Выявление патологий личности
Психодиагностика психолога в школе - Патологии

А.В. Фокина, канд. психол. наук, доц. каф. возрастной психологии факультета психологии образования ГБОУ ВПО МГППУ, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1466 им. Надежды Рушевой, Москва
Выбор форм и способов взаимодействия с учащимся зависит от индивидуальных особенностей его развития. Какие в данном случае могут быть отклонения от нормы и как их выявить?

Признаки психического расстройства

Одна из непростых и далеко не редких профессиональных задач педагога-психолога - выявление особенностей индивидуального развития ребенка, выходящих за рамки нормы. Согласно статистике в среднем 40% людей имеют признаки нарушений психики (для примера, в классе из 25 человек это 10 человек), а психически больные, нуждающиеся в регулярной психиатрической помощи, составляют около 5% населения (в среднем, один человек на класс). Разумеется, эти показатели не означают обязательного наличия такого количества расстройств в каждом конкретном классе, но иллюстрируют распространенность отклонений.

Общие признаки наличия психических расстройств:

  • нарушения ориентировки в собственной личности, месте и времени (например, первоклассник не знает свое имя, не может дать никаких биографических сведений, путает дни, не знает, какое сейчас время года);
  • отсутствие критичности к себе, своей деятельности (например, девушка приходит к педагогу-психологу с запросом «как сделать так, чтобы люди воспринимали меня как эльфа?», считает это единственной возможностью собственного благополучия);
  • неадекватность реакций вызывавшим их стимулам (например, учащийся в ответ на замечание учителя быстро лезет под стол, воет, кусает одноклассника);
  • неспособность управлять поведением и его изменять в случае изменения обстоятельств (например, второклассник в школе не захотел есть предложенную на завтрак пищу, т. к. дома такую не ест, перевернул стол, разбросал подносы, умчался в коридор, где упал, бил ногами по полу, рыдал).

    Учитель и без помощи педагога-психолога, наблюдая такие явления, заподозрит наличие у ребенка психических отклонений. Перечисленные критерии в самом общем виде очерчивают суть психической патологии: это расстройства психической деятельности, которые включают продуктивные, т. е. возникающие сверх обычной психической деятельности (навязчивые мысли, галлюцинации), и негативные, т. е. выпадение или ослабление психической функции (умственная отсталость, амнезия), симптомы.

Внимание
Личностные патологии следует отличать от переживаний грусти, смущения, гнева и прочих негативных эмоций, от которых не освобожден ни один человек.


Выдвинуть диагностическую гипотезу о наличии аномалии личности стоит, если у клиента наблюдаются:

  • гипер- или гипоэмоциональность - несоразмерные ситуации избыточность или недостаток интенсивности переживания (например, М. 16 лет, застенчив до такой степени, что на уроках может отвечать только односложно, закрыв руками лицо; пунцово краснеет, если встречается с кем- то взглядом; ни с кем в школе не разговаривает, общается только в социальной сети);
  • некритичность мышления - утрата логики, бессвязность и противоречивость, избыточно позитивная или негативная оценка себя и других (например, А,, отец восьмиклассника, приглашен к педагогу-психологу в связи с трудностями сына в обучении. Мужчина вбегает в кабинет, не здороваясь, свистящим шепотом сообщает, что его жена ему изменяет, от обсуждения сына неизменно соскальзывает на доказательства неверности жены, которыми считает ее своевременное возвращение с работы и ее опоздания, хорошее и плохое настроение, выбор старого и нового платья и т. д.);
  • отклонения поведения от социальных норм, невладение стандартным протоколом поведения (например, С,, 8 лет, лает в ответ на замечания), 


    Обнаружив в анамнезе и текущем поведении ребенка один или более из этих симптомов, необходимо в дальнейшей диагностической работе констатировать конкретный тип расстройства. Патология в значительной мере стирает личность, делает всех, страдающих одним заболеванием, в чем-то похожими друг на друга, заостряя лишь свойственные конкретной болезни состояния, которыми шаблонно и стереотипно человек отвечает на все события внешнего и внутреннего мира. Это единообразие клинической картины болезни позволяет диагностировать тип нарушения, опираясь на совокупность критериев, описывающих ее позитивные и негативные симптомы.

Диагностические критерии личностных аномалий

Наиболее часто встречающимися в практике педагога-психолога вариантами личностных аномалий являются:

  • психопатии;
  • обсцессивно-компульсивное расстройство;
  • депрессия.

Рассмотрим диагностические критерии, характерные для каждого из них.

Психопатии

Психопатии, или расстройства личности, - это врожденные неизлечимые аномалии характера, которые определяют весь психический облик человека; дисгармоничность эмоционально-волевых свойств личности при относительной сохранности интеллекта.
Поведение и переживания психопата значительно и постоянно отклоняются от нормы. Существует житейское определение: в норме человек управляет характером, в психопатии характер управляет человеком.
Психопатия диагностируется на основании трех критериев, которые сформулированы психиатром, основателем русской психиатрической школы П.5. Ганнушкиным, и входит в МКБТО - международную классификацию болезней 10 пересмотра, используемую для классификации болезней в большинстве стран, в том числе и в России.

Критерии диагностирования психопатии

Тотальность - дисгармония личности вовлекает весь психический облик, проявляется во всех отношениях и всей деятельности, вовлекает все сферы функционирования (эмоции, волю, социальное поведение, отношение к себе и окружающим и т, д.).
Стабильность на протяжении жизни - хронический характер аномалии, а не отдельные эпизоды; как правило, психопатия впервые проявляется в детстве (реже - в подростковом возрасте) и сохраняется на всем протяжении жизни, усиливаясь от любых неблагоприятных условий и никогда не исчезая.
Социальная дезадаптация - психопатия сопровождается значительным снижением способности приспосабливаться к социальным условиям (установлению близких отношений, обучению и достижениям, профессиональной деятельности и проч.).

Эти три критерия позволяют осуществить дифференциальную диагностику нормы и патологии. Например, подросток А, проявляющий агрессивность эпизодически, только с членами семьи, и имеющий в целом удовлетворительные отношения со сверстниками и взрослыми, не патологичен (не соблюден ни один из критериев П.Б. Ганнушкина), тогда как подросток Б, агрессивный в школе, дома и на улице, со сверстниками и взрослыми, с детства гневливый и склонный к жестокости, не отзывающийся на разнообразные воздействия школы и семьи и состоящий на учете в комиссии по делам несовершеннолетних за повторяющиеся случаи драк и вандализма, имеет расстройство личности (все критерии соблюдены).
В зависимости от того, какие личностные качества составляют клиническую картину психопатии, диагностируется ее тип.

Типы психопатии:

1. Диссоциальная - постоянное нарушение социальных норм и законов; вербальная и физическая агрессивность; лживость для собственной выгоды; рискованность, безответственность, неспособность целенаправленно прилагать усилия, выдерживать режим и выполнять обязательства; отсутствие сожалений и чувства вины.

М., 16 лет, очень агрессивен, груб, лжив. Многократно попадался на воровстве. Стойкий интерес только к пустому общению, пьянству, дракам. Отнимает и вымогает деньги, телефоны, сладости у других подростков; бьет их «ради смеха» («смешно, что боятся»). Угрожает, что убьет, если кто-то сопротивляется. На место избиваемых подростков себя поставить не может («да чё, со мной так не будет, я же сильный»). Физически недоразвитого одноклассника поднимает на руки и целует, считает это удачной шуткой, охотно демонстрирует. Предлагает педагогам купить ворованные телефоны за небольшие деньги, удивляется, что никто не купил («выгодно же»). Стоит вечерами у подъезда, громко матерится, задирает прохожих, обстреливает снежками или грязью.
А, 9 лет, в школе и дома непослушен; гневлив, жесток. С раннего детства, если находит дождевого червя, разрывает его на кусочки. Больных голубей давит ногами. Ждет, когда собака родит щенков, с надеждой, что самого слабого из выводка она съест (однажды такое видел).


2. Эмоционально-неустойчивая, или возбудимая, - импульсивность, неустойчивость настроения, неспособность планирования, вспышки интенсивного гнева (часто с физической агрессией), легко возникающие и бурные, с потерей рациональности и самоконтроля, заканчивающиеся в дальнейшем сожалениями и чувством вины.

С., И лет, вспыльчивый, развязный, наглый, веселый, имеет условный срок за воровство. Поведение вызывающее. Провоцирует драки, бьет стекла в машинах, добивается, чтобы водитель спросил: «Ты псих?», - и утвердительно отвечает. Нецензурно бранится на педагогов, если не согласен с ними; ударил учительницу, которая требовала от него выполнения задания. В школе часто дерется, поводы самые незначительные (кто-то не так посмотрел, сразу не ответил и т. д.), может гнаться за противником по партам, выволакивать его из кабинета директора, туалета и т. п.; остановить его никто не может.

3. Шизоидная - погруженность в абстрактные и часто вычурные размышления, нечуткость к социальным нормам и отношениям, эмоциональная холодность и отчужденность, низкая контактность, замкнутость, интровертированность, отсутствие привязанностей, доверительных отношений, желания их иметь, предпочтение уединенной деятельности.

О., 15 лет, самостоятельно обратилась к педагогу-психологу с запросом на помощь в составлении «психотренинга для одноклассников». Реального отношения одноклассников к себе не понимает: в классе изгой, может неделями молчать в школе, но убеждена, что является лидером класса, должна научить всех при помощи самостоятельно изобретенного тренинга «идти светлым путем святой Руси». Склонна к морализаторству, многословна, пишет многостраничные псевдофилософские труды, из-за работы над ними забросила все уроки и прочие дела.

4. Истероидная - демонстративность, возбужденность, театральность, преувеличенное выражение эмоций при их поверхностном характере; неизменное стремление к признанию со стороны окружающих; лживость ради их внимания; избыточная обольстительность во внешнем виде и поведении; озабоченность привлекательностью, производимым впечатлением, нацеленность всего поведения на желание впечатлить окружающих.

В., 14 лет, яркая, красивая, все время взбудораженная, очень громко говорит, сильно жестикулирует; постоянно привлекает внимание к себе в классе. Может на протяжении трех дней подряд рассказывать о себе всякие истории, например: в понедельник рассказывает всем в классе, что она лесбиянка; во вторник - демонстрирует забинтованные запястья, пытаясь изобразить суицидальную попытку; в среду приходит сильно накрашенная, рассказывает, что только что вернулась со съемок кино. Все три события ею выдуманы.

5. Психастеническая - тревожность, тяжелые предчувствия; представление о собственной приниженности и некомпетентности; мнительность, неуверенность в себе, эмоциональная истощаемость, чувство собственной несостоятельности, избегание контактов.
В разных вариантах психастенической психопатии на первый план клинической картины могут выступать:
• тревожность, избыточная озабоченность реальной и мнимой критикой, из- за чего человек уклоняется от социальных контактов и внешне оцениваемой деятельности (тревожная или избегающая форма);
• педантичность, чрезмерная добросовестность и скрупулезность, упрямство, негибкость, навязчивые сомнения и осторожность, буквальное следование
потребность в патронаже со стороны окружающих, подчинение своих нужд и желаний другому с неспособностью предъявить ему даже минимальные разумные требования, чувство беспомощности в одиночестве, стремление переложить на других все решения, слепое доверие другим, страх быть покинутым, минимальная способность принимать повседневные решения без многочисленных советов и подбадривания со стороны других (зависимая форма).

М. 17 лет, студент колледжа. Послушен, застенчив, пуглив, тревожен. Дружеских и приятельских связей нет. Если кто-то из сверстников начинает с ним общаться, М. полностью подчиняется, перенимает манеры, ни с чем не выражает несогласия, делает все, что скажут, по первой просьбе отдает все свои деньги и вещи (например, воспользовавшемуся этим асоциальному ровеснику купил значительное количество алкоголя, запас сигарет, отдал «покататься» свою машину и т. п.). Все повседневные дела от сборов в колледж до выбора фото в социальную сеть выполняет с мамой и бабушкой, решения старается переложить на них. За робость и зависимость высмеивается властной бабушкой: та, в частности, пригрозила, что если таким останется, то «женится на толстухе». Очень испугался этой перспективы, стал бояться полных девушек, поверил упоминавшемуся выше ровеснику, что от этого можно избавиться путем незащищенного секса с толстой проституткой, последовал его совету, из-за чего попал в неприятности (зависимая форма).

6. Параноидная - подозрительность, искажение нейтральных фактов в сторону интерпретации их как враждебных, воинственно-щепетильное отношение к собственным правам, постоянное отнесение происходящего на свой счет,

А, 15 лет, нервный, крикливый, обидчивый, мнительный. Не реже, чем раз в неделю пишет на имя завуча жалобы на одноклассников или педагогов. Утверждает, что его знают и ненавидят все старшеклассники, что о нем распускают неприличные слухи. Убежден, что учителя занижают оценки, специально придираются - в ответ на это или убегает из класса, или громко и долго пререкается с учителями, матерится. Все время стремится отстоять свои права, как правило, никем не ущемляемые. В кабинете педагога- психолога, рыдает, бьет по стенам, кричит, что от него хотят избавиться, что его «все равно тут найдут», что его мать ищет его и знает, где он. Успокоившись, держится покровительственно, охотно рассказывает о своих трудностях.

