На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Психологическая поддержка первоклассников на этапе адаптации к обучению в школе
Психологическая поддержка первоклассников на этапе адаптации к обучению в школе
Младший школьный возраст - Адаптация к школе

Твелова Ирина Александровна канд. психол. наук, доцент Кривичева Юлия Владимировна магистрант
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край

Ключевые слова: адаптация, адаптация первоклассников, адаптированность, школьная дезадаптация, арт-терапия.

Адаптированный ребёнок способен к полноценному развитию своей личности, когда чувствует себя комфортно в новой для него образовательной среде. Поэтому проблема адаптации ребенка, поступившего в первый класс, связана с его психоэмоциональной сферой (защищенностью, тревожностью, депрессивностью и т. д.).

Адаптация к новым условиям жизни и деятельности ребенка, связана с напряжением его душевных и физических сил. Чем младше человек, чем меньше его социальный опыт, тем более сильным будет это напряжение.
В связи с началом систематического обучения в школе, возникают изменения в условия жизни и деятельности ребенка - новые знакомства, новые отношения, появление ответственности и обязанностей. В жизни ребенка меняется практически все, его внимание сосредотачивается на учебе и школьных делах, заботах и требованиях. Это достаточно сложный период в жизни младшего школьника, так как школа с первых дней ставит перед учениками множество задач, для решения которых требуется новый опыт которого у ребенка пока нет, а следовательно, ему требуется приложение больших усилий физических и интеллектуальных.
В условиях нашего времени снижению адаптации способствуют: уменьшение воспитательного влияния семьи, темп жизни общества и множество противоречивых сведений из средств массовой информации и интернета.
Сложившаяся ситуация подвергает сомнению знания младшего школьника об окружающем мире, в связи с чем ему требуется помощь в адаптации к условиям школы и школьного коллектива, помощь в осознавании себя в новой для него роли и создании устойчивых, доверительных взаимоотношений в окружающем ребенка мире.
В школах для разностороннего обследования детей применяется большое разнообразие диагностического материала, однако не всегда по- 292 Социально-психологические проблемы современной семьи:
ценность материнства и детства
зволяющего педагогам своевременно получить данные для эффективного взаимодействия с детьми с первых школьных дней.
Для успешной адаптации к школе, учащемуся необходимо будет включиться в новые условия школьной жизни, а именно, в отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определенном темпе. Коллективная работа в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу, как с другими учениками, так и с учителем. Не все дети готовы к такой работе, и, следовательно, нуждаются в психолого-педагогической поддержке со стороны учителя, социального педагога, психолога и родителей.
Стоит отметить, что тема адаптации младших школьников находится в центре внимания многих наук: педагогики (Н.Б. Крылова и другие), социальной педагогики (М.А. Галагузова, А.В. Мудрик и другие), психологии (Л.С. Выготский, А. В. Петровский, и другие), физиологии (М.В. Антропова, М.М. Безруких и другие).
Следуя требованиям введенным в начальной школе ФГОС, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть, переориентирован, так как значительно расширился перечень критериев успешной адаптации, в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе важно делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе, обращая внимании на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я - концепции» каждого ребенка и учитывать такие составляющие как:
- физическая адаптация - оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней;
- психологическая адаптация первоклассников к школе - оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.
Адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу.
Адаптация - процесс и результат согласования человека с окружающим миром. Адаптацию в педагогике рассматривают как естественное состояние индивида, которое проявляется в привыкании (приспособлении) к новой деятельности, к изменившимся условиям жизни, к появившимся социальным контактам и изменившимся социальным ролям [2].
«Адаптированность» («устойчивая адаптация») является синонимом «нормы», «здоровья» - это регуляторные реакции, психическая деятельность, система отношений и т. д., которые возникли в процессе онтогенеза в конкретных экологических и социальных условиях и функционирование которых в границах оптимума не требует значительного нервно-психического напряжения.
Изучению и описанию разных позиций взаимодействия взрослого и ребёнка в научной литературе посвящено значительное количество исследований.
Большое количество разноплановых диагностических методик описано и давно используется психологами и педагогами при поступлении ребёнка в школу, а также в начальный период обучения. Готовность к школе изучают отечественные и зарубежные учёные М.М. Безруких, Н.И. Гуткина, С.П. Ефимова, Д. Чейпи.
В исследованиях преимущественно освещаются отдельные аспекты диагностики и построения процесса обучения в школе: С.А. Бадоева, Д.А. Гюламирян, М.Л. Жгенти, А.Я. Каруле, О.В. Панфёрова, Т.И. Рон- гинская, Д.В. Рязанова, Л.В. Тимошенко и др.
Когда ребенок идет в школу, его жизнь полностью перестраивается, что соответственно, не может не отразиться на эмоциональной сфере еще не целиком сложившейся личности, что в свою очередь затрудняет адаптацию к новым условиям жизни. В связи со всем выше сказанным, поиск способов и средств, облегчающих процесс вхождения в школьную жизнь детей с различным уровнем готовности к школе и с самыми разнообразными личностными свойствами и качествами, становится самостоятельной задачей деятельности всех субъектов, включённых в образовательный процесс (детей, педагогов, психолога и родителей).
Процесс адаптации ребенка к школе - довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма, который длится не день и не неделю, и далеко не у всех детей он протекает безболезненно. У некоторых адаптация не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая ведет в дальнейшем к серьезным последствиям и отражается на психическом развитии ребенка младшего школьного возраста [3].
Дети нуждаются в специально организованной психологической поддержке на этапе вхождения в школьную жизнь, очень важно, чтобы в этот сложный период ребенок чувствовал содействие, а не ощущал себя одиноким и беспомощным. Невозможно предложить одно общее решение столь разнообразных проблем, с которыми сталкивается ребенок при поступлении в школу. В каждой конкретной ситуации оно должно строиться с учетом приоритета внутреннего мира ребенка и значения системы предъявляемых к нему требований.
Ожидания от ребенка и от его обучения в школе у детей, их родителей и педагогов не совпадают, что является важнейшей причиной нарушений в психоэмоциональной сфере личности ребенка, что может способствовать проявлению дезадаптации. Под школьной дезадаптацией подразумевается совокупность признаков, которые свидетельствуют о несоответствии социопсихологического, психофизиологического статуса учащегося требованиям общеобразовательной школы, в связи с чем ему трудно адаптироваться к новым условиям, а в определенном случае, даже невозможно.
Школьная дезадаптация - это социопсихологическое и психофизическое нарушения ребенка, которые мешают приспособлению личности учащегося к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психологической адаптации в связи с какими - либо патологическими факторами [2].
В этой связи необходима специально организованная система мер психологической поддержкой детей при вхождении в школьную жизнь.
Психологическую поддержку первоклассникам целесообразно осуществлять комплексно, включая в неё работу психолога не столько с детьми, сколько с учителями и родителями, которые непосредственно взаимодействуют с первоклассниками, с целью сближения их ожиданий от детей, которые начали обучение в школе [3].
Адаптация будет эффективной, если педагоги окажут ребёнку психологическую поддержку через использование в работе простых и понятных ребятам методов обучения, например через игру и творческий подход, которые поспособствуют процессу самореализации и самоутверждения, осуществляя её через систему обучающих тренинговых занятий. Для организации подобных занятий хорошо подходит арт-терапия, которая способна оказывать не только лечебно-коррекционное воздействие на детей с эмоциональным и поведенческим нарушениям, но и учат их творчески выражать свои чувства, переживания и развивать свои познавательные способности и навыки [4].
Арт-терапия - это терапия с помощью различных видов искусства, одно из современных направлений психотерапии [5].
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания [5].
Смысл данных занятий заключается в гуманизации процесса взаимодействия взрослых и детей. Опосредованное воздействие психолога на детей наименее травматично для первоклассников [1].

Список литературы
1. Александрова Е.А. Понимающая педагогика как фактор разрешения педагогических проблем социального становления личности / Е.А. Александрова // Психолого-педагогические проблемы социального становления личности: сб. науч. тр. / под ред. Н.Н. Никитиной, И.Д. Демаковой. - Ульяновск, 2007.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2006. - 512 с.
3. Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей / А.И. Захаров. - М.: КАРО, 2006. - 416 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2010. - 176 с.
5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.
6. Крылова Н.Б. Очерки понимающей педагогики: кн. для молодого педагога, ищущего альтернативного пути в педагогике / Н.Б. Крылова, Е.А. Александрова. - М.: Нар. образование, 2015. - 441 с.

Источник: Социально-психологические проблемы современной семьи: ценность материнства и детства : сборник материалов
X Всеросс. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием (Армавир, 30 сент. 2022 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 296 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.