Управленческая деятельность как предмет психологического анализа |
Лекции и практикум по психологии - Управление персоналом | |||
4.1. Сущность, структура и уровни управленческой деятельностиДеятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта. Предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения. В основе деятельности всегда лежит какой-либо мотив или мотивы. Деятельность можно охарактеризовать на двух уровнях — внешнем (предметно-действенном) и внутреннем (психологическом). Предмет труда — это совокупность процессов и явлений, которыми субъект в процессе работы мысленно или практически оперирует. Средства труда — это совокупность орудий, дающих человеку возможности более эффективно воздействовать на предмет труда. Условия труда — это система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности.
Рис. 1. Уровни управленческой деятельности [33]
|
![]() |
Рис. 2. Процесс управления [19]
А.В. Карпов предлагает в основу построения системы управленческих функций положить несколько критериев. Эти критерии определяются содержанием деятельности руководителя. Они зафиксированы в понятии основных измерений управленческого труда: 1) измерение, связанное с организацией и регуляцией непосредственно деятельности управления (деятельностное измерение); 2) измерение, связанное с воздействием на важнейший компонент управленческой деятельности — на других людей, на персонал, — кадровое измерение; 3) измерение, связанное с направленностью управленческой деятельности на организацию непосредственно самого технологического процесса (в широком смысле) — производственно-технологическое измерение [33].
Эти три измерения — деятельностное, кадровое и производственно-технологическое (направленные, соответственно, «на администрирование», «на людей», «на дело») образуют три основных вектора управленческой деятельности и задают ее общее пространство. Они являются основаниями для выделения трех главных категорий управленческих функций [33].
Первая группа — деятельностно-административные функции: целеполагание, прогнозирование, планирование, организация исполнения, мотивирование, принятие решения, коммуникация, контроль, коррекция.
Вторая группа — кадровые функции: управление персоналом, включающее в себя дисциплинарную, воспитательную, арбитражную, психотерапевтическую функции.
Третья группа — производственно-технологические функции: оперативное управление, материально-техническое обеспечение, инновационная, маркетинговая.
Дополнительная группа включает производные функции: интеграционную, стратегическую, представительскую, экспертноконсультативную, стабилизационную.
Необходимо отметить, что любая из функций включает два основных плана реализации: 1) индивидуальный — это индивидуальная деятельность руководителя по их осуществлению; 2) общеорганизационный: любая из функций может быть обеспечена не только деятельностью руководителя, но и требует подключения многих иных структур управляемой организации.
Работа руководителя не укладывается в какую-то одну плоскость и требует от индивида обладания широким кругом навыков. Р. Дафт объединяет все навыки и умения руководителя в три категории: концептуальные, человеческие и технические, степень необходимости которых варьируется в зависимости от положения руководителя на служебной лестнице (рис. 3). Но независимо от нее эффективный руководитель должен обладать всеми тремя основны- мивидаминавыков.
![]() |
Рис.3.Взаимосвязь концептуальных,человеческих и технических навыков [19]
1. Концептуальные навыки — это когнитивные (познавательные) способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязи ее частей. К числу таких навыков относятся мышление руководителя, умение обрабатывать поступающую информацию и его способности к планированию. Менеджер должен представлять себе как роль каждого отдела фирмы в организации, положение компании в отрасли, так и ее роль в обществе и более широкой деловой и социальной среде. Это предполагает и способности к стратегическому мышлению, т. е. оценке долгосрочных перспектив организации. Концептуальные навыки необходимы всем менеджерам, но особое значение они имеют для руководителей высших уровней организации, которые должны уметь схватывать суть каждой возникающей ситуации, выделять важнейшие ее факторы и предугадывать дальнейшее развитие событий. По мере того как руководитель продвигается на верхние уровни иерархии организации, он должен уделять все больше внимания развитию концептуальных навыков.
но
2. Человеческие навыки — способности руководителя к работе с людьми и посредством людей, а также умение эффективно взаимодействовать в качестве члена команды. Проявляются во взаимоотношениях с сотрудниками: как он мотивирует их, как содействует их деятельности, как общается и разрешает конфликты. Руководитель с развитыми человеческими навыками мотивирует подчиненных к самовыражению, стимулирует их вовлеченность в деятельность организации. Роль человеческих навыков в управлении постоянно растет, чему способствуют и глобализация, и возрастание степени многообразия рабочей силы.
3. Технические навыки — это специальные знания и умения, необходимые для выполнения рабочих задач, т. е. навыки использования технологий и оборудования, необходимых при выполнении конкретных функций (например, исследования, производство или финансы). Владение руководителя техническими навыками предполагает наличие профессиональных знаний, аналитических способностей и умения правильно применять инструментальные средства для разрешения проблем в определенной области. Особенно важны технические навыки на низших организационных уровнях. Многие работники получают свою первую управленческую должность (т. е. становятся руководителями) благодаря прежде всего своим навыкам в технической области. Однако по мере продвижения по ступенькам иерархии потребность в них уменьшается, а значение человеческих и концептуальных навыков возрастает [19].
Исследования Г. Минцберга и других ученых показывают, что управленческая деятельность может быть описана в терминах исполнения руководителями десяти основных ролей.
Роль — это набор представлений о поведении руководителя. Основные роли могут быть сгруппированы в три категории: информационные (управление информацией), межличностные (управление людьми) и связанные с принятием решений (управление действиями). Каждая роль предполагает выполнение определенных видов деятельности, что в конечном итоге и обеспечивает выполнение всех четырех управленческих функций (планирование, организация, лидерство и контроль).
Информационные роли. Описывают виды управленческой деятельности, направленные на создание и развитие информационной сети. У высших руководителей 75 % рабочего времени уходит на разговоры с другими людьми. Роль наблюдателя предполагает получение текущей информации из множества источников: от вышестоящих руководителей, коллег и подчиненных, средств массовой информации, внешних субъектов. Руководитель одной канадской страховой компании регулярно, раз в 40 дней посещает отдел обслуживания клиентов и интересуется их оценкой уровня предоставляемого обслуживания. Роли проводника и оратора представляют собой прямую противоположность роли наблюдателя, так как, исполняя их, управленец передает текущую информацию другим людям в организации и вне ее.
Межличностные роли. Реализация межличностных ролей предполагает взаимоотношения с другими людьми и использование человеческих навыков. В роли главы руководитель проводит в своем отделе или организации церемонии и различные символические мероприятия, представляет фирму в целом. Роль лидера требует от управленца действий, направленных на мотивацию подчиненных, осуществление коммуникаций и оказание влияния. Руководитель как связующее звено обеспечивает устойчивость информационных связей как внутри организации, так и за ее пределами. В качестве примера можно привести беседу между проверяющим и ответственным за выполнение плана менеджером по поводу исполнения бюджета.
Роли, связанные с принятием решений. Эти роли значимы в ситуациях выбора или необходимости действий. Роль предпринимателя заключается в инициировании перемен и реализации действий, позволяющих исправить недостатки. Управленец как «пожарный» занимается разрешением конфликтных ситуаций между подчиненными или между своим отделом и другими подразделениями организации. Роль распределителя ресурсов связана с решениями о наиболее целесообразном использовании людей, времени, оборудования, бюджетных средств и прочих ресурсов для достижения планируемых результатов. Руководитель решает, на какие проекты выделить деньги, какие из жалоб покупателей рассмотреть в первую очередь, как распорядиться собственным временем. Роль участника переговоров заключается в осуществлении коммуникаций и заключении сделок, способствующих достижению необходимых организации результатов. В этой роли руководитель может встречаться и вести формальные переговоры с поставщиками о доставке грузов, с проверяющими о необходимости выделения дополнительных средств из бюджета или с профсоюзом о жалобах работников.
Предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Все характеристики и признаки управленческой деятельности образуют в своей совокупности определенный симптомокомплекс психологических особенностей, которые характеризуют управление как особый тип профессиональной деятельности и отличают ее от других видов.
Выделяют три основные категории управленческих должностей, содержание деятельности которых существенно различается по степени выраженности основных признаков управленческой деятельности. Это уровни руководителей низшего, среднего и высшего звеньев.
Функция управления — это обособленный вид деятельности, который необходим для реализации целей функционирования организации. Процесс управления — совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий руководителей разных управленческих уровней по реализации функций управления, направленных на достижение целей организации. Изучение функций управления — одна из задач психологии управления, так как любое их изменение приводит к изменению структуры управленческой деятельности.
Все навыки и умения руководителя можно объединить в три категории: концептуальные, человеческие и технические. Степень выраженности этих навыков варьируется в зависимости от положения руководителя на служебной лестнице. Управленческая деятельность может быть описана в терминах исполнения руководителями определенных ролей. Основные управленческие роли могут быть сгруппированы в три категории: информационные (управление информацией), межличностные (управление людьми) и связанные с принятием решений (управление действиями).
Вопросы для закрепления материала
1. Перечислите специфические особенности управленческой деятельности.
2. Назовите основную цель управленческой деятельности.
3. Охарактеризуйте основные уровни управленческой деятельности.
4. Что такое функция управления?
5. Перечислите основные управленческие функции по Р. Дафту.
6. Охарактеризуйте подход к классификации функций управления А.В. Карпова.
7. В какие категории объединяет Р. Дафт все умения и навыки руководителя?
8. Какую роль играют в процессе управления человеческие навыки?
9. Какие роли выполняет управленец в своей деятельности?
Источник: Бергис, Т.А. Психология управления : электронное учебное пособие / Т.А. Бергис. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2021.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |