Алгоритм изучения семьи
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений

Данная методика предложена методистом Центра методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО Капелевич Т.С. и помогает выявить «проблемное поле» семьи учащегося. В основу положены беседа и анкетирование учащихся и родителей. Предназначена методика для тех учащихся или родителей, кто сам или по рекомендации куратора группы обратился за помощью в разрешении семейной проблемы к социальному педагогу или педагогу-психологу. Проводится социальным педагогом или педагогом-психологом по мере обращения учащихся или их родителей. Результаты исследования предназначены социального педагога или педагога-психолога. Главными условиями являются: согласие на консультацию учащегося или родителей, создание благоприятной и комфортной обстановки во время консультации. Помогает составить коррекционную программу и определить изменения в детско-родительских отношениях.

Знание семьи учащегося одно из условий его успешного воспитания и социализации в обществе. При организации работы с семьей, следует учитывать её структуру, культурный уровень, нравственный облик, отношение родителей к детям. Поэтому важно составить психолого-педагогическую характеристику семьи, так как помощь семье и воздействие на неё будут зависеть от её особенностей. При изучении семьи для социального педагога важны как индивидуальные особенности её членов, так и структурные характеристики семьи в целом:
- наличие брачных партнеров;
- жилищно-бытовые условия;
- стадия жизненного цикла семьи (зрелая, пожилая, молодая);
- порядок заключения брака;
- количество поколений в семье;
- количество детей и т.д.
Необходимо учитывать такие характеристики, как: культура родителей, нравственная направленность семьи, педагогическая подготовленность её членов к взаимодействию, организованность и коммуникативность.
Особое значение для личности учащегося имеет нравственная направленность семьи, которую оценивают с точки зрения принятых в семье общечеловеческих ценностей: интересов, идеалов, взглядов, убеждений. Значительную роль в нравственной направленности семьи играет личность её авторитетных членов и, в первую очередь, родителей. Ценности, которые приняты семьей, проявляются в понимании родителями целей и задач воспитания, в наличии у них чувства ответственности за воспитание детей, гражданского долга перед обществом.
Важными в работе с семьей являются сведения о педагогической куль-туре родителей, что предполагает:
- знание и учет возрастных особенностей собственных детей;
- умение выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты;
- осуществление единых требований к детям;
- педагогическое самовоспитание отца и матери;
- регулярное посещение учреждения образования;
- интерес к положительному опыту воспитания детей в других семьях и стремление использовать его на практике.
Следует также учитывать отношение членов семьи к совместной деятельности. О её организационном единстве можно судить по четкому разграничению прав и обязанностей между всеми в семье, взаимодействию и согласованности в управлении семейными делами, доброжелательному отношению друг к другу и взаимоподчинению.
Вид и индивидуальные особенности семьи определяют её воспитательные возможности. Характеристика семьи показывает как ее ресурсные возможности (материальные, воспитательные), так и потенциальные факторы социального риска.
Изучение семьи учащегося можно проводить по следующему алгоритму, который поможет социальному педагогу выявить «проблемное поле».
Алгоритм изучения семьи
1. Состав:
1) полная
- с 1 ребенком,
- с 2 однополыми,
- с 2 разнополыми,
- со старшими членами семьи (бабушкой, дедушкой и др.)
2) многодетная:
- с 3 и более несовершеннолетними детьми,
- со старшими членами семьи (бабушкой, дедушкой и др.),
- неполная,
- родители разведены и т.д.
3) неполная:
- с 1 ребенком,
- с 2 однополыми,
- с 2 разнополыми,
- родители разведены и т.д.
- со старшими членами семьи (бабушкой, дедушкой и др.)
2. Стадия жизненного цикла:
- зрелая,
- молодая,
- пожилая.
3. Порядок заключения брака:
- первичный,
- повторный
4. Жилищно-бытовые условия:
- условия проживания (количество комнат, жилье частное или государственное),
- благоустроенность жилья,
- имеет ли учащийся собственную комнату, собственное место в квартире, доме,
- соблюдение членами семьи санитарно-гигиенических норм.
4. Материальная обеспеченность:
- с очень высоким материальным достатком;
- с высоким материальным достатком;
- со средним материальным достатком (обеспеченная);
- с низким материальным достатком (малообеспеченная);
- нуждающиеся (за чертой бедности).
5. Воспитательный потенциал семьи:
- сильный – социально здоровая, благополучная в воспитательном отношении семья;
- неустойчивый – социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении семья;
- слабый – социально нездоровая, неблагополучная в воспитательном отношении семья;
- негативный – социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении семья.

6. Характер взаимоотношений в семье:
- между взрослыми членами семьи;
- между другими членами семьи и учащимся;
- позиция учащегося в семье;
- отношение учащегося к родителям.
Знание «проблемного поля» в семье позволит педагогу в дальнейшем лучше понять причины тех или иных поступков учащегося, объективно оценить его состояние, вовремя оказать социально-педагогическую помощь и поддержку.
По приведенному алгоритму заполняется учетная карта семьи

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.