На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика семейных взаимоотношений Методика диагностики супружеских конфликтов в разнонациональных семьях
Методика диагностики супружеских конфликтов в разнонациональных семьях
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений

Описание методики

Методика разработана на основе опросника Г. Лера «Конфликты», созданного в отделении по изучению неврозов и психотерапии Университета им. К. Маркса в ГДР и адаптированного в Институте им. В. М. Бехтерева в Ленинграде. Разработанный нами модифицированный вариант этой методики представляет собой опросник, состоящий из 100 вопросов, ответы на которые оцениваются по 6-балльной шкале, предложенной Г. Лером (см. таблицу 1).


Таблица 1
Оценка ответов на вопросы опросника

Вариант ответа

Оценка в баллах

1. Это не имеет ко мне отношения

0

2. Нет, это меня не беспокоит

1

3. Да, но это меня мало беспокоит

2

4. Да, это определенно меня беспокоит

3

5. Да, это сильно меня беспокоит

4

6. Да, это чрезвычайно меня беспокоит

5

 

Это дает возможность измерить степень конфликтности отношений супругов. Чем выше балл, присвоенный испытуемым тому или иному пункту опросника, тем выше степень конфликтности супружеских отношений.
Содержание опросника интегрировано в следующих сферах жизнедеятельности семьи:
— взаимная информированность супругов;
— проведение досуга;
— отношения с родителями и родственниками супруга;
— культура общения супругов;
— материальные потребности;
— семейные роли;
— личностные качества супругов;
— взаимопонимание супругов;
— защита Я-концепции;
— познавательные потребности супругов.
Содержание вопросов, охватывающих каждую из сфер взаимодействия супругов, позволяет фиксировать наличие двух видов супружеских конфликтов: а) конфликтов, возникающих в результате противоречивого характера потребностей, обусловленных личностными особенностями супругов и спецификой их добрачного опыта, и б) конфликтов, возникающих в результате разногласий, вызванных национальными особенностями супругов, проявляющихся в этнической специфике их образа жизни.
Формулировки конкретных вопросов методики определялись на основании анализа научных данных, полученных при изучении разнонациональных и однонациональных семей, и с помощью экспертной оценки. В обследовании участвовало 200 семей. Валидность проверялась путем сопоставления эмпирических показателей, полученных по данной методике, с показателями, полученными по методике «Межличностного семейного конфликта» (МСК) В. П. Левкович и О. Э. Зуськовой. Исследование проводилось в Москве, Вильнюсе, Ташкенте на разных возрастных и социальных группах. Однородность и сопоставимость полученных результатов свидетельствует о надежности представленной методики супружеских конфликтов в разнонациональных семьях.


Инструкция по заполнению опросника


Прочитайте, пожалуйста, внимательно вопросы и оцените их справедливость для вас в баллах по следующей шкале:
Процедура опроса не вызывает затруднений и занимает, как правило, не более 20—30 минут.
Супруги отвечают независимо друг от друга.
Благодарим вас за участие в исследовании!


