Наталья Сорокина, педагог-психолог ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», г. Самара, Ирина Погаратая, методист, педагог-психолог ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», г. Самара
Предлагаем вам методики, которые помогут отследить динамику развития и процесс адаптации первоклассника к школе. Чтобы качественно организовать мониторинг, проведите индивидуальную и групповую диагностику со школьниками.
Цель мониторинга - систематически отслеживать психолого-педагогический статус ученика и динамику его психологического развития в образовательной деятельности. Используйте готовый перечень психодиагностических методик (см.ниже)
Основание психодиагностического исследования первоклассников
Диагностику стартовых возможностей ребенка вы проводили в начале учебного года. Чтобы отследить динамику развития ребенка и процесс адаптации к школе можете провести повторный мониторинг.
Что помогает выявить мониторинг. Проведение диагностики - ключевой элемент системы оценки индивидуальных образовательных достижений школьников. В рамках мониторинга диагностики развития ребенка вы измеряете познавательную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную сферу ребенка. Также изучаете индивидуальные особенности ребенка и отслеживаете адаптационные процессы первоклассника.
Как результаты помогут педагогу. Для педагога диагностика поможет скорректировать рабочую программу. Когда учитель определяет уровень адаптации ученика, ему легче организовать индивидуальную или групповую работу. На основе умений и психических процессов, которые уже развиты у первоклассника, учитель выстраивает учебные ситуации.
Как результаты помогут педагогу-психологу. По результатам мониторинга, вы сможете организовать свою работу и составить план, учитывая потребности детей. Кроме того, уже на этом этапе можно увидеть, какую роль в адаптации школьника к новым условиям играет его семья, помогает ли она ему пройти этот период или нет.
Как организовать мониторинг адаптации первоклассника к школе
Для начала подготовьте программу мониторинга, учитывая основную образовательную программу начального общего образования. Время диагностического обследования согласуйте с учителем, родителями (или лицами, их замещающими) и заместителем директора школы.
Выберите время для мониторинга Первый и последний урок исключите из проведения диагностики. Во время выполнения заданий ребенок может испытывать затруднения. Под затруднениями понимается любая остановка при выполнении заданий или неправильное выполнение. Если ребенок выполняет все задания в соответствии с нормативом, то вы даете высокую оценку его достижений в работе. Необходимо отмечать в протоколе все, даже самые незначительные затруднения. При этом фиксируйте все особенности поведения и действий ребенка.
Предложите школьникам индивидуальные и групповые диагностические методики. Для того чтобы провести мониторинг динамики развития ребенка, воспользуйтесь перечнем методик. Основными методиками являются: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква». Воспользуйтесь методической разработкой Н. Нечаевой и С. Яковлевой - «Изучение стартового уровня первоклассника». Используйте и любые другие методики, которые определяют сформированность работоспособности, речевой, познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Индивидуальные диагностики проводите, чтобы записать устные ответы детей. Письменно фиксируйте особенности поведения во время проведения и высказывания ребенка.
Оформите результаты. По итогам проведения исследования оформите профиль динамики развития первоклассника. Профиль в наглядной форме вам покажет, на каком уровне относительно нормы находится ребенок, есть ли положительная динамика и каким образом ему можно помочь. Результаты диагностики поместите в личную карту ученика. Внесите все результаты обследования и протоколы на каждого ребенка. В заключении укажите цель, план, сроки, результаты исследования и рекомендации.
Как организовать обратную связь по результатам мониторинга
В свой годовой план работы включите задачу - психологическое сопровождение учащихся 1-х классов в условиях реализации ФГОС начального общего образования. Пропишите направления деятельности - консультирование, групповые и индивидуальные формы работы с родителями, педагогами и школьниками. Проводите обратную связь в форме родительских собраний, консультаций, ПМПк и педагогических советов. Проведите семинары, методические объединения, ПМПк. Главная задача - ознакомить педагогов с результатами диагностики. И понять, как проходит у первоклассников процесс адаптации к школе. После того как проведена диагностика, заместитель директора собирает психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), на котором обсуждаются: - результаты психодиагностического обследования первоклассников - положительная или отрицательная динамика; - эффективность образовательной деятельности; - необходимость коррекционно-развивающей работы с учениками; - привлечение других специалистов; - при необходимости повторное проведение диагностики; - выработка рекомендаций педагогам и родителям по взаимодействию с детьми.
Примите участие в родительских собраниях. Родителям на собрании сообщите общую информацию о результатах мониторинга. Обратите их внимание на проблемные моменты и на внутренний потенциал ребенка. Сообщите о том, что родители могут записаться к вам на индивидуальные консультации. Для этого оставьте свои данные, номер кабинета и время работы.
Проведите индивидуальные консультации для педагогов. Во время встречи совместно с педагогом составьте индивидуальные образовательные маршруты для детей «группы риска», так и для учеников с высокими показателями. Определите особенности дифференцированного подхода к конкретным группам детей в ходе урока. Расскажите о сводных результатах мониторинга по классу и по каждому ребенку в отдельности. Контроль за выполнением рекомендаций педагогами проводите во время посещения уроков.
Психологические характеристики
|
Методики
|
Цель проведения
|
Возраст, лет
|
Познавательная сфера
|
Уровень общей осведомленности.
|
«Прогрессивные матрицы Равена» (Пенроуз, Равен)
|
Выявить уровень развития невербального интеллекта
|
6,6-11
|
Способность принимать и понимать
|
|
|
|
инструкцию, удерживать цель выполняемой учебной деятельности. Способность сосредоточиться на одном виде деятельности с изменением типа учебных задач. Способность устанавливать причинно-следственные связи и логически рассуждать.
|
«Ориентировочный тест школьной зрелости» И. Йирасека (модификация Керна)
|
Определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка, развитие моторики руки и координацию зрения, движение руки
|
5 -7
|
«Методика для определения уровня умственного развития детей»
|
Исследовать дифференциацию существенных предметов и явлений от несущественных, а также запас знаний;
операцию обобщения, способность выделять существенные признаки
предметов; способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями; умение обобщать
|
7-9
|
|
|
(Э.Ф. Замбицявичене)
|
|
Умение анализировать информацию с целью выделения признаков.
|
|
|
|
|
Умение упорядочивать объекты по выделенному основанию.
|
|
|
|
|
Умение классифицировать, обобщать, устанавливать аналогии. Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
|
|
|
«Тест Векслера» (детский вариант)
|
Определить общий уровень интеллекта и его составляющие — вербальный и невербальный интеллекты
|
5-16
|
|
«Выбор по аналогии» (Н.И. Поливанова, И.В. Ривина)
|
Выявить способность выделять закономерность отношения между элементами внутри системы и переносить ее на другую систему по аналогии с первой
|
7-9
|
|
|
Наличие познавательных интересов. Стремление освоить роль школьника. Принимает требования, которые про-
|
Методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова, А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин)
|
Выявить сформированность внутренней позиции школьника, его мотивы
|
6,5-8
|
являет школа и учитель. Адекватное содержательное представление о школе. Сформированность учебных мотивов. Способность адекватно судить
|
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» (Н.Г. Лусканова)
|
Выявить мотивационные предпочтения в учебной деятельности
|
6,5-9
|
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха
|
Выявить понимание учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности
|
6,5-7
|
о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием
|
«Определение мотивов учебной деятельности» (М.Р. Гинзбург)
|
Изучить сформированность мотивов учения, выявить ведущий мотив
|
7-17
|
Эмоционально-волевая сфера
|
Способность управлять поведением.
|
Проективная методика диагностики школьной тревожности
|
Определить уровень личной тревожности, исследовать адаптацию
|
6-13
|
Эмоциональная устойчивость.
|
|
|
|
Умение продлить действие, приложив
|
(А.М. Прихожан)
|
учащихся
|
|
к этому усилия
|
Опросник «Саморегуляция» (А.К. Осницкий)
|
Определить уровень сформированности регуляции у школьников
|
6,5-17
|
|
Методика «Рисование по точкам» (А.А. Венгер)
|
Исследовать уровень ориентировки на заданную систему требований
|
6,5-8
|
Коммуникативная сфера
|
Способность самостоятельно устанав-
|
Методика «Кто прав?»
|
Выявить сформированность действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера)
|
7-10
|
ливать контакт с учителем и сверстниками.
|
(Г.А. Цукерман)
|
|
|
Стремиться общаться в совместной деятельности со сверстниками. Принимает правила группового взаимодействия
|
Задание «Рукавичка»
|
Выявить уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества
|
6,5-7
|
(Г.А. Цукерман)
|
|
|
Организуйте индивидуальные консультации для родителей. Сообщите родителю полную информацию о результатах диагностики ребенка. Обозначьте, какие есть изменения в адаптации первоклассника к школе. И предложите рекомендации по развитию и воспитанию с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Проверьте, как педагоги и родители выполняют рекомендации. С момента получения консультативной помощи ответственность за выполнение рекомендаций лежит на педагогах и родителях. Все рекомендации фиксируйте в журнале индивидуальных или групповых консультаций под подпись родителя и педагога. Выполнение рекомендаций родителями отслеживайте в том случае, если вы рекомендовали обратиться к другим специалистам. Например, к семейному психологу, психиатру, детскому неврологу или логопеду.
Совет Обратите внимание на то, как во время диагностики вы оказываете помощь ребенку. Это поможет вам сформулировать рекомендации учителям и родителям
|
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа , №11, 2018г |