На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика семейных взаимоотношений Методика "Семейно-обусловленное состояние" ("Типовое семейное состояние")
Методика "Семейно-обусловленное состояние" ("Типовое семейное состояние")
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений

(Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис)

Назначение методики: Данная методика разработана и направлена на выявление психотравмирующих состояний взрослых и детей, проживающих в одной семье. Она позволяет также получить данные об обстоятельствах, определяющих изучаемые состояния.
Описание методики
Она представляет собой интервью, специально направленное на выяснение трех состояний — общей удовлетворенности, нервно-психического напряжения и семейной тревожности.

Отсюда и название трех оценочных шкал:

 

  • У (общая неудовлетворенность),
  • Т (семейная тревожность),
  • Н (нервно-психическое напряжение).

В каждой шкале по 4 субшкалы, которые повторяются через каждые три пункта (итого – 12 субшкал) Так, напряженность отражают следующие 4 субшкалы: перегруженности обязанностями, нервно-психической усталости, напряженности и расслабленности.

Процедура опроса
Психолог просит пациента охарактеризовать свое место в семье, свои ощущения в ней по всем 12 субшкалам или дихотомиям самочувствия.

1. Психолог (П): "Мысленно вернитесь домой в семью. Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома, с которыми вспоминаете домашние, дела на работе. Как вы себя чувствуете в выходные дни и по вечерам? В общем, вспомните всю вашу семейную жизнь. Каким вы себя чувствуете чаще всего? Отметьте на шкалах".
П вручает бланк для ответов.
Обследуемый (О) отмечает.
2. П (обращает внимание на качество, наиболее выраженное на шкалах): "Вы отметили, что чувствуете себя в семье очень... (называют соответствующее качество). Приятное это чувство или, скорее, неприятное? Прошу вас вспомнить несколько случаев из вашей семейной жизни, когда вы чувствовали себя очень...(называется то же состояние)".
3. О рассказывает.
П: "Попробуйте еще раз оценить свое состояние дома на этих. же шкалах. Все остается по-старому или что-то изменяется?"
О (обычно меняет оценку по некоторым шкалам). Если при этом на первый план вышло другое состояние, то вея процедура повторяется от пункта 2).

Бланк к методике "Семейно-обусловленное состояние"

Ф.И.О.

Довольным

0

7

Недовольным

У

Спокойным

0

7

Встревоженным

Т

Напряженным

0

7

Расслабленным

Н

Радостным

0

7

Огорченным

У

Нужным

0

7

Лишним

Т

Отдохнувшим

0

7

Усталым

Н

Здоровым

0

7

Больным

У

Смелым

0

7

Робким

Т

Беззаботным

0

7

Озабоченным

Н

Плохим

0

7

Хорошим

У

Ловким

0

7

Неуклюжим

Т

Свободным

0

7

Занятым

Н

Т -       ; У -       ; Н -       ;

Обработка результатов: баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом, суммируются. Состояние констатируется, если сумма оценок по 4 субшкалам превышает или равна по У (общая неудовлетворенность) 24 баллам; по Н. (нервно-психическое напряжение) — 25 баллам; по Т (семейная тревожность) — 24 баллам.

Литература:

__________________
1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб. 1999. С. 42 – 43, 553 – 554.
2. Системная семейная психотерапия / Под. ред. Э.Г. Эйдемиллера. СПб. 2002. С. 74.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.