На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Психологическая помощь подросткам с высокой степенью риска суицидального поведения
Психологическая помощь подросткам с высокой степенью риска суицидального поведения
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)

Подросткам с высокой степенью риска действенная помощь может быть оказана в комплексной работе психолога, психиатра и психотерапевта.
Психолог, при выявлении высокого риска СП, должен связаться не только с родителями подростка, но и с психиатром для оказания медикаментозной помощи. По этой причине в данном разделе приведены аспекты клинической работы с подростком - потенциальным суицидентом.
В то же самое время привязка оказания помощи к медицинской деятельности, работа с психиатром и психотерапевтом зачастую пугает подростка и его родителей, которые не до конца понимают необходимость комплексной помощи для потенциального суицидента. В данной ситуации психолог может убедить родителей и подростка в необходимости оказания комплексной помощи, в том числе медикаментозной поддержки, для предотвращения суицидальной попытки.


В настоящее время в научной литературе обозначены «точки входа» в работу с подростком - потенциальным суицидентом для психолога, психотерапевта, психиатра. На основании данных научного журнала и таблицы 2 можно обозначить те ситуации, где клиническая терапия может осуществляться [17].


Таблица 2 - Определение тактики оказания комплексной помощи подросткам с риском СП

Формы суицидального поведения

Факторы

Антивитальные переживания

Суицидальные
мысли

Суицидальные
замыслы

Суицидальные
намерения

Суицидальные помыслы

Риск суицида

 

Рсалнтацня

Минимальный Суицид возможен в исключительных случаях

Повышен, но суицид маловероятен

Высокий, но суицид маловероятен до срабатывания «внешнего ключа»»

Максимальный. идет подготовка к реализации

Психологические защиты

Активны

Максимально
активны
(внутренняя
борьба)

Избирательно
активны,
частично
нарушены

Избирательно
активны,
частично
нарушены

Мало активны, значительно нарушены

Доступность
контакту

Максимально
доступны

Максимально
доступны

Доступны

Ограниченно
доступны

Ограниченно
доступны

Терапия

Возможна и эффективна

Возможна и эффективна

Вотможна, но итбнрателыю эффективна

Возможна, но ограничена

Возможна, но ограничена

Тактика

Срининг, консультирование

Оценка в динамике, помошь

Активная
помошь,
наблюдение

Немедленная
госпитализация

Немедленная
госпитализация


При высокой степени риска, сформированных суицидальных замыслах рекомендуется направить подростка к психотерапевту для глубинной терапии и комплексной помощи. Однако первичная психологическая помощь необходима.
Исследователи приводят ряд рекомендаций по ведению беседы с подростком с высокой степенью риска суицидального поведения [18].

Вопросы прямого характера, непосредственно о СП следует задавать при готовности к содержательной беседе. Обычно лица с суицидальными мыслями открыты обсуждению проблем при эмпатической связи с психологом, психотерапевтом или врачом. Большинство потенциальных суицидентов амбивалентно к самоубийству и чувствует облегчение, если имеет возможность обсуждать проблемы.
В клинической беседе с возможным суицидентом следуют ряду правил.
- Поддержать зрительный контакт, заинтересованно слушать, наклонившись несколько к собеседнику (но, не «нависая» над ним).
- Расспрашивать наедине, так как суицидент может утаить информацию от близких.
- Начать с одобрения, открытых и нейтральных вопросов о самочувствии «в целом», с выяснения «главной трудности» (что более всего «мешает» жить, в связи с чем, состоялась данная встреча).
- Важно оценить симптомы, связанные с суицидальным риском, прицельно и тщательно выявить депрессивные (смешанные), тревожные симптомы, особо отчаяние и безнадежность, злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами.
- Резкие, навязчивые вопросы при краткой встрече ухудшат взаимопонимание.
- Беседа в эмпатической недирективной манере, не избегая тем СП и неприятных чувств, устанавливает терапевтический союз и облегчает страдание.
- «Подстраивать» темп речи, громкость голоса под особенности собеседника, говорить неторопливо, терпеливо, простыми недвусмысленными фразами; всё более задавая «закрытых» вопросов о психопатологических симптомах и внутренней картине кризиса.
- Избегать моральных оценок (осуждения, споров) и «растворения» в чувствах подростка.
- Разделить ответственность, озвучив границы своих возможностей: оценить риск причинения себе (и окружающим) вреда (то есть самоповреждений и агрессии), организовывать немедленную помощь суициденту и его близким (сообщить об альтернативе СП, ресурсах), но не отвечать единолично за СП и эффект лечения, но не разрешение, возможно, многолетних и многообразных психосоциальных проблем.
- Вселять надежду, не предлагая универсальных утешительных формул.
- Задавать неоднократно уточняющие вопросы в разных формах и искать подтверждения промежуточным выводам: «Итак, правильно ли Вас понял...». Полезнее прямые вопросы о СП в настоящем и прошлом.
- В зависимости от состояния опрашиваемого (астенизация, рассеянность, заторможенность, тревога) - предлагать перерывы, попить, сходить - под присмотром? - в туалет, «размяться».
- Конфиденциальность не распространяется на актуальный риск СП. Безопасность приоритетна. Психолог / психотерапевт / врач сообщит близким и иным заинтересованным лицам, что пациенту (особо подростку) угрожает самоубийство, и следует незамедлительно обеспечить его (её) безопасность. Суицидальный «договор» не имеет клинической и юридической ценности.
- Оценка риска СП опирается на разноплановые данные: психологическую диагностику, клинический структурированный опрос, дополненный наблюдением за обследуемым, по возможности: сведениями третьих лиц (близких, знакомых, свидетелей) и медицинской документации.
- В кризисной ситуации может потребоваться отслеживание телефонных звонков, сообщений в Сети, привлечение полиции. Многосторонняя информация о причинах направления на консультацию и истории (давней и актуальной) СП пациента может иметь решающее значение в выборе безопасной и подходящей обстановки лечения [1, 3].
- Структурированная оценка (последовательная оценка и учёт факторов риска и антисуицидальных факторов) позволят определить степень риска СП. Прогноз в силу многообразия и изменчивости СП возможен в краткосрочной перспективе (в остром состоянии - до 48 часов). Рекомендована следующая последовательность типовых вопросов, постепенно и последовательно выясняющих суицидальные намерения.
Не следует: беседу «отложить», провести наспех, обещать скорое успешное решение всех проблем пациента и / или его близких. Предлагать «взять себя в руки», ссылаться на тех, кому «ещё хуже» (инвалиды, бездомные), заключить су-
ицидальный «контракт» (с обещанием не причинять себе вреда 24-48 часов с пролонгацией «договора», чтобы «не подводить» врача, не принести боль близким). Понимание сути и возможности выполнения контракта сомнительны в остром психозе и / или выраженной депрессии, интоксикации ПАВ, недавней серьезной суицидальной попытке, препятствующими понимание содержанию контракта.
При этом ведение клинической беседы имеет отличия от психологической консультации [18]. Основное отличие заключается, прежде всего, в этапах клинической беседы и в характере задаваемых вопросов. По материалам публикации [18] обозначим в таблице 3 основные этапы и примеры вопросов клинической беседы психиатра с потенциальным суицидентом.


Таблица 3 - Содержание клинической беседы с потенциальным суицидентом

Этапы клинической беседы

Типовые вопросы

1.Общее ознакомление

Как поживаете? Как дела в школе? Кто или что мешает жить? Почему ищете помощи именно сейчас?

2.Психопатологические суицидальные симптомы

Каково по 5-ти балльной шкале ваше настроение? Радует жизнь? Ощущаете безнадежность, тоску, беспомощность, тревогу, панику отчаяние? Никому до вас нет дела? Виноваты? Как спите? Считаете себя калекой, изгоем, не таким как все? Жизнь утомительно бессмысленна? Хочется ли начинать день? Хотите причинить кому-либо вред, боль, кого-то наказать? Как часто употребляете спиртное / наркотики?

3. Мысли о суициде

Сочувствую вам в трудное время. Бывали ли фантазии о смерти? Намерены покончить с собой? Когда появились такие мысли? Как удается контролировать их? Какого отношение к суицидальным мыслям? Что приносит облегчение?

4. Планирование суицида

Если бы вы убили себя, то как бы это сделали? Как намереваетесь покончить с собой? Есть ли конкретный план суицида? Выбраны время, место, обстоятельства, способ? Предпринимали уже попытки нанести себе вред?

5. Подготовка, доступность средств суицида. Намерение умереть

Есть ли доступ к средству исполнения плана? Насколько смертелен выбранный способ? Репетировали? Как это должно по-вашему произойти? Что будет дальше? Что будет происходить с окружающими? Заверили ли завещание? Сделали страховку на всякий случай?

6. Неблагоприятное жизненное событие (дистресс)

Что случилось? Почему? Как это событие привело к кризису? Зачем хотите покончить с собой?

7. Антисуицидальные (защитные) факторы

Что «держит» в жизни? Что мешает от мыслей перейти к делу? Что или кто помогает защититься от мыслей о смерти? Насколько сильно желание жить? В чем цель и смысл жизни?

Таким образом, клиническая беседа имеет прямой характер задаваемых вопросов, жестко фиксированные этапы и течение разговора с потенциальным суицидентом. Со стороны подростка это может переживаться болезненно, однако необходимо для определения стратегии оказания помощи и медикаментозного лечения.
В целях предупреждения возникновения суицидального поведения, особенно в подростковой среде, целесообразно введение системных мер профилактики самоубийств.

Источник: Горбушина, А. В. Суицидальное поведение подростков: диагностика и профилактика [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. В. Горбушина, А. С. Власов. - Электрон. текст. дан. (3,5 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.