Мостыка М.А., Финькевич Л.В. Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка (Минск, Республика Беларусь)
Реалии современности накладывают отпечаток не только на взрослых, но и на подрастающее поколение. Век информационных технологий, с одной стороны, делает жизнь общества проще, с другой - более суетной. Взрослые все время куда-то спешат: на работу, в магазин за покупками, по неотложным делам. Своим детям они стремятся дать больше знаний и тоже как можно быстрее.
В нашем обществе сложился стойкий стереотип, что готовым к школе является ребенок с большим объемом знаний, умеющий читать и считать. Они гордятся этим. Но готов ли ребенок физически и эмоционально к школе? Есть ли у него желание туда идти и учиться? Какие мотивы при этом им движут? Важно научить ребенка мыслить, размышлять, ориентироваться в окружающем мире, уметь слышать и слушать, принять учебную задачу. Ребенок должен уметь контролировать свое поведение, знать границы дозволенного, быть готовым соблюдать школьный режим, уметь взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Можно выделить следующие общепринятые объективные признаки того, что ребенок готов к школе.
- Положительный настрой на школу.
- Ребенок способен к произвольной деятельности. Т.е. он может выполнять задания в течение определенного времени и удерживать себя на месте усилием воли.
- Хорошо развита память.
- Ребенок достаточно самостоятелен: может сам одеваться, переодеваться, складывать вещи в портфель.
- Ребенок умеет общаться со сверстниками. Должен уметь играть в команде, делиться игрушками, учебными предметами.
- Имеет большой словарный запас.
- Может выполнять инструкции и задания взрослого. Должен уметь слушать постороннего взрослого и выполнять его поручения и просьбы.
- Развитая мелкая моторика.
- Ребенок имеет знание о том, что его ожидает в школе.
- Хорошая самооценка: ребенок верит в свой успех [1].
Основываясь на этих компонентах, нами было проведено исследование субъективного представления родителей о готовности их детей к школе. Были проведены опросы и беседы со 100 родителями, имеющими детей старшего дошкольного возраста. В результате чего выявили, что совпадает только часть компонентов, некоторые считаются родителями малозначимыми, а некоторые не принимаются во внимание. Например: родители уделяют внимание накоплению детьми большого объема знаний; отсутствию дефектов в произношении; умению читать, считать, писать в прописях. В меньшей мере заботятся о достаточной самостоятельности ребенка; понимании детьми того, что и как будет происходить в школе; хорошей памяти; большому словарному запасу; уровню заболеваемости. Практически все игнорируют наличие у детей умения взаимодействовать и общаться со взрослыми и сверстниками, выполнять поручения взрослого. Исследование показало, что некоторые объективные показатели даже не учитываются взрослыми. Это положительный настрой ребенка, хорошая самооценка, способность к произвольной деятельности. Родители берут в расчет более «учебные» показатели, не заостряя внимания на эмоциональном отношении малыша к происходящему: «Сидеть и слушать в школе научится», «Все будут сидеть, и мой тоже», «Там «сюсюкаться» не будут», - вот типичные ответы родителей по этому поводу. Возникает резонный вопрос: «Кто должен заниматься вопросом подготовки ребенка к школе? Какую роль в этом вопросе родители отводят себе?» 63% опрошенных возлагают все на УДО. Большинство из них считает, что подготовкой детей к школе должны заниматься только педагоги, родители здесь не участвуют. А если в чем-то ребенок отстает, так «в школе всему научат». Такое неправильное отношение в большинстве случаев приводит к проблемам и трудностям в обучении в школе в последующем. 34% к упомянутому присовокупляют центры развития и другие учреждения дополнительного образования. Современный ребенок дошкольного возраста посещает по 2, а то и 4 кружка, посещает различные «школы раннего развития». После пребывания в УДО, дома вечером выполняют задания педагогов. Дети уже не относятся ко всему этому как к игре или увлекательному занятию. Для них это «обязаловка». Малыши переутомляются, отказываются заниматься и посещать занятия. Родители считают своим долгом «вложить в чадо больше знаний, чтобы был готов к школе». Только 3% считают это совместной задачей педагогов с родителями. Можно сделать выводы, что мнение родителей и объективные показатели готовности не совпадают. Наиболее значимыми являются объем знаний и физическое здоровье. На самой низкой ступени стоит эмоциональное благополучие ребенка, его психологическая зрелость. Исследование позволяет говорить о том, что современные родители не видят своей роли в процессе подготовки детей к школе, не осознают всей важности их участия в этом процессе, делают упор только на некоторые компоненты готовности, игнорируя остальные. Не каждый родитель знает, почему нужно готовить ребенка и как. Здесь и начинаются основные проблемы. Непонимание важности подготовительной работы с будущим первоклассником приводит к тому, что ребенок обладает массой бесполезных для него на данном этапе знаний и умений, но не умеет делать чего-то элементарного, не обладает достаточной самостоятельностью и др. До родителей необходимо донести важность правильной организации процесса подготовки к школе. Показать, что она может стать увлекательным занятием и для них и для их детей. Как отмечал Л.А. Венгер: «Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться» [1].
Литература 1. Венгер Л.В. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. Москва: Знание, 1994. 192 с. Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с. |