Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. И от того, как будет себя чувствовать ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, зависит его дальнейший путь к знаниям. В. А. Сухомлинский
В системе образования России происходят существенные изменения. Эти изменения коснулись и дошкольного образования. На первый план выступила проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе, а также предшкольного образования. Необходимость введения новой формы образования обусловлена общественным запросом со стороны государства, педагогов и родителей.
Со стороны государства это обусловлено необходимостью сохранения сети дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях; увеличением процента охвата детей дошкольным образованием. Для педагогов актуально создание условий для обеспечения преемственности дошкольного и начального образования. Со стороны родителей необходимость продиктована потребностью доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп населения; объединением усилий дошкольных образовательных учреждений и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей 5-7 лет. Разнообразие существующих организационных форм, казалось бы, должно являться хорошим показателем реализации принципа вариативности предшкольного образования. Однако в данном случае оно рождает конфликтную ситуацию между детским садом и школой за место лидера в образовательной политике предшкольной подготовки. В регионах России придерживаются разных позиций по этому вопросу. И в зависимости от этой позиции получает развитие та или иная модель предшкольного образования. Предшкольное образование не может и не должно заменить собой дошкольное. Основные позиции по организации предшкольной подготовки детей должны принадлежать детскому саду. В детских садах традиционно существуют подготовительные к школе группы, работающие по специальным программам. Эти программы созданы и экспериментально проверены коллективами психологов и педагогов ведущих научно - исследовательских лабораторий страны, обладающих бесспорным авторитетом в области дошкольного образования. Поэтому главными центрами предшкольной подготовки должны являться и являются детские сады. Профессиональная деятельность педагога, реализующего предшкольное образование, должна исходить из принципа «не навреди», быть ориентирована на решение задач подготовки детей к обучению в школе и направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия, развития индивидуальности и творческих способностей каждого ребёнка. Комплексный подход в реализации целей и задач предшкольного образования позволяет выровнять стартовые возможности дошкольников при поступлении в первый класс, повысить качество дошкольного образования, удовлетворить запрос родителей на подготовку детей к обучению в школе, обеспечить преемственность дошкольного и начального образования. Впервые в России понятие «предшкольное образование» прозвучало в конце 2004 года, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования. Приведем несколько определений понятия «предшкольное образование». Pre-school education - (дословно) образование до школы (англ.). По мнению В.Т. Кудрявцева, предшкольное образование - просто дошкольное образование, дословно «впереди школьного» образования. Согласно Н. Ф. Виноградовой, Т. Н. Дороновой, предшкольное образование - система мер, направленных на оказание помощи детям, не имеющим возможности до школы посещать дошкольное образовательное учреждение. Ступень предшкольного образования, в рамках которой обучение осуществляется с пяти (с пяти с половиной) лет, введена в Постановлении правительства Российской Федерации «Стратегия РФ в области общего образования». К проблемам предшкольного образования относят, как правило, способы работы с детьми; проблему финансирования; подготовку педагогов. Главная цель предшкольной подготовки - выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы (А. Фурсенко). Социальная цель: обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников (Н. Ф. Виноградова). Педагогическая цель: развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению (Н. Ф. Виноградова).
Задачи предшкольного образования: - организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом их потребностей и возможностей; - отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в 1 классе; - укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; - формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе (Постановление Правительства РФ «Стратегия РФ в области общего образования на период до 2025 года»).
Модели предшкольного образования: - в дошкольном образовательном учреждении полного дня; - в группах кратковременного пребывания на базе дошкольного образовательного учреждения; - в группах кратковременного пребывания на базе школ, культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования; - в двуязычных дошкольных образовательных учреждениях; - в кочевых детских садах-школах, стойбищных детских садах, интернатах семейного типа; - в домашних условиях - с родителями или гувернерами, социальными работниками для семей риска; - центр дошкольного образования; - детский оздоровительный лагерь на базе дошкольного образовательного учреждения; - дошкольная образовательная группа на базе детского пришкольного лагеря; - в рамках единой системы «школа-сад» (или прогимназия); - как автономное структурное подразделение образовательной организации; - как дополнительные образовательные услуги; - как подготовительные курсы, перешедшие от «натаскивания» к образованию; - как элемент системы дополнительного образования; - лекотеки и центры игровой поддержки ребенка.
