ВЕРБАЛЬНАЯ АССОЦИАТИВНАЯ МЕТОДИКА «ЭЗОП»
Методика, разработанная В.А. Ясвиным, С.Д. Дерябо, предназначена для исследования типа доминирующей установки учащихся в отношении природы. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Описание: Условно можно выделить четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая установка»), как объект изучения, знаний («когнитивная»), как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматическая»). «ЭЗОП» -- это «эмоции», «знания», «охрана», «польза» -- такие рабочие названия типов установок использовались во времена создания методики. Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Например: ЛОСЬ – следы, лесник, трофей, камни, рога. Эти слова отобраны как наиболее характерные, но «неявные» ассоциации, возникающие у людей, с четко выраженным доминированием соответствующей установки. (Четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое – для отвлечения внимания, «мусорное» слово). Методика проводится в устной форме. На бланке фиксируется только ответ. Возможен индивидуальный и групповой вариант. Обследуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое больше всего «к нему подходит». Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемого на остается времени осмыслить варианты (5 вариантов для этого наиболее оптимальны) и он вынужден выбирать тот, который «первым пришел в голову», как раз и характеризующий доминирующую у него установку. Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности. Опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не один, а два преобладающих типа установок.
Инструкция: Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по пять слов. Выберите то из этих пяти, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово "МЯЧ" и к нему следующие слова: "красный", "футбольный", "большой", "резиновый", "детский". В качестве ответа Вы записываете только выбранное слово, например, "резиновый". Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.
1. ЛЕС:
|
поляна (К) муравейник (И) заповедник (О) дрова(П) песок
|
2. ЛОСЬ:
|
следы (И) лесник (О) трофей (П) камни рога(К)
|
3. ТРАВА:
|
поливать (о) силос (П) кора роса (К) стебель (И)
|
4. ОЗЕРО:
|
улов (П) шерсть острова (К) моллюск (И) очищать (О)
|
5. МЕДВЕДЬ:
|
паутина хозяин (К) малина (И) редкий (О) шкура (П)
|
6. ДЕРЕВО:
|
осень (К) кольца (И) вырастить (О) мебель (П) сено
|
7. БОЛОТО:
|
головастик (И) заказник (О) торф (П) яблоки туман (К)
|
8. УТКА:
|
запрет (О) жаркое (П) рассвет (К) ветка кольцевание (И)
|
9. РЫБА:
|
жабры (И) серебристая (К) нерестилище (О) жарить (П) перо
|
10. САД
|
берлога цветущий (К) опыление (И) ухаживать (О) урожай (П)
|
11. БОБР:
|
ловкий (К) резцы (И) расселение (О) шуба (П) грибы
|
12. ПРИРОДА:
|
красота (К) изучение (И) охрана (О) польза (П)
|
Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно, не зачитывается. К - природа воспринимается как объект красоты — "эстетическая" установка И - природа воспринимается как объект изучения — "когнитивная" установка О - природа воспринимается как объект охраны — "этическая установка" П - природа воспринимается как объект пользы — "прагматическая" установка Обработка результатов. Каждый ответ испытуемого сравнивается с ключом и записывается в графу соответствующего типа установки. Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Необходимо отметить, что нужно обращать внимание на количество ответов, несовпадающих ни с одним типом установки в ключе — "мусорные слова". Опыт показывает, что если испытуемый выбрал 3 и более "мусорных" слова, то его результаты необходимо забраковать, так как он, вероятно, стремился специально использовать наиболее "неподходящие" ассоциации. Пример
Первичные данные и обработка результатов
1.
|
Поляна
|
- К
|
|
|
|
|
|
2.
|
Трофей
|
- П
|
|
|
|
|
|
3.
|
Роса
|
- К
|
тип
|
|
колич.
|
доля
|
ранг
|
4.
|
Острова
|
- К
|
К
|
-
|
7
|
58%
|
1
|
5.
|
Шкура
|
- П
|
И
|
-
|
2
|
17%
|
III
|
6.
|
Осень
|
- К
|
О
|
-
|
0
|
0%
|
IV
|
7.
|
Туман
|
- К
|
П
|
-
|
3
|
25%
|
II
|
8.
|
Кольцевание
|
- О
|
|
|
|
|
|
9.
|
Жабры
|
- И
|
|
|
|
|
|
10.
|
Цветущий
|
- К
|
|
|
|
|
|
11.
|
Шуба
|
- П
|
|
|
|
|
|
12.
|
Красота
|
- К
|
|
|
|
|
|
Интерпретация В данном случае у испытуемого доминирующей является установка на природу как объект красоты ("эстетическая" установка), а установка на природу как объект охраны ("этическая") не проявляется вообще. Интересную информацию может дать сопоставление доминирующей установки, полученной по первым 11 пунктам, и выбором в 12 пункте. В последнем пункте исследуемые установки даны "открытым текстом", и экспериментальная ситуация является практически получением ответа испытуемого на прямой вопрос "Природа есть ... (красота, изучение, охрана, польза)?". Естественно, что при этом вступает в силу фактор социальной "желательности — нежелательности": из более тысячи испытуемых только единицы выбрали ответ "польза",— ведь откровенно прагматические установки на природу социально не одобряются. Опыт показал, что существует интересный "перевертыш": подавляющее большинство тех, у кого в целом по методике выявлена прагматическая установка, выбирают в последнем пункте ответ "охрана", ведь "природу надо охранять!"; и наоборот, только для нескольких из тех, кто выбрал ответ "охрана", характерна этическая установка на природу и по другим пунктам, а для очень многих — как раз прагматическая. Этот факт является своеобразным показателем ва-лидности методики: испытуемые действительно не могут "расшифровать" стимульные слова и сознательно фальсифицировать ответ.
|