На главную Лекции и практикум по психологии Тесты и рекомендации для студентов Фонд оценочных средств по дисциплине «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»
Фонд оценочных средств по дисциплине «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»
Лекции и практикум по психологии - Тесты и рекомендации для студентов

Оценочные средства для проведения текущего контроля


I. Письменный опрос


Вопросы, по которым осуществляется опрос

 

1. Современные теоретические подходы к организации психолого-педагогического просвещения участников образовательных отношений.
2. Структура профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.
3. Профессионально важные качества педагога- психолога.
4. Моделирование профессиональной деятельности педагога-психолога.
5. Инновационная профессиональная деятельность педагога-психолога.
6. Диагностическая работа в профессиональной деятельности педагога-психолога.
7. Психолого-педагогическое просвещение в профессиональной деятельности педагога-психолога.
8. Профилактическая работа в профессиональной деятельности педагога-психолога.
9. Коррекционно-развивающая работа в профессиональной деятельности педагога-психолога.
10. Психологическое консультирование в профессиональной деятельности педагога-психолога.
11. Проектирование и осуществление диагностики психического развития и межличностных отношений участников образовательной организации.
12. Научно обоснованные методы и методики психолого-педагогических исследований.
13. Теоретические и методические основы диагностики психического развития обучающихся.
14. Диагностика психического развития обучающихся.
15. Проектирование профилактических и коррекционно-развивающих программ.
16. Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога.
17. Психологические особенности субъектов образовательного процесса.
18. Современные технологии менеджмента.
19. Современные модели и принципы управления.
20. Психологическая служба и особенности работы педагога-психолога в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.


Критерии оценивания


Зачтено выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение уверенно применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование принятых решений.
Не зачтено выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач.


II. План диагностической работы педагога-психолога


Составление плана диагностической работы педагога- психолога предполагает раскрытие следующих пунктов:
1. Цель и задачи.
2. Участники образовательного процесса.
3. Название или направление работы (занятие или проведение диагностики).
4. Условия проведения.
5. Ответственный.
6. Сроки проведения.
7. Предполагаемый результат.


III. Конспект анализа нормативных документов


Конспект анализа нормативных документов проводится по следующей схеме:

1) название документа;
2) краткое содержание документа.


IV. План просветительской работы педагога-психолога


План просветительской работы педагога-психолога составляется по следующему образцу:
1. Цель и задачи.
2. Участники образовательного процесса.
3. Название или направление работы (беседа или организация собрания).
4. Условия проведения.
5. Ответственный.
6. Сроки проведения.
7. Предполагаемый результат.


V. Практические рекомендации по организации профессиональной деятельности педагога-психолога


Практические рекомендации предполагают указания по организации профессиональной деятельности педагога-психолога с целью управления деятельностью потенциальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность, и организации просвещения участников образовательного процесса. Количество рекомендаций 10-15.


VI. Конспект анализа методов и методик диагностической работы педагога-психолога


Конспект анализа методов и методик профессиональной диагностической работы составляется по следующей схеме:
1) методы диагностики;
2) автор;
3) название методики диагностики:
4) исследуемая функция.


VII. Конспект анализа методов психологического просвещения субъектов образовательного процесса


Конспект анализа методов психологического просвещения субъектов образовательного процесса составляется по следующей схеме:
1) название;
2) описание;
3) область применения.


VIII. Модель деятельности педагога-психолога по организации диагностической работы в начальной школе


Модель профессиональной деятельности педагога- психолога предполагает описание содержания следующих этапов профессиональной деятельности педагога- психолога:
1) целевого,
2) содержательного,
3) организационного,
4) оценочного и
5)результативного.


IX. Реферат


Темы рефератов (на выбор)
1. Профессиональная деятельность педагога- психолога.
2. Моделирование профессиональной деятельности педагога-психолога.
3. Инновационная профессиональная деятельность педагога-психолога.
4. Диагностическая работа в профессиональной деятельности педагога-психолога.
5. Профилактическая работа в профессиональной деятельности педагога-психолога.
6. Коррекционно-развивающая работа в профессиональной деятельности педагога-психолога.
7. Психологическое консультирование в профессиональной деятельности педагога-психолога.
8. Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога.


Требования к написанию реферата


1. Структура реферата: титульный лист, содержание, введение, основная часть (два-три параграфа), заключение, библиографический список.
Первая страница (титульный лист) не нумеруется. Вторая страница нумеруется цифрой 2. Содержание включает параграфы реферата с указанием их страниц. Введение начинается на странице 3.
Введение должно включать:
а) актуальность избранной темы;
б) цель;
в) задачи;
г) личную значимость.


Основное содержание реферата раскрывается, как правило, в двух-трех параграфах и обобщается в разделе «Заключение». В Заключении даются выводы, к которым пришел автор. На последней странице реферата помещается библиографический список (не менее 20 источников).


2. Общий объем реферата составляет не менее 20 печатных страниц (включая титульный лист и библиографический список).
3. Ссылки на библиографический список оформляются в квадратных скобках, например [1, с. 56], где первое число обозначает номер источника, а второе - страницу из этого источника. Библиографический список оформляется согласно действующему ГОСТу.


X. Эссе на тему «Профессиональная деятельность педагога-психолога»


Эссе (из фр. essai - попытка, проба, очерк; от лат. exagium - взвешивание) - литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, передающее индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, теме, о том или ином событии или явлении.


Требования
1. Объем эссе не должен превышать 1-2 страницы формата А4, размер шрифта - 14.
2. Идея эссе должна быть понятной. Эссе должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия собственной позиции.
3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
5. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.


Структура эссе
1. Введение;
2. Основная часть: тезис (сужение, которое надо доказать) и аргументы (это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др.);
3. Заключение.


Во введении обосновывается актуальность и практическая значимость темы эссе. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который будет дан ответ. В основной части дается ответ на поставленный вопрос. На этом этапе необходимо изложить собственную точку зрения и ее аргументировать. В заключении резюмируются главные идеи основной части, подводящие к предполагаемому ответу на вопрос или заявленной точке зрения, делаются выводы (вывод - суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов; это мнение, основанное на анализе фактов).


XI. Карта профессии


Для разработки «карты профессии» педагога- психолога рекомендуется использовать профессиональный стандарт педагога-психолога, ФГОС ВО по психологопедагогическому направлению подготовки, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, а также следующие учебные пособия: В.Л. Бозаджиев «Психолог: профессия и личность», И.В. Вачков «Введение в профессию «психолог», В.И. Долгова «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», И.В. Дубровина «Практическая психология образования», Э.Ф. Зеер «Психология профессий», Е.П. Ильин «Дифференциальная психология профессиональной деятельности», Е.А. Климов «Психолог. Введение в профессию», Е.А. Климов «Психология профессионального самоопределения», Е.С. Романова «147 популярных профессий», В.Б. Успенский «Введение в психолого-педагогическую деятельность».


Образец карты профессии «педагог-психолог»


1. Содержание труда:


- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ;
- оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.


2. Педагог-психолог должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, Декларацию прав и свобод человека, Конвенцию о правах ребенка, нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику, основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, про- фессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики, методы активного обучения, социально - психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка, методы и приемы работы с
обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности.


3. Профессионально важные качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности: эмпатия, толерантность, эмоциональная
устойчивость, самостоятельность, наблюдательность, общительность, коммуникативность, общая культура, стремление к профессиональному росту, работоспособность, умение управлять собой, оптимистичность, гуманность, организованность, ответственность, инициативность, способность к саморегуляции, высокий уровень развития переключения и распределения внимания, высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания, хорошее развитие образной и словеснологической памяти, высокий уровень развития образного мышления, развитие логического мышления, вербальные способности, организаторские способности, способности к самоконтролю, умение хранить тайну, умение прогнозировать события.


4. Медицинские противопоказания: дефекты зрения и слуха, нервные и психические заболевания, инфекционные заболевания.


5. Требования к квалификации:
- высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы;
- высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.


XII. Образец ситуации, содержащей психологопедагогическую проблему, решение которой возможно посредством технологий руководства или социального взаимодействия [48]


На уроке молодого учителя математики.
- Овчарова, идите к доске.
- Я не пойду, я ничего не знаю.
- Идите к доске, я обещаю, что вы не будете отвечать.
- Я и писать не буду.
- Хорошо, вы и писать не будете.
Овчарова выходит, ждет подвоха, класс следит.
- Значит у нас договор: вы не отвечаете и не пишете.
- Да.
Иванов, идите к доске, решайте (дает листок с примером). К Овчаровой:
- Я помню, вы не отвечаете и не пишете, поэтому просьба: проконсультируйте Иванова.
Овчарова выполняет на пару с Ивановым задание, увлекается, берет мел и хочет что-то написать.
Учитель:
- Нет-нет, мы договорились, что вы писать не будете.


