На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Психологические проблемы девиантного поведения подростков
Психологические проблемы девиантного поведения подростков
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

Никитина Юлия Максимовна магистрант Научный руководитель Коробова Мария Владимировна канд. пед. наук, доцент
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Липецкая область


Ключевые слова: девиантное поведение, подростки, психологический подход, профилактика.

В современных реалиях одна из основных проблем - проблема девиантного поведения подростков. И это естественно, ведь нынешние подростки в будущем станут теми самыми взрослыми, от которых будут зависеть дальнейшее развитие и жизнь общества. Изучением данной проблемы занимаются многие исследователи из разных областей науки. Среди них выделяются: психология, педагогика, медицина, криминалистика, социология и многие другие.


Нет единого взгляда на определение «девиантное поведение». Можно выделить 3 основных подхода к проблеме [5]:
1) биологический подход;
2) психологический подход;
3) социологический подход.


В данной статье рассмотрим более подробно психологический подход. Его суть заключается в том, что основной проблемой считается недостаточный уровень сформированности определённых функциональных систем мозга, которые обеспечивают развитие высших психологических функций. Также отличающиеся формы поведения при этом подходе объясняют наличием комплексов или особенностями личности или характера.
Обычно девиантное поведение встречается у подростков. Это объясняется физиологической и/или психологической незрелостью. Подростковый возраст характеризуется стремлением проявить свою «взрослость». «Юный взрослый» хочет показать свою независимость и самостоятельность [2]. На этом пути очень легко оступиться и свернуть не туда. Развитие девиации не имеет определённых стадий. Всё начинается с единичных случаев, которые со временем становятся регулярными [3]. Именно поэтому очень важно внимательно относиться к подросткам и быть готовыми помочь им в трудную минуту.
Наиболее часто исследователи, придерживающиеся психологического подхода, основными причинами девиантного поведения называют: постоянный внутренний конфликт, нарушение отношений между родителями и ребёнком, акцентуации характера.
Такое поведение может иметь разную степень проявления: от расстройства пищевого поведения и побегов из дома до совершения преступлений различной степени тяжести. Н.А. Рождественская в своём научном труде также упоминает такие формы как агрессивность, лживость, тревожность, одиночество, депрессии, двигательные привычки и поведенческие ритуалы [4].


Важно как можно раньше заметить первые признаки девиации для своевременной помощи подростку. Исследователи предлагают ряд форм профилактики девиации [1]:
1) организация социальной среды. Реализовать данную форму поможет социальная реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни и нравственные нормы;
2) информирование, которое заключается в проведении лекций, бесед и других форм передачи необходимых знаний посредством воздействия на познавательные процессы личности. Это должно привести к тому, что подросток с наибольшей вероятностью будет принимать конструктивные решения;
3) активное социальное обучение социально-важным навыкам, которое чаще всего осуществляется посредством участия в групповых тренингах;
4) организация деятельности, которая станет альтернативной девиантному поведению;
5) организация здорового образа жизни, суть которого противоречит проявлению девиантного поведения;
6) активизация личностных ресурсов может находить своё воплощение в занятиях спортом, творческой деятельности и любых других формах самовыражения личности;
7) снижение уровня негативных последствий девиантного поведения. Подобный вид профилактики применяется в том случае, если подросток уже проявляет признаки поведения, отличающегося от социальных норм, а также от норм морали и нравственности.


Мы можем сделать вывод о важности дальнейшего изучения девиантного поведения подростков, от которых зависит наше будущее. Нельзя забывать и о разработке новых способов профилактики, которые помогут «юным взрослым» наиболее успешно пройти этот важный этап развития, минуя отличающееся от нормы поведение.

Список литературы
1. Галич Г. О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г. О. Галич, Е.А. Карпушкина, Л.Н. Корчагина [и др.] // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 2010. - №20.
2. Задорожная И. А. Проблема девиантного поведения в подростковом возрасте / И. А. Задорожная, А.Б. Бородина // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс].
3. Михайлова Ю.С. Проблема девиантного поведения подростков [Электронный ресурс].
4. Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учебное пособие. - М.: Генезис, 2016. - 216 с.
5. Шемякина О.О. Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков // Психология и право. - 2011. - Т. 1. №4 [Электронный ресурс].

Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : сборник материалов II Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (Тула, 7 апреля 2022 г.) / науч. ред. С.Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 304 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.