Учение о стрессе в психологии
Лекции и практикум по психологии - Клиническая психология
Индекс материала
Учение о стрессе в психологии
Основные представления о классификации и этиологических факторах стресса
Особенности течения стрессовых реакций и посттравматические стрессовые нарушения
§ 1.4. Эмоциональный и психологический стресс
§ 1.5. Некоторые аспекты патофизиологии высшей нервной деятельности в структуре изучения механизмов стресса
§ 1.6. Теории стресса и психологические модели
Все страницы

§ 1.1. Понятие и патофизиологические основы стресса


Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввёл Уолтер Кеннон (Walter Bradford Cannon). У. Кеннон (1871 - 1945) - американский психофизиолог, физиолог. Окончил Гарвардскую медицинскую школу, доктор наук, член Национальной академии наук США, Лондонского королевского общества, иностранный почётный член Академии наук СССР. У.Кеннон предложил собственную концепцию эмоций. Согласно этой концепции выражение эмоций является результатом функций гипоталамических структур, а эмоциональное переживание — результатом стимуляции таламуса. Физиологические изменения и субъективные ощущения являются отдельными и независимыми, а возбуждение не должно проявляться раньше эмоций. Учёный ввёл понятие, названное им «реакция "бей или беги"» — состояние, при котором организм мобилизуется для устранения угрозы. Реализуется такой механизм посредством активации структур гипоталамуса, стимуляции надпочечников, активации симпатической нервной системы, выброса катехоламинов (адреналина, норадреналина), что приводит к немедленным физическим реакциям. У.Кеннон ввёл термины «стресс» (см. определение на с. 9) и «гомеостаз» («координированные физиологические процессы, которые поддерживают большинство устойчивых состояний организма»). Необходимо отметить, что У.Кеннон был редактором журнала «Американское обозрение советской медицины», поддерживал связь с И.П.Павловым. Особое внимание исследователь уделял нейрогуморальной регуляции функций организма, им введены понятия симпатин 1 (возбуждающий) и симпатин 2 (тормозный) — нейромедиаторы.


Проблема стресса подробно описана в работах Ганса Селье (Hans Hugo Bruno Selye) (1907 — 1982). Г. Селье родился в Вене в семье врача, имеющего собственную хирургическую клинику в городе Комарно (Австро-Венгрия). После развала АвстроВенгерской империи городок оказался на территории Чехословакии, и именно в этой стране Г. Селье получил образование — на медицинском факультете Пражского университета. Затем он продолжил учёбу в Риме и Париже. Г. Селье стал доктором медицины и химии в Праге в 1929 году, в 1931 г. он отправился в Университет Джонса Хопкинса, где обучался на стипендию Фонда Рокфеллера, а затем отправился в Университет Макгилл в Монреале, где в 1936 г. начал исследовать вопрос о стрессе. В 1945 г. он перешёл в Монреальский университет, где в его распоряжении находились 40 сотрудников и 15000 лабораторных животных. В 1949 г. он был номинирован на Нобелевскую премию. Ещё в 1920-е годы, во время обучения в Пражском университете, Г. Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (общая слабость, снижение аппетита, повышение температуры тела), сформулировал свойство - «универсальность, не специфичность ответа на всякое повреждение». Во время работы в Пражском университете он сформулировал гипотезу общего адаптационного синдрома, согласно которой болезнетворный фактор обладает пусковым действием, запускающим эволюционно выработанные механизмы адаптации. Позже он сформулировал концепцию стресса, предложил такие понятия, как физиологический стресс, болезни адаптации, установил роль нарушений электролитов и гормонов в развитии ишемической болезни сердца.
Большое впечатление на Г. Селье произвели его встречи и беседы в 1935 г. в Ленинграде с Иваном Петровичем Павловым. «Эти беседы вдохновляли меня в течение всей моей жизни. Портрет Павлова висит в холле нашего института рядом с портретами Эйнштейна и моего соотечественника, открывшего инсулин, сэра Фредерика Бантинга, который опекал меня, когда я начал изучать стресс», — вспоминает Г. Селье. Открытие И.П. Павловым условных рефлексов, можно полагать, предопределило направленность концепции стресса на понимание способности организма выходить па уровень готовности к экстремальным стрессогенным воздействиям, опережая их. Если на уровне целого организма результаты фило- и онтогенетического «обучения» преодолению неблагоприятных факторов реализуются, как известно, в значительной мере при участии центральной нервной системы, то «на клеточном уровне, — пишет Г. Селье, — обучение зависит главным образом от химического обусловливания и сводится к выработке защитных веществ типа гормонов или антител и модификации их действия с помощью других химических соединений (например, питательных веществ)». О неспецифических болезненных проявлениях защитных реакций организма, ставших основой учения о стрессе, неоднократно говорили И.П. Павлов и его ученики, называя их «стандартными формами нервных дистрофий», подчёркивая тем самым значение нервной регуляции в возникновении этих неспецифических реакций.
Универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» (уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочнокишечного тракта) позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившем впоследствии название «физиологический стресс». Стресс является неспецифической основой многих заболеваний .
* Тимус (вилочковая железа) - орган лимфопоэза человека и многих видов животных, в котором происходит созревание, дифференцировка и иммунологическое «обучение» T-клеток иммунной системы.
* Надпочечники - парные эндокринные железы, расположенные на верхней части почек, состоящие из коркового и мозгового вещества. Корковый слой вырабатывает кортикостероиды, минералокортикоиды, определённый вид половых гормонов. В мозговом веществе вырабатываются катехоламины (адреналин и норадреналин). Функции надпочечников разнообразны, основная роль регуляция обмена веществ и адаптация организма к неблагоприятным условиям.
От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продуцирование иммунных клеток заметно снижается в период физического или психического стресса.
Стресс (от английского stress - нагрузка, напряжение, повышенное напряжение) - совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров (физических и/или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
* Гомеостаз (др.греч. - «одинаковый, подобный» + «состояние, подвижность») - саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия.
На наш взгляд, необходимо обратить внимание на тот факт, что раскрытие процессов адаптации при воздействии внешних факторов изучалось многими отечественными учёными (А.Д. Сперанский, Д.Н. Насонов и др.). В научных трудах отечественных учёных явно прослеживаются направления в изучении механизмов неспецифической адаптации. Так, например, по мнению Д.Н. Насонова, содержимое протоплазмы похожим образом реагирует на любые изменения окружающей среды. Этот стереотип клетки был назван «Насоновым паранекрозом». Так, фактически и был открыт стресс, но не на организменном уровне (Г. Селье), а на уровне живой клетки.
Алексей Дмитриевич Сперанский (1887 - 1961) — советский учёный в области физиологии и патологии. А.Д. Сперанский — представитель нервизма. Его основные труды посвящены роли нервной системы в происхождении, механизмах развития; течении и исходах различных патологических процессов; методологии патологии и экспериментальной терапии. Академик АН СССР (1939 г.) и АМН СССР (1944 г.), в своём научном труде «Нервная система в патологии», опубликованном им в 1930 г., сформулировал концепцию необходимости поисков наиболее общих механизмов развития патологических процессов и ещё более чётко развил данное положение в другой своей книге «Элементы построения теории медицины». Формулируя основные положения своей концепции он писал: «... о специфических качествах агента мы судим по реакции объекта, то есть комплекса точно срегулированных частей. Или нужно отказаться от истории развития, или, признав, сделать соответствующие выводы. Можно ли, например, допустить, что живая протоплазма через миллионы лет и миллиарды форм сопротивления провела свою способность к совершенствованию, превратилась в человека, оставаясь всё время в зависимости от бесчисленных специфических агентов, готовых каждую минуту заставить её заново проявлять какие-то небывалые свойства?» .
Вторгаясь в эту систему извне, посторонний агент вызывает реакцию среди элементов, которые ни в один момент своей жизни не являются самостоятельными. Каждый из них включается в состав разнообразных, но постоянных рабочих комбинаций, как и эти последние сочетаются друг с другом системными связями. Физиологические раздражения приводят в действие определённые механизмы и на определённый срок. Далее процесс затухает или автоматически переносится в другую область, ибо порядок включения новых звеньев уже предопределён в самой работе.
Однако, говоря о типовых реакциях, нельзя вставать на механистические позиции и трактовать болезнь лишь как арифметическую сумму простейших типовых патологических реакций. Здесь следует учитывать одну важную особенность, чётко сформулированную академиком А.Д. Сперанским: «Как бы по внешности ни казалось элементарным биологическое явление, оно всегда представляет некоторую сложность, состоит из более простых. Трудность анализа и последующего синтеза заключается именно в том, что все части связаны здесь подвижно, то есть непрерывно изменяются во времени. При этих условиях стремление получить знание о целом путём определения всех входящих в него частей является безнадёжным, ибо уже с момента изъятия первого элемента остальные немедленно вступают между собой в качественно новый вид отношений. То же нужно сказать и об обратном воссоздании первоначальной комбинации».
Таким образом, А.Д. Сперанский предложил теоретические предпосылки учения о типовых (неспецифических) реакциях. В дальнейшем учение о стрессе получило довольно широкую известность, а исследования стали проводиться регулярно. К примеру, Г. Селье и его сотрудники опубликовали по проблеме стресса около двух тысяч научных работ.
В современной научной литературе можно встретить различные значения термина «стресс». Во-первых, под стрессом понимают сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие. Во-вторых, под категорию стресса попадают субъективные реакции, отражающие внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. Данное состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления (копинг), разворачивающиеся во внутриличностном плане. В-третью группу объединяются понятия стресса как неспецифических черт физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности. Эти реакции направлены на поддержание поведенческих действий и психических процессов по преодолению этих стрессовых эффектов .
