Вопросы для обсуждения: 1. Определение внимания. Функции. 2. Физиологические основы внимания. 3. Сравнительная характеристика видов внимания. 4. Структура внимания. Развитие внимания у детей.
2) Виды внимания: 2. Ответьте на вопросы. 1. Каковы особенности развития внимания в онтогенгезе? 2. С чем связана возможность выполнения людьми даже неинтересной работы? 3. Почему в 1 классе текст задачи, задания к упражнениям целесообразнее читать учителю? 4. Почему в начальной школе не следует давать домашнее задание непосредственно перед самым звонком с урока? 5. Почему на уроках в начальной школе следует использовать динамическую наглядность? 6. Почему в 1-2 классах не рекомендуется во время урока входить в класс и делать объявления?
3. Заполните пробелы. Внимание - это ____________ , при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней. Внешнее внимание обращено на______________ и явления окружающего мира, на действия других людей. Такое внимание можно наблюдать у ребенка с самого рождения: поворот _______________ в сторону звука, фокусирование ___________ на лице мамы. У детей дошкольного возраста внимание направлено на их______________________________________________________________ мир. Когда ребенок вдруг останавливае тся и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Так же выделяют три основных ____________ внимания: непроизвольное, произвольное,_______________ ____________ внимание возникает само собой, без усилий ребенка на его возникновение и сохранение. Яркое, шумное вызывает интерес, но он кратковременный и как только объект перестает быть интересным, данный вид внимания прекращается. ______________ внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим более интересным для него занятием. Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в ____________________ . Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания. Так же внимание дошкольника обладает следующими свойствами: объем, _____________ , концентрация, избирательность, ________________ , переключаемость. Объем внимания характеризуется__________ объектов, за которыми ребенок может следить, не теряя внимательность. _______________ показывает, как долго ребенок может > сосредотачиваться на объекте или выполняемой деятельности. Концентрация внимания показывает, насколько____________ ребенок может сосредоточиться на объекте, способен ли он сопротивляться отвлекающим моментам. Избирательность внимания позволяет ребенку сосредоточиться на ________________________________________________________________ части объекта, что помогает ему успешно решить задачу. ________________________________________________________ означает возможность уделять равнозначное внимание нескольким объектам, выполнять несколько различных действий без ошибок. Переключаемость внимания способствует быстрому _________ с одного вида деятельности на совершенно другой, при этом ребенок испытывает определенное нервное напряжение, которое с возрастом становится менее выраженным.
4. Самодигностика.
При помощи соответствующих методик и самонаблюдения оцените своё внимание по следующим параметрам: 1. Активность (произвольное , непроизвольное). 2. Направленность (внешнее, внутреннее). 3. Широта (объём, распределение). 4. Переключение (лёгкое, трудное). 5. Интенсивность (высо ая, низкая). 6. Устойчивость (устойчивое, неустойчивое). Дайте интерпретацию полученным данным, предложите методы по коррекции и совершенствованию качеств внимания:Источник: Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «общая психология» Составители: канд. психол. наук, доцент О.В. Леганькова; доктор психол. наук, проф. Л.А. Кандыбович; старший преподаватель О.В. Гордиюк; преподаватели Т.С. Аверьянова, А.Л. Сялицкая. Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» 2013 г |