Текст методики


1. Огорчает ли вас нежелание мужа/жены обсуждать с вами планы на будущее?
2. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что ваш супруг/супруга не стремится к профессиональному росту, так как, с вашей точки зрения, его/ее национальные традиции предписывают мужу заниматься в основном материальным обеспечением семьи, а жене — домашним хозяйством и воспитанием детей?
3. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что ваши желания в способах проведения досуга и желания вашего супруга/супруги не совпадают?
4. Страдаете ли вы в вашем браке от того, что ваш супруг/супруга унижает ваше национальное достоинство?
5. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что вам приходится общаться с родителями и родственниками вашего супруга/супруги?
6. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что нежелание вашего супруга/супруги понять вас и считаться с вашими привычками основано, по вашему мнению, на его/ее национальных особенностях?
7. Страдаете ли вы от того, что ваш муж/жена употребляет в общении с вами бранные и обидные для вас слова и выражения?
8. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что ваши разногласия с су- пругом/супругой возникают из-за несходства характеров, сформировавшихся, по вашему мнению, под влиянием национальных традиций и национальной культуры супруга/супруги?
9. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что ваш муж/жена приобретает не то, что необходимо для семьи, а то, что ему/ей лично хочется иметь?
10. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что ваш супруг/супруга претендует на семейное лидерство не на основе своих личных достоинств, а лишь в соответствии с предписаниями его/ее национальных традиций?
11. Имеется ли в вашем браке напряженность, связанная с нарушением сексуальных отношений?
12. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что стремление вашего мужа/жены распределять семейный бюджет не в соответствии с интересами семьи, а на основе личных потребностей вытекает, по вашему мнению, из особенностей его/ее национального характера?
13. Испытываете ли вы в совместной жизни с супругом/супругой трудности, возникающие из-за несходства ваших характеров?
14. Беспокоит ли вас то, что ваш супруг/супруга неуважительно относится к вашему национальному языку?
15. Страдаете ли вы в вашем браке от того, что ваш супруг/супруга не стремится понять подлинных мотивов, объясняющих ваши поступки?
16. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что вам приходится общаться с родителями и родственниками супруга/супруги, которые строго придерживаются своих национальных обычаев?
17. Страдаете ли вы в вашем браке от того, что супруг/супруга унижает ваше человеческое достоинство?
18. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что национальная специфика проведения досуга у вас и вашего супруга/супруги различна?
19. Беспокоит ли вас то, что муж/жена не поддерживает ваше стремление к профессиональному росту?
20. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что нежелание вашего мужа/ жены обсуждать с вами свои планы на будущее связаны, по вашему мнению, с его/ее национальными особенностями и традициями?
21. Беспокоит ли вас нежелание мужа/жены обсуждать с вами книги, фильмы, спектакли, события, происходящие в мире и в нашей стране?
22. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что ваш супруг/супруга не поддерживает ваше стремление к профессиональному росту, так как его/ее национальные традиции, по вашему мнению, предписывают мужу заниматься в основном материальным обеспечением семьи, а жене — домашним хозяйством и воспитанием детей?
23. Тяготит ли вас то обстоятельство, что супруг/супруга стремится проводить свое свободное время без вас?
24. Огорчает ли вас то обстоятельство, что ваш супруг/супруга в общении с вами подчеркивает превосходство своей этнической группы по сравнению с той, к которой принадлежите вы?
25. Беспокоит ли вас то, что ваш муж/жена стремится строить вашу семейную жизнь на основе советов своих родителей и родственников?
26. Тяготит ли вас то обстоятельство, что нежелание вашего мужа/ жены считаться с вашими интересами и вкусами связано, по вашему мнению, с его/ее национальными особенностями?
27. Беспокоит ли вас то, что ваш муж/жена в общении с вами неуважительно отзывается о ваших родителях и родственниках?
28. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что ваши разногласия с су- пругом/супругой возникают из-за несходства вкусов, сформировавшихся под влиянием разных национальных традиций супругов?
29. Возникают ли у вас с мужем/женой разногласия из-за того, что ваше жилье кажется вам неудовлетворительным?
30. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что ваш супруг/супруга стремится воспитать детей преимущественно на основе своих национальных традиций?
31. Существуют ли в вашей семье разногласия по поводу того, кто должен быть главой семьи: муж или жена?
32. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что стремление мужа/жены единолично распределять семейный бюджет связано, по вашему мнению, с его/ее национальными особенностями и традициями?
33. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что ваши разногласия с мужем/женой возникают из-за несходства вкусов и привычек?
34. Беспокоит ли вас то, что ваш супруг/супруга неуважительно относится к вашим национальным традициям и обычаям?
35. Беспокоит ли вас то, что ваш муж/жена не считается с вашими интересами и желаниями?
36. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что ваш муж/жена стремится строить семейную жизнь в соответствии с национальными традициями, предписывающими придерживаться в семье советов родителей и родственников?
37. Тяготит ли вас то обстоятельство, что ваш супруг/супруга в общении с вами постоянно подчеркивает свое превосходство перед вами?
38. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что, следуя своим национальным традициям, ваш супруг/супруга стремится проводить свободное время отдельно от вас?
39. Тяготит ли вас то, что муж/жена не разделяет ваше стремление к повышению культурного уровня?
40. Беспокоит ли вас то, что нежелание вашего мужа/жены обсуждать с вами книги, фильмы, спектакли, события, происходящие в мире и в нашей стране, связано, по вашему мнению, с его/ее национальными особенностями и традициями?
41. Огорчает ли вас нежелание мужа/жены обсуждать с вами свои профессиональные и служебные дела и проблемы?
42. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что ваш супруг/супруга требует от вас знания его/ее национального языка?
43. Беспокоят ли вас разногласия с мужем/женой по поводу проведения свободного времени с его/ее родителями?
44. Тяготит ли вас то обстоятельство, что равнодушное отношение мужа/жены к состоянию вашего здоровья связано, по вашему мнению, в известной мере, с его/ее национальными особенностями?
45. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что родители мужа/жены вмешиваются в воспитание ваших детей?
46. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что неспособность мужа/ жены считаться с вашими желаниями связана, по вашему мнению, с его/ее национальными особенностями?
47. Страдаете ли вы от возникновения частых ссор с мужем/женой?
48. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что ваши разногласия с су- пругом/супругой возникают из-за несходства интересов, потребностей, сформировавшихся под влиянием разнонациональных традиций супругов?
49. Испытываете ли вы трудности, возникающие из-за несовпадения мнений с мужем/женой по вопросам распределения семейного бюджета?
50. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что ваш супруг/супруга, исходя из своих национальных традиций, считает, что в семье должно быть строгое разделение семейных обязанностей на мужские и женские?
51. Беспокоят ли вас разногласия с мужем/женой по поводу воспитания детей?
52. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что ваш супруг/супруга недостаточно беспокоится о материальном благополучии семьи, так как национальные традиции позволяют ему/ей надеяться на помощь родителей?
53. Беспокоит ли вас то, что ваши разногласия с супругом/супругой возникают из-за несходства ваших интересов и потребностей?
54. Беспокоит ли вас то, что ваш супруг/супруга неуважительно отзывается о людях разных национальностей?
55. Огорчает ли вас нежелание мужа/жены считаться с вашими привычками?
56. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что национальные традиции родителей вашего супруга/супруги позволяют им вмешиваться в воспитание ваших детей?
57. Огорчает ли вас то обстоятельство, что ваш супруг/супруга равнодушно относится к состоянию вашего здоровья?
58. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что ваш супруг/супруга, исходя из своих национальных традиций, стремится к тому, чтобы вы проводили свой досуг с его/ее родственниками?
59. Беспокоит ли вас в общении с супругом/супругой его/ее неудовлетворенность уровнем ваших знаний в области внутренней и внешней политики?
60. Беспокоит ли вас то, что нежелание мужа/жены обсуждать с вами его/ее профессиональные и служебные проблемы связано, по вашему мнению, с его/ее национальными особенностями и традициями?
61. Тревожит ли вас нежелание вашего супруга/супруги обсуждать с вами проблемы, связанные с вашими общими знакомыми и друзьями?
62. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что неспособность мужа/ жены поддерживать ваше стремление к культурному росту связано, по вашему мнению, с его/ее национальными особенностями?
63. Беспокоят ли вас разногласия с мужем/женой по поводу проведения свободного времени с родственниками мужа/жены?
64. Тяготит ли вас то обстоятельство, что недостаточно чуткое отношение мужа/жены к изменению вашего настроения связано, по вашему мнению, с его/ее национальными особенностями?
65. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что родители супруга/супруги вмешиваются в ваши взаимоотношения с мужем/женой?
66. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что неспособность супруга/ супруги понять подлинные мотивы ваших поступков связаны, по вашему мнению, с его/ее национальными особенностями?
