Тест Гилфорда (изучение творческого мышления)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития

Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления для детей возрастной группы от 5 до 15 лет.

Исследуемые факторы:
1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.

Время проведения процедуры — около 40 минут.
Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в
индивидуальной форме).
Следует отметить, что субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация — слова — предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — выражение — предназначена для детей 9—15 лет.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

Задача : Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.
Инструкция для испытуемого: "Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? "   Инструкция зачитывается устно.
Время выполнения субтеста — 3 мин.
При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание

Результаты выполнения теста оценивались в баллах.
Имеются три показателя:
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов.
За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Б = n. где Б — беглость, n — число уместных ответов.

Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.

2) Гибкость — число классов (категорий) ответов.

Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной
категории — создание поделок и игрушек.

Категории ответов

1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).

2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).

3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при
окраске потолка).

4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).

5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).

6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).

7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).

8. Сдача в маккулатуру.

9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).

10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).

11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).

12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую
категорию только один раз.

Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов,
отнесенных к новой категории, которой нет в списке). За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по
3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести
ответ с приведенным выше списком. За одну категорию начисляется 3 балла.

Г = 3 m. где Г — показатель гибкости, m — число использованных категорий.

3) Оригинальность — число необычных, оригинальных ответов. Ответ
считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек.

Один оригинальный ответ — 5 баллов.
Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

0р = 5 k. где 0р — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.

Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после
процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном
случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам,
отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно
корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как
приблизительными и оценочными.

Т 1 = Б 1 + Г 1 + Ор 1 = n + 3 m + 5 k.

Т 1 — суммарный показатель первого субтеста,
Б 1 — беглость по 1 субтесту,
Г 1 — гибкость по 1 субтесту,
Ор 1 — оригинальность по 1 субтесту,
n — общее число уместных ответов,
m — число категорий,
k — число оригинальных ответов.

Субтест 2. Последствия ситуации

Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.
Инструкция для испытуемого: "Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке. "
Время выполнения субтеста — 3 минуты.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах.
Имеются два показателя.

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число приведенных последствий.
1 ответ (1 следствие) — 1 балл.

Б = n.

2) Оригинальность — число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на
выборке 30—40 человек).
1 оригинальный ответ — 5 баллов.

0р = 5 k. где 0р — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.

Т 2 = n + 5 k.

Т 2 — суммарный показатель второго субтеста.

Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных
(неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих
отношения к поставленной задаче.

Субтест 3а. Слова

Модификация для детей 5—8 лет.
Субтест проводится индивидуально.

Задача : Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
Инструкция для испытуемого :1 часть. "Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка». "
На ответ дается 2 минуты.
2 часть. "Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например
«сумка». "
На ответ дается 2 минуты.
Время выполнения всего субтеста — 4 минуты.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.
Имеются два показателя.

1) Беглость — общее число приведенных слов.
1 слово — 1 балл.

Б = n , где Б — показатель беглости, n — общее число слов.

Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать
неадекватные слова.

2) Оригинальность — число оригинальных слов, приведенных один раз на
выборку 30—40 человек.
1 оригинальное слово — 5 баллов.

0р = 5 k. где Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных
слов.

Т 3 = n + 5 k.

Т 3 — суммарный показатель третьего cубтеста (для детей 5—8 лет).

Субтест 3б. Выражение

Модификация для детей 9—15 лет
Задача : Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из
которых начинается с указанной буквы.
Инструкция для испытуемого : "Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с
указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не
меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими
буквами. "
Время выполнения субтеста — 5 минут.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.

1) Беглость — число придуманных предложений (n).
1 предложение — 1 балл.

Б = n.

2) Гибкость — число слов, используемых испытуемым. Каждое слово
учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении
учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не
повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям
речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело».
1 слово — 0,1 балла.

Г = 0,1 m.
где Г — показатель гибкости, m — число слов, используемых один раз.

3) Оригинальность

Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек.
Одно оригинальное предложение — 5 баллов.

Ор = 5 k. где Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных
предложений.

Т 3 = n + 0,1 m + 5 k.

Т 3 — суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9—15 лет).

Субтест 4. Словесная ассоциация

Задача : Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Инструкция для испытуемого : "Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? "
Время выполнения субтеста — 3 минуты.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.

1) Беглость — суммарное число приведенных определений (n).
Одно определение — 1 балл.

Б = n. где Б — показатель беглости.

2) Гибкость — число категорий ответов.