В психодиагностическом обследовании поведение клиента, страдающего психопатией, достаточно выпукло демонстрирует свойственные ему болезненные черты. Особенно заметно это в таких составляющих ситуации, как;

  • вхождение в контакт с педагогом-психологом - затрудненное, чрезмерно настороженное, заискивающее, нелепое, обольстительное и т. п.;
  • восприятие экспертизы - непонимание, что обследование - это деловое взаимодействие, стиль поведения, речи и реакций в котором регламентированы принятыми нормами делового поведения; что оно включает задания, выполнить которые нужно по возможности хорошо и в соответствии с инструкцией; что нужен баланс откровенности и социальной желательности.

Эмоциональные реакции часто однотипны, заострены в одном направлении (гневливости, тревоги, подозрительности, позерства и др.). В быту это особенно проявляется при столкновении с неудачей, а в обследовании - с неспособностью справиться с заданием. Достаточно часто характерны лживость, склонность к манипулированию, возложение ответственности и вины за события собственной жизни на других людей и обстоятельства, отсутствие реалистичных оценок, отношений и перспектив. Психопатичный клиент в обследовании нарушает социальные нормы, как это происходит с ним и в обычных жизненных обстоятельствах.

Обсессивно-компульсивное расстройство

Обсессивно-компульсивное расстройство (далее - ОКР), или смысленных навязчивых действий. По внешней симптоматике напоминает ананкастную форму психастенической психопатии, о но отличается от нее психогенным происхождением (возникает как ответ на травмирующую ситуацию), нестабильностью, обратимостью.
ОКР состоит в том, что у человека непроизвольно, помимо его воли (компульсивно), возникают тревожащие, раздражающие, пугающие, надоедливые мысли и переживания, которые он навязчиво (обсессивно) и безуспешно пытается убрать с помощью непроизвольных и, как правило, утомительных, часто нелепых
действий и ритуалов (перемывание рук и предметов обихода, пересчитывание каких-то объектов, несуразных церемоний выполнения бытовых дел и т. п.).
Для диагностики ОКР необходимо соблюдение критериев: наличие навязчивых повторяющихся мыслей, сопутствующей им тревоги и действий, призванных устранить эту тревогу. Критическое отношение носителя к подобным состояниям и действиям не помогает от них избавиться, и они посещают человека вновь и вновь. Репертуар навязчивых эмоций и действий очень широк, но особенно характерны:
* фобии - страх темноты (скотофобия), замкнутого пространства (клаустрофобия), болезни (нозофобия), грязи (мизофобия), говорить и ошибиться (лалофобия), умереть (танатофобия) и т. п.;
* тики;
* одержимость порядком и симметрией;
* опасение не иметь нужную вещь или не довести дело до конца;
* суеверные убеждения и ритуалы.
Как правило, действия, направленные на снятие тревоги, нелепы по отношению к ее предмету (если при поездке в метро двигать головой так, чтобы ее отражение в окне всегда оставалось ровным, то все будет хорошо; если не выливать недопитый чай, то переговоры пройдут успешно; если позвонить ребенку ровно за 5 минут до окончания его учебы, то с ним ничего не случится; если не наступить ни на одну трещину на асфальте, то мама не будет ругаться, и т. п.).

для диагностики ОКР необходимо соблюдение критериев: наличие навязчивых повторяющихся мыслей, сопутствующей им тревоги и действий, призванных устранить эту тревогу

Иногда навязчивые действия внешне заметны (ребенок грызет ногти, завязывает везде узелки, жует края одеяла и одежды, выщипывает себе волосы, подергивает плечом, покашливает), иногда не заметны (пересчитывание окон, суммирование номеров машин, мысли о собственном несовершенстве, опасения, что не закрыта дверь, не выключен утюг, придет злодей и т. п.).

Я, 34 года, мать ученицы 9 класса. Для нее характерно наличие множества навязчивостей; грызет ногти (по собственному при- знанию, может «по 40 минут сидеть и грызть, до боли, до крови»); кладет все вещи на строго определенные и симметричные места, ежедневно тщательно убирается, заставляет мужа и дочь открывать холодильник в резиновых перчатках; ежедневно заставляет дочь есть кашу с ложечки и сама ест на протяжении многих лет одно и то же; по выходным обязательно покупает курагу, хотя никто ее не ест. Признается, что ее преследуют навязчивые идеи, будто дома грязно, что она толстая, что-то не доделала, что необходимо ежедневно повторять ряд действий (мыть дверные косяки, крутить обруч, звонить маме и т. д.), иначе произойдет беда.


В психодиагностическом обследовании обсессивно-компуль- сивное расстройство проявляется прежде всего:

  • переживаниями гнетущей тревоги и порожденной ею потребностью максимально контролировать и предотвращать мнимую опасность;
  • многократным возвращениям в беседе к темам беспокойства и контроля;
  • амбивалентным отношением к собственной симптоматике (надо быть начеку, но принимаемые меры не облегчают ситуацию и не снижают ее опасность).

В обследовании могут быть отмечены внешне заметные, компульсивные, действия, но иногда их нет, и вся драма окр разыгрывается исключительно во внутреннем плане

Как правило, действия и ситуации, вызывающие тревогу, совсем ее не заслуживают, а динамика отношения к ним по мере развития заболевания отличается ухудшением: становится все более и более тревожно во все более и более рядовых, безопасных обстоятельствах. Очевидно, что в обследовании могут быть отмечены внешне заметные, компульсивные, действия (ритуалы упорядочивания каких-то предметов, избегания загрязнения, страхи и т. п.), но иногда их нет, и вся драма ОКР разыгрывается исключительно во внутреннем плане.

Депрессия

Депрессия - тяжелое расстройство аффективной сферы, стойкое снижение настроения. Для депрессии характерны снижение психической активности, подавленность, замедленность, угнетенность, тоска, чувство вины, переживание безысходности, часто с мыслями о смерти, суточные колебания состояния с незначительным облегчением к вечеру.
Депрессивный человек слаб, вял, апатичен, с трудом переключается с одного дела на другое, с трудом принимает решения, заторможен в психической деятельности и в физическом состоянии. Он плохо и тревожно спит, сон не приносит отдыха. При депрессиях нередки ипохондрические состояния; часто ощущается тяжесть или боль в груди, иногда характерны сенестопатии - ни на что не похожие, с трудом передаваемые словами необычные ощущения в теле («покалывает», «шуршит», «отгорает», «скручивает», «жжется», «чавкает», «губы тянутся в трубочку», «кажется, что отрывается голова», «одна нога стала длиннее другой»).

Внимание
Депрессия связана с высоким (до 60%) суицидальным риском, поэтому нуждается в немедленном лечении, и любые оправданные подозрения на ее наличие являются основанием для обязательной консультации психиатра или психотерапевта


В подростковом возрасте депрессия может проявляться атипично; на первый план выступают не тоска и подавленность, а безразличие, апатия, скука, недовольство собой и окружающими, чувство неприкаянности, обиды. Для депрессивного подрост ка часто свойственны снижение памяти и работоспособности, настойчивые размышления о неизбежности смерти и бесцельности существования, учебы, работы, увлечение мистицизмом и самоуничижение.
Значимым критерием детской и подростковой депрессии служит так называемая триада Бека: пессимистичная оценка прошлого, настоящего, будущего.

Н. 14 лет, из социально неблагополучной льющей семьи. Понурая, вялая, печальная, безрадостная, ходит и говорит медленно, с заданиями на уроках справляется очень слабо несмотря на хороший интеллект и старательность. Часто плачет, тоскует, считает себя виноватой в том, что ее племянник живет в той же, что и она, нездоровой семье. Все воспоминания и все оценки текущей ситуации безрадостны. Ничего не хочется. Не признает свои достоинства, считает себя обреченной на неудачи во всем. Никаких перспектив в будущем не видит. Жалуется на вялость, слабость, тоску, неспособность поставить какую-либо цель и приложить усилия.

У депрессии существует масса атипичных форм, возможных суточных и сезонных колебаний, так называемых соматических масок, поэтому отсутствие внешней симптоматики не означает отсутствия депрессии

Депрессивные клиенты в ситуации психодиагностического обследования столь же безрадостны, замедленны, малоподвижны и малопродуктивны, как и в своей повседневной жизни. Как правило, в обследовании они тихо и невыразительно говорят, сидят в понурой позе, с опущенными плечами, вялой пантомимикой, смотрят тускло, не любопытны, не активны, пессимистичны. Для их суждений характерна безнадежность, отсутствие жизненных планов, наличие идеи самоуничижения и самообвинения. Но у депрессии существует масса атипичных форм, возможных суточных и сезонных колебаний, так называемых соматических масок (депрессия маскируется под физическую болезнь), поэтому отсутствие внешней симптоматики не означает отсутствия депрессии.
Личностные аномалии диагностируются на основании их длительности и генеза (стабильные и врожденные в случае психопатий и психогенные и обратимые ОКР и депрессия), наличия социальной дезадаптации (в разной мере есть во всех описанных патологиях), характере и сути болезненной симптоматики.

Внимание
Диагностируя аномалии личности, необходимо помнить, что клиенты с личностными патологиями испытывают искренние страдания, обладают не только болезненно заостренными, но и положительными качествами, и заслуживают не менее бережного и профессионально-этического отношения, чем другие.

Источник: Справочник педагога-психолога, №1, 2016г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.