На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика мотивационной сферы Методика изучения потребности общения (ПО) и потребности достижения (ПД)
Методика изучения потребности общения (ПО) и потребности достижения (ПД)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика мотивационной сферы

Цель. Изучение уровня сформированности потребности общения и потребности достижения.
Инструкция. В анкете содержатся 22 утверждения, которые позволят испытуемым уточнить свои мнения, интересы и оценку себя. Если испытуемый согласен с утверждением, он напишет "да" рядом с номером этого утверждения, если не согласен — "нет", никаких дополнительных записей ему делать не следует.


Заполняя анкету, испытуемый должен иметь в виду, что утверждения коротки и не содержат всех необходимых подробностей. Поэтому ему необходимо представлять себе типичные ситуации и не задумываться над деталями, не тратить время на обдумывание, отвечать быстро, давать первый ответ, который приходит в голову, отвечать по порядку и обязательно на каждый вопрос.
Возможно, некоторые утверждения испытуемому будет трудно отнести к себе, тем не менее, он должен постараться ответить "да" или "нет", не стремясь произвести своими ответами заведомо благоприятное впечатление и не боясь свободно выразить свое мнение.
Тестовый материал.

Опросник ПД.

1.  Я думаю, что успех в жизни скорее зависит от случая, чем от расчета.
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смыл.
3. Для меня в любом деле важнее процесс его выполнения, а не конечный результат.
4.  Считаю, что люди больше страдают от неудач в работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5.   По моему мнению, большинство людей живет далекими, а не
близкими целями.
6.   В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7.   Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
8.   Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9.   Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои родители считали меня ленивым ребенком.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
12. Мои родители слишком строго контролировали меня.
13. Терпения во мне больше, чем способностей.
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.
17. Я не усердный человек.
18. Когда все идет гладко, энергии у меня прибавляется.
19. Если бы я был журналистом, то об оригинальных изобретениях
людей писал бы охотнее, чем о происшествиях.
20. Мои близкие обычно не поддерживают моих планов.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Обработка результатов. Испытуемый выбирает один из предлагаемых ему на каждое утверждение ответов, за который ему присуждаются баллы. Они указаны после каждого ответа, в скобках. Итоговый показатель получают, суммируя баллы. Он может находиться в диапазоне от 7 (очень неблагоприятная оценка) до 25 баллов (очень высокая оценка).
Итоговые показатели анализируются в первую очередь для того, чтобы выделить учеников с крайними оценками. После этого подробно рассматривается распределение ответов по каждому вопросу с целью выделения наиболее серьезных проблем, подсчитываются индивидуальные и групповые показатели.
Затем подсчитывается количество баллов, полученных каждым отвечавшим, по следующему "ключу": один балл за каждый ответ "да" на утверждения 2, 6, 7, 8, 14,16,18, 19, 21, 22 и по одному баллу за ответ "нет" на утверждения 1, 3, 4, 9,10, 11,12,13,15,17,20.


Интерпретация результатов. Сумма баллов говорит об уровне потребности в достижениях.

Тестовый материал.

Опросник ПО.

  1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.
  2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.
  3. Мне нравится высказывать кому-либо свое расположение к нему.
  4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.
  5. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.
  6. Когда я узнаю об успехе моего товарища, у меня почему-то ухудшается настроение.
  7. Чтобы быть удовлетворенным собою, я должен кому-то в чем-то помочь.
  8. Я забываю о личных проблемах, когда нахожусь среди товарищей по работе.
  9. Мои друзья мне основательно надоели.
  10. Когда я выполняю важную работу, присутствие людей меня раздражает.
  11. " Прижатый к стене ", я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям.
  12. В трудной ситуации я думаю не столько о себе, сколько о близком мне человеке.
  13. Неприятности друзей вызывают у меня такое сострадание, что я могу заболеть.
  14. Мне приятно помогать другим, даже если это трудно.
  15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если считаю, что он не прав.
  16. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.
  17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.
  18. В одиночестве я испытываю большую тревогу и напряженность, чем среди людей.
  19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.
  20. Мне жалко бездомных собак и кошек.
  21. Я предпочитаю иметь немногих, но близких друзей.
  22. Я люблю бывать среди людей.
  23. Я долго огорчаюсь после ссоры с близкими.
  24. У меня гораздо больше близких людей, чем у многих других.
  25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.
  26. Я больше доверяю собственной интуиции, воображению, когда сужу о людях, чем мнениям о них со стороны.
  27. Я придаю большее значение материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.
  28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.
  29. По отношению ко мне люди часто бывают неблагодарны.
  30. Я люблю рассказы о бескорыстной любви и дружбе.
  31. Ради друга я могу поступиться своими интересами.
  32. В детстве я входил в компанию, члены которой всегда держались вместе.
  33. Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о дружбе.

Обработка результатов. По одному баллу ставится за каждый ответ "да" на утверждения 1, 2, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 26, 28, 31, 32, 33 и за каждый ответ "нет" на утверждения 3, 4, 5, 6, 9, 10, 16, 25, 29. Результаты суммируются.
Интерпретация результатов. Чем больше суммарный показатель, тем выше уровень потребности в общении. Результат исследования уточняется при сравнении с оценочной шкалой (см. табл. 8).

Таблица 8
Шкала для оценки результатов самодиагностики

Показатели

Уровни

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Мужчины

 

 

 

 

 

Потребность в достижениях

2—10

11—12

13—14

15—16

17—21

Потребность в общении

3—21

22—23

24—25

26—28

31—33

Женщины

 

 

 

 

 

Потребность в достижениях

6—10

11—12

13—14

15—16

17—21

Потребность в общении

9—23

25—26

27—29

29—30

31—33

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.