В последнее время одной из самых обсуждаемых в общественности тем является увеличение количества подростков, желающих свести счеты с жизнью. Причём эта тема актуальна как для России в целом, так и для Челябинской области в частности. Сложно сказать какова официальная статистика по суицидам в нашей области, но специалисты отмечают, что их число резко возросло за последний год. Так, по словам М. Павловой (уполномоченный по правам человека в Челябинской области) в 2015 году покончили жизнь самоубийством 7 подростков, в 2016 — 27 подростков, в 2017 году к середине марта от 6 до 8 случаев. Пока подготавливалось данное пособие еще порядка десяти суицидов совершено подростками в разных районах Челябинской области. Причем важно понимать, что официальная статистика не всегда показывает полную картину происходящего. Часть суицидов маскируется под несчастные случаи.
Одним из стимулов к такому поведению является популяризация темы смерти в сети интернет. Также стоит отметить увлеченность подростков, новой игрой в социальных группах — «Синий кит», которая меняет названия (в последней версии «Красная сова»), но содержит смертоносный характер. Существуют разные версии относительно ее создателей, но на данный момент эту игру называют новым видом терроризма. Сложно небольшой группе людей, одержимых идеей манипулирования, проворачивать схемы провокации детей к смерти по всей стране. Причем отмечается, что «Киты» или «Совы» пришли и в другие страны: Казахстан, Украину, Эстонию, Финляндию. Все выше сказанное, несомненно, говорит о необходимости проведения экстренных мер по профилактике суицидального поведения среди детского населения.
§ 3.1. Социальные причины суицидального поведения
Добровольный уход детей из жизни противоречит законам природы и поэтому шокирует наше сознание. Почему это происходит? Какая ситуация и причины заставляют современных подростков таким фатальным образом решать свои проблемы? Не лишним будет сказать, что проблема детской смертности была характерна для России и раньше. Особенно эта тенденция стала проявляться в период распада СССР. Когда на смену коллективизму пришел менталитет индивидуализма. До революции 1917 года Россию сохраняла Христианская вера. В православии совершение самоубийства является самым страшным грехом. Человек не должен самовольно распоряжаться с даром, который ему дал Господь Бог. Раньше самоубийц хоронили за церковной оградой, не отпевали, поминали раз в год. Все это меняло отношение к жизни и смерти человека. После революции в стране воцарился социализм, отрицающий Христианскую веру, но заменяющие ее социалистической основой. Людям давали надежду на защищенность, светлое будущее и определенность в настоящем. Двадцатые- тридцатые годы были временем энтузиазма и пятилеток. Хотя для некоторых и временем репрессий. Сороковые окрашены дымом войны, сплочением советского государства против общего врага. В пятидесятые годы поднимали целину и танцевали рок-н-ролл. Шестидесятые — восьмидесятые — полет Гагарина в космос, спокойная жизнь кроссовки, штаны-«бананы» и «Феличита». Социальная иерархия: октябрёнок — пионер — комсомолец, была направлена на создание у детей внутреннего идеологического стержня, потребности расти и совершенствоваться. Пионерская организация учила детей жизни в социалистическом обществе, способам сосуществования со сверстниками. Дети были заняты спортом общественной деятельностью, которая переключала от негативных мыслей. С 90-х годов прошлого века в стране произошли резкие перемены в экономике, политике, социальной среде. С распадом СССР исчезла мощь пионерской организации, произошла ликвидация большинства пионерских дружин. Самое страшное, что начался нравственный распад общества. Чувства разобщенности, одиночества, отвержения и даже унижения испытывали многие. Неопределённость в будущем вызывала страхи у взрослых и беспомощность у их детей. В 1990-е годы увеличилось количество суицидов у подростков, которые почувствовали себя одинокими и заброшенными. С 2000-х годов вновь появилось ощущение уверенности, надежды. Стоит отметить, что возрос уровень рождаемости населения. Что касается количества суицидов, то к 2015 году, оно снизилось . Но в середине 2016 года появляются еще мало известные общественности, но уже знакомые подросткам группы смерти. Существует вполне логичная версия, что таким образом регулируется численность населения на планете. Скандально известный администратор такой группы в социальных сетях Ф. Будейкин (псевдоним Лис) отмечал, что «...пространство вселенной забито. Мы чистим мир от биомусора» . Виртуальная зависимость давно беспокоит взрослых. Однако она не была столь опасна до последнего момента. И его последствием стали случаи ухода людей из жизни. Хотя есть и другая версия, согласно которой эта тема всего лишь раздутая страшилка интернета, не имеющая под собой никаких оснований. Однако о серьезности сегодняшней ситуации может говорить то, что в феврале 2017 г. Владимир Путин дал правительству и регионам поручение усовершенствовать систему профилактики суицидов среди подростков . Затем в марте он поддержал ужесточение наказания за склонение детей к суициду через так называемые группы смерти, возникшие в социальных сетях . Летом 2017 года президент подписал данный закон. Таким образом данная ситуация говорит нам о необходимости принять меры по выстраиванию системы профилактики суицидальной (или авитальной) активности у современных подростков. Стоит отметить, что сейчас эта тема актуальная еще и потому, что весна-осень являются периодами сезонных депрессий. Когда эмоциональное состояние человека наиболее нестабильно. Весной именно апрель-май называют месяцами суицидов, а осенью «октябрь - ноябрь» . Однако и летом и зимой продолжают совершаться суициды, что говорит о кризисном состоянии современных подростков. Вопросы для самоконтроля к § 3.1 1. Представьте историческую справку суицидального поведения в подростковой среде в России. 2. Какие тенденции современности приводится к увеличению детских суицидов? 3. Какие игры в виртуальном пространстве представляют для ребенка опасность. Задания для самостоятельного выполнения к § 3.1 1. Укажите интернет-порталы, способствующие блокировке вредоносных виртуальных сайтов. 2. Составьте схему действий при обнаружении ребенка в «играх смерти».