Материалы для промежуточного контроля


I. Контрольная работа
Примерные задания контрольной работы,
направленные на изучение уровня
сформированности знаний


Задание 1. Дайте определение понятию «профессиональная деятельность».
Задание 2. Перечислите особенности профессиональной деятельности педагога-психолога.


Примерные задания контрольной работы, направленные на изучение уровня сформированности умений
Задание 1. Составьте план диагностической работы педагога-психолога.
Задание 2. Проанализируйте диагностику, направленную на изучение межличностных отношений обучающихся.


Примерные задания контрольной работы, направленные на изучение уровня сформированности владений

Задание 1. Прочитайте предложенную ситуацию.


Некоторые родители считают, что в первом классе учиться трудно, поэтому следует готовить ребенка к учебе в школе, т.е. учить его читать и считать. Приведем отрывок из письма одной мамы: «Помогите мне, посоветуйте, как заставить моего сына научиться читать и считать? Что я только не делала, ничего у меня не получается. Как будто бы и начал складывать слова, но кажущийся успех оказался кратковременным. Как же мой сын будет учиться в школе?.
1. Расскажите и обоснуйте, в чем заключается подготовка детей к обучению в школе.
2. Разработайте рекомендации родителям по подготовке детей к школе.


Задание 2. Докажите необходимость проведения пе- дагогом-психологом просветительской работы с родителями будущих первоклассников.


Критерии оценивания


За каждое верно выполненное задание начисляется 1 балл.
1 балл выставляется студенту, показавшему систематизированные знания учебной программы дисциплины, умеющему применять полученные знания при решении конкретных заданий, правильно обосновавшему принятые решения.
0 баллов выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины, не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач.


II. Перечень вопросов к экзамену


1. Категориальный аппарат педагогики и психологии профессиональной деятельности.
2. Особенности профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.
3. Основные направления профессиональной деятельности педагога-психолога.
4. Профессиональная компетентность педагога- психолога.
5. Технологии в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.
6. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.
7. Основные требования к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.
8. Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога.
9. Проектная деятельность педагога-психолога.
10. Технологии программно-целевого планирования профессиональной деятельности педагога-психолога.
11. Моделирование деятельности педагога- психолога.
12. Этапы формирования готовности к инновационной деятельности.
13. Понятие «индивидуальный стиль деятельности».
14. Профессионально важные качества педагога- психолога.
15. Структурные компоненты профессиональной деятельности.
16. Компоненты профессиограммы.
17. Инновационная профессиональная деятельность педагога-психолога.
18. Рефлексия и самооценка способов и результатов профессиональной деятельности.
19. Инновационные технологии в работе педагога- психолога.
20. Пути формирования индивидуального стиля.
21. Виды профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.
22. Психолого-педагогическое просвещение в профессиональной деятельности педагога-психолога.
23. Диагностическая работа в профессиональной деятельности педагога-психолога.
24. Профилактическая работа в профессиональной деятельности педагога-психолога.
25. Психологическое консультирование в профессиональной деятельности педагога-психолога.
26. Современные теоретические подходы к организации психолого-педагогического просвещения участников образовательных отношений.
27. Структура профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.
28. Профессионально важные качества педагога- психолога.
29. Коррекционно-развивающая работа в профессиональной деятельности педагога-психолога.
30. Проектирование и осуществление диагностики психического развития и межличностных отношений участников образовательной организации.
31. Научно обоснованные методы и методики психолого-педагогических исследований.
32. Современные методы профессиональной диагностической работы.
33. Теоретические и методические основы диагностики психического развития обучающихся.
34. Диагностика психического развития обучающихся.
35. Проектирование профилактических и коррекционно-развивающих программ.
36. Современные технологии менеджмента.
37. Современные модели и принципы управления.
38. Психологическая служба и особенности работы педагога-психолога в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.


Критерии оценивания


Оценка «отлично (5)» выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение уверенно применять их на практике при решении конкретных задач, свободно и правильно обосновавшему принятые решения.
Оценка «хорошо (4)» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении задач некоторые неточности.
Оценка «удовлетворительно (3)» выставляется студенту, продемонстрировавшему фрагментарный, разрозненный характер знаний, давшему недостаточно правильные формулировки базовых понятий и нарушившему логическую последовательность в изложении программного материала, но при этом он владеет основными разделами учебной программы, необходимыми для дальнейшего
обучения, и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуации.
Оценка «неудовлетворительно (2)» выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач.

Источник: Барышникова, Е.В. Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления [Текст]: учебное пособи - Челябинск: Изд-во Юж- но-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2019. - 198 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.