ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ Методика, разработанная Ж. Ньютеном, направлена на изучение мотивационной сферы личности учащихся. Данная методика поможет психологу выявить ведущие для личности учащегося мотивы жизнедеятельности. В число "измеряемых" мотивов входят как некоторые обобщенные мотивы, так и функциональные. Методика представляет собой адаптированный вариант методики Ж. Ньютена. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет.
Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования. Учащемуся предлагается два столбика незаконченных: предложений, которые он должен дописать.
«Я хочу»
- Всем сердцем я надеюсь…
- Я очень хочу…
- Я намереваюсь…
- Я мечтаю…
- Я стремлюсь всеми силами…
- Я буду доволен, если…
- Я всё сделаю, чтобы…
- я хотел бы быть способным…
- Я решил…
- Я буду очень рад, если мне разрешат…
«Я не хочу»
- Больше всего я буду расстроен, если…
- Я не желаю…
- Я буду протестовать, если…
- Мне не понравится, если…
- Я стараюсь избежать…
- Я боюсь…
- Я буду очень жалеть, если…
- Мне не нравится думать о том, что…
Обработка результатов основана на качественном анализе, который требует от психолога не только времени, но и достаточной углубленности во внутренний мир человека, психологической зоркости. Смысл обработки заключается в том, чтобы, внимательно проанализировав содержание предложений, отнести каждое из высказываний к определенному мотиву:
- достижения,
- аффилиации,
- помощи,
- влияния, доминирования,
- саморазвития,
- познания,
- агрессии;
- направленность на материальные ценности,
- направленность на отдых, досуг, переживание приятного,
- направленность на духовное (прекрасное, религию и т. д.);
- ответы, не поддающиеся классификации.
При отнесении суждения к тому или иному мотиву, .опирайтесь на следующий комментарий:
- Мотив достижения выражается в нацеленности на успех, на постановку и решение каких-то деятельностных (в том числе профессиональных) задач, в озабоченности организацией своей работы, боязни неуспеха, провала в работе, в высоком уровне притязаний, вере в свои силы и
возможности.
- Мотив аффилиации выражается в стремлении заводить друзей и
ценить дружбу, приятельские отношения, искать контакты и радоваться им, в желании быть принятым другими, кооперироваться и сотрудничать, в страхе быть непонятым и непринятым, отвергнутым, оказаться в изоляции, одиночестве.
- Мотив помощи (альтруизма) выражен в нацеленности на сочувствие, сопереживание всем, нуждающимся в помощи, в желании добра и
благополучия ближнему, в стремлении опекать, поддерживать, утешать, защищать, заботиться, исцелять, успокаивать, думать о других и учитывать их пользу, в осуждении холодного, равнодушного отношения к людям.
- Мотив влияния, доминирования выражен в желании контролировать свое социальное окружение посредством совета, убеждения, приказания, воздействовать на поведение окружающих, отговаривать, сдерживать, запрещать, добиваться исполнения своих желаний, диктовать условия, руководить, надзирать, подчинять, очаровывать, покорять, приобретать последователей, в нежелании подчиняться другим, выслушивать чужие советы и приказания, в стремлении быть независимым.
- Мотив саморазвития, самосовершенствования выражается в суждениях, связанных с осмыслением каких-то личных качеств, с намерением развить то или иное качество, с озабоченностью своими недостатками и
желанием их устранить. Сюда же относятся темы самодисциплины, самоконтроля, самозапретов, самонаблюдения.
- Познавательный мотив обнаруживается в суждениях, описывающих положительные переживания процесса познания истины, мира, общественных отношений, законов природы, переживания общественных успехов, удовольствия от учения, занятий, общения с учителями, книгами.
- Мотив агрессии проявляется в нетерпимости и враждебности по отношению к окружающим людям, в стремлении подчинить их себе, в том числе силовыми методами (не путать проявления агрессии при самозащите).
- Направленность на материальные ценности выражается в
стремлении улучшить свой быт, повысить качество жизни за счет приобретения материальных благ, модных и престижных вещей, в озабоченности низким качеством своего быта, одежды, и т. п.
- Направленность на отдых, досуг, переживание приятного обнаруживают суждения, связанные со стремлением к покою, пассивному или активному досугу, намерением отдохнуть, забыться или с желанием пережить удовольствие от простых радостей жизни.
- Направленность на духовное выражается в интересе к трансцендентным, т. е. высокоабстрактным понятиям, в сосредоточенности на вопросах бытия, на вечных категориях (добро, зло, любовь, смысл жизни и т. д.), в религиозных исканиях, в размышлениях о ближайшем и отдаленном будущем.
Ответы, не поддающиеся классификации, рассматриваются как дополнительные к основным мотивам 1-10.
|