(авторский вариант Saks – Sidney1 в модификации Заеко Т.А.)
Метод незавершенных предложений является проективным. В его основе лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Таким образом, метод позволяет выявлять как осознаваемые, так и неосознаваемые установки человека. Он является достаточно простым по технике реализации и, в то же время, гибким и легко приспособляемым для различных конкретных целей.
Наиболее известным является вариант Saks–Sidney, адаптированный в лаборатории медицинской психологами Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева. Он состоит из 64 незавершенных предложений. Они разделяются на 16 групп по 4 предложения; каждая из этих групп соответствует определенной сфере отношений человека — к самому себе, к другим людям и т.д. Предлагаемый нами вариант методики является модификацией варианта Saks–Sidney. Цель методики: изучение системы личностных отношений супругов, их семейных установок. Описание методики Методика состоит из 64 предложений, которые могут быть разделены на 16 тематических групп (по 4 предложения в каждой): отношение к семье как таковой, отношение к собственной семье, положение личности в структуре семьи, отношение к партнеру, отношение к себе, отношение к детям (родительские установки), отношение к любви романтического типа, отношение к сексу, отношение к разводу, отношение к конфликтам, главенство и ответственность в семье, права и обязанности супругов, отношение к отдыху и досугу, отношение к родительской семье, отношение к матери, отношение к отцу. В предлагаемый нами вариант методики из первоначального варианта Saks–Sidney вошли в неизменном виде следующие группы предложений:
- отношение к матери;
- отношение к отцу;
- отношение к семье;
- отношение к сексуальной жизни (предложения "Супружеская жизнь кажется мне…", "Когда я вижу женщину вместе с мужчиной…").
Как и в варианте Saks–Sidney в предлагаемой нами модификации методики первая, начальная часть предложения указывает сферу или объект отношения; завершая его, испытуемый выражает имеющееся у него отношение в своем ответе. Процедура проведения методики Методика может проводиться в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка —ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения. При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона. Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого). Инструкция: "Перед вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для вас. Выполняйте работу по возможности быстро. Завершайте начало предложения, не раздумывая, первым, что приходит в голову. Прочитав каждое предложение, выставьте ему эмоционально-оценочный балл, используя следующую шкалу оценок: "+2" — максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении; "+1" — положительное отношение; "0" — нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций; "-1" — отрицательное отношение; "-2" — максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении".
- Семья – это…
- Мой муж (жена)…
- Романтическая любовь – это…
- Когда я вижу женщину вместе с мужчиной…
- Я считаю, что главенство в семье должно принадлежать…
- В моей семье я…
- Я могу доверить своему мужу (жене)…
- Важнее всего в семейной жизни…
- Когда я был ребенком моя семья…
- Конфликт в семье – это…
- Как правило, мы с мужем (женой) отдыхаем…
- Я…
- Моя мать…
- В семье жена имеет право…
- Мы с мужем (женой)…
- Я люблю своего мужа (свою жену), но…
- Развод – это…
- Думаю, что мой отец редко…
- Мне не нравится в себе то, что я…
- Я бы хотела, чтобы мой ребенок…
- Я сержусь, когда мой муж (жена)…
- Любить – значит…
- Моя семья обращается со мной как с…
- Я считаю, что ответственность за семью…
- В обязанности жены входит…
- Супружеская жизнь кажется мне…
- В свободное время я люблю…
- Дети – это…
- Считаю, что большинство матерей…
- Будь я на месте своих родителей, я бы…
- В обязанности мужа входит…
- Если бы мой отец только захотел…
- Обычно развод происходит, когда…
- В семейной жизни романтическая любовь…
- Моей семьей руководит…
- Я хотел(а) бы…
- Я мог (могла) бы поругать своего ребенка за…
- Большинство известных мне семей…
- В моей семье меня устраивает…
- Я считаю, что добрачные половые отношения…
- Он (она) сердится, когда я…
- Я ценю своего мужа (свою жену) за то, что…
- В свободное время мой муж (моя жена) любит…
- В моей родительской семье главенство принадлежало…
- Своему мужу (своей жене) я бы не простила (простил)…
- Я люблю свою мать, но…
- Я бы хотел(а), чтобы моя семья обращалась со мной…
- Думаю, что мой отец…
- В семье муж имеет право на…
- По сравнению с большинством других семей, моя семья…
- В моей семье мне не нравится…
- Главный в семье должен…
- Чаще всего в моей семье разногласия возникают по поводу…
- С моей точки зрения, идеальный муж- это…
- Я мог(ла) бы похвалить своего ребенка за…
- С моей точки зрения идеальная жена – это…
- Сейчас я думаю, что моя родительская семья…
- Моя мать и я…
- Мне бы хотелось, чтобы в свободное время…
- Я хотел(а) бы, чтобы мой отец…
- Я думаю, что сексуальные отношения в нашей семье…
- Моя семья дает мне возможность…
- Когда семья распадается…
- Эмоциональные отношения в моей семье…
"Ключ":
п/п
|
Группы предложений
|
№ утверждений
|
1.
|
Отношение к семье
|
1, 8, 38, 50
|
2.
|
Мы – семья (отношение к собственной семье)
|
7, 15, 39, 51
|
3.
|
Положение личности в структуре семьи
|
6, 23, 47, 62
|
4.
|
Отношение к партнеру
|
2, 16, 42, 54*
|
5.
|
Отношение к себе
|
12, 19, 36, 56*
|
6.
|
Отношение к детям
|
20, 28, 37, 55
|
7.
|
Отношение к любви романтического типа
|
3, 22, 34, 64
|
8.
|
Отношение к сексу
|
4, 26, 40, 61
|
9.
|
Отношение к разводу
|
17, 33, 45, 63
|
10.
|
Отношение к конфликтам
|
10, 21, 41, 53
|
11.
|
Главенство и ответственность в семье
|
5, 24, 35, 52
|
12.
|
Права и обязанности супругов
|
14, 25, 31, 49
|
13.
|
Отношение к отдыху, досугу
|
11, 27, 43, 59
|
14.
|
Отношение к родительской семье
|
9, 30, 44, 57
|
15.
|
Отношение к матери
|
13, 29, 46, 58
|
16.
|
Отношение к отцу
|
18, 32, 48, 60
|
Примечание: 54* и 56*- вариант распределения предложений по группам при выполнении задания супругой. При выполнении задания мужем, предложения 54* и 56* распределяются следующим образом: предложение 54* будет входить в 5-ую группу предложений (отношение к себе), а 56*-ое предложение будет входить в 4-ую группу предложений (отношение к партнеру).
Обработка и интерпретация данных После того, как испытуемые выполнили задание, необходимо провести качественное изучение законченных предложений по тематическим группам с помощью контент-анализа и количественный анализ. Качественный анализ проводится отдельно по каждой тематической группе предложений. При количественном анализе оценивается, как правило, то отношение, которое выражено испытуемым в ответе к субъекту или объекту, названному в первой части предложения. Выделяют 3 типа отношения: 1. Нейтральное, оцениваемое как "0"; 2. Положительное, оцениваемоекак "+"; 3. Отрицательное, оцениваемое как "-". Внутри (2) и (3) возможны дополнительные градации (см. инструкцию). Например, начало предложения следующее: "По сравнению с большинством других семей, моя семья..." Варианты завершения: 1. "плохая", "недружная", "несчастливая", "распалась" - "-2" 2. "не очень хорошая", "нервная", "менее дружная" - "-1" 3. "не хуже и не лучше", "такая же" - "0".
Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от "+8" до "-8", может быть нулевой. Всего таких показателей 16, в соответствии с количеством сфер. В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).
Литература: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом "БАХРАХ", 1998. |