На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания
Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания
Младший школьный возраст - Адаптация к школе

Мир детства
Я.Корчак писал: "Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребёнок смеет жить завтра, если мы не даём ему жить сегодня сознательной ответственной жизнью?…Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребёнок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и всё это любовно. Он прав".

Вспомните дом, где проходило ваше детство…запахи, звуки, краски, ощущения вашего маленького тела. Что из детских воспоминаний даёт вам силы, а что приносит боль? Переберите ваши детские фотографии: что сейчас вы могли бы дать тому ребёнку? Отодвиньте в сторону те стереотипы, которые предложили вам окружающие о вашем детстве ("ты был такой-то", "тебе было так-то") и посмотрите на того ребёнка своими глазами. Чего он не говорил своим родителям, но что думал и чувствовал? Чего тот ребёнок не получал в достаточной мере от взрослых? Какие из чувств игнорировались в семье, а может даже и запрещались? Как часто вы слышали от своих родителей: "Все дети как дети, а ты…", "Я сейчас занят или занята" "Это надо делать не так…", "Я лучше знаю, что тебе делать и как тебе жить" и сколько раз вы слышали от них: "Я люблю тебя", "Давай я тебе помогу", "Хочешь, поиграем вместе?".
Именно так я начинаю свою работу с родителями, дети которых только пришли к нам в гимназию. Ведь именно они хорошо знают особенности своего ребёнка, могут оказать ему помощь и поддержку в трудной ситуации, любить их независимо от успехов или неудач. Я возвращаю их в своё детство, чтобы помочь им вспомнить свои чувства и ощущения, когда они стали школьниками, услышали первый звонок, вспомнили первую встречу с учителем, сели за парту.  Именно так я начинаю их возвращать в Мир детства, знакомить их с королевством внутреннего мира  маленького человека, который так верит в успех и признание, любовь и понимание со      стороны окружающих его взрослых и сверстников. И сама отправляюсь в новое путешествие. Каждый ребёнок неповторим и уникален, у каждого своя история появления на свет и у каждого, несомненно, свой внутренний мир. 
Конечно для меня понятие "внутреннего мира" – это, прежде всего те эмоции и чувства с которыми живёт ребёнок, это его переживания и ощущения, это его увлечения и интересы, фантазии и мечты.

 

Готовность к обучению в школе

В жизни ребёнка не мало сложных этапов и трудных задач. Одним из таких является первые шаги в школьный мир. Именно в первые месяцы обучения в школе организм ребёнка испытывает нагрузку, схожую по интенсивности и напряжённости с экстремальными ситуациями для хорошо тренированного взрослого человека.
Социально-психологическая адаптация ребёнка к новым условиям обучения и воспитания у каждого проходит по-разному и может занимать по продолжительности от 1 месяца до года. Многие факторы участвуют в этом сложном для ребёнка процессе:

Когда мы говорим о психологической готовности ребёнка к школе, имеем в виду следующие показатели:

Опыт работы показывает, что ребёнок шестилетнего возраста в недостаточной степени готов к обучению в школе, а значит и все выше перечисленные показатели у него недостаточно сформированы. Мы знаем, что у ребёнка шестилетнего возраста основным видом деятельности является игра. В классе за одной партой оказывается в равных условиях обучения и воспитания, как шестилетка, так и ребёнок семилетнего возраста. Учитель и психолог знают об этом, в то время как родитель возлагая на ребёнка высокие надежды, ставя перед ним высокую планку достижений, надеется, что именно его ребёнок будет успешен в учёбе, независимо от сформированности показателей готовности к обучению.
Задавая вопрос родителям, какие ассоциации у них вызывает слово "адаптация", типичными ответами родителей первоклассников были: "новый коллектив", "новые знания", "учительница", "новые впечатления"…и т.д. И лишь небольшое количество родителей отметили "большие нагрузки". Большая часть родителей считает: главное при наличии обучения в школе – социально-психологические перемены: новые отношения, новые обязанности, новая роль – ученик. Всё это, конечно, важно, но ко всему перечисленному добавляется самое главное – учёба, учебные нагрузки, порой непосильные для детского организма и психологического восприятия данного возраста. Поэтому задача педагога-психолога грамотно определить для себя основные этапы и задачи психологического сопровождения и своевременно оказать психологическую помощь родителям, учителям и детям.
С тех пор как я работаю психологом, я придерживаюсь самого строгого правила в работе с детьми – "Не навреди!". В моих руках душа ребёнка, а значит и его судьба. Всё что я умею и знаю, всё, чем природа одарила меня как личность, - для тех, кто идёт ко мне.
Моим искренним стремлением является желание помочь и поддержать его в трудную минуту, позаботиться о его психологическом здоровье, сопровождать его на протяжении учёбы в школе.

Алгоритм психологического сопровождения первоклассников в процессе адаптации их к новым условиям обучения и воспитания

Задачи педагога-психолога в процессе сопровождения процесса адаптации:

  • Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика, учителя и родителя.
  • Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую успешно выстраивать отношения учитель – ученик, учитель – родитель.
  • Актуализировать мотивацию обучения, научить ученика постепенно понимать и брать на себя ответственность за успешность своего обучения.

Если говорить о специфических задачах, для каждой группы участников учебного процесса, то они будут следующими:
Для учеников первых классов:

  • Помочь ребёнку принять позицию школьника;
  • Помочь в освоении навыков коммуникативного общения, умения принимать новый коллектив и уважительно относиться к каждому из его участников;
  • Научить ребёнка навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
  • Создать благоприятную обстановку для развития личности ребёнка;
  • Помочь справиться с неосознанными проявлениями и функциональными состояниями (тревога, агрессия, страх и т.д.) и т.д.

Для учителей:

  • Снизить уровень тревожности учителя перед встречей с новыми учениками;
  • Помощь в наблюдении за учащимися, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к личности ученика;
  • Расширить знания педагога в области возрастной психологии, своевременно дать рекомендации по работе с разной категорией детей (гиперактивным, агрессивными, застенчивыми, медлительными и т.д.) и т.д.

Для родителей:

  • Научить родителей адекватно оценивать возможности и способности своего ребёнка (изучение интересов и склонностей, наблюдение за особенностями поведения и усвоения учебного материала);
  • Способствовать принятию ребёнка таковым, какой он есть (развитие эмпатии у родителей);
  • Предложить формы работы и оказания психологической помощи в сложных ситуациях (диагностика, консультирование, коррекция, рекомендации);
  • Снять напряжение у родителей вызванное предстоящим учебным процессом;
  • Создать атмосферу сотрудничества родителей с педагогическим коллективом, администрацией и СППСлужбой гимназии и т.д.

Приведённый ниже алгоритм психологического сопровождения процесса адаптации содержит основные этапы работы психолога в данном направлении. В зависимости от возникающих в ходе работы проблемных ситуаций можно добавлять, изменять диагностический инструментарий, а также темы консультаций, родительских собраний и семинаров для педагогов.

Адаптация 1 класс

Пропущенные блоки.

Консультирование учителей и родителей "Профилактика школьной дезодаптации, школьных страхов и тревожности"
"Эффективные способы педагогического общения с ребёнком"

Изучение социального паспорта класса и индивидуальных карт развития ребёнка

Консультации для родителей и педагогов
(перечислены ниже)

 

Адаптация 1 класс

Для того чтобы адаптация прошла успешно, необходимо тщательно продумывать и осуществлять системный подход (поэтапный) в оказании психологической помощи всем участникам учебного процесса.
Как уже отмечалось, первые шаги ребёнка в школьную жизнь являются для него очень важными. И хотя он не в состоянии оценить всю серьёзность данного процесса как взрослый человек, он оценивает всё происходящее вокруг него с помощью эмоций и поведенческих реакций. Как учителю успеть отследить эмоциональное настроение каждого, как успеть уделить внимание первым ошибкам и порадоваться за успех маленьких достижений? Учитель, конечно, многое делает: учит, поддерживает, беседует, играет и т.д. Однако, самому учителю так же необходима помощь в изучении внутреннего мира ребёнка. Поэтому он обращается за помощью к психологу, который может вместе понаблюдать за детьми, посещая уроки, побеседовать с ребятами, провести интересные развивающие игры.

