Как понять причины низкого стартового уровня ребенка? Проведите диагностику по пяти методикам. Результаты исследования помогут составить социально-психологический портрет учащегося, определить пути и формы психологической помощи, Ксения Шалагинова, канд, психол. наук, доцент кафедры психологии управления ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», педагог- психолог МБОУ «Гимназия № 4», город Тула
Что такое стартовый уровень
Первый учебный год в школе - поворотный период, когда меняется обычный строй жизни ребенка, меняется место в системе общественных отношений, появляются новые обязанности, увеличивается нагрузка на детскую психику и здоровье. В этот период необходимо тщательно учитывать все факторы, которые способствуют быстрой адаптации детей к школе или замедляют ее, Важно вовремя помочь ребенку освоить новые правила и требования педагога. Психологическая готовность стала в последние годы основным «стартовым» показателем школьной жизни первоклассника. Но часто бывает так, когда по всем показателям психологической готовности ребенок находится в рамках возрастной нормы, а учиться и осваивать учебный материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно. Поэтому одной психологической готовности недостаточно, чтобы определить картину будущего обучения ребенка, поскольку она не представляет оценки целого ряда показателей. Назовем сумму таких показателей - «стартовый уровень», В школе ребенок оказывается в специально организованном для него образовательном пространстве, которое состоит из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Но в начале обучения нужно, чтобы ребенок был готов учиться по предложенной учителем системе. Учебные ситуации педагог старается выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ребенка, хотя бы на первоначальном уровне. Нужны определенные стартовые умения. Дело не в том, как хорошо ребенок умеет читать или считать. Речь идет о способностях, психологических характеристиках, которые помогут ребенку достичь метапредметных образовательных результатов в конце 1-го класса. Это и есть стартовый уровень. Психологическая готовность и стартовый уровень обоюдно дополняют друг друга и дают возможность видеть общие перспективы обучения. Диагностическая программа исследования Чтобы исследовать стартовый уровень детей в 1-м классе, используйте диагностическую программу, которая представлена методиками: ориентировочный тест школьной зрелости И. Йирасека (модификация Керна), «Домик» Н.И. Гуткиной, «Рисование бус» И.И. Аргинской, «Раскрашивание фигур» Н.Я. Чутко, «Чтение схем слов» Н,В. Нечаевой.
Диагностическая программа исследования
Название методики и автор Цель методики Исследуемые параметры Ориентировочный тест школьной зрелости И. Йирасека (модификация Керна) Определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка, развитие тонкой моторики руки и координацию зрения и движений руки Уровень интеллектуального развития, уровень психологической готовности к обучению Методика «Домик» Н.И, Гуткиной Диагностировать уровень развития произвольной сферы и на основе этого определить готовность детей к школьному обучению Уровень произвольного внимания, пространственного восприятия
Название методики и автор
|
Цель методики
|
Исследуемые параметры
|
Ориентировочный тест школьной зрелости И. Йирасека (модификация Керна)
|
Определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка, развитие тонкой моторики руки и координацию зрения и движений руки
|
Уровень интеллектуального развития, уровень психологической готовности к обучению
|
Методика «Домик» Н.И, Гуткиной
|
Диагностировать уровень развития произвольной сферы и на основе этого определить готовность детей к школьному обучению
|
Уровень произвольного внимания, пространственного восприятия
|
Методика «Рисование бус» И.И. Аргинской
|
Выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности
|
Уровень сформированности психофизиологических, психических функций мыслительной деятельности
|
Методика «Раскрашивание фигур» Н,Я. Чутко
|
Выявить умение классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию
|
Уровень интеллектуального развития
|
Методика «Чтение схем слов» Н.В. Нечаевой
|
Диагностировать уровень умения осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым
|
Уровень готовности психологических и психофизиологических функций, которые обеспечивают чтение
|
Ниже представляем краткое описание методик, которые использованы в диагностической программе.