67. Беспокоит ли вас то, что ваш муж/жена не всегда может внимательно, не перебивая, выслушать вас?
68. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что ваши разногласия с су- пругом/супругой возникают из-за несходства ваших привычек, сформировавшихся под влиянием национальных традиций каждого из супругов?
69. Беспокоят ли вас разногласия с мужем/женой из-за того, что он/ она не стремится максимально обеспечить материальное благополучие семьи?
70. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что нежелание вашего су- пруга/супруги помогать вам в домашнем хозяйстве основано, по вашему мнению, на его/ее национальных традициях?
71. Беспокоят ли вас разногласия с мужем/женой по поводу распределения домашних обязанностей?
72. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что ваш супруг/супруга недостаточно беспокоится о материальном обеспечении семьи, так как национальные традиции позволяют ему/ей рассчитывать на помощь родственников?
73. Беспокоит ли вас то, что ваши разногласия с супругом/супру- гой возникают в результате расхождения нравственных позиций?
74. Беспокоит ли вас то, что ваш супруг/супруга неуважительно отзывается о людях вашей национальности?
75. Беспокоит ли вас то, что у вас с мужем/женой нет совместных планов на будущее?
76. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что национальные традиции родителей вашего супруга/супруги позволяют им вмешиваться в ваши взаимоотношения с мужем/женой?
77. Тяготит ли вас то, что муж/жена недостаточно чутко реагирует на изменение вашего настроения?
78. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что ваш супруг/супруга стремится к тому, чтобы вы проводили досуг с его родителями?
79. Беспокоит ли вас в общении с супругом/супругой его/ее неудовлетворенность вашей эрудицией в области литературы и искусства?
80. Беспокоит ли вас то, что нежелание мужа/жены обсуждать с вами проблемы, связанные с вашими друзьями, знакомыми, основано, по вашему мнению, на том, что они принадлежат к вашей, а не к его/ее этнической группе?
81. Испытываете ли вы беспокойство по поводу того, что муж/жена избегает обсуждать с вами проблемы, касающиеся ваших родственников?
82. Беспокоит ли вас то, что ваш супруг/супруга требует от вас проявления интереса к его/ее национальным традициям?
83. Возникают ли у вас с мужем/женой разногласия из-за проведения досуга с друзьями?
84. Тяготит ли вас то обстоятельство, что вы не получаете от вашего мужа/жены необходимой вам поддержки и защиты, что, по вашему мнению, связано с его/ее национальными особенностями?
85. Тяготит ли вас общение с родителями и родственниками мужа/жены из-за того, что им, с вашей точки зрения, присущи те или иные негативные личностные качества?
86. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что неспособность вашего супруга/супруги понять возникающие у вас проблемы и поддержать вас в сложных ситуациях связана, по вашему мнению, с его/ ее национальными особенностями?
87. Страдаете ли вы от того, что ваш муж/жена в общении с вами неуважительно отзывается о ваших друзьях и знакомых?
88. Страдаете ли вы от ревности мужа/жены, которая, по вашему мнению, является одной из его/ее национальных особенностей?
89. Бывают ли у вас разногласия с мужем/женой из-за того, что материальное положение вашей семьи вы считаете неудовлетворительным?
90. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что ваши разногласия с су- пругом/супругой возникают из-за несходства в понимании прав и обязанностей в семье, сформировавшегося на основе различий национальных традиций супругов?
91. Беспокоит ли вас то, что ваш муж/жена уделяет недостаточное внимание выполнению своих обязанностей в домашнем хозяйстве?
92. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что ваши разногласия с су- пругом/супругой происходят из-за несходства в понимании материального благополучия вашей семьи, сформировавшегося под влиянием национальных традиций каждого из супругов?
93. Страдаете ли вы от ревности мужа/жены?
94. Беспокоит ли вас то обстоятельство, что ваш супруг/супруга подчеркивает негативные стороны, характеризующие представителей вашей национальности?
95. Беспокоит ли вас то, что ваш супруг/супруга не стремится понять возникающие у вас проблемы и поддержать вас в сложных ситуациях?
96. Тяготит ли вас общение с родственниками мужа/жены из-за того, что им присущи те или иные негативные личностные качества, которые, по вашему мнению, являются выражением их национальной специфики?
97. Тяготит ли вас то обстоятельство, что в общении с мужем/же- ной вы не получаете необходимой в семье защиты и поддержки?
98. Возникают ли у вас с мужем/женой разногласия из-за поведения досуга с друзьями, поскольку каждый из супругов имеет друзей только своей национальности?
99. Беспокоит ли вас то, что ваш супруг/супруга требует от вас повышения вашего культурного и образовательного уровня?
100. Беспокоит ли вас то, что нежелание вашего мужа/жены обсуждать проблемы, связанные с вашими родственниками, основано, по вашему мнению, на том, что они не принадлежат к его/ее этнической группе?


Обработка полученных результатов


Опросник состоит из двух блоков: блока № 1 и блока № 2 (см. таблицу 2).


Таблица 2


Два блока опросника

Блок первый

Конфликты на основе личностной несовместимости супругов

Сферы взаимодействия супругов

№№ вопросов

1. Информированность

1, 21, 41, 61, 81

2. Досуг

3, 23, 43, 63, 83

3. Отношения с родителями и родственниками супруга/супруги

5, 25, 45, 65, 85

4. Культура общения

7, 27, 47, 67, 87

5. Материальные потребности

9, 29, 49, 69, 89

6. Роли

11, 31, 51, 71, 91

7. Личностные качества супругов

13, 33, 53, 73, 93

8. Взаимопонимание

15, 35, 55, 75, 95

9. Я-концепция

17, 37, 57, 77, 97

10. Познавательные потребности

19, 39, 59, 79, 99

Блок второй

Конфликты на основе разногласий,

 

вызванных национальными особенностями супругов

1. Информированность

20, 40, 60, 80, 100

2. Досуг

18, 38, 58, 78, 98

3. Отношения с родителями и родственниками супруга/супруги

16, 36, 56, 76, 96

4. Культура общения

14, 34, 54, 74, 94

5. Материальные потребности

12, 32, 52, 72, 92

6. Роли

10, 30, 50, 70, 90

7. Личностные качества супругов

8, 28, 48, 68, 88

8. Взаимопонимание

6, 26, 46, 66, 86

9. Я-концепция

4, 24, 44, 64, 84

10. Познавательные потребности

2, 22, 42, 62, 82

 

Блок № 1 позволяет фиксировать супружеские конфликты, возникающие в результате противоречивого характера потребностей супругов, обусловленных их личностными особенностями, которые условно можно обозначить как конфликты, являющиеся следствием личностной несовместимости супругов.
Блок № 2 дает возможность выявить наличие супружеских конфликтов, возникающих в результате противоречивого характера потребностей супругов, обусловленных спецификой национальных культур брачных партнеров, проявляющейся в этнических особенностях их образа жизни.
Содержание вопросов и в первом и во втором блоках интегрировано в выделенных нами основных сферах взаимодействия супругов — по пять вопросов в каждой сфере.
Супруги заполняют независимо друг от друга специальный бланк (см. таблицу 3), где оценивают каждый вопрос по 6-балльной шкале Лера в соответствии с инструкцией.


Талица 3
Бланк фиксации ответов испытуемых на вопросы методики

№ вопроса

Оценка в баллах

№ вопроса

Оценка в баллах

№ вопроса

Оценка в баллах

№ вопроса

Оценка в баллах

1

 

26

 

51

 

76

 

2

 

27

 

52

 

77

 

3

 

28

 

53

 

78

 

4

 

29

 

54

 

79

 

5

 

30

 

55

 

80

 

6

 

31

 

56

 

81

 

7

 

32

 

57

 

82

 

8

 

33

 

58

 

83

 

9

 

34

 

59

 

84

 

10

 

35

 

60

 

85

 

11

 

36

 

61

 

86

 

12

 

37

 

62

 

87

 

13

 

38

 

63

 

88

 

14

 

39

 

64

 

89

 

15

 

40

 

65

 

90

 

16

 

41

 

66

 

91

 

17

 

42

 

67

 

92

 

18

 

43

 

68

 

93

 

19

 

44

 

69

 

94

 

20

 

45

 

70

 

95

 

21

 

46

 

71

 

96

 

22

 

47

 

72

 

97

 

23

 

48

 

73

 

98

 

24

 

49

 

74

 

99

 

25

 

50

 

75

 

100

 

 

Заполненные обоими супругами бланки обрабатываются с помощью специального ключа по каждой из указанных сфер взаимодействия супругов, включенных в блок № 1 и блок № 2 (см. таблицу 2).