На современном этапе развития образования принято говорить о формировании у ребенка к началу обучения в школе начальных ключевых компетентностей. Начальные ключевые компетентности многомерны, многофункциональны; в них представлены результаты личного опыта ребенка во всем мно гообразии (отношения, знания, умения, творчество, субкультура); универсальны, переносимы и применимы в различных ситуациях. Начальные ключевые компетентности требуют целостного развития ребенка как субъекта деятельности и поведения. Перечислим начальные ключевые компетентности: а) здоровьесберегающая компетентность; б) личностно-социальная компетентность; в) учебно-познавательная компетентность; г) допредметные компетентности; д) речевая компетентность; е) литературная компетентность; ж) математическая компетентность; з) экологическая компетентность; и) художественная компетентность (см. рис. 1).
Модель предшкольной подготовки А.Г. Гогоберидзе
|
Начальная здоровьесберегающая компетентность рассматривается как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. Задачами здоровьесберегающей компетентности являются соблюдение личной гигиены; поддержание состояния здоровья и физической культуры; соблюдение правил безопасного поведения в быту и разных видах деятельности; разумное поведение в непредвиденных ситуациях; оказание элементарной психологической самопомощи и помощи. Начальная личностно-социальная компетентность рассматривается как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений о себе, своей самооценкой. Задачи: формирование соответствующего возрастным возможностям образа «Я»; начальной ориентации в общечеловеческих ценностях добра, красоты и истины; проявления эмоционально-оценочного отношения к миру; саморегуляции, самоконтроля поведения, действий, поступков и их последствий для окружающих. Начальная учебно-познавательная компетентность рассматривается как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с освоением содержания образования и способов получения знаний на основе развития основных познавательных процессов. Задачи: развитие познавательной деятельности, ориентации в окружающем мире; развитие использования доступных средств познания и получения информации; развитие проявления познавательного интереса и активности, стремления овладеть источниками информации; развитие элементарной учебной деятельности (слушать педагога, принимать учебную задачу, стремиться к достижению результата). Начальные допредметные компетентности обеспечивают специальную готовность ребенка к переходу к школьному образованию, содержание которого определяется учебными предметами. Начальная речевая компетентность - это готовность самостоятельно решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения, словарного богатства родного языка, подготовкой к чтению и освоению письменной речи. Начальная литературная компетентность - это готовность самостоятельно решать задачи, связанные с восприятием, анализом и интерпретацией соответствующих возрастным возможностям литературных текстов. Начальная математическая компетентность - это готовность самостоятельно решать задачи, связанные с выделением изменений, связей и зависимостей групп предметов, чисел, величин; воссозданием геометрических фигур и силуэтов, проявлением творчества и в интеллектуальных, и в развивающих играх. Начальная экологическая компетентность - это готовность самостоятельно решать задачи гуманного взаимодействия с природой на основе системы экологических представлений, умений и отношений. Начальная художественная компетентность - это готовность самостоятельно решать задачи, связанные с художественным восприятием и интерпретацией произведений искусства разных жанров, а также творчеством в различных видах художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной).
Примеры существующих программ предшкольного образования: 1. Серия «Предшкольная пора» от издательства «Просвещение» включает в себя несколько книг разных авторов (Н. Ф. Виноградова, Л. Е. Журова, С. А. Козлова, Т. А. Куликова, Н. Г. Салмина, Е. И Щербакова). 2. Модель группы кратковременного пребывания «Будущий первоклассник» г. Ноябрьск. Программа деятельности группы кратковременного пребывания составлена О. Н. Смирновой и О. В. Баутиной. 3. «Готовимся к школе. Перспектива» - программа и комплект пособий для детей, позволяющие педагогам и родителям успешно подготовить будущих первоклассников к обучению в школе. Подходит при реализации любой программы дошкольного образования. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Автор М. В. Бойкина.
Формы и методы работы с родителями: - организация социологического опроса родителей микрорайона, создание банка данных; - организация знакомства родителей с работой дошкольного образовательного учреждения; - привлечение средств массовой информации для освещения деятельности дошкольного образовательного учреждения; - организация группы кратковременного пребывания; - дни открытых дверей; - детско-родительский клуб; - семинары-практикумы; - библиотека для родителей; - выпуск газеты для родителей; - тематические вечера; - консультации и беседы; - консультативная помощь на дому, анкетирование; - консультативная помощь родителям на основе диагностики и коррекции психического и физического развития детей; - участие родителей в праздниках и развлечениях; - совместные творческие выставки; - участие в создании предметной развивающей среды.
Организация функционирования групп предшкольной подготовки детей включает в себя несколько этапов:
Первый этап - изучение запросов семей микрорайона, населенного пункта, их финансово-экономических возможностей, образа жизни; проведение экспертизы условий дошкольного образовательного учреждения. Второй этап - нормативно-правовое обеспечение функционирования группы кратковременного пребывания (положение, договоры); Третий этап - разработка учебных планов, расписания занятий, тематических планов различных видов занятий, праздников, развлечений, планов совместной работы с родителями. Четвертый этап - создание развивающей среды и непосредственное комплектование группы кратковременного пребывания. Компоненты учебной рабочей программы: - федеральный (обеспечивает единство образования в стране); - региональный (отражает региональное образовательное пространство, например, Уральский регион и т. д.); - локальный (отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы).
Недостатки предшкольного образования
При всей видимой необходимости предшкольного образования данное явление обладает, несомненно, и признаками амбивалентности: у него есть свои плюсы и минусы. Вслед за Е. В. Соловьевой, можно выделить существенные недостатки предшкольного образования. Так, невозможно качественно решать его задачи в сильно ограниченные временные сроки. Например, за один год до школы (когда некоторые родители только начинают задумываться о подготовке своего ребёнка к обучению в школе) невозможно сразу одновременно сформировать все характеристики и качества, которые характеризуют разные компоненты психологической готовности ребёнка к обучению в школе. Это происходит так потому, что формирование личности ребенка и его психическое развитие - это процесс длительный и ежедневный. Кроме того, существует опасность, что при недостатке полноценного, продолжительного, содержательного, в том числе игрового общения со сверстниками (например, когда ребёнок не посещает дошкольное образовательное учреждение и при этом является единственным ребёнком в семье) даже проведение занятий не в полной мере помогут сформировать все компоненты психологической готовности ребёнка к обучению в школе. Также специалисты называют следующие возможные риски предшкольного образования: проекция начального образования, искусственная акселерация развития ребенка, игнорирование основных закономерностей развития дошкольника, недооценка ведущих видов деятельности, излишнее увлечение школьными технологиями, более раннее изучение программы первого класса, формирование у детей узко-предметных знаний, повышение тревожности детей, снижение самооценки, потеря познавательного интереса.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое предшкольное образование? Чем предшкольное образование отличается от дошкольного образования? 2. Каковы цели и задачи предшкольного образования? 3. Какие существуют модели предшкольного образования? 4. Перечислите достоинства и недостатки предшкольного образования. 5. Какие начальные ключевые компетентности по А. Г. Гогоберидзе необходимо сформировать у ребёнка на пороге школы?
Источник: Гольцева, Юлия Валерьевна Диагностика психологической готовности ребёнка к обучению в школе : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Ю. В. Гольцева, Н. А. Козлова ; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - [Челябинск] : Южно-Уральский научный центр РАО, 2023. - 186 с. : ил.
|