§ 3.2. Психологические причины суицидального поведения
Итак, говоря о мерах профилактики суицидального поведения важно видеть основные его причины. В первую очередь взрослым необходимо понимать возрастные психологические особенности подростков. Именно эта категория населения чаще всего играет в смертельные игры. Подростковым возрастом в отечественной психологии называют период с 11 до 15 лет. В это время происходит качественная перестройка личности. Главную роль играет общение со сверстниками. Семья отступает на второй план, меняются авторитеты, повышается внутриличностная конфликтность. Данные изменения вызывают тревожность, агрессивность или возбужденность у подростка. Помимо указанного ребенок часто сталкивается с непониманием взрослых. Все это приводит к тому, что он не видит поддержки со стороны близких, заботу воспринимает как повышенный контроль, который порядком надоел. Он пытается утвердиться в среде сверстников, которые сами испытывают подобные трудности. Большинство подростков не владеют эффективными навыками общения, они пытаются реализоваться за счет унижения другого. Это может вызвать состояние изоляции, одиночеству подростка, которое завершается депрессией. Подростки для снятия напряжения используют аутоагрессию, формы самоповреждения для снятия стресса. В результате в таком положении, под влиянием искусных манипуляторов (кураторов «групп смерти») подростки не видят иного выхода, как уход из жизни. Конечно, не каждый подросток выберет такой путь, но определенная группа детей существует. Кроме того суицидные мысли их посещают и без дополнительного внешнего влияния. Опишем ситуацию, знакомую некоторым современным подросткам. Ситуация 8. Девочку двенадцати лет привели на консультацию к психологу с жалобами на ее поведение. С целью соблюдения этического кодекса сохраним ее настоящее имя в тайне. Назовем девочку Катей. Родители жаловались на ее пропуски уроков, снижение успеваемости. Кроме того мама обнаружила у ребенка небольшие порезы на руках, которые, по словам девочки, были протестом взрослым. Из беседы с Катей выяснилось, что она не может противостоять потребности общению со сверстниками. Они приглашают ее погулять, и она уходит с уроков. Причем компания достаточно большая — больше двадцати человек возрастом от 12 до 18 лет. Катя называет их друзьями, говорит, что они вместе общаются, обсуждают события. Однако при более детальном рассмотрении такого общения выяснилось, что настоящих дружеских отношений не наблюдается. Каждый занят своими делами, большинство просто «сидят в телефонах». Многие из подростков курят, принимают алкоголь, используют нецензурные выражения. Часто в компании возникают ссоры, взаимные оскорбления, либо равнодушное отношение друг к другу. Задача психолога заключалась в том, чтобы показать ребенку специфику дружеских отношений. В итоге из бесед девочка поняла, что таких детей сложно называть друзьями. Кроме того, во время общения на первичной консультации Катя нарисовала девочку на фоне многоэтажки. И на рисунке написала слова: «Районы, кварталы, жилые массивы. Я ухожу, ухожу красиво.». Стало ясно, что девочка косвенно дает сигнал о скрытом желании уйти от проблем. Причем, комментируя рисунок, она сказала, что нарисовала его просто так и эти слова всего лишь строки из песни. На вопрос: не играет ли она в «Китов», девочка ответила отрицательно, сказав что «эта игра полная ерунда», ей не интересная. Тем не менее, уже на первой консультации стало ясно, что девочка находится в группе риска по суицидальному поведению. Завершая первую встречу, психолог поговорил о скрытых ресурсах человека, предложив девочке технику «Мои силы» (или «Что нам поможет в жизни»). Цель этого упражнения — найти в себе ресурсы, свои внутренние силы, которое помогают жить. Можно выделить примерно десять таких сил: сила отношения, сила тела, сила жизни в мгновении, сила представлений о себе, сила цели, сила смеха, сила прощения, сила умения давать, сила взаимоотношений, сила веры. Ребенку необходимо сначала самому написать в столбик свои «силы», а затем ему можно предложить данный (стандартный) список и обсудить его. На следующих занятиях Катя еще больше раскрылась. Она поведала, что год назад у нее была попытка суицида, она из-за ссоры с друзьями резала вены. Причем Катя рассказала, что вены можно резать по-разному. Есть способы, согласно которым можно сразу умереть. И есть более длительные варианты страданий. Она, конечно же, выбирала второй способ, чтоб в итоге остаться в живых. Стоит отметить, что в подростковом возрасте преобладает демонстративный суицид. Его цель — привлечь внимание, показать насколько тяжело эмоционально ребенок себя чувствует. Физическую боль легче пережить, чем душевную. Вот дети и отвлекаются так от своих негативных чувств. Однако важно понимать, что любому суициду предшествуют предварительные попытки свести счеты с жизнью. Если у мальчиков чаще обнаруживается завершенный суицид, то у девочек больше