Опросник межличностного восприятия в паре
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений

Опросник межличностного восприятия в паре
(для молодых людей, которые собираются вступить в брак)


Все вопросы касаются ваших отношений с тем человеком противоположного пола, к которому вы испытываете чувства большие, чем просто дружеская симпатия.
На все вопросы даны возможные варианты ответов. Вам необходимо выбрать один из них. Отвечайте на вопросы в том порядке, в котором они даны в задании. Постарайтесь отвечать быстро. Помните, что «правильных» и «неправильных» ответов на эти вопросы быть не может. На лист выписываются номера вопросов и номера соответствующих вашему мнению ответов.


1. Знакомы ли ваши друзья с ( )?
1) Да. 2) Нет.


2. Как вы думаете, нравится ли ( ) вашим близким, друзьям?
1) Да, нравится. 2) Вероятно, нравится. 3) Вряд ли нравится. 4) Нет, не нравится.


3. Знакомы ли ваши родители с ( )?
1) Да. 2) Нет.


4. Как вы думаете, нравится ли ( ) вашим родителям?
1) Да, нравится. 2) Вероятно, нравится. 3) Вряд ли нравится. 4) Нет, не нравится.


5*. Как, по-вашему, в ближайшие 6 месяцев ваши отношения с ( ) станут более близкими, чем сейчас?
1) Значительно менее близкими, чем сейчас. 2) Немного менее близкими, чем сейчас. 3) Немного более близкими, чем сейчас. 4) Значительно более близкими, чем сейчас.


6. Бывает ли вам скучно вдвоем с ( )?
1) Не бывает практически никогда. 2) Бывает, но очень редко. 3) Бывает, и довольно часто. 4) Бывает практически всегда.


7*. Можно ли сказать, что вы всегда были согласны друг с другом в оценке большинства ваших общих друзей?
1) Нет. 2) Скорее нет, чем да. 3) Скорее да, чем нет. 4) Да.


8. Как вы оцениваете возможность того, что через какое-то время вы с ( ) поженитесь?
1) Скорее всего так и будет. 2) Это вероятно. 3) Это маловероятно. 4) Вряд ли это может быть.


9. Хочется ли вам иногда отдохнуть от ( ), побыть какое-то время в одиночестве?
1) Нет, никогда. 2) Да, но очень редко. 3) Да, но только периодически. 4) Да, очень часто.


10. Как часто вы с ( ) проводите вместе свободное время, ходите в театр, кино, в гости, на выставки, гуляете, ездите за город и т.д.?
1) Часто. 2) Довольно часто. 3) Довольно редко. 4) Редко.


11. Появляются ли у вас мысли о ( ) как о возможном муже или жене?
1) Появляются часто. 2) Иногда появляются. 3) Появляются редко. 4) Такие мысли не появляются никогда.


12. Как вы считаете, хорошим ли партнером в развлечениях является ( )?
1) Очень хорошим. 2) Достаточно хорошим. 3) Довольно плохим. 4) Плохим.


13*. Если у вас бывают неприятности, плохое настроение, становится ли вам легче от общения с ( )?
1) Редко становится легче. 2) Иногда становится легче. 3) Часто становится легче. 4) Становится легче практически всегда.


14. Бывали ли у вас серьезные конфликты, продолжительные ссоры?
1) Никогда не было. 2) Было 1 раз. 3) 2 раза. 4) 3 раза и больше.


15*. Бывает ли, что ( ) редко разговаривает с вами?
1) Всегда. 2) Это бывает часто. 3) Это бывает редко. 4) Никогда.


16. Считаете ли вы себя дружной парой?
1) Да. 2) Скорее да, чем нет. 3) Скорее нет, чем да. 4) Нет.


17*. Случается ли, что вы редко разговариваете с ( )?
1) Всегда. 2) Часто. 3) Иногда. 4) Никогда.


18. Часто ли у вас появляется желание расстаться с ( )?
1) Никогда. 2) Очень редко. 3) Иногда. 4) Часто.


19*. Если ваши взгляды с ( ) по какой-то причине расходятся, всегда ли вы пробуете переубедить ( ), что вы правы?
1) Пробую всегда. 2) Часто. 3) Редко. 4) Никогда.


20*. Если ваши взгляды по какой-то причине не совпадают со взглядами ( ), то всегда ли ( ) старается доказать вам свою правоту?
1) Пробует всегда. 2) Часто. 3) Редко. 4) Никогда.


21. Можно ли вас с ( ) назвать близкими людьми?
1) Да. 2) Скорее да, чем нет. 3) Скорее нет, чем да. 4) Нет.


