Эмпирическое исследование взаимоотношений ребенка в семье с помощью детского апперцептивного теста |
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений |
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Группа: Введение Апперцепция (лат. ad – «к» и лат. perceptio – «восприятие») – одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности. Апперцепция – внимательное, осмысленное, осознанное, вдумчивое восприятие. Обратили внимание и поняли, что увидели. При этом разные люди, в зависимости от их способности осмыслять и прошлого опыта, увидят разное. У них – разная апперцепция. Термин ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации какого-либо содержания («многого в едином»), а под апперцепцией – ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. Апперцепция, по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания. Метод, с помощью которого можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности, который способствует определению уровня скрытых тенденций, скрываемых субъектом, или пациентом, или которые субъект (пациент) не может показать вследствие их неосознанности – это Тематический апперцептивный тест (Thematic Apperception Test). Теоретическая часть Тематический апперцептивный тест Тематический апперцептивный тест (ТАТ) был впервые описан в статье К. Морган и Г. Мюррея в 1935 году. В этой публикации ТАТ был представлен как метод исследования воображения, позволяющий охарактеризовать личность обследуемого благодаря тому, что задача истолкования изображенных ситуаций, которая ставилась перед обследуемым, позволяла ему фантазировать без видимых ограничений и способствовала ослаблению механизмов психологической защиты. Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и интерпретации ТАТ получил несколько позже, в монографии "Исследование личности" Г. Мюррея. Окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году. Детский апперцептивный тест Еще Фрейд заметил, что дети охотнее идентифицируют себя с животными, чем с людьми. САТ создан, чтобы облегчить понимание детского отношения к наиболее значимым фигурам и стимулам. История создания Детский апперцептивный тест САТ был разработан в 1949 году Леопольдом Беллак и Соней Сорель Беллак, австро-американскими психологами, психиатрами и психоаналитиками. Практическая часть Описание методики Детский апперцептивный тест (Children’s Apperception Test – САТ) разработан Леопольдом и Соней Беллак и относится к классу интерпретативных методик, где проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов, установок личности. С помощью данной методики можно выявить:
Процедура проведения Исследование проводится индивидуально, не как тест, а как игра. После установления контакта с ребенком, ему предъявляют картинки. Можно сказать: "Мы собираемся поиграть в игру. Ты будешь рассказывать истории о картинках, которые я тебе дам. Расскажи, что происходит, что животные делают сейчас". В подходящий момент ребенка можно спросить о том, что было в рассказе до показанного момента и что случится после. Возможно, придется ободрить ребенка, что-то подсказать ему; прерывать его не запрещается. Подсказки не должны носить внушающий характер. Все ответы записываются буквально и позже анализируются. Следует записывать также все комментарии и действия ребенка, имеющие отношения к рассказу. Проведение теста Целью проведения теста я выбрала изучение особенностей восприятия и отношения ребенка к родителям, а также изучение особенностей взаимоотношений ребенка с сиблингами – то есть с братьями и/или сестрами испытуемого.
Тестирование проводилось в МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №6», город Троицк. Для проведения теста мною было выбрано три испытуемых ребенка примерно одного возраста (достигших 6-ти полных лет), разного пола. Предварительно известно, у кого из испытуемых есть братья/сестры; известно о наличии (либо отсутствии) конфликтов в семье (развод родителей, неблагополучные семьи). Рассказы детей были записаны на диктофон, после чего перенесены в бланки испытаний. Результаты испытания Максим Картина 1: Сели кушать цыплёночки… Цыплята сели кушать… Давайте как-то назовём рассказ? Масленица. Сейчас же идет масленица. Мама-курица дала ребятам покушать. Они… Они… Они взяли ложки, но они никак не могли дотянуться, и им мама-курочка дала. И они быстро съели. (Что случилось потом?) Они поели и легли спать. Потом поспали и опять поели. А дальше они… Дальше они ночью спали, потом опять завтракали. А потом они пошли погулять. А мама-курица после этого всего сказала малым ребяткам: «Я пойду принесу еще теста, а вы сидите тут, никуда не уходите». Они так и сделали. (А потом что произошло?) И опять наделала много блинчиков. Картина 4: Кенгуру. Мама-кенгуру, детеныш-кенгуру и сре… И малыш, и средний кенгуру поехали… поехали за яблочками. Мама-кенгуру попрыгала, маленький детеныш в кармане пошел, а средний поехал на велосипеде. В лес за яблочками. (И что было дальше?) Они набрали очень-очень много яблок и пошли домой. И у них было очень много теста, и они сделали такой блинчик, порезали яблочко, наложили в этот блинчик и свернули его. И с удовольствием поели. А мама, когда она… когда… когда она за яблоками пошла, на нее была шапочка надета, сумочка, а потом она отнесла яблочки домой и морковку и сделала блинчик. Они подкрепились и пошли на работу. Мама пошла на работу, а они пошли с нею. (Что они делали на работе?) Мама работает директором, а маленькие кенгуру занимались, они же в одном месте занимаются. А потом они пошли спать, но сначала они покушали блинчиков с яблочком, и легли спать. При проведении теста ребенок сидел спокойно, держал руки на столе, пальцы рук сплетены. Рассказ не сопровождался жестами. Маша Картина 1: Курочка. Жила-была курочка. Жила-была курочка Ряба. И накормила она своих цыплят кашей. И они стали кушать кашу, манную. Они покушали и пошли спать. А курочка… Курочка готовила новую еду. Вот цыплята поспали и начали кушать, нет, и пошли руки мыть. Курочка Ряба им сказала, чтобы они пошли ручки мыть – и пошли. Потом пошли кушать. В этот раз они ели суп. (Что дальше произошло?) Они пошли играть, а курочка – за ними смотреть. Они играли в игрушки, в куклы и катали машинки. Один мальчик и две девочки. Мальчик старше, а девочки младше. Картина 4: Кенгуру. Так… Жили-были кенгуру. И мама-кенгуру собрала своих ребят, и они поехали сначала в магазин, а потом купили… А потом когда они все купили, пошли домой, мама им приготовила кушать. Они начали кушать дома. Они купили морковку и яблоко, и яблоки то есть. Мама им приготовила салат, и они кушали салат. Потом они все вместе начали играть в шашки. Лучше играла мама. А они – два мальчика. Старший брат любит кататься на велосипеде. А младший любит играть с игрушкой. Какая тут игрушка у него? С шариком. Во время опроса ребенок вел себя беспокойно, ёрзал на стуле, цеплялся руками за сидение стула, раскачивался, однако не сопровождал рассказ жестами. Иногда у ребенка сбивалось дыхание. Также ребенок периодически трогал листок с картиной, теребил его. Олеся Картина 1: Курица и птенцы. Ну, курица наловила червячков птенцам. Птенцы с удовольствием съели червячков. Потом пошли гулять. Птенцы, они желтые. Здесь непонятно, кто они – мальчики или девочки. (А как ты думаешь?) Это петушок, а это девочка, а третий тоже петушок. Два братика и сестричка. Они покушали и пошли гулять. Они щипали травку, а мама была с папой, с петухом. Птенцы играли, а родители следили за ними. Картина 4: (Кто изображен на картинке?) Кенгуру. (Что они делают?) Мама пришла из магазина, а сынок едет на велосипеде. А это малыш, он в сумочке у мамы-кенгуру. Они все идут к себе домой. (Зачем?) Там они лягут спать. (А что мама купила?) Помидор и морковки. (Что мама с ними будет делать?) Приготовит салат. При проведении теста ребенок сидел смирно, прямо, смотрел только на листок с изображениями. Руки держал на столе, пальцы рук сцеплены. Анализ результатов испытания Максим
В рассказе по картине 4 («Кенгуру с кенгурятами») ребенок упоминает двух детенышей, причем оба они мужского пола, поэтому можно предположить, что ребенок ближе общается с родным братом. Также возможно, что имеет место конфликт с приемной младшей сестрой.
В рассказе по картине 4 («Кенгуру с кенгурятами») ребенок говорит о том, что «мама пошла на работу, а они [кенгурята] пошли с нею». Можно сделать вывод, что ребенок скучает по матери и хочет проводить с ней всё свое время.
Это может говорить о том, что мать занимается воспитанием детей в семье.
«Они поели и легли спать. Потом поспали и опять поели. А дальше они… Дальше они ночью спали, потом опять завтракали».
Маша
В рассказе по картине 1 ребенок, скорее всего, отождествляет курицу либо с воспитателем в детском саду, либо с матерью. Это видно по описанию действий птенцов и курицы – что курица говорит им делать, то они и делают (как в детском саду). «Курочка Ряба им сказала, чтобы они пошли ручки мыть – и пошли… Они пошли играть, а курочка – за ними смотреть».
Однако ребенок в рассказе по картине 4 уточняет, что кенгурята – мальчики. Вероятно, что ребенок подсознательно отвергает младшую сестру. Олеся
На основе этого можно предположить, что отец занимает важное место в воспитании ребенка, возможно, даже более важное, чем мать.
В рассказе по картине 4 ребенок говорит, что оба кенгуренка – мальчики.
Приложение Стимульный материал к тесту ТАТ. Заключение
|
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |