно решают исполнительские задачи.
Обособляющийся - это тип поведения с ярко выраженной индивидуальностью. Они успешнее работают при условии относительной изоляции от группы.
Люди сотрудничающего типа постоянно стремятся к совместному решению задачи. Такая деятельность наиболее приемлема для операторов, решающих одну задачу. Существуют специальные психологические методики, позволяющие определить для каждого человека тип его коммуникативного поведения и в соответствии с этим предоставить ему место в групповой деятельности.
3. Общение в группе
Общение членов группы (в частности речевое) оказывает существенное влияние на эффективность работы. Информирование о взаимных действиях повышает у работающих чувство уверенности, снижает эмоциональное напряжение, а, значит, способствует безопасности их труда. Общение обычно усиливается вначале деятельности (вырабатывается единая стратегия), при усложнении задачи ( вырабатываются новые способы решения), при увеличении количества членов группы (устанавливаются новые коммуникативные связи).
Нужно иметь в виду, что зависимость деятельности членов группы от интенсивности общения носит криволинейный характер: как очень высокая, так и очень низкая речевая активность не способствует эффективной работе. В первом случае усиленное речевое общение создаёт дополнительные помехи в работе и отражает слабую согласованность в деятельности работающих, во втором случае недостаточность обмена информацией приводит к рассогласованию действий.
4. Совместимость в группе
Под совместимостью понимается проявление тех или иных свойств отдельных работников, от которых зависит успешное выполнение групповой деятельности.
Более тридцати лет предпринимались попытки создать тесты совместимости, но проблема подбора команды до сих пор остаётся нерешённой: конфликты и напряжённые отношения по-прежнему являются причинами несчастных случаев, аварий и катастроф. Проблема совместимости может рассматриваться на различных уровнях: физиологическом, психофизиологическом, социально-психологическом. Совместимость конкретной группы работающих определяется характером выполняемой работы. В одном случае должна быть физиологическая совместимость (например, одинаковая физическая сила всех членов группы), в другом - психофизиологиче- екая (например, подвижность нервных процессов или скорость решения мыслительных задач), в третьем - социально-психологическая (например, такие черты характера, как общительность, чуткость).
Нужно иметь в виду, что разные виды деятельности предъявляют разные требования и к совокупности свойств, обуславливающих совместимость. Например, подбор команды оперативного персонала энергетической тепловой станции будет проводиться по одним правилам, команды авиадиспетчеров - по другим, экипажа пассажирского самолёта - по третьим. Правила подбора содержат ограничения, запреты, а также указания на необходимые профессиональные качества. Изучение труда людей, которые много времени проводят в непосредственном контакте друг с другом, позволяет сформулировать более расширенное понимание профессиональных качеств: это уже не только технические навыки и мышление, но и способность строить взаимоотношения в команде, владение профессиональной этикой (умение скрыть личные неприятности от группы, доброжелательность, сдержанность), быстрота и точность действий в экстремальных ситуациях.
Совместимость характеризует не отдельных индивидов, а их группу и имеет множественные проявления. Люди, входящие в группу, в одних видах деятельности могут быть совместимыми, а в других - несовместимыми. Важно иметь в виду, что понятие совместимости не всегда означает подобие тех или иных свойств. Некоторые виды групповой деятельности требуют не подобия, а, наоборот, различия между людьми (дополнение свойств одного свойствами другого). В процессе трудовой деятельности от членов коллектива требуется умение дополнять работу друг друга в целях решения общей задачи. В этом случае недостаточно правильного понимания задачи всеми членами команды и высоких профессиональных знаний и навыков каждого. Нужна та степень взаимодействия между членами группы, которая в различных видах групповой деятельности называется «сработанность», «слётанность», «сыгранность».
Особенно четко сработанность группы проявляется в экстремальных, аварийных ситуациях, когда от членов команды требуется слияние в единое целое.
Противоположным рассмотренному является понятие психологической несовместимости. Даже при длительной совместной работе согласованная деятельность не всегда бывает эффективной. В таких случаях группа не справляется с поставленными задачами, а между членами группы нередко возникают конфликты.
Психологическая несовместимость для группы это не только различие ценностных установок, отсутствие дружественных связей, неуважение и неприязнь друг к другу. При более глубоком психологическом анализе выясняется, что причины разобщенности и конфликтов заключается в неспособности понять друг друга в критических ситуациях, несинхронности психомоторных реакций, различии во внимании, мышлении, т. е. врождённые и приобретённые свойства личности, которые препятствуют совместной деятельности. Знание только индивидуальных качеств человека, входящего в группу, не достаточно. Необходимо изучать психологические особенности и закономерности, действующие в группах.

1.3. Лидерство в группе

Любая группа, выполняющая взаимосвязанную деятельность, имеет свою субординационную структуру, так как совместный труд нуждается в той или иной степени в управлении. Такое управление в небольших группах операторов осуществляет лидер, именно он ведёт группу к поставленной цели и взаимодействует с другими членами группы.
Лидерство в операторской деятельности, в отличие от руководства в больших коллективах, имеет свою специфику: формальный руководитель группы, лидер, в то же самое время является оператором. Как руководитель, он ставит задачи перед остальными операторами, во время работы принимает ответственные решения, от которых зависит судьба системы. Как оператор, выступает равноправным членом группы, участвуя в совместной деятельности. Более того, в интересах общего дела в какие-то периоды операторской деятельности ему бывает необходимо уступить функции лидера другому члену группы. Именно так бывает в лётных экипажах, где существует узкая специализация между членами экипажа.
Психологические эксперименты по моделированию групповой деятельности позволили более полно понять функции лидера в группе не только как более «сообразительного» её члена, обладающего выдержкой, способностью быстро и адекватно оценивать ситуацию, умеющего действовать точно и целенаправленно в интересах группы, но и как лица, способного к тонкому регулированию внутригрупповых процессов. Эти эксперименты показали также, что сложная групповая взаимозависимая деятельность не может быть эффективно выполнена группой, в которой не сформировалась необходимая для данной деятельности психологическая структура, регламентирующая строгое распределение функциональных обязанностей между членами группы: лидер - ведомые. В некоторых случаях в ходе эксперимента возникала борьба между двумя операторами за взятие инициативы в свои руки. Чаще всего в этой борьбе побеждал испытуемый, который более тонко и адекватно анализировал поступающую информацию, быстрее обобщал и прогнозировал возможные действия партнёров. В некоторых случаях появлялось как бы два равных по своим психическим способностям лидера. Но, оценив обстановку, кто-то из них очень быстро переходил на роль ведомого, поступившись своими эгоцентрическими интересами, устремлениями ради группового успеха.
Психологические исследования, которые проводились учёными с лётными экипажами, показали ложность мнения, что лидер - это самый лучший член группы, а ведомые - её второстепенные члены. И лидер и ведомые - это как бы должности в оркестре, где есть дирижёр и музыканты. Более того, не бывает хороших лидеров при плохих ведомых, так как группа является сложной системой, эффективность и безопасность работы в группе зависит от всех членов.
Проблема психофизиологической совместимости не исчерпывается лишь сработанностью группы при управлении сложной технической системой. В ряде профессий операторам приходится не только совместно работать, но и жить длительное время в групповой изоляции (подводники, космонавты). Здесь особое значение приобретает взаимная симпатия, дружба, т. е. всё то, что создаёт благоприятный психологический климат.
Источник: Сафронова Е. Б. Психофизиологический отбор на профессию: курс лекций / Е. Б. Сафронова. - Екатеринбург : УрГУПС, 2018. - 88 с.

 
Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.