Можно использовать и другой способ работы с опросником, когда вопросы помещаются на отдельные карточки. Испытуемый раскладывает карточки в соответствии со шкалой Лера, после чего экспериментатор заносит полученные в баллах ответы в бланк, который в первом варианте работы с опросником заполняли сами респонденты.
В качестве эмпирического показателя конфликтности супружеских пар в блоке № 1 был принят средний показатель в баллах для каждого супруга в разных сферах их взаимодействия (для мужа — км и для жены — кж), а также средний показатель конфликтности для каждого супруга по всем сферам их взаимодействия (Км и Кж).
Аналогичные эмпирические показатели в блоке № 2 обозначались, соответственно, как км, кж, Км и Кж.
Степень конфликтности каждой семьи, зависящая от конфликтности обоих супругов, определялась как уровень конфликтности (Ук), измеряемый посредством определения суммы двух эмпирических показателей: конфликтности мужа и конфликтности жены, выраженных в баллах. Для каждой сферы взаимодействия супругов уровень конфликтности (Ук) равен: км + кж. Уровень конфликтности семьи, учитывающий все сферы взаимодействия супругов (Ук), равен: Км + Кж.
Дополнительным эмпирическим показателем конфликтности супружеских отношений является индекс симметрии (Исм), позволяющий выявить симметричный или несимметричный характер представлений супругов относительно сфер и причин их конфликтного или бесконфликтного взаимодействия. Индекс симметрии (Исм) рассчитывается как отношение количества сфер взаимодействия супругов, где имеет место симметричный характер их конфликтного и бесконфликтного взаимодействия (симметричность ответов супругов в баллах) к общему количеству сфер взаимодействия супругов.
Средний показатель конфликтности (в баллах) для мужа (км) и для жены (кж) исчисляется исходя из того, что его максимальное значение равно пяти баллам. Средний показатель конфликтности для каждого супруга по всем сферам их взаимодействия (Км и Кж) рассчитывается исходя из того, что ее максимальное значение составляет 50 баллов. Уровень конфликтности семьи в целом (Ук) зависит от конфликтности обоих супругов и измеряется путем суммирования двух показателей: Км + Кж по всем сферам их взаимодействия, выраженный в баллах (Ук = Км + Кж). Максимальное значение этого показателя составляет 100 баллов.
Соответственно, возникает возможность выявить уровень стабильности исследуемых семей и провести их категоризацию:
— стабильная семья, в которой супруги успешно преодолевают конфликты, удовлетворены браком, характеризуются низким уровнем конфликтности и позитивной семейной мотивацией, что не допускает возможности распада семьи, имеет низкий показатель Ук — до 30 баллов;
— проблемная семья, в которой супруги при наличии позитивной семейной мотивации не могут в большинстве случаев конструктивно разрешать конфликты, не удовлетворены браком, осознают возможность его расторжения, но по разным причинам не желают этого, характеризуется средним уровнем Ук — от 30 до 40 баллов;
— нестабильная семья, в которой супруги отличаются высоким уровнем конфликтности, не преодолевают семейные противоречия при наличии негативной семейной мотивации, не удовлетворены браком, готовы принять решение о его расторжении или уже приняли такое решение, имеет высокий показатель Ук — больше 40 баллов.


Анализ и интерпретация результатов


Анализ эмпирических показателей позволяет оценить психологическое содержание данных, полученных с помощью предложенной методики.
Сопоставление конфликтности супругов в каждой сфере их взаимодействия (км и кж) и во всех сферах взаимодействия (Км и Кж), а также по всему блоку в целом (ук и Ук) позволяет выявить наиболее конфликтогенные зоны жизнедеятельности брачных партнеров и установить основные причины возникающих между супругами конфликтов в пределах каждого блока.
Низкий уровень конфликтности супругов свидетельствует о высокой степени удовлетворенности их потребностей и позитивной направленности взаимоотношений, и, напротив, высокий уровень конфликтности партнеров является показателем недостаточной степени удовлетворения супругами своих основных потребностей в браке, низкого уровня взаимопонимания и низкой степени взаимной адаптации, выражающейся в негативной направленности супружеских отношений.
Низкий уровень конфликтности супругов в браке в целом не исключает более высокого уровня конфликтности в отдельных сферах их взаимодействия, что может не оказывать существенного влияния на общий низкий уровень конфликтности. Такого рода конфликты разрешаются конструктивно и помогают партнерам выработать единую точку зрения в решении семейных проблем.
Сравнение эмпирических показателей по двум блокам (км и к'м; Км и К'м; кж и к'ж; Кж и К'ж; ук и у'к; Ук и У'к) дает возможность установить, где находится область зарождения супружеских конфликтов: в личностной несовместимости супругов или в разногласиях, связанных с их национальными особенностями и традициями.
Если уровень конфликтности супружеской пары в блоке № 1 выше, чем в блоке № 2, это означает, что основным источником конфликтов является противоречивый характер потребностей супругов, обусловленный их личностными особенностями и спецификой их добрачного опыта. Однако конфликты, возникающие в блоке № 1, нередко имеют тенденцию к расширению и переходу в соответствующие сферы жизнедеятельности блока № 2, т. е. в область, связанную с национальной спецификой супругов. Эмпирически это выражается в незначительной разнице между величинами уровней конфликтности в аналогичных сферах жизнедеятельности супругов в блоке № 1 и № 2 (ук и у’к). Например, как показало наше исследование, высокий уровень конфликтности супругов в сфере «культура общения» в блоке № 1, которая проявляется в нарушении партнерами норм повседневной жизни в области нравственных отношений (грубость, невнимательность, бестактность), в большинстве случаев провоцирует конфликты, связанные с разногласиями супругов в той же сфере блока № 2, что находит выражение в неуважительном отношении к национальным обычаям партнера, его языку и т. д.
Исключительно важен анализ согласованности представлений супругов о семейной жизни, эмпирическим референтом которой является индекс симметрии (Исм). Наши исследования показали, что мнения супругов о причинах и основных сферах проявления конфликта как в первом, так и во втором блоке не всегда совпадают. В тех семьях, где наблюдается симметричный характер представлений супругов относительно сфер их конфликтного и бесконфликтного взаимодействия, партнеры адекватно осознавали причины как позитивного, так и негативного в своих отношениях, что является показателем их устойчивости. Напротив, преобладание асимметричного характера представлений супругов о сферах их конфликтного взаимодействия свидетельствовало о рассогласованности мнений партнеров относительно причин их семейных разногласий и являлось показателем неустойчивости отношений.
Таким образом, величина Исм является показателем степени устойчивости супружеских отношений. Однако устойчивость супружеских отношений может иметь как позитивную, так и негативную направленность. Характер этой направленности определяется путем сопоставления значения индекса симметрии и уровня конфликтности партнеров. При низком значении уровня конфликтности партнеров значение Исм, близкое к единице, свидетельствует о позитивной направленности устойчивых отношений супругов, а при высоком значении уровня конфликтности — о негативной направленности устойчивых взаимоотношений супругов в семье.
Анализ таких эмпирических показателей, как уровень конфликтности каждой семьи, а также индекс симметрии позволяет отнести ту или иную супружескую пару к одному из выделенных типов семей: стабильным, проблемным, нестабильным.
Как показали наши исследования, для стабильных семей характерны низкий уровень конфликтности в блоке № 1 и отсутствие конфликтов в блоке № 2. При значении Исм, близком к единице, конфликты в этой группе семей, протекающие на фоне взаимного уважения и эмоциональной привлекательности партнеров, разрешаются конструктивно. Симметричный характер представлений супругов относительно сфер их конфликтного взаимодействия свидетельствует об адекватном осознании партнерами причин разлада и об устойчивом характере их взаимоотношений.
Для проблемных семей характерны более высокий уровень конфликтности в блоке № 1 и появление конфликтов в блоке № 2. Однако У’к в блоке № 2 значительно ниже, чем Ук в блоке № 1, т. е. конфликтность, связанная с национальными разногласиями супругов, в группе проблемных семей меньше конфликтности, возникающей на почве их личностной несовместимости. Это дает основание предположить, что главной причиной возникновения конфликтов в данной группе семей является неудовлетворенность потребностей супругов, связанная с особенностями их личностных качеств и прошлого опыта, сформировавшегося к моменту вступления в брак. Неумение супругов быстро и конструктивно разрешать возникающие в связи с этим противоречия приводит к расширению диапазона конфликтных отношений, которые переходят на уровень национальных разногласий супругов. Это приводит к расширению сфер конфликтного взаимодействия, учащению конфликтов, которые становятся более устойчивыми, труднее преодолеваются. Значение Исм в этой группе семей приближается к нулю, что свидетельствует о рассогласованности представлений супругов о причинах и сферах их семейных разногласий и о низкой устойчивости их отношений.
В нестабильных семьях имеет место высокий уровень конфликтности в обоих блоках при значении Исм, близком к единице, высокий уровень конфликтности и в блоке № 1 и в блоке № 2 свидетельствует о напряженности отношений супругов почти во всех сферах жизнедеятельности семьи, которая возникает как на основе разногласий, связанных с личностной несовместимостью супругов, так и в результате разногласий, обусловленных спецификой национальных культур брачных партнеров. Значение индекса симметрии, близкое к единице, в группе нестабильных семей означает, что супруги хорошо осознают негативный характер причин и сфер конфликтного взаимодействия. Однако негативная семейная мотивация не стимулирует их к конструктивному разрешению конфликтов.
Проведение предложенной категоризации семей с помощью рассмотренной методики является важным элементом диагностики супружеских отношений, необходимой для выбора адекватных форм коррекционной работы с семьей.

Источник: Кольцова В. А., Левкович В. П. Социально-психологические проблемы супружеских отношений: история и современное состояние. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. - 174 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.