Методика изучения мотивации обучения старшеклассников
Для учащихся 11-го класса
I 1. Обучение в школе и знания необходимы мне для... а) дальнейшей жизни; б) поступления в вуз, продолжения образования; в) саморазвития, совершенствования; г) будущей профессии; д) обретения места в обществе (вообще в жизни); е) создания карьеры; ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу. 2. Я бы не учился, если бы... а) не было школы; б) не было необходимости в этом; в) не необходимость поступления в вуз и моя будущая жизнь; г) не чувствовал, что это необходимо; д) не думал о том, что будет дальше. 3. Мне нравится, когда меня хвалят за... а) знания; б) успехи в учебе; в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу; г) способности и ум; д) трудолюбие и работоспособность; е) хорошие отметки.
II 4. Мне кажется, что цель моей жизни... а) получить образование; б) создать семью; в) сделать карьеру; г) в развитии и совершенствовании; д) быть счастливым; е) быть полезным; ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества; з) пока не определена. 5. Моя цель на уроке... а) получение информации; б) получение знаний; в) попытаться понять и усвоить как можно больше учебного материала; г) выбрать для себя необходимое знание; д) внимательно слушать учителя; е) получить хорошую отметку; ж) пообщаться с друзьями. 6. При планировании своей работы я... а) обдумываю ее, вникаю в смысл; б) сначала отдыхаю; в) стараюсь выполнить все аккуратно; г) выполняю сначала наиболее сложную ее часть; д) стараюсь выполнить ее побыстрей.
III 7. Самое интересное на уроке - это... а) обсуждение интересного мне вопроса; б) малоизвестные факты; в) практика, выполнение заданий; г) интересное сообщение учителя; д) диалог, обсуждение, дискуссия; е) получить отличную отметку; ж) общение с друзьями. 8. Я изучаю материал добросовестно, если... а) он мне очень интересен; б) он мне необходим; в) мне нужна хорошая отметка; г) без всяких условий, потому, что делаю это всегда; д) меня заставляют; е) у меня хорошее настроение. 9. Мне нравится делать уроки, когда... а) их мало и они несложные; б) когда я знаю, как их делать, и у меня все получается; в) это мне потребуется; г) это требует усердия; д) я отдохну после школы и дополнительных занятий; е) у меня есть настроение; ж) материал или задание мне интересны; з) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.
IV 10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)... а) мысли о будущем; б) конкуренция и мысли о получении аттестата; в) совесть, чувство долга; г) стремление получить высшее образование в престижном вузе; д) ответственность; е) родители (друзья) или учителя. 11. Я более активно работаю на занятиях, если... а) ожидаю одобрения окружающих; б) мне интересна выполняемая работа; в) мне нужна хорошая отметка; г) хочу больше узнать; д) хочу, чтоб на меня обратили внимание; е) изучаемый материал будет мне необходим в дальнейшем. 12. Хорошие отметки - это результат... а) моего напряженного труда; б) труда учителя; в) подготовленности и понимания мной темы; г) моего везения; д) моего добросовестного отношения к учебе; е) моего таланта или способностей.
V 13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от... а) настроения и самочувствия; б) понимания мной учебного материала; в) моего везения; г) активной подготовки, прилагаемых усилий; д) заинтересованности в хороших отметках; е) внимания к речи учителя. 14. Я буду активным на уроке, если (так как)... а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал; б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями; в) считаю нужным всегда так поступать; г) меня не будут ругать за ошибку; д) твердо уверен в своих знаниях; е) мне иногда так хочется. 15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я... а) ничего не предпринимаю; б) прибегаю к помощи товарищей; в) мирюсь с ситуацией; г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало; д) надеюсь, что разберусь потом; е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.
VI 16. Сделав ошибку при выполнении задания, я... а) выполняю его повторно, исправляя ошибки; б) теряюсь; в) прошу помощи у товарищей; г) нервничаю; д) продолжаю думать над ним; е) отказываюсь от его выполнения. 17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я... а) обращаюсь за помощью к товарищам; б) отказываюсь от его выполнения; в) думаю и рассуждаю; г) списываю у товарища; д) обращаюсь к учебнику; е) огорчаюсь. 18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они... а) требуют большого умственного напряжения; б) не требуют усилий; в) требуют зубрежки и необходимость действовать по «шаблону»; г) не требуют сообразительности (смекалки); д) сложные и большие; е) однообразные и не требуют логического мышления. Спасибо за ответы!
Обработка результатов
Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл обучения. Предложения 4, 5, 6 входят в содержательный блок II методики и характеризуют другой показатель мотивации - способность к целеполаганию. Содержательный блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы. Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе. Внешний мотив - 0 баллов Игровой мотив - 1 балл Получение отметки - 2 балла Позиционный мотив - 3 балла Социальный мотив - 4 балла Учебный мотив - 5 баллов
Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать два варианта ответов. Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой изучения учебной мотивации подростков для 7-9-х классов (табл. 19).
Таблица 18
Ключ для показателей I, II, III мотивации
Номера предложений баллы, им соответствующие
|
Варианты ответов
|
Показатели мотивации
|
а
|
б
|
в
|
г
|
д
|
е
|
ж
|
з
|
1
|
4
|
5
|
5
|
4
|
3
|
3
|
3
|
-
|
I
|
2
|
0
|
4
|
4
|
5
|
4
|
-
|
-
|
-
|
3
|
5
|
2
|
3
|
3
|
5
|
2
|
-
|
-
|
4
|
5
|
4
|
3
|
5
|
3
|
4
|
4
|
0
|
II
|
5
|
3
|
5
|
5
|
3
|
0
|
2
|
1
|
-
|
6
|
5
|
1
|
0
|
3
|
3
|
-
|
-
|
-
|
7
|
3
|
3
|
5
|
0
|
5
|
2
|
1
|
-
|
III
|
8
|
3
|
3
|
2
|
5
|
0
|
1
|
-
|
-
|
9
|
0
|
3
|
3
|
5
|
3
|
I
|
3
|
5
|
Таблица 19
Уровень мотивации
|
Показатели мотивации
|
Сумма баллов итогового уровня мотивации
|
I
|
II
|
III
|
I
|
26-29
|
24-28
|
24-28
|
72-85
|
II
|
21-25
|
18-23
|
18-23
|
55-71
|
III
|
18-20
|
12-17
|
14-17
|
42-54
|
IV
|
15-17
|
8-11
|
9-13
|
30-41
|
V
|
до 14
|
до 7
|
до 8
|
до 29
|
I - очень высокий уровень мотивации учения; II— высокий уровень мотивации; I - нормальный (средний) уровень мотивации; II - сниженный уровень мотивации; III - низкий уровень учебной мотивации.
Вопросы беседы
|
Варианты ответов
|
Баллы
|
|
А - очень хочу
|
2
|
1. Хочешь ли ты идти в школу?
|
Б - так себе, не знаю
|
1
|
|
В - не хочу
|
0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Интерпретация результатов:
9-10 баллов - говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована); 5-8 баллов - свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника); 0-4 баллов - ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована)
|