самих попыток, так называемых парасуицидов. На последующих встречах Катя рассказала, что уже не хочет гулять с этими ребятами и тесно общается только с некоторыми сверстницами. Она перестала прогуливать школу. Стала ходить с мамой в спортзал в свободное время. Также она высказала озабоченность эмоциональным состоянием своих подруг, которых также посещают депрессивные мысли. Девочка пришла к выводу, что она может помочь этим девочкам своими советами и поддержкой. Данная ситуация является типичной для большинства подростков. В литературе говорится, что в группе риска по суицидальному поведению дети из неблагополучных семей. Такие семьи отличаются девиантным поведением, наличием конфликтов, низким социальным статусом. Однако реальные жизненные ситуации показывают обратное. Большинство детей, ушедших из жизни, из вполне приличных семей. Такие семьи имеют средний достаток, родители работают и в целом занимают неплохие должности, заботятся о своих детях. Да и детей, которые совершают суициды, сложно назвать асоциальными: они неплохо учатся (многие даже отличники), имеют определенные увлечения. Однако стоит обратить внимание на личностные особенности таких детей. Многие из них проявляют неуверенность в себе, повышенную тревожность или раздражительность. Часть таких детей испытывают трудности коммуникации со сверстниками, говорят о конфликтных взаимоотношениях со взрослыми. Подростки жалуются на интеллектуальные перегрузки в школе, высокие требования со стороны учителей. Все это вызывает эмоциональное напряжение, которое затем переходит в депрессивное состояние. Стоит отметить, что, как правило, суициду предшествует депрессия. На западе это состояние считается серьезным заболеванием, на лечение тратятся серьезные средства. У нас таких детей называют чаще ленивыми и проблемными. Для того чтобы ребенку было комфортно, он чувствовал себя уверенно, важно сформировать у него ситуацию успеха. Если он получает удовольствие от определенной деятельности, которая дает еще и результаты, то чувствует эмоциональный подъем. Достижения вызывают уверенность в себе, повышают самооценку, формируют желание идти вперед и полноценно жить. Большую роль играет ситуация в семье: даже если взрослый выступает как хороший родитель, у него могут быть конфликты с супругом. Родительские ссоры, расставания и разводы негативно сказываются на психическом состоянии ребенка. Ребенок счастлив, когда его родители счастливы. Это основной постулат эмоционального благополучия личности. Даже если родители вынуждены расстаться, не обязательно теперь им быть в одиночестве и страдании. Человеку при желании можно наладить жизнь в любом возрасте. Кроме того родителям необходимо учитывать и то, что ребенок растет, это вынуждает их менять систему детско- родительских отношений. Общение с дошкольником и подростком существенно отличается. Однако не все родители это понимают. В подростковом возрасте у ребенка появляется «чувство взрослости». Он пытается самоутвердиться, показать свою независимость. Но родители часто сопротивляются таким возрастным изменениям своего дитя, пытаются сохранить собственные авторитетные позиции. Ребенок сопротивляется внешнему давлению, стараясь показать свою самостоятельность в девиантных формах. Проще всего продемонстрировать взрослость через курение, употребление алкоголя, половые связи. Бывает, что родители слишком опекают своего ребенка, пытаются оградить от различных трудностей, помочь ему. Тем самым он лишается самостоятельности, не приобретает умение преодолевать трудности, самостоятельно решать проблемы. И поэтому затруднения, возникающие в школе, ему трудно решить и формируется потребность уйти от препятствий. Таким образом, можно сказать, что стиль воспитания в семье, характер супружеских и детско-родительских отношений закладывает у ребенка отношение к разным жизненным явлениям. Родители формируют у ребенка способность решать проблемы, справляться с затруднениями, адекватно воспринимать происходящие события. Самое главное, что чем чаще родители ограждают своих детей от проблем, тем больше вероятность, что самостоятельно им потом с жизненными трудностями не справится. Иногда своей излишней любовью и заботой родители вредят ребенку, превращая его в зависимого иждивенца. Иными словами, как недостаток, так и избыток родительской любви может навредить ребенку. Ситуация 9. Мама 13-летней девочки (назовем ее Лена) обратилась к психологу с проблемой ее непослушания, грубости по отношению к матери и другим родственникам. Также мама жаловалось на то, что девочка стала прогуливать уроки, поздно с прогулок возвращаться домой. Лена равнодушна ко многим события, потеряла чувство страха (гуляет по ночам, общается с незнакомыми юношами). Мама отметила, что дочка может без страха пробежать перед идущей на скорости машины. Причем раньше такого поведения не отмечалось. Девочка, слушая это, только усмехалась. На вопрос психолога: «Не играет ли она в «Синего кита», девочка сказала, что она «не больная». На диагностике выявилось, что, не смотря на бравад- ность в ее поведении, Лена испытывает депрессивное состояние. Она словно «живет в аду» (по словам девочки) в последнее время. Выяснилось, что недавно у нее произошла крупная ссора с родственниками. Лена отдыхала за городом с дядей и его семьей, с ним-то и произошел конфликт. Дядя отругал ее (и даже поднял руку на ребенка) за курение и демонстративное непослушание. Девочка поймала попутку и уехала одна. С тех пор они не разговаривают друг с другом. Беседуя наедине с психологом, Лена рассказала про свои проблемы с друзьями: предательство друга и жизненные трудности у подруги. Она рассказала, что несколько дней назад она, устав от текущей ситуации, чуть не спрыгнула с крыши 17-этажного здания. Ее удержала подруга. Завершая разговор с ней, психолог делал акцент на временные трудности, на наличие скрытых ресурсов в личности каждого. В частности проанализировали сильные стороны Лены, отталкиваясь от ее же рассказа. Было отмечено, что Лена очень активная и общительная, у нее есть друзья, которые могут за нее постоять. У нее есть любящая семья, которая от любви к ней иногда переходит границы в общении и возникают конфликты. Также важно было поработать с эмоциональным состоянием ребенка. Было предложено нарисовать свое состояние, написать испытываемые чувства. Обсуждалось, что состояние зависит не только от отношения людей и погоды на улицы, но и от собственных установок. Умение взять себя в руки и стать активным хозяином своей жизни и является сложным, но интересным моментом. Можно жить, как придется, а можно жить, как хочется. Но при этом нужно нести и ответственность за свои поступки. С рядом трудностей подросток сталкивается и в школе. Взаимоотношения с одноклассниками и учителями сказываются на психоэмоциональном состоянии ребенка. Учителям важны образовательные результаты обучающихся (их хорошие оценки). Школа гонится за показателями по ЕГЭ, победой учеников в конкурсах и олимпиадах. Такая напряженная работа многими учащимися не выдерживается, приводит к нервным срывам. Учителя тоже устали от постоянно возрастающих требований к их деятельности. Сейчас более важно написать хорошие программы, нежели провести интересный урок. В итоге такая ситуация вредит и детям и взрослым. Современные подростки более чувствительны к такой социальной несправедливости, они пытаются доказать свое право на собственное мнение, позицию, требуют уважительного отношения. Как правило, данное поведение воспринимается как проест, который нужно подавить. Ситуация 10. В 2017 году в г. Челябинске было возбуждено уголовное дело на учителя математики по статье «Доведение до самоубийства». Переехавшая из другого города 13-летняя девочка пыталась адаптироваться к новой ситуации. Одиноко она не выдержала жесткого обращения к ней педагога и спрыгнула с крыши недостроенного дома. Девочка осталась жива, но получила многочисленные травмы. Поэтому проблемы в школе могут спровоцировать нежелание подростка жить. Конечно, редко какой-то один фактор может сказаться на таком аутоагрессивном действии как суицид. Чаще накопленные обиды на родителей, взрослых, друзей приводят к такому отчаянному поступку. В школе ребенок проводит много времени и поэтому ему важно чувствовать себя там комфортно. Не со всеми заданиями ребенок справляется, и любой его неуспех вызывает осуждение. Причем цель такого осуждения и критических замечаний — указать на недочеты и исправить их. Вся система оценивания построена на том, чтобы красным цветов выделить ошибки ребенка, написать замечания в дневнике. Учитель хочет помочь ребенку, сделать его лучше. Однако тем самым ученик фиксируется на своих неудачах, что может вызвать чувство неполноценности. Поэтому педагогу важно найти то, за что можно похвалить ребенка (и каждого свои скрытые ресурсы), вселять веру в успешность, снимать страх неудач. Кроме того, подростков начинают интересовать отношения с противоположным полом, происходит встреча с первой любовью. Если они не видят взаимности или же получают некое предательство (разрыв отношений), то также считают, что жизнь их бессмысленна. Ситуация 4. В Челябинской области 24 июля в г. Сатка девочка 16 лет совершила суицид по причине несчастной любви. Семья ее характеризуется как благополучная. Да и сами девочку педагоги описывали только с положительной стороны. Кстати, для раскрутки своей группы «Синий кит» Филипп Будейко использовал суицид девочки Рины. В семье ее были определенные проблемы в отношениях, она прогуливала колледж, учеба в котором ей не нравилась. На фоне прочего расставание с парнем послужило поводом к тому, что она бросилась под поезд. Причем девочка предупреждала о своей готовности уйти из жизни в социальных сетях. Ее фото накануне на фоне проезжающего поезда она разместила на странице. А ее запись «Ня.пока» стала популярным хештегом в ВКонтакте. Многие подростки романтизируют самоубийство. Для них это способ показать всеми миру свою независимость. Это является возможным благодарю Интернету. Ситуация 11. Девочку 15 лет привели на консультацию к психологу с проблемой неуверенности в себе и нежеланием учиться. Также мама отмечала ее конфликтность в общении со взрослыми и сверстниками. Причем стоит отметить, что девочка (назовем ее Маша) может хорошо учиться, но не имеет желания к этому. Она была редактором школьной газеты, писала статьи, которые занимали в конкурсах призовые места. С недавнего времени они занимается в школе моделей. Заключив ряд контрактов, Маша побывала в нескольких странах и заработала свои первые деньги. Однако она заявляет о своей никчемности, ненужности, неумении реализовать себя. На последующих занятиях девочка раскрылась и поведала историю своей семейной жизни. Она жаловалась на свое одиночество, непонимание со стороны матери, которая воспитывает ее и ее сестру одна, работая на двух работах. Говорила о том, что с детства ее преследовали неприятности: отец от них ушел, отчим избил, сверстники во дворе издевались на ней. В итоге с 9 лет у нее появились первые мысли о суициде. Она купила снотворные таблетки, но так и не решилась их принять. Занятия психолога с Машей были направлены на формирование уверенности в себе, отреагирование негативных эмоциональных состояний: страхов, раздражительности, обид. Сейчас эти мысли ее продолжают посещать. Состояние девочки нормализовалось и она перестала ходить к психологу. Она появилась снова спустя два года. За это время многое изменилось. Она съездила в две страны по контракту: там она впервые влюбилась, столкнулась с изменой любимого. Затем она узнала о его смерти от наркотиков. Она стала курить, выпивать, накопила долги. Приехала в Россию в тяжелом состоянии, нежелании учиться, хотя нужно заканчивать 11-й класс и сдавать ЕГЭ. Мама требовала от нее хорошей учебы, а ей ничего не хотелось делать. Снова появились мысли о суициде. По ее словам за последнюю неделю она три раза была на крыше 11-этажки. На психологических занятиях необходимо было восстановить ее эмоциональное равновесие. После нескольких консультаций она обрела снова в веру в себя и желание жить. Исправила в школе плохие оценки. Однако новая влюбленность отвлекла ее от учебы, и вновь возникли конфликты с матерью. Как мама девочки, что Маша жаловались друг на друга и взаимное непонимание. Конфликты в семье не проходили. Каждый видел только свою правду и не желал идти на уступки. На занятии девочка ходить перестала. Итак, основные причины суицидального поведения у подростков следующие: 1. Семейные проблемы: конфликтные супружеские или детско-родительские отношения. 2. Школьные проблемы: трудности усвоения материла, конфликты с педагогами. 3. Несчастная любовь: сложности в интимных отношениях: сексуальные трудности. Данные проблемы провоцируют: — депрессивное состояние, развивающееся на основе одиночества, негативной оценки своего тела, отрицательного мироощущения; — девиантное поведение подростка: злоупотребление алкоголем, проблемы с наркотиками; — незрелость личности подростка, склонность к внушаемости, подражание стереотипным моделям поведения. Можно сказать, что причин для суицидального поведения множество, но ни одна сама по себе не является решающей. Кстати, стоит отметить, что подростки могут совершить суицид по казалось бы незначительным поводам. Для взрослого ситуация может восприниматься как несерьезная, а подросток видит многие вещи совершенно иначе. Французский писатель, философ эпохи Возрождения Мишель де Монтель, сказал: «Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что с ним происходит». Общие черты самоубийств (Э. Шнейдман) 1. Общей целью для суицида является поиск решения. 2. Общей задачей суицида является прекращение сознания. 3. Общим стимулом суицида является невыносимая психическая боль. 4. Общим стрессором при суициде являются фрустри- рованные психологические потребности. 5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность — безнадежность. 6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность. 7. Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы. 8. Общим действием при суициде является бегство. 9. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении. 10. Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему стилю поведения в течение жизни. Вопросы для самоконтроля к § 3.2 1. Укажите основные причины суицидального поведения у подростков. 2. Может ли семья противостоять негативному действию виртуальных сообществ? Каким образом? 3. Какие стрессовые факторы в школьной среде могут подтолкнуть ребенка к суициду? Задания для самостоятельного выполнения к § 3.2 1. Ознакомьтесь с информацией, представленной на сайте психологической помощи детям «Помощь рядом». Какие ценные рекомендации для профилактики суицидов вы можете извлечь из него? 2. Проанализировав информацию с предложенного сайта, какую игру можно предложить детям как альтернативу играм «групп смерти»?
§ 3.3. Основные направления профилактики суицида в образовательных организациях
В профилактике суицидального поведения важно ориентироваться на три основных направления: 1) формирование у ребенка позитивного восприятия окружающего мира; 2) поиск ниши наибольшего проявления склонностей и интересов подростков, направление активности на интересную и значимую деятельность; 3) повышение антисуицидальных факторов личности подростка: (поддержка друзей, семьи, значимых лиц). Важно научить ребенка преодолевать трудности, воспринимать их как некий жизненный опыт. Кстати, на систему образования общего и дополнительного возлагаются серьезные надежды. Когда ребенок занимается спортом или творчеством, он эффективно переключает свое напряжение на полезную деятельность. Спорт хорошо развивает волевые качества: настойчивость, целеустремлённость, терпение и др. Творчество (сценическое искусство, хореография, живопись и т. п.) выполняет мощную арт-терапевтическую функцию. Во время занятия искусством снимается напряжение, адекватно отреагируется тревожность или агрессия. Достижения в определенных видах деятельности формируют ситуацию успеха, повышающую самооценку личности. Подросток видит разные грани себя. Поэтому неуспешность в учебе или проблемы в семье можно компенсировать другими видами духовной и практической деятельности. Основные направления профилактики суицида в образовательных организациях включают: 1) формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни; 2) формирование у учеников ценностного отношения к жизни; 3) диагностика подростков с целью выявления групп риска; 4) повышение компетентности педагогических работников в решении проблем суицидального поведения школьников; 5) реализация психолого-педагогических технологий работы с родителями. Роль педагога в превентивном обучении независимо от формы его организации имеет ряд существенных особенностей, отличающих превентивную педагогику от «классической». Поскольку основной целью превентивного обучения является развитие личностного потенциала ребенка, перед педагогом встают в первую очередь задачи создания благоприятных условий для самораскрытия возможностей ребенка, укрепления его веры в собственные силы, развития самоуважения и уверенности в себе. Для решения этих задач педагог: — создает и поддерживает доверительную атмосферу на занятиях; — побуждает детей делиться своими знаниями и мнениями; — задает «открытые» вопросы (т. е., вопросы, предполагающие несколько вариантов ответов) и признает за ребенком право на собственное мнение; — ведет групповую дискуссию; — обобщает и комментирует высказывания детей. Немалую роль в формировании жизнестойкости призваны сыграть учителя гуманитарного цикла. На уроках литературы, обществознания, истории проводя беседы о смысле бытия, о ценности жизни, о неповторимости каждого мгновения, можно прививать духовные ценности. Кроме того, важно акцентировать внимание на героических подвигах наших соотечественников, демонстрировать ситуации, мотивирующие саморазвитие и помощь людям. В качестве возможных форм превенции могут быть предложены уроки-биографии, уроки-примеры, уроки-судьбы, уроки-встречи, уроки-диспуты о смысле жизни, уроки логотерапии, уроки-экскурсии и др. Каждому педагогу и родителю важно знать признаки суицидальной угрозы. Их можно разделить на поведенческие, вербальные и эмоциональные. Ниже представлено их содержание.
Поведенческие |
Словесные
|
Эмоциональные
|
Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно, отдаляющие от близких людей
|
Уверения в беспомощности и зависимости от других
|
Амбивалентность (двойственность) переживаний («люблю — ненавижу»)
|
Склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам
|
Прощание
|
Беспомощность, безнадежность
|
Чрезмерное употребление алкоголя или таблеток
|
Разговоры или шутки о желании умереть
|
Переживание горя
|
Посещение врача без очевидной необходимости
|
Сообщение о конкретном плане суицида
|
Признаки депрессии
|
Расставание с дорогими вещами или деньгами
|
Двойственная оценка значимых событий
|
Вина или ощущение неудачи, поражения
|
Поведенческие |
Словесные
|
Эмоциональные
|
Приобретение средств совершения суицида
|
Медленная, маловыразительная речь
|
Чрезмерные опасения или страхи
|
Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовления к уходу
|
Высказывания самообвинения
|
Чувство собственной малозначимости
|
Пренебрежение внешним видом
|
|
Рассеянность или растерянность
|
При обнаружении факта незавершенного суицида или его потенциальной угрозы необходимо вызвать родителей, врача-специалиста медицинского центра; подключить специалистов учреждений социальной защиты (Центр помощи семье с приютом, инспектора по делам несовершеннолетних), когда имеются факты жесткого обращения с ребенком, выраженная конфликтность, аморальное поведение членов семьи, запои родителей. При выявлении суицидального случая на основании приказа «Об организации ведения учета обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации» суицидента ставят на учет и ответственные лица работают со «Случаем С» — вся документация идет под грифом «Для служебного пользования». Вся информация конфиденциальная, права ребенка строго охраняются ответственными специалистами с соблюдением принципа «не навреди». Первоочередными задачами бригады являются не только выявление потенциальных суицидентов, пострадавших, но и обеспечение их безопасности, предотвращение или прекращение панических реакций пострадавших, недопущение повторного суицида. Эффективность проводимых мероприятий зависит от уровня теоретической и практической подготовки специалистов с отработкой умений оказывать практическую помощь. Организатор группы — классный руководитель, координатор содержания деятельности — школьный психолог, координатор связи с социумом — социальный педагог. Общий контроль осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, профессиональный контроль обеспечивает председатель психолого-медико-педагогического консилиума. Суицидент находится на постоянном сопровождении не менее полугода, после чего консилиум принимает решение о дальнейшем сопровождении пострадавшего, закрытии «Случая С», снятии с учета. В особо трудных случаях ребенок должен находиться на сопровождении не менее двух лет или постоянно . В приложении пособия представлены анкеты в помощь классному руководителя, направленные на выявление детей группы риска по суицидальному поведению. Вопросы для самоконтроля к § 3.3 1. Укажите поведенческие признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе. 2. Укажите роль педагога в превентивном обучении в рамках профилактики суицидального поведения школьников группы риска. 3. Перечислите основные направления профилактики авитальной активности обучающихся. Задания для самостоятельного выполнения к § 3.3 1. Составьте план мероприятий в образовательной организации по первичной профилактике суицидального поведения. 2. Предложите конспект классного часа на тему в рамках первичной профилактики суицидов у детей и подростков.