22*. Часто ли вы ругаетесь с ( )?
1) Очень часто. 2) Иногда. 3) Редко. 4) Никогда.


23. Часто ли вы, обращаясь друг к другу, используете смешные или уменьшительно-ласкательные прозвища (например, Винни-Пух, Зайка, Котик и др.)?
1) Почти всегда. 2) Иногда. 3) Редко. 4) Никогда.


24. Часто ли вы стараетесь рассмешить друг друга?
1) Почти всегда. 2) Иногда. 3) Редко. 4) Никогда.


25. Кто из вас двоих больше дорожит вашими отношениями?
1) Мы дорожим отношениями в равной мере. 2) ( ) дорожит больше. 3) Я дорожу больше, чем ( ). 4) Трудно ответить.


26. Достаточно ли времени вы проводите вместе с ( )?
1) Да. 2) Скорее да, чем нет. 3) Скорее нет, чем да. 4) Нет, этого времени недостаточно.

27*. Часто ли ваши взгляды по различным проблемам не совпадают со взглядами ( )?
1) Почти всегда. 2) Иногда. 3) Редко. 4) Практически никогда.

28*. Часто ли вы с ( ) проводите свободное время раздельно?
1) Почти всегда. 2) Часто. 3) Редко. 4) Практически никогда.


Обработка результатов:


Обработка результатов опросника сводится к подсчету баллов по четырем показателям. Баллы приписываются следующим образом:
Варианты ответов на вопросы без знака «*» оцениваются в порядке возрастания баллов: за первый вариант 1 балл, за второй - 2 балла, за третий - 3 балла, за четвертый - 4 балла.
Первый и третий вопросы не оцениваются, но если по этим вопросам был получен отрицательный ответ, то нет необходимости отвечать на второй и четвертый вопрос.
Варианты ответов со знаком «*» оцениваются в порядке убывания баллов: за первый вариант - 4 балла, за второй - 3 балла, за третий - 2 балла, за четвертый - 1 балл. Дальше высчитываются четыре показателя для пары, которая собирается создать семью.
Показатель психологической близости пары к вступлению в брак. Подсчитывается сумма баллов по вопросам 5, 8, 11. Необходимо найти среднее арифметическое, которое может находиться в интервале от 1 до 4 баллов. Чем ближе среднеарифметический балл к единице, тем вероятнее для вас вступление в брак.
Непосредственный показатель удовлетворенности отношениями. В него входят те вопросы, в которых вы оцениваете удовлетворенность отношениями. Среднее арифметическое суммы баллов на вопросы 14, 16, 18, 21, 25 также находится в интервале от 1 до 4. Этот интервал сохраняется и в следующих показателях. Чем меньше среднеарифметический балл, тем выше непосредственная удовлетворенность отношениями в паре.
Косвенный показатель удовлетворенности отношениями. В него входят такие вопросы, ответы на которые дают косвенную оценку удовлетворенности отношениями (например, отсутствие ссор и т.п.). Чем меньше среднеарифметический балл суммы баллов на вопросы 6, 9, 12, 13, 22, тем выше косвенная удовлетворенность отношениями.
Показатель позитивности (общей благоприятности) отношений в паре. В него входят вопросы, которые оценивают косвенно удовлетворенность отношениями, и вопросы, которые выявляют отношения к различным явлениям жизни. Данный показатель равен сумме баллов на вопросы (2, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 20, 22, 23, 24, 26, 27, 28), разделенной на 18 (или поделенной на 17 или 16, в зависимости от того, отвечали ли вы на 2 и 4 вопросы или нет). Чем меньше среднеарифметический балл, тем выше общая благоприятность (позитивность) отношений.
Если пара отвечает одновременно, то интерес представляет степень согласованности ответов. Сравнение проводится не по конкретным вопросам, а по итоговым показателям. Разница в показателях - нормальное явление, так как у каждого своя точка зрения на межличностные отношения. Разница в оценках означает в целом степень расхождения внутри пары. Безусловно, если разница значительная (более чем 1 балл), то необходимо серьезно задуматься про характер взаимоотношений, посмотреть, по каким вопросам у вас большие расхождения и учесть это не будущее.
Опросник можно использовать несколько раз, поскольку межличностные отношения имеют определенную динамику, особенно в добрачной паре. Можно путем нескольких замеров проследить, успешно или нет развиваются ваши отношения.

Источник: Погодина, Е.К. Основы семейной жизни. Учебное пособие / Е.К. Погодина. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2003. - 94 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.