На главную Психодиагностика психолога в школе Отношение к школе Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние
Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние
Психодиагностика психолога в школе - Отношение к школе

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получать впоследствии много денег;


д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница;
ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали;
к) я больше знал и умел.


2. Я не могу учиться лучше, так как...
а) у меня есть более интересные дела;
б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в) мне мешают дома;
г) в школе меня часто ругают;
л) мне просто не хочется учиться;
е) не могу заставить себя делать это;
ж) мне трудно усвоить учебный материал;
з) я не успеваю работать вместе со всеми.


3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...
а) я хорошо знаю учебный материал;
б) мои товарищи будут мной довольны;
в) я буду считаться хорошим учеником;
г) мама будет довольна;
д) учительница будет рада;
е) мне купят красивую вещь;
ж) меня не будут наказывать;
з) я не буду «тянуть» класс назад.


4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...
а) я плохо знаю учебный материал;
б) это получилось;
в) я буду считаться плохим учеником;
г) товарищи будут смеяться надо мной;
д) мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна;
ж) я весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома;
и) мне не купят красивую вещь.


Спасибо за ответы!


Обработка результатов


Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, что¬бы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.
Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл. 7).


Таблица 7

Варианты
ответов

Количество баллов по

номерам предложений

1

2

3

4

а

2

3

5

5

б

3

3

3

2

в

4

0

3

3

г

4

4

3

3

д

3

1

3

3

е

3

3

0

3

ж

3

4

0

4

з

0

3

4

0

и

0

-

-

0

к

5

-

-

-


- Внешний мотив - 0 баллов
- Игровой мотив - 1 балл
- Получение отметки - 2 балла
- Позиционный мотив - 3 балла
- Социальный мотив - 4 балла
- Учебный мотив - 5 баллов


Баллы суммируются и по оценочной табл. 8 выявляется ито-говый уровень мотивации учения.


Таблица 8

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

41—48

II

33—40

III

25—32

IV

15—24

V

5—14


Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на мо-мент перехода учащихся из начальных классов в средние.
I - очень высокий уровень мотивации учения;
II - высокий уровень мотивации учения; 22
III - нормальный (средний) уровень мотивации учения;
IV - сниженный уровень мотивации учения;
V - низкий уровень мотивации учения.


Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл. 9). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывает-ся количество выборов ими каждого мотива, а затем определяет-ся процентное соотношение между ними.


Условные обозначения мотивов:
У - учебный мотив;
С - социальный мотив;
П - позиционный мотив;
О - оценочный мотив;
И - игровой мотив;
В - внешний мотив.

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а

О

П

У

У

б

П

П

П

О

в

С

В

П

П

г

С

С

П

П

д

П

И

П

П

е

П

П

В

П

ж

П

У

В

С

з

В

П

С

В

и

В

-

-

В

к

У

-

-

-

Вывод об успехе и эффективности образовательного процес-са возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
- количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.