§ 3.4. Рекомендации родителям и педагогам по профилактике суицидального поведения
Таким образом, суицидальное поведение является неким криком подростка о помощи. Предотвратить суицид можно, если быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка. Разглядеть его трудности и вовремя оказать помощь можно, если видеть и слышать подростка. Ребенок со стабильной психикой не станет играть в игры со смертью. Видя поддержку близких, он сможет противостоять внешним манипуляциям. Однако если родители или педагоги заметили участие ребенка в данной игре необходимо принимать экстренные меры: 1. Не в коем случае не давить на ребенка, не осуждать, стимулировать к откровенному разговору. 2. Беседу проводить в спокойном тоне, нейтральном эмоциональном состоянии, выражая поддержку и надежду на разрешение ситуации. 3. В беседе напрямую спросить подростка, есть ли у него мысли о смерти. 4. Выяснить, насколько серьезны у него намерения и когда назначена «дата смерти». 5. В случае высокого суицидального риска не оставлять подростка одного. 6. Проконсультироваться с психологом или психотерапевтом. 7. Важно переключить подростка на интересную и безопасную для него деятельность. 8. Создать атмосферу любви, заботы, участия, понимания. 9. Установить категорический запрет на участие в играх типа «Синий кит». 10. На ночь рекомендуется забирать у ребёнка телефон, так как именно в этот период психика не стабильна и кураторы групп смерти проводят работу с ребенком. 11. Выяснить причины участия в подобных играх. 12. На основе выявленных потребностей и проблем подростка, строить дальнейшее взаимодействие. В большинстве случаев детский суицид оказывается сложнее предвидеть и предотвратить, чем взрослый. Это связано с некоторыми особенностями детской психики, о которых полезно помнить ВСЕМ родителям Дети более эмоционально уязвимы, чем взрослые. Каждый взрослый знает, как отвлечься от неприятных переживаний и успокоиться, ребенок же оказывается совершенно беззащитным, оказавшись один на один со своими страхами и печалями. Для того чтобы научиться справляться со своими страстями, подрастающему созданию необходима помощь родителей, которые часто не осознают этого и очень небрежно относятся к внутреннему миру своего чада. Дети не до конца осознают необратимость смерти. В детской голове вполне может зародиться абсурдная с точки зрения взрослого человека мысль: «Вот умру, тогда вы обо всем пожалеете и будете со мной лучше обращаться». Дети эгоцентричны. А это значит, что они в большей степени, чем взрослые, склонны считать себя причиной происходящих событий. Поэтому маленькие члены семьи очень часто берут на себя ответственность за семейные ссоры и родительские срывы, обрекая себя на невыносимое чувство вины. Дети мыслят более конкретно, чем взрослые. Поэтому многие фигуры речи (например, «видеть тебя больше не хочу!» или «угораздило же мне тебя родить») склонны воспринимать буквально. Дети очень непосредственны. Поэтому мелькнувшую в голове мысль о самоубийстве могут воплотить тут же, в отличие от взрослых, которые обычно приходят к намерению лишить себя жизни постепенно, давая окружающим шанс предвидеть и предотвратить суицид. Кстати, если взрослые обычно ни с кем не делятся своими намерениями (за исключением случаев, когда попытка самоубийства носит демонстративный характер), то дети, наоборот, могут открыто рассказывать о своем желании умереть. Обычно подобным разговорам никто не придает значения, подозревая ребенка в попытках шантажировать окружающих, а на самом деле это тоже проявление детской непосредственности. Дети хуже взрослых информированы о возможных последствиях самоповреждающего поведения. Поэтому даже демонстративные попытки суицидов, когда ребенок вовсе не планирует умирать, могут заканчиваться смертью или инвалидностью. Для профилактики суицидального поведения ВАЖНО с раннего детства создавать благоприятные условия для развития ребенка. Гармоничные отношения в семье способствуют созданию и сохранению теплых и доверительных отношений с ребенком. Можно назвать три правила таких отношений: 1. «Глаза в глаза». Необходимо сформировать ритуалы семейного приветствия, прощания и общения, направленные на «завладевание» ребенком. Взгляд «глаза в глаза», глубокие прочувствованные объятия, разговоры только с ребенком (не между делом), общее дело, приносящее радость не результатом, а процессом. При приветствии — посмотреть в глаза, назвать по имени, показать радость от встречи, сказать об этой радости, обнять или просто дотронуться, спросить о времени, проведенном врозь (с искренней заинтересованностью). При прощании также посмотреть в глаза, назвать по имени, обнять или просто дотронуться, немного поговорить о совместных планах после расставания. 2. «Чудо прикосновения» Дотронуться до руки, похлопать по плечу, приобнять. Не менее 9 объятий необходимо для поддержания нормального душевного состояния ребенка в любом возрасте. Дать «стержень привязанности», который будет дорог ребенку, то, что он будет хранить в своем сердце и не захочет отпустить. Это знаки безусловной любви. Эмоциональная теплота, наслаждение от общения, восхищение самим фактом его существования, теплота в голосе позволяют ребенку почувствовать, что в вашем присутствии он может быть таким, какой он на самом деле, что может поделиться всеми переживаниями. 3. «Безраздельное внимание». Это 20—30 минут, которые родитель посвящает своему ребенку каждый день, ни на что не отвлекаясь. Чем заняться в такие минуты, не имеет значения. Можно прогуляться, почитать, поговорить. Главное, чтобы ребенок почувствовал: «Я один на один с мамой (папой). Она (он) в моем полном распоряжении. Я для неё (него) сейчас самый главный». Важно как семейное общение — это правоведение периодических семейных собраний для обсуждения достижений, мыслей, чувств членов семьи, для построения совместных планов и распределения ответственности каждого в семейном быту. Также значимо личное общение — это философские разговоры о смысле жизни и о смерти, о любви, ненависти, о личном — об интересах ребенка, увлечениях, мыслях, мечтах, разочарованиях. При общении нельзя осуждать, оценивать, советовать без запроса, помогать исправлять ошибки или говорить, что это была ошибка, требовать «правильного» поведения, следить, гордиться достижениями и разочаровываться от неудач ребенка. Каждому родителю необходимо знать, что при первом подозрении на суицидальные намерения ребенка необходимо проконсультировать у детского или подросткового психиатра или психоневролога.
Правила заботливого родителя 1. Быть внимательным наблюдателем, видеть своего ребенка со стороны. 2. Давать возможность ребенку высказываться и самому делиться переживаниями. 3. Использовать ритуалы для укрепления семейных связей: совместный ужин, поездки за город, привлечение к помощи по дому. 4. Давать безусловную любовь, гордиться маленькими и большими достижениями. 5. Создавать ситуации успеха и подчеркивать положительные качества ребенка. 6. Доверять ему, но не попустительствовать. 7. При приветствии и расставании улыбаться, смотреть в глаза, говорить «Я тебя люблю». 8. Использовать в общении ненавязчивые прикосновения. 9. Занимать деятельностью, однако и разрешать немного побездельничать. 10. Говорить, так «Чтобы у тебя не случилось, я тебя всегда пойму и приму!». В профилактике суицидального поведения большая роль отводится образовательным учреждениям. Сегодня каждый педагог должен владеть информацией на тему, как уберечь обучающегося от суицида. Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей разработаны методические рекомендации по профилактике суицида . Кроме того составлен алгоритм действий педагогов и родителей направленных на предотвращение суицидов среди несо- вершеннолетних . В целом, учитель должен эффективно выстраивать коммуникацию с обучающимся, тем самым способствуя сохранению его психического здоровья. Приемы эффективного учителя 1. Поиск скрытых ресурсов ученика в его интересах и возможностях. 2. Содействие нахождению ребенком своего предназначения через интересную эмоционально насыщенную и полезную деятельность. 3. Снятие страха неудач, обучение умению извлекать опыт из сделанных ошибок. 4. Подчеркивание любых улучшений в учебной деятельности ребенка. 5. Использование на уроках динамических пауз, позволяющих снять эмоциональное напряжение. 6. Способность педагога признать свои ошибки, однако ни в коем случае не заискивать перед учеником. 7. Уважение личности любого даже самого «проблемного» ребенка. Вопросы для самоконтроля к § 3.4 1. Укажите правила гармоничных отношений в семье, способствующих предупреждению аутиоагрессии. 2. В чем заключаются экстренные меры реагирования на авитальное поведение ребенка. 3. Какие можно дать рекомендации учителю, по выстраиванию эффективной коммуникации, способствующей повышению самооценности ребенка. Задания для самостоятельного выполнения к § 3.4 1. Разработайте инфографику для родителей по мерам экстренной поддержки ребенка в условиях повышенного суицидального риска. 2. Составьте буклет с телефонами и сайтами психологической помощи ребенку. Селиванова А. А. Психолого-педагогическая поддержка детей группы риска в образовательных организациях : учеб. пособие / Е. А. Селиванова. — Челябинск : Цицеро, 2018. — 110 с.
|