По мнению Л.А. Китаева-Смыка, ведущего отечественного специалиста в данной области, стресс есть неспецифические физиологические и психологические проявления адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имеющих определённую значимость для человека. Л.А. Китаев-Смык (родился в 1931 г.) окончил 1-й Московский медицинский институт (в настоящее время - Первый Московский государственный университет имени И.М. Сеченова), в дальнейшем продолжил научную работу в Академии медицинских наук (АМН) СССР по направлению трансплантации эндокринных желёз, исследованию сердечных гликозидов и нейролептиков. В i960 г. он перешёл в секретный Лётноисследовательский институт, где руководил научной группой по изучению влияния невесомости на организм. В 1973 г. исследователь перешёл в Институт психологии Академии наук СССР, где он начал теоретическое обобщение результатов многолетних исследований. Им была создана и опубликована генеральная концепция стресса, в которой отражены вегетативные и соматические проявления, когнитивные изменения при стрессе и нарушения поведения людей при экстраординарных влияниях. С 1987 г. он изучал психологический и социальный стресс. С 1993 г. работал в Российском институте культурологии (РИК) - научно-исследовательском институте, существовавшем в 19322014 гг. Л.А. Китаев-Смык является автором более 300 научных работ, 7 монографий, в том числе по психологии, 12 изобретений. Учёный стал академиком Всемирной экологической академии (Академия ста) по секции «Экология психики».
По мнению Л.А. Китаева-Смыка, концепция стресса определила один из наиболее продуктивных подходов к решению проблем, связанных с перенапряжением человека. Такое перенапряжение является причиной ряда неблагоприятных явлений, таких как снижение рабочей активности, формирование «болезни стресса», ухудшение взаимоотношений между людьми и т.п. Поиски способов купирования этих и других неблагоприятных проявлений стресса лежат на путях исследования его феноменологии, функциональных механизмов, его системности и т.д. Результатам таких исследований посвящена монография Л.А. Китаева-Смыка «Психология стресса» (1983 г.). В ней осуществлён анализ психологических аспектов феномена стресса. Общий адаптационный синдром рассмотрен в развитии, при этом в его структуре автор выделил субсиндромы: эмоционально-поведенческий, вегетативный, когнитивный и социальнопсихологический. Дифференциация этих субсиндромов способ-
ствует пониманию и изучению стресса как специфической междисциплинарной категории. В монографии определены основные совокупности методов эмпирического и теоретического исследования стресса в разных его проявлениях; разработана концептуальная модель стресса; выявлены совокупности закономерностей, составляющих структуру и динамику стресса; показано гуманистическое начало концепции стресса, описаны функции стресса для защиты человека (организма, популяции) .
По мнению Ричарда Лазаруса (Richard S. Lazarus), физиологический и психологический стрессы существенно различаются между собой по особенностям воздействующих стимулов, по механизмам развития и характеру ответных реакций. Если при физиологическом стрессе происходит нарушение гомеостаза при непосредственном воздействии стимула на организм, а его восстановление осуществляется посредством висцеральных и нейрогуморальных механизмов, которые обусловливают стереотипичный характер реакций, то психологический стресс развивается в результате оценки значимости ситуации для субъекта, его интеллектуальных процессов и личностных особенностей .
Р. Лазарус (1922-2002) — американский психолог, специалист в области психологии личности и эмоций, психологического стресса и адаптации, психологического здоровья. Он — автор ряда шкал и опросников (в том числе Копинг-теста Лазаруса), широко применяемых в исследованиях эмоциональных состояний. В 1942 году Лазарус окончил Городской колледж Нью- Йорка. После службы в армии, он поступил в Питтсбургский университет, который окончил в 1948 году. После завершения обучения работал в Университете Джонса Хопкинса (1948—1953) и Университет Кларка (1953—1957). В 1957 году Р. Лазарус перешёл работать в Калифорнийский университет в Беркли, где оставался до самого выхода на пенсию в 1991 году. Начиная с конца 1950-х годов, Р. Лазарус начал проводить экспериментальные исследования по изучению эмоций и стресса. В 1966 г. выходит самая знаменитая книга Р. Лазаруса «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания»). Р. Лазарус в своей книге обратился к понятию «копинг» для описания осознанно используемых человеком приёмов для совладания со стрессом и с порождающими тревогу
событиями. Лазарус определял копинг как «непрерывно меняющиеся попытки в когнитивной и поведенческой областях справиться со специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека». Р. Лазарус был широко востребованным специалистом и часто читал лекции в университетах разных стран. В 1969 и 1970 годах учёного наградили стипендией Гуггенхайма. В 1989 году за выдающийся научный вклад Лазарус получил награду от Американской психологической ассоциации. В 1988 году Майнцский университет Иоганна Гутенберга присвоил ему звание почётного профессора. В 1995 году Лазурус стал почётным профессором Хайфского университета. После выхода на пенсию в 1991 году исследователь продолжал активно работать, писал многочисленные статьи и книги.


Вопросы для самопроверки
1. Понятие стресса, его интерпретации.
2. Патофизиологические основы стресса, их характеристика.
3. Исследователи стрессовых состояний в зарубежных странах. Их труды.
4. Отечественные исследования разновидностей стресса.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.