Особенности первоклассников с различным уровнем школьной зрелости |
Младший школьный возраст - Адаптация к школе |
Всех детей условно можно разделить на 2 группы, различающихся уровнем адаптации к обучению. Также выделяются 2 типа соответствующие темпу возрастного развития. Выделяют группу детей учебного типа, что соответствует посткризисной фазе возрастного развития и предучебного типа, что соответствует собственно кризисному этапу. Главный признак, отличающий работу детей предучебного типа на уроке – существенная разница между выполнением задания в присутствии взрослого и при самостоятельной работе. Для таких детей задача имеет смысл лишь постольку, поскольку она предложена учителем. Поэтому одинаково значимым выступает и учебное задание и, например, просьба учителя – полить цветы. Причем участие взрослого совсем не обязательно должно быть содержательным, ребенку достаточно эмоциональной поддержки, взгляда, кивка. Дети предучебного типа, как правило, отвергают помощь родителей в подготовке к школе, сами собирают портфель т.п., так велик для них авторитет учителя. Характерно, что для активизации работы ребенка достаточно кратковременного участия учителя, он как бы "включает" ребенка в работу по выполнению предложенного задания, дальше ученик может работать самостоятельно и все последующие задания выполняет с энтузиазмом. Такие дети очень активны у доски. Вне отношений с учителем они учебную задачу "не видят". Главным для ребенка предучебного типа является его положение ученика. Можно сказать, что он учится не для того, чтобы что-то узнать, а для того, чтобы чувствовать себя взрослым. Собственно познавательных интересов у него еще нет – они должны сформироваться в процессе овладения школьным содержанием. То, в каком направлении будет развиваться отношение ребенка к школе, целиком зависит от учителя. Для того, чтобы избежать неблагоприятных вариантов развития, учитель не должен ограничивать свою помощь детям предучебного типа, тем более, что она не требует особых усилий достаточно лишний раз взглянуть на ребенка, подойти к нему. При этом необходимо постоянно подчеркивать значимость самостоятельного выполнения заданий, отмечать успехи ребенка в этом направлении. Литература: Белобрыкина О.А. Скоро в школу мы пойдем! // Психолог в детском саду. – 2005. – № 2. – С. 3-15. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 8. – С. 66-74. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Проблемы психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // Психолог в детском саду. – 2005. – № 2. – С. 16-21. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе. // Дошкольное воспитание. –1991. – № 7. – С. 81-84. Кукарина О.С. Готовность ребенка к школе с позиции развивающего обучения. // Управление ДОУ. – 2005. – № 4. – С.42- 44. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |