Тест на память 10 слов
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития

История и источники методики, направленность. Методика 10 слов (заучивание десяти слов), предложенная А.Р.Лурией, давно стала классической и по праву востребована в практической психодиагностике и сегодня. Она направлена на исследование произвольной слухоречевой памяти. С момента своего создания методика претерпела немало модификаций. В данном пособии мы описываем ее практически в «классическом» виде, в котором она до сих нор используется в медицинской психологии 16,9,14 и др..
Возрастной диапазон: от 6 лет.


Инструкция испытуемому и процедура проведения. «Сейчас я зачитаю список слов. Послушай их внимательно и постарайся запомнить. Как только я закончу, назови все слова, которые запомнил(а), в любом порядке». Инструкция для второго предъявлений: «Теперь я прочту эти слова еще раз, ты опять их послушаешь и назовешь все, что запомнил(а) - и те слова, что называл(а). и те, что не называл(а), все вместе в любом порядке». Необходимость последующих предъявлений можно мотивировать тем, что цель задания - выучить все 10 слов, если это не получилось сделать раньше. Однако, даже в случае, если испытуемый называет все слова, например, с третьего предъявления, рекомендуется все равно продолжать и сделать все 5 предъявлений - с одной стороны, меньшее количество предъявлений будет влиять на эффективность отсроченного воспроизведения, с другой - не все испытуемые, назвавшие 10 слов с третьего / четвертого предъявления, смогут удержать этот уровень. В некоторых случаях можно дать 6 предъявлений, особенно если испытуемый не сразу включается в работу, однако не следует добиваться заучивания всех 10 слов «во что бы то ни стало», увеличивая число предъявлений.
Отсроченное воспроизведение осуществляется без повторного предъявления обычно спустя 40-60 минут (в зависимости от возраста и состояния испытуемого), которые заполняются какими-либо иными заданиями в ходе проведения диагностики.

Стимульный материал теста 10 слов и протокол записи

Существует множество наборов для данной методики. Мы приводим два набора, наиболее часто используемых авторами данного пособия. Нормативные показатели (Приложение 4.1) собраны преимущественно с использованием набора 1.

Слона
(набор 1)

 

Предъявления

Отсроч.

1

2

3

4

5

1. Лист

 

 

 

 

 

 

2. Часы

 

 

 

 

 

 

3. Кот

 

 

 

 

 

 

4. Мак

 

 

 

 

 

 

5. Ключ

 

 

 

 

 

 

6. Ведро

 

 

 

 

 

 

7. Мост

 

 

 

 

 

 

8. Нос

 

 

 

 

 

 

9. Мина

 

 

 

 

 

 

10. Пальто

 

 

 

 

 

 

Кривая запоминания

 

 

 

 

 

 

Привнесенные слова

 

 

 

 

 

 



В графах столбцов с номерами предъявлений отмечаются названные испытуемым слова. Полезно фиксировать порядок, в котором они воспроизводились. укатывая порядковый номер напротив соответствующего слова. В строке «Кривая запоминания» указывается количество верно воспроизведенных слов, сели какое-то слово называлось повторно, отметить галочкой, но считать та одно. В строке «Привнесенные слова» указываются те слова, которые называет испытуемый, но которых не было в списке.

Набор 2: Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Брат, Конь, Гриб, Игла, Мёд.

Полезно иметь второй набор слов для исследования состояния памяти н динамике (одного и того же человека через некоторый промежуток времени), т.к. испытуемые могут довольно хорошо выучивать первый предложенный список. В нашей практике встречались случаи, когда испытуемые вспоминали слова из списка спустя год. Оценка данной методики традиционно включает два подхода: количественный и качественный. В данном пособии мы делаем акцент на количественной оценке, поскольку качественный анализ кривой запоминания довольно хорошо освящен в литературе.
К основным оцениваемым параметрам можно отнести следующие:
• объем непосредственной слухоречевой памяти (НП) - количество верно воспроизведенных слов после первого предъявления;
• кривая запоминания, образованная объемами воспроизведения с 1- го по 5-ое;
• эффективность запоминания (ЭП) - количественный показатель, отражающий общую долю заученных слов; численно равен сумме объемов воспроизведения с 1-го по 5-ый, отнесенный к общему количеству предъявленных слов (5х 10 = 50);
• успешность заучивания (УП) - способность (неспособность) испытуемого выучить все 10 слов за 5 предъявлений;
• объем отсроченного воспроизведения (ОН) - количество верно воспроизведенных слов спустя 40-60 минут.
Нормативные возрастные показатели представлены в Приложении 4.1, табл.1,2.

Приложение 4

Возрастные нормативные показатели по методикам оценки памяти


В приложении 4 приведены количественные показатели по методикам исследования памяти; 10 слов, парные ассоциации, пиктограммы. Представленные данные получены отделом медицинской психологии ФГБНУ НЦНЗ в ходе исследования познавательной сферы учащихся массовых школ. Возрастной интервал и принцип оценки аналогичен тому, как это представлено в приложении 3. В некоторых методиках, где полнота данных была достаточной, показатели представлены отдельно для мальчиков и девочек.

Приложение 4.1

Заучивание 10 слов

Табл. 1. Средиие показатели памяти для мальчиков и девочек

Возраст,
ГОДЫ

НП

ОП

ЭП

жен

муж

жен

муж

жен

муж

7

5.6 ± 0,9

3,8 ± 1,2

7,5 ± 1,7

5,4 ±3,1

72,4 ± 6,9

64,8 ± 12.2

8

5,5 ± 1,4

4,9 ± 1,3

7,5 ± 1,0

6,4 ±2,1

74,6 ± 9,5

71,2 ±9,4

9

6,1 ± 1,0

5,5 ± 1,2

7,6 ± 1,5

7,4 ± 1,7

77,8 ±7,1

78,2 ± 5,5

10

6,3 ± 1,1

6,0 ± 1,8

7,2 ± 1,7

6,0 ± 2,8

77,0 ±9,8

76,3 ± 9,2

11

6,9 ± 1,7

6,3 ± 1,5

7,4 ± 1,7

4,9 ± 2,2

82,0 ± 8,3

71,9 ± 11.2

12

7,3 ± 1,9

6,6 ± 1,8

7,5 ± 1,7

6,3 ± 2,0

81,7 ± 11,0

75,9 ± 11.9

13

6,9 ± 1,9

6,4 ± 1,6

6,7 ±0,8

8,0 ± 1,8

78,2 ± 14,5

78,9 ± 12,4

14

6,5 ± 1,0

6,2 ±1,5

8,2 ± 1,6

6,9 ± 3,0

79,0 ± 11,1

78,4 ± 11,9

15

6,5 ±0,8

6,2 ± 1,6

7,8 ± 1,6

7,1 ±2,4

81,2 ±8,5

77,8 ±8,8

16

6,9 ± 1,4

6,9 ± 1,0

6,8 ± 2,8

6,6 ± 2,3

86,2 ± 6,8

84,9 ±5,5


НП - объем непосредственного воспроизведения, ед. объема.
ОП - объем отсроченного воспроизведения, ед. объема. Вычислялся по результатам 5 предъявлений.
ЭП - эффективность запоминания, в %. Вычислялся по результатам 5 предъявлений. Здесь и далее представлены средние ± стандартные отклонения.

Табл.2. Средние показатели памяти без деления по полу

Возраст,
годы

НП

ОП

ЭП

УП

7

4,4 ± 1,4

6,2 ±2,8

67,9 ± 10,9

22%

8

5,1 ±1,3

6,8 ± 1,8

72,4 ± 9,5

60%

9

5,8 ± 1,1

7,5 ± 1,6

78,0 ± 6,3

75%

10

6,1 ± 1,5

6,6 ± 2,4

76,6 ± 9,4

57%

11

6,6 ± 1,6

6,2 ± 2,3

76,8 ± 11,0

50%

12

6,9 ± 1,8

6,8 ± 1,9

78,6 ± 11,8

54%

13

6,7 ± 1,8

7,4 ± 1,5

78,5 ± 13,4

62%

14

6,3 ± 1,4

7,7 ± 2,3

78,8 ± 11,3

72%

15

6,3 ± 1,2

7,5 ± 2,0

79,5 ± 8,8

50%

16

6,9 ± 1,2

6,7 ± 2,5

85,4 ±6,0

72%

НП - объем непосредственной слухоречевой памяти, ед. объема.
ОП - объем отсроченного воспроизведения, ед. объема. Вычислялся по результатам 5 предъявлений.
ЭП - эффективность запоминания, в %. Вычислялся по результатам 5 предъявлений. УП - успешность заучивания (доля успешно запомнившихся 10 слов с 5 предъявлений в каждой возрастной группе), %.

Источник: Зверева Н.В., Хромоз А.И.. Сергиенко А.А.. Коваль-Зайцев А.А. Клинико- психологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (память и внимание). - М.: ООО «Сам полиграфист», 2017 - 48 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.