Упражнение "Моё настроение"


В первую неделю сентября я прихожу в класс к ребятам для того, что бы познакомиться с ними и приношу с собой нарисованную на ватмане большую таблицу с названием "Таблица настроения". Рассказав кратко о себе, о профессии психолога, я подвожу их к тому, что наша душа может радоваться и грустить, плакать и смеяться, чувствовать обиду и боль. Что все наши переживания и ощущения в душе мы можем, например, обозначать каким-нибудь цветом, у каждого выражение эмоций разное, а значит и цвета у каждого свои. У одного радость жёлтая, у другого - синяя и т.д. Приходя в школу, настроение может быть одним, а к концу занятий оно может измениться. Я договариваюсь с детьми, что яркие, светлые тона будут обозначать положительные эмоции и настроение, а тёмные, мрачные тона – отрицательные эмоции. Затем, в течение некоторого времени (месяца) ребята будут приходить, и отмечать цветами своё настроение каждый день. Квадратик, отведенный на каждый день, может разукрашиваться не только одним цветом. Если настроение менялось в течение дня, то можно его разделить на части и отметить настроение двумя цветами и более. Таким образом, учитель может каждый день видеть цвет настроения у ребёнка и при необходимости, в случае тёмного цвета, поинтересоваться о причине такого настроения, помочь, выслушать, поговорить, одним словом уделить должное внимание, если это необходимо.
Каждый день дети стремятся завоевать любовь учителя и обратить на себя внимание сверстников, эта таблица удовлетворят не только эту потребность, но и позволяет стеснительному, застенчивому ребёнку проявить себя, это упражнение помогает ребятам отслеживать своё настроение и видеть настроение других одноклассников, а значит и учит взаимодействию с взрослыми и детьми.
Конечно, полученные показатели довольно относительны, и чёткой интерпретации не дают, так как это упражнение относиться к категории проективных методик. Однако при использовании на протяжении многих лет этой таблицы, было услышано не мало положительных отзывов. Это упражнение вызывает повышенный интерес, как у детей, так и у педагогов. Полученный материал даёт возможность и психологу видеть динамику процесса адаптации в первые недели.


Класс_________                           Таблица настроения


Ф.И. ученика

СЕНТЯБРЬ

Числа месяца

5

6

7

………30 и т.д.

1. Болсун Андрей

(цвет)

 

 

 

2. Громенко Юля

 

 

 

 

3. Демьянко Саша

 

 

 

 

В течение этого же месяца мною посещаются уроки, проводится наблюдение за эмоциональным состоянием учеников, психологической атмосферой  в классе, взаимодействием учителя и учеников.
Один раз в неделю мною проводится коррекционно-развивающие занятия по программе "Психомагия" с учащимися обучающимися в одном коллективе. (разработана автором)
Эти занятия направлены:

  • на преодоление барьеров в общении
  • развитие лучшего понимания себя и других
  • снятие психологическое напряжения
  • развитие эмоционального здоровья
  • создание возможностей для самовыражения
  • развитие познавательной сферы (память, внимание, мышление, воображение).

Иногда мы слишком торопимся. Нас беспокоит завтрашний день, к нему мы постоянно готовим ребёнка, невольно обесценивая день сегодняшний и ребёнка в его собственных глазах. Он-то живёт сегодня: сегодня чувствует, действует, чего-то хочет...

Провести с детьми проективную методику "Школа зверей"

Главное помнить

  • Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;
  • Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;
  • Если ребёнку удаётся достичь желаемого – он учится надежде;
  • Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь!

И пусть удача сопутствует Вам, уважаемые коллеги! В вашем искреннем стремлении пробудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.