Какие задания включают методики
|
Методики можно найти в свободном доступе в Интернете. Расскажем, что учащийся делает на обследовании, какие особенности следует учитывать при диагностике.
Ориентировочный тест школьной зрелости И. Йирасека, модификация Керна
Тест состоит из трех заданий: 1) нарисовать мужскую фигуру; 2) срисовать письменные буквы; 3) срисовывать группы точек. Рисунок мужчины нужно выполнить по представлению. При срисовывании написанных слов обеспечьте одинаковые условия, как и при срисовывании группы точек, которые объединены в геометрическую фигуру. Для этого каждому ребенку раздайте листы бумаги с представленными образцами, как выполнить второе и третье задания. Все три задания выявляют развитие тонкой моторики руки.
Методика «Домик» Н.И, Гуткиной
Методика состоит из одного задания: срисовать картинку, на которой изображен домик. Некоторые детали домика состоят из элементов прописных букв. Во время выполнения фиксируйте, как ребенок рисует: быстро или медленно, какой рукой, часто смотрит на образец или рисует по памяти, насколько он сосредоточен, как часто отвлекается, задает ли вопросы. Ребенку дайте лист с «домиком», лист бумаги и карандаш. Попросите нарисовать точно такую картинку, какую он видит на рисунке. Методика предназначена для детей 5-10 лет, чтобы определить их готовность к школьному обучению.
Методика «Рисование бус» И.И.Аргинской
Методика состоит из двух частей. В первой части (основной) - ребенок выполняет задание - рисует бусы, во второй части - проходит проверка работы и в случае необходимости ребенок перерисовывает бусы. Чтобы выполнить задания, ребенку нужно не менее б карандашей разных цветов, лист, где проведена кривая, которая изображает нитку. Рисовать следует на этом листе. Задание состоит из того, чтобы на нитке нарисовать пять круглых бусин, в то время как нитка должна проходить через середину бусинок. Средняя бусина обязательно должна быть синей, а остальные - других цветов.
Методика «Раскрашивание фигур» Н.Я. Чутко
Методика представляет собой задание, в котором надо разделить фигуры - треугольники (4 равнобедренных, 3 равносторонних, 3 прямоугольных) на группы так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Задание ребенку: треугольники каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом. Фигуры изображены в прямом, перевернутом и зеркальном положениях. Каждый испытуемый должен иметь свой набор разноцветных карандашей. Методика позволяет выявить, как дети классифицируют наглядный материал по самостоятельно найденному основанию.
Методика «Чтение схем слов» Н.В. Нечаевой
Цель: выявить умение соотносить письменный код со звуковым. Детям выдайте листы с рисунками животных и схемами их названий. Задание заключается в том, чтобы ребенок при помощи соединительных линий установил соответствие между названием животного и его схемой. Количество кружков равно количеству букв в словах.
Программа по психологическому сопровождению первоклассников с низким стартовым уровнем
Если результаты диагностики показывают низкий стартовый уровень у учащихся 1-х классов, используйте программу по психологическому сопровождению первоклассников с низким стартовым уровнем. Цель: создать социально-психологические условия для успешной адаптации первоклассников с низким стартовым уровнем в ситуации школьного обучения. Задачи: сформировать положительное отношение к школе, стимулировать познавательную активность школьников; познакомить учащихся с нормами школьной жизни, научить принимать требования учителя и ритма учебной деятельности, правилам поведения на уроке и перемене, формировать личностные универсальные учебные действия (УУД); • развивать эмоционально-волевую сферу, содействовать формированию произвольности и саморегуляции поведения, снять страхи и эмоциональное напряжение, формировать регулятивные УУД; • развивать познавательные психические процессы, формировать познавательные УУД; • развивать социальные и коммуникативные умения, которые необходимы, чтобы устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами, формировать коммуникативные УУД; • создать условия для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности, профилактика школьной дезадаптации. Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №8,2017 |