Одна категория — 3 балла.

Г = 3 m. где Г — показатель гибкости, m — число категорий ответов.

Категории ответов

·  1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).

·  2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).

·  3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).

·  4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).

·  5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).

·  6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).

·  7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).

·  8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).

·  9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).

·  10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).

·  11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).

·  12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).

Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз.
Максимальный балл — 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а
также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая
категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.

Г = 3 m. где Г — показатель гибкости, m — число категорий.

3) Оригинальность — число оригинальных определений.

Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30—40 человек.
Одно оригинальное определение — 5 баллов.

0р = 5 k. где Ор — показатель оригинальности, к— число оригинальных
определений.

Т 4 = n + 3 m + 5 k.

Т 4 — суммарный показатель четвертого субтеста.

Субтест 5. Составление изображений

Задача : Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором
фигур.
Инструкция для испытуемого : "Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг.
Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
В первом квадрате нарисуй лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый
рисунок."  Длина стороны квадрата — 8 см (для тестового бланка). Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания — лампа.
Время выполнения всех рисунков — 8 минут.

Оценивание

Оценивание производится по двум показателям.

1) Беглость — гибкость. В данном показателе учитываются:

n 1 — число изображенных элементов (деталей);
n 2 — число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n 2 изменяется от 0 до 4.
Одна деталь — 0,1 балла.
Один класс фигур — 1 балл.
n 3 — число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии).
Одна ошибка — 0,1 балла.

Б 4 i=1 = (0,1n 1i + n 2i — 0,1 n 3i ) . где Б — беглость, i — номер
рисунка (от 1 до 4).

Баллы Б суммируются по четырем рисункам.

2) Оригинальность

k 1 — число оригинальных элементов рисунка.
Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное
расположение элементов друг относительно друга. Один оригинальный элемент — 3 балла.
В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.
k 2 — оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30—40 человек.
k 2 может принимать значения 0 или 1.
За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)

Ор 4 i=1 = 5 k + k 1i . где Ор — оригинальность, i — номер рисунка (от 1
до 4).

Т 5 = Б + 0р.

Т 5 — суммарный показатель пятого субтеста,
Б — беглость,
0р — оригинальность.

Субтест 6. Эскизы

Задача : Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги),
приводимые в квадратах.
Инструкция для испытуемого : "Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки.
Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку."
Тестовый бланк — это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга — 1,5 см.
Время выполнения задания — 10 минут.

Оценивание

Проводится по трем показателям:

1) Беглость — число адекватных задаче рисунков.
Один рисунок — 1 балл.

Б = n. где n — число рисунков (изменяется от 0 до 20).

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круг.

2) Гибкость — число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию. Одна категория — 3 балла.

Г = 3m. где m — число категорий.

Категории ответов

·  1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).

·  2. Географические объекты (озеро, пруд, горы,
солнце, луна).

·  3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.

·  4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки,
символы).

·  5. Игрушки, игры (любые).

·  6. Космос (ракета, спутник, космонавт).

·  7. Лицо (любое человеческое лицо).

·  8. Люди (человек).

·  9. Машины. Механизмы.

·  10. Посуда.

·  11. Предметы домашнего обихода.

·  12. Природные явления (дождь, снег, град,
радуга, северное сияние).

·  13. Растения (любые — деревья, травы, цветы).

·  14. Спортивные снаряды.

·  15. Съедобные продукты (еда).

·  16. Узоры, орнаменты.

·  17. Украшения (бусы, серьги, браслет).

Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

3) Оригинальность

Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке
в 30—40 человек).
Один оригинальный рисунок — 5 баллов.

Ор = 5 k. где Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных
рисунков.

T 6 = n + 3 m + 5 k.

Т 6 — суммарный показатель шестого субтеста.

При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись.
У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках, и подписать названия к рисункам. В сновном это относится к возрастной группе 5—7 лет.

Субтест 7. Спрятанная форма

Задача : Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.
Инструкция для испытуемого : "Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке? "
Время выполнения субтеста — 3 минуты.
Стимульный материал: всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

1) Беглость — суммарное число ответов (n).
Один ответ — 1 балл.

Б = n.

2) Оригинальность — число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30—40 человек.

Один оригинальный ответ — 5 баллов.

0р = 5 k. где Ор — оригинальность, k — число оригинальных, редких ответов.

T 7 = n + 5 k.

Т 7 — суммарный показатель седьмого субтеста.

Источник:  Е.Е.Туник "Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты."

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.