Методика диагностики супружеских конфликтов в разнонациональных семьях |
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описание методикиМетодика разработана на основе опросника Г. Лера «Конфликты», созданного в отделении по изучению неврозов и психотерапии Университета им. К. Маркса в ГДР и адаптированного в Институте им. В. М. Бехтерева в Ленинграде. Разработанный нами модифицированный вариант этой методики представляет собой опросник, состоящий из 100 вопросов, ответы на которые оцениваются по 6-балльной шкале, предложенной Г. Лером (см. таблицу 1).
Это дает возможность измерить степень конфликтности отношений супругов. Чем выше балл, присвоенный испытуемым тому или иному пункту опросника, тем выше степень конфликтности супружеских отношений.
|
Блок первый |
|
Конфликты на основе личностной несовместимости супругов |
|
Сферы взаимодействия супругов |
№№ вопросов |
1. Информированность |
1, 21, 41, 61, 81 |
2. Досуг |
3, 23, 43, 63, 83 |
3. Отношения с родителями и родственниками супруга/супруги |
5, 25, 45, 65, 85 |
4. Культура общения |
7, 27, 47, 67, 87 |
5. Материальные потребности |
9, 29, 49, 69, 89 |
6. Роли |
11, 31, 51, 71, 91 |
7. Личностные качества супругов |
13, 33, 53, 73, 93 |
8. Взаимопонимание |
15, 35, 55, 75, 95 |
9. Я-концепция |
17, 37, 57, 77, 97 |
10. Познавательные потребности |
19, 39, 59, 79, 99 |
Блок второй |
|
Конфликты на основе разногласий, |
|
вызванных национальными особенностями супругов |
|
1. Информированность |
20, 40, 60, 80, 100 |
2. Досуг |
18, 38, 58, 78, 98 |
3. Отношения с родителями и родственниками супруга/супруги |
16, 36, 56, 76, 96 |
4. Культура общения |
14, 34, 54, 74, 94 |
5. Материальные потребности |
12, 32, 52, 72, 92 |
6. Роли |
10, 30, 50, 70, 90 |
7. Личностные качества супругов |
8, 28, 48, 68, 88 |
8. Взаимопонимание |
6, 26, 46, 66, 86 |
9. Я-концепция |
4, 24, 44, 64, 84 |
10. Познавательные потребности |
2, 22, 42, 62, 82 |
Блок № 1 позволяет фиксировать супружеские конфликты, возникающие в результате противоречивого характера потребностей супругов, обусловленных их личностными особенностями, которые условно можно обозначить как конфликты, являющиеся следствием личностной несовместимости супругов.
Блок № 2 дает возможность выявить наличие супружеских конфликтов, возникающих в результате противоречивого характера потребностей супругов, обусловленных спецификой национальных культур брачных партнеров, проявляющейся в этнических особенностях их образа жизни.
Содержание вопросов и в первом и во втором блоках интегрировано в выделенных нами основных сферах взаимодействия супругов — по пять вопросов в каждой сфере.
Супруги заполняют независимо друг от друга специальный бланк (см. таблицу 3), где оценивают каждый вопрос по 6-балльной шкале Лера в соответствии с инструкцией.
Талица 3
Бланк фиксации ответов испытуемых на вопросы методики
№ вопроса |
Оценка в баллах |
№ вопроса |
Оценка в баллах |
№ вопроса |
Оценка в баллах |
№ вопроса |
Оценка в баллах |
1 |
|
26 |
|
51 |
|
76 |
|
2 |
|
27 |
|
52 |
|
77 |
|
3 |
|
28 |
|
53 |
|
78 |
|
4 |
|
29 |
|
54 |
|
79 |
|
5 |
|
30 |
|
55 |
|
80 |
|
6 |
|
31 |
|
56 |
|
81 |
|
7 |
|
32 |
|
57 |
|
82 |
|
8 |
|
33 |
|
58 |
|
83 |
|
9 |
|
34 |
|
59 |
|
84 |
|
10 |
|
35 |
|
60 |
|
85 |
|
11 |
|
36 |
|
61 |
|
86 |
|
12 |
|
37 |
|
62 |
|
87 |
|
13 |
|
38 |
|
63 |
|
88 |
|
14 |
|
39 |
|
64 |
|
89 |
|
15 |
|
40 |
|
65 |
|
90 |
|
16 |
|
41 |
|
66 |
|
91 |
|
17 |
|
42 |
|
67 |
|
92 |
|
18 |
|
43 |
|
68 |
|
93 |
|
19 |
|
44 |
|
69 |
|
94 |
|
20 |
|
45 |
|
70 |
|
95 |
|
21 |
|
46 |
|
71 |
|
96 |
|
22 |
|
47 |
|
72 |
|
97 |
|
23 |
|
48 |
|
73 |
|
98 |
|
24 |
|
49 |
|
74 |
|
99 |
|
25 |
|
50 |
|
75 |
|
100 |
|
Заполненные обоими супругами бланки обрабатываются с помощью специального ключа по каждой из указанных сфер взаимодействия супругов, включенных в блок № 1 и блок № 2 (см. таблицу 2).
Можно использовать и другой способ работы с опросником, когда вопросы помещаются на отдельные карточки. Испытуемый раскладывает карточки в соответствии со шкалой Лера, после чего экспериментатор заносит полученные в баллах ответы в бланк, который в первом варианте работы с опросником заполняли сами респонденты.
В качестве эмпирического показателя конфликтности супружеских пар в блоке № 1 был принят средний показатель в баллах для каждого супруга в разных сферах их взаимодействия (для мужа — км и для жены — кж), а также средний показатель конфликтности для каждого супруга по всем сферам их взаимодействия (Км и Кж).
Аналогичные эмпирические показатели в блоке № 2 обозначались, соответственно, как км, кж, Км и Кж.
Степень конфликтности каждой семьи, зависящая от конфликтности обоих супругов, определялась как уровень конфликтности (Ук), измеряемый посредством определения суммы двух эмпирических показателей: конфликтности мужа и конфликтности жены, выраженных в баллах. Для каждой сферы взаимодействия супругов уровень конфликтности (Ук) равен: км + кж. Уровень конфликтности семьи, учитывающий все сферы взаимодействия супругов (Ук), равен: Км + Кж.
Дополнительным эмпирическим показателем конфликтности супружеских отношений является индекс симметрии (Исм), позволяющий выявить симметричный или несимметричный характер представлений супругов относительно сфер и причин их конфликтного или бесконфликтного взаимодействия. Индекс симметрии (Исм) рассчитывается как отношение количества сфер взаимодействия супругов, где имеет место симметричный характер их конфликтного и бесконфликтного взаимодействия (симметричность ответов супругов в баллах) к общему количеству сфер взаимодействия супругов.
Средний показатель конфликтности (в баллах) для мужа (км) и для жены (кж) исчисляется исходя из того, что его максимальное значение равно пяти баллам. Средний показатель конфликтности для каждого супруга по всем сферам их взаимодействия (Км и Кж) рассчитывается исходя из того, что ее максимальное значение составляет 50 баллов. Уровень конфликтности семьи в целом (Ук) зависит от конфликтности обоих супругов и измеряется путем суммирования двух показателей: Км + Кж по всем сферам их взаимодействия, выраженный в баллах (Ук = Км + Кж). Максимальное значение этого показателя составляет 100 баллов.
Соответственно, возникает возможность выявить уровень стабильности исследуемых семей и провести их категоризацию:
— стабильная семья, в которой супруги успешно преодолевают конфликты, удовлетворены браком, характеризуются низким уровнем конфликтности и позитивной семейной мотивацией, что не допускает возможности распада семьи, имеет низкий показатель Ук — до 30 баллов;
— проблемная семья, в которой супруги при наличии позитивной семейной мотивации не могут в большинстве случаев конструктивно разрешать конфликты, не удовлетворены браком, осознают возможность его расторжения, но по разным причинам не желают этого, характеризуется средним уровнем Ук — от 30 до 40 баллов;
— нестабильная семья, в которой супруги отличаются высоким уровнем конфликтности, не преодолевают семейные противоречия при наличии негативной семейной мотивации, не удовлетворены браком, готовы принять решение о его расторжении или уже приняли такое решение, имеет высокий показатель Ук — больше 40 баллов.
Анализ эмпирических показателей позволяет оценить психологическое содержание данных, полученных с помощью предложенной методики.
Сопоставление конфликтности супругов в каждой сфере их взаимодействия (км и кж) и во всех сферах взаимодействия (Км и Кж), а также по всему блоку в целом (ук и Ук) позволяет выявить наиболее конфликтогенные зоны жизнедеятельности брачных партнеров и установить основные причины возникающих между супругами конфликтов в пределах каждого блока.
Низкий уровень конфликтности супругов свидетельствует о высокой степени удовлетворенности их потребностей и позитивной направленности взаимоотношений, и, напротив, высокий уровень конфликтности партнеров является показателем недостаточной степени удовлетворения супругами своих основных потребностей в браке, низкого уровня взаимопонимания и низкой степени взаимной адаптации, выражающейся в негативной направленности супружеских отношений.
Низкий уровень конфликтности супругов в браке в целом не исключает более высокого уровня конфликтности в отдельных сферах их взаимодействия, что может не оказывать существенного влияния на общий низкий уровень конфликтности. Такого рода конфликты разрешаются конструктивно и помогают партнерам выработать единую точку зрения в решении семейных проблем.
Сравнение эмпирических показателей по двум блокам (км и к'м; Км и К'м; кж и к'ж; Кж и К'ж; ук и у'к; Ук и У'к) дает возможность установить, где находится область зарождения супружеских конфликтов: в личностной несовместимости супругов или в разногласиях, связанных с их национальными особенностями и традициями.
Если уровень конфликтности супружеской пары в блоке № 1 выше, чем в блоке № 2, это означает, что основным источником конфликтов является противоречивый характер потребностей супругов, обусловленный их личностными особенностями и спецификой их добрачного опыта. Однако конфликты, возникающие в блоке № 1, нередко имеют тенденцию к расширению и переходу в соответствующие сферы жизнедеятельности блока № 2, т. е. в область, связанную с национальной спецификой супругов. Эмпирически это выражается в незначительной разнице между величинами уровней конфликтности в аналогичных сферах жизнедеятельности супругов в блоке № 1 и № 2 (ук и у’к). Например, как показало наше исследование, высокий уровень конфликтности супругов в сфере «культура общения» в блоке № 1, которая проявляется в нарушении партнерами норм повседневной жизни в области нравственных отношений (грубость, невнимательность, бестактность), в большинстве случаев провоцирует конфликты, связанные с разногласиями супругов в той же сфере блока № 2, что находит выражение в неуважительном отношении к национальным обычаям партнера, его языку и т. д.
Исключительно важен анализ согласованности представлений супругов о семейной жизни, эмпирическим референтом которой является индекс симметрии (Исм). Наши исследования показали, что мнения супругов о причинах и основных сферах проявления конфликта как в первом, так и во втором блоке не всегда совпадают. В тех семьях, где наблюдается симметричный характер представлений супругов относительно сфер их конфликтного и бесконфликтного взаимодействия, партнеры адекватно осознавали причины как позитивного, так и негативного в своих отношениях, что является показателем их устойчивости. Напротив, преобладание асимметричного характера представлений супругов о сферах их конфликтного взаимодействия свидетельствовало о рассогласованности мнений партнеров относительно причин их семейных разногласий и являлось показателем неустойчивости отношений.
Таким образом, величина Исм является показателем степени устойчивости супружеских отношений. Однако устойчивость супружеских отношений может иметь как позитивную, так и негативную направленность. Характер этой направленности определяется путем сопоставления значения индекса симметрии и уровня конфликтности партнеров. При низком значении уровня конфликтности партнеров значение Исм, близкое к единице, свидетельствует о позитивной направленности устойчивых отношений супругов, а при высоком значении уровня конфликтности — о негативной направленности устойчивых взаимоотношений супругов в семье.
Анализ таких эмпирических показателей, как уровень конфликтности каждой семьи, а также индекс симметрии позволяет отнести ту или иную супружескую пару к одному из выделенных типов семей: стабильным, проблемным, нестабильным.
Как показали наши исследования, для стабильных семей характерны низкий уровень конфликтности в блоке № 1 и отсутствие конфликтов в блоке № 2. При значении Исм, близком к единице, конфликты в этой группе семей, протекающие на фоне взаимного уважения и эмоциональной привлекательности партнеров, разрешаются конструктивно. Симметричный характер представлений супругов относительно сфер их конфликтного взаимодействия свидетельствует об адекватном осознании партнерами причин разлада и об устойчивом характере их взаимоотношений.
Для проблемных семей характерны более высокий уровень конфликтности в блоке № 1 и появление конфликтов в блоке № 2. Однако У’к в блоке № 2 значительно ниже, чем Ук в блоке № 1, т. е. конфликтность, связанная с национальными разногласиями супругов, в группе проблемных семей меньше конфликтности, возникающей на почве их личностной несовместимости. Это дает основание предположить, что главной причиной возникновения конфликтов в данной группе семей является неудовлетворенность потребностей супругов, связанная с особенностями их личностных качеств и прошлого опыта, сформировавшегося к моменту вступления в брак. Неумение супругов быстро и конструктивно разрешать возникающие в связи с этим противоречия приводит к расширению диапазона конфликтных отношений, которые переходят на уровень национальных разногласий супругов. Это приводит к расширению сфер конфликтного взаимодействия, учащению конфликтов, которые становятся более устойчивыми, труднее преодолеваются. Значение Исм в этой группе семей приближается к нулю, что свидетельствует о рассогласованности представлений супругов о причинах и сферах их семейных разногласий и о низкой устойчивости их отношений.
В нестабильных семьях имеет место высокий уровень конфликтности в обоих блоках при значении Исм, близком к единице, высокий уровень конфликтности и в блоке № 1 и в блоке № 2 свидетельствует о напряженности отношений супругов почти во всех сферах жизнедеятельности семьи, которая возникает как на основе разногласий, связанных с личностной несовместимостью супругов, так и в результате разногласий, обусловленных спецификой национальных культур брачных партнеров. Значение индекса симметрии, близкое к единице, в группе нестабильных семей означает, что супруги хорошо осознают негативный характер причин и сфер конфликтного взаимодействия. Однако негативная семейная мотивация не стимулирует их к конструктивному разрешению конфликтов.
Проведение предложенной категоризации семей с помощью рассмотренной методики является важным элементом диагностики супружеских отношений, необходимой для выбора адекватных форм коррекционной работы с семьей.
Источник: Кольцова В. А., Левкович В. П. Социально-психологические проблемы супружеских отношений: история и современное состояние. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. - 174 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |