История и источники методики, направленность. Методика 10 слов (заучивание десяти слов), предложенная А.Р.Лурией, давно стала классической и по праву востребована в практической психодиагностике и сегодня. Она направлена на исследование произвольной слухоречевой памяти. С момента своего создания методика претерпела немало модификаций. В данном пособии мы описываем ее практически в «классическом» виде, в котором она до сих нор используется в медицинской психологии 16,9,14 и др.. Возрастной диапазон: от 6 лет.
Инструкция испытуемому и процедура проведения. «Сейчас я зачитаю список слов. Послушай их внимательно и постарайся запомнить. Как только я закончу, назови все слова, которые запомнил(а), в любом порядке». Инструкция для второго предъявлений: «Теперь я прочту эти слова еще раз, ты опять их послушаешь и назовешь все, что запомнил(а) - и те слова, что называл(а). и те, что не называл(а), все вместе в любом порядке». Необходимость последующих предъявлений можно мотивировать тем, что цель задания - выучить все 10 слов, если это не получилось сделать раньше. Однако, даже в случае, если испытуемый называет все слова, например, с третьего предъявления, рекомендуется все равно продолжать и сделать все 5 предъявлений - с одной стороны, меньшее количество предъявлений будет влиять на эффективность отсроченного воспроизведения, с другой - не все испытуемые, назвавшие 10 слов с третьего / четвертого предъявления, смогут удержать этот уровень. В некоторых случаях можно дать 6 предъявлений, особенно если испытуемый не сразу включается в работу, однако не следует добиваться заучивания всех 10 слов «во что бы то ни стало», увеличивая число предъявлений. Отсроченное воспроизведение осуществляется без повторного предъявления обычно спустя 40-60 минут (в зависимости от возраста и состояния испытуемого), которые заполняются какими-либо иными заданиями в ходе проведения диагностики.
Стимульный материал теста 10 слов и протокол записи
Существует множество наборов для данной методики. Мы приводим два набора, наиболее часто используемых авторами данного пособия. Нормативные показатели (Приложение 4.1) собраны преимущественно с использованием набора 1.
Слона (набор 1)
|
Предъявления
|
Отсроч.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1. Лист
|
|
|
|
|
|
|
2. Часы
|
|
|
|
|
|
|
3. Кот
|
|
|
|
|
|
|
4. Мак
|
|
|
|
|
|
|
5. Ключ
|
|
|
|
|
|
|
6. Ведро
|
|
|
|
|
|
|
7. Мост
|
|
|
|
|
|
|
8. Нос
|
|
|
|
|
|
|
9. Мина
|
|
|
|
|
|
|
10. Пальто
|
|
|
|
|
|
|
Кривая запоминания
|
|
|
|
|
|
|
Привнесенные слова
|
|
|
|
|
|
|
В графах столбцов с номерами предъявлений отмечаются названные испытуемым слова. Полезно фиксировать порядок, в котором они воспроизводились. укатывая порядковый номер напротив соответствующего слова. В строке «Кривая запоминания» указывается количество верно воспроизведенных слов, сели какое-то слово называлось повторно, отметить галочкой, но считать та одно. В строке «Привнесенные слова» указываются те слова, которые называет испытуемый, но которых не было в списке.
Набор 2: Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Брат, Конь, Гриб, Игла, Мёд.
|
Полезно иметь второй набор слов для исследования состояния памяти н динамике (одного и того же человека через некоторый промежуток времени), т.к. испытуемые могут довольно хорошо выучивать первый предложенный список. В нашей практике встречались случаи, когда испытуемые вспоминали слова из списка спустя год. Оценка данной методики традиционно включает два подхода: количественный и качественный. В данном пособии мы делаем акцент на количественной оценке, поскольку качественный анализ кривой запоминания довольно хорошо освящен в литературе. К основным оцениваемым параметрам можно отнести следующие: • объем непосредственной слухоречевой памяти (НП) - количество верно воспроизведенных слов после первого предъявления; • кривая запоминания, образованная объемами воспроизведения с 1- го по 5-ое; • эффективность запоминания (ЭП) - количественный показатель, отражающий общую долю заученных слов; численно равен сумме объемов воспроизведения с 1-го по 5-ый, отнесенный к общему количеству предъявленных слов (5х 10 = 50); • успешность заучивания (УП) - способность (неспособность) испытуемого выучить все 10 слов за 5 предъявлений; • объем отсроченного воспроизведения (ОН) - количество верно воспроизведенных слов спустя 40-60 минут. Нормативные возрастные показатели представлены в Приложении 4.1, табл.1,2.
Приложение 4
Возрастные нормативные показатели по методикам оценки памяти
В приложении 4 приведены количественные показатели по методикам исследования памяти; 10 слов, парные ассоциации, пиктограммы. Представленные данные получены отделом медицинской психологии ФГБНУ НЦНЗ в ходе исследования познавательной сферы учащихся массовых школ. Возрастной интервал и принцип оценки аналогичен тому, как это представлено в приложении 3. В некоторых методиках, где полнота данных была достаточной, показатели представлены отдельно для мальчиков и девочек.
Заучивание 10 слов
Табл. 1. Средиие показатели памяти для мальчиков и девочек
Возраст, ГОДЫ
|
НП
|
ОП
|
ЭП
|
жен
|
муж
|
жен
|
муж
|
жен
|
муж
|
7
|
5.6 ± 0,9
|
3,8 ± 1,2
|
7,5 ± 1,7
|
5,4 ±3,1
|
72,4 ± 6,9
|
64,8 ± 12.2
|
8
|
5,5 ± 1,4
|
4,9 ± 1,3
|
7,5 ± 1,0
|
6,4 ±2,1
|
74,6 ± 9,5
|
71,2 ±9,4
|
9
|
6,1 ± 1,0
|
5,5 ± 1,2
|
7,6 ± 1,5
|
7,4 ± 1,7
|
77,8 ±7,1
|
78,2 ± 5,5
|
10
|
6,3 ± 1,1
|
6,0 ± 1,8
|
7,2 ± 1,7
|
6,0 ± 2,8
|
77,0 ±9,8
|
76,3 ± 9,2
|
11
|
6,9 ± 1,7
|
6,3 ± 1,5
|
7,4 ± 1,7
|
4,9 ± 2,2
|
82,0 ± 8,3
|
71,9 ± 11.2
|
12
|
7,3 ± 1,9
|
6,6 ± 1,8
|
7,5 ± 1,7
|
6,3 ± 2,0
|
81,7 ± 11,0
|
75,9 ± 11.9
|
13
|
6,9 ± 1,9
|
6,4 ± 1,6
|
6,7 ±0,8
|
8,0 ± 1,8
|
78,2 ± 14,5
|
78,9 ± 12,4
|
14
|
6,5 ± 1,0
|
6,2 ±1,5
|
8,2 ± 1,6
|
6,9 ± 3,0
|
79,0 ± 11,1
|
78,4 ± 11,9
|
15
|
6,5 ±0,8
|
6,2 ± 1,6
|
7,8 ± 1,6
|
7,1 ±2,4
|
81,2 ±8,5
|
77,8 ±8,8
|
16
|
6,9 ± 1,4
|
6,9 ± 1,0
|
6,8 ± 2,8
|
6,6 ± 2,3
|
86,2 ± 6,8
|
84,9 ±5,5
|
НП - объем непосредственного воспроизведения, ед. объема. ОП - объем отсроченного воспроизведения, ед. объема. Вычислялся по результатам 5 предъявлений. ЭП - эффективность запоминания, в %. Вычислялся по результатам 5 предъявлений. Здесь и далее представлены средние ± стандартные отклонения.
Табл.2. Средние показатели памяти без деления по полу
Возраст, годы
|
НП
|
ОП
|
ЭП
|
УП
|
7
|
4,4 ± 1,4
|
6,2 ±2,8
|
67,9 ± 10,9
|
22%
|
8
|
5,1 ±1,3
|
6,8 ± 1,8
|
72,4 ± 9,5
|
60%
|
9
|
5,8 ± 1,1
|
7,5 ± 1,6
|
78,0 ± 6,3
|
75%
|
10
|
6,1 ± 1,5
|
6,6 ± 2,4
|
76,6 ± 9,4
|
57%
|
11
|
6,6 ± 1,6
|
6,2 ± 2,3
|
76,8 ± 11,0
|
50%
|
12
|
6,9 ± 1,8
|
6,8 ± 1,9
|
78,6 ± 11,8
|
54%
|
13
|
6,7 ± 1,8
|
7,4 ± 1,5
|
78,5 ± 13,4
|
62%
|
14
|
6,3 ± 1,4
|
7,7 ± 2,3
|
78,8 ± 11,3
|
72%
|
15
|
6,3 ± 1,2
|
7,5 ± 2,0
|
79,5 ± 8,8
|
50%
|
16
|
6,9 ± 1,2
|
6,7 ± 2,5
|
85,4 ±6,0
|
72%
|
НП - объем непосредственной слухоречевой памяти, ед. объема. ОП - объем отсроченного воспроизведения, ед. объема. Вычислялся по результатам 5 предъявлений. ЭП - эффективность запоминания, в %. Вычислялся по результатам 5 предъявлений. УП - успешность заучивания (доля успешно запомнившихся 10 слов с 5 предъявлений в каждой возрастной группе), %.
Источник: Зверева Н.В., Хромоз А.И.. Сергиенко А.А.. Коваль-Зайцев А.А. Клинико- психологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (память и внимание). - М.: ООО «Сам полиграфист», 2017 - 48 с. |