Методика Ведущий способ группировки (ВСГ)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика процесса адаптации ребенка к школе

Методика разработана А. П. Лобановым на основе экспериментов А. Кориата и Р. Мелкмана. Она предназначена для психодиагностики интеллекта и когнитивных способностей, психолого-педагогического консультирования, мониторинга эффективности качества образования, исследования индивидуального интеллекта. Стимульный материал содержит 27 категорий и позволяет смоделировать процессы группировки вербального материала одновременно ассоциативным и понятийным способом. При этом любая категория может быть частью одной из двух вербальных триад: триады видовых понятий (рыболовство — скотоводство — земледелие) и триады ассоциаций (рыболовство — рыбак — гарпун), что взаимоисключает один из названных выше способов группировки и усиливает очевидность релевантного способа категоризации.

Показатели методики репрезентативны по отношению к содержанию диагностируемых факторов, что свидетельствует о содержательной (внутренней, логической) валидности теста. Исследования показали, что методика обладает конструктной и факторной валидностью; диагностируемые факторы имеют иерархическую структуру и входят в один кластер со шкалами Д. Гекслера, корреляция с которыми варьирует от 0,25 до 0,46; факторные нагрузки конкретного и абстрактного интеллекта — 0,95. Экспериментально установлена зависимость между факторами вербального интеллекта и эффективностью обучения студентов, магистрантов и аспирантов (F (30,2580) = 1,0706 при p<0,01), а также влияние уровня образования и развития конкретного интеллекта на эффективность формирования ассоциативных репрезентаций (F1 (5,430) = 6,39; F2 (6,2580) = 20,61 при p<0,001) на уровне главных эффектов и влияние уровня образования и развития абстрактного интеллекта на эффективность формирования категориальных репрезентаций (F1 (5,430) = 17,18; F2 (6,2580) = 62,38 при p<0,001) на уровне эффекта взаимодействия. Разработана параллельная форма методики, предполагающая перцептивный и вербальный способ предъявления стимульного материала.
Методика основана на парадигме индивидуального интеллекта как ментального опыта (Р. Стернберг, М. А. Холодная). Основанием для типологии факторов вербального интеллекта послужила теория интеллекта американского психолога А. Йенсена [20; 45], который различает конкретный (совокупность ассоциативных способностей) и абстрактный (совокупность когнитивных способностей) интеллект, и теория ментальных репрезентаций Ф. А. Близдейл [44].

 

Ход работы: испытуемым выдаются 7 прономерованных листков бумаги (У4 тетрадного листа в клетку каждый), и предлагается следующая инструкция: «Сейчас Вам будет прочитан список слов. Слушайте внимательно и постарайтесь их запомнить. Мысленно сгруппируйте, объедините слова по три, каждое слово в каждой серии употребляется только один раз. Затем по команде “начали” Вам будет необходимо воспроизвести эти тройки слов письменно. Порядок троек и слов в тройках — произвольный. Если нет вопросов, то начали».
Проведение методики предполагает 7 серий, на каждую серию отводится 2 минуты, интервалы между сериями — 1 минута. Воспроизведение слов производится через 10 секунд после прочтения стимульного материала. Возможны индивидуальная и групповая формы проведения методики. Примеры приводить не рекомендуется. Методика содержит ключ и нормы.
Обработка результатов: обработку выполненных заданий следует осуществлять в соответствии с приведенным ниже ключом, обозначая ассоциативные триады буквой А и понятийные триады, соответственно, буквой П одновременно на всех семи листочках. Результаты тестирования фиксируются на отдельном бланке, где цифрой обозначается номер серии (последовательность выполнения методики).

1

2

3

4

5

6

7

А

П

А

П

А

П

А

П

А

П

А

П

А

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рекомендуется представить полученные данные графически, что позволит проанализировать динамику формирования ассоциативных и понятийных триад и использования конкретным испытуемым соответствующих способов группировки.


Ключ: каждая полная триада вне зависимости от порядка воспроизведенных в ней слов оцениваются в 1 балл. В ключе по горизонтали приведены триады понятий (П-группировки), по вертикали — ассоциативные триады (A-группировки).

Египет

Междуречье

Китай

Нил

Евфрат

Хуанхэ

Фараон

Царь

Император

Алфавит

Клинопись

Иероглиф

Шкура

Глина

Бамбук

Пергамент

Табличка

Дощечка

Рыболовство

Скотоводство

Земледелие

Рыбак

Пастух

Крестьянин

Гарпун

Лошадь

Плуг


На основании анализа 438 бланков испытуемых были выделе г следующие уровни развития конкретного (А) и абстрактного интеллекта (П). Согласно концепции методики, определяем уровень доминирующего фактора интеллекта, соответственно, конкретного или абстрактного. «Эффект домино», имеющий место в процессе группировки вербального материала, приводит к подавлению конкурирующего способа. Например, если показатели испытуемого: А = 5; П = 20, то делаем вывод о преобладании абстрактного вербального интеллекта на высоком уровне развития.

Уровень

А

П

Высокий

12 и более

18 и более

Средний

3-11

6-17

Низкий

0-2

0-5


Интерпретация результатов: Высокие показатели формирования ассоциативных (А) и категориальных или понятийных (П) триад соответствуют высокому уровню конкретного или абстрактного интеллекта. Оба фактора вербального интеллекта свидетельствуют о способности к переработке и усвоению вербальной информации и формированию основанных на символическом кодировании ментальных репрезентаций. Вербальный конкретный и абстрактный интеллект одновременно коррелируют с комплексом вербального понимания по тесту Д. Векслера, а также с субтестом «Складывание фигур» комплекса пространственной ориентации, в разной мере отражая имплицитный и эксплицитный характер сформированности когнитивных структур (рисунок 1.1).

корреляция вербального интеллекта

Рисунок 1.1 - Корреляция вербального интеллекта
со шкалами теста Д. Векслера


Субтест «Складывание фигур» диагностирует способность синтеза отдельных элементов в единое целое на основе взаимодействия двух гемисфер, синистрального (абстрактно-логического) и декстрального (образного) мышления [4; 20]. Крое того, конкретный интеллект более тесно связан с комплексом оперативной памяти, абстрактный интеллект — пространственной организации.
Высокие баллы по понятийному способу группировки (П) характерны для людей с ярко выраженными когнитивными способностями и развитым формально-логическим мышлением, они имеют преимущество при изучении учебных дисциплин, предполагающих обобщение и структурирование учебного материала. Высокие баллы по ассоциативному способу группировки (А) характерны для людей с ассоциативными способностями, которые тяготеют к обобщению на уровне общих представлений и склонны к конкретизации. Конкретный интеллект и ассоциативные способности могут сохраняться (и даже прогрессировать) вследствие занятий художественной практикой или чрезмерной информационной нагрузки.

Из когнитивного портрета:
Следуя по таинственному лесу, мы встретились с невиданным зверем, похожим на крота и насекомое. (Ассоциация — связь, возникающая в процессе мышления, в результате которого появление одного элемент, вызывает образ другого, связанного с ним; субъективный образ объективной связи между предметами или явлениями). Подойдя ближе, я вспомнила, что мама рассказывала о медведке — существе, которое уничтожает корни культурных растений. (Понятие — отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы екоторого класса по общим и в совокупности специфическим для них признакам). Кстати, у меня по методике ВСГ преобладает абстрактный . Интеллект — 12 баллов.
Виталия В.


Я поняла различия между конкретным и абстрактным интеллектом. Они связывают реальный опыт с теорией. Абстрактный интеллект позволяет нам оперировать словами и понятиями, создавать модели «в уме». Конкретный интеллект сохраняет «приземленность идей» и обеспечивает их реализуемость с помощью приобретенных знаний.
Марина С


На основании соотношения ассоциативного и понятийного способов группировки (соответственно конкретного и абстрактного интеллекта) можно предложить следующую типологию интеллектуального развития личности: с понятийным способом группировки (П = n; A = 0); с преобладанием понятийного способа (П > A); с равной представленностью способов группировки (П = A); с ассоциативным способом (A = n; П = 0); с преобладанием ассоциативного способа (A > с отсутствием полных группировок (П = A = 0). Выраженность групп испытуемых с понятийным способом группировки и абстрактным вербальным интеллектом соответственно доминирует, начиная с подросткового возраста. Образование оказывает влияние на развитие двух названных выше видов интеллекта.

Стимульный материал

ГЛИНА

МЕЖДУРЕЧЬЕ

СКОТОВОДСТВО

ФАРАОН

АЛФАВИТ

ГАРПУН

ЦАРЬ

ЕВФРАТ

ПЕРГАМЕНТ

ДОЩЕЧКА

ЕГИПЕТ

ПЛУГ

ЛОШАДЬ

РЫБАК

ИМПЕРАТОР

НИЛ

ТАБЛИЧКА

КЛИНОПИСЬ

КИТАЙ

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

ПАСТУХ

ИЕРОГЛИФ

КРЕСТЬЯНИН

ХУАНХЭ

РЫБОЛОВСТВО

ШКУРА

БАМБУК

 

Источник: Лобанов, А. П. Практикум по общей и когнитивной психологии : практикум / А. П. Лобанов. – Минск : БГПУ, 